№8
1)Оказывается, всем богатством того, что называется вкусом, человек обязан своему обонянию. (2) объясняется тот факт, что при сильной простуде, когда обоняние на время пропадает, пища становится безвкусной. (3)При простуде мы получаем информацию о вкусе только с помощью рецепторов языка, а как показали опыты, человек, определяя вкус продуктов только с помощью рецепторов языка, не отличает даже очищенного яблока от сырого картофеля.
1.Укажите предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)Человек различает вкус продуктов в большей степени за счёт обоняния, а не рецепторов языка, вот почему, когда обоняние пропадает, пища становится безвкусной, следовательно, богатством вкуса человек обязан своему обонянию.
2) О вкусе известно гораздо больше, чем об обонянии: подобно пахучим химическим соединениям, вещества, передающие нам вкус, растворяются в слюне и дают ощущение вкуса.
3) Богатством вкуса человек обязан своему обонянию: когда обоняние пропадает, пища становится безвкусной, так как человек различает вкус продуктов в большей степени за счёт обоняния, а не рецепторов языка.
4) Всем богатством того, что называется обонянием, человек обязан своему вкусу.
5) При сильной простуде пища становится безвкусной, так как, будучи реакцией на химические вещества, вкус сродни обонянию.
2. Какое указательное местоимение должно стоять вначале второго предложения? Запишите это местоимение.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОДУКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении.
1. Предмет как результат человеческого труда (обработки, переработки, исследования). Продукты производства. Продукты обмена. Продукты перегонки нефти. Книга п. многолетнего труда.
2. перен. Следствие, результат, порождение чего-н. (книжн.). Язык п. исторического развития.
3. обычно мн. Предметы питания, съестные припасы. Молочные продукты. Запасы продуктов.
4 . В одном из слов НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) квартАл 2) мЕстностей 3) ободрИть
4) принУдить 5) нОвостей
5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) БЛАГОДАРСТВЕННОЕ письмо было вручено родителям на общешкольном собрании.
2) ГОДИЧНЫЙ отчёт был практически готов.
3) От встречи у меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ ощущение: мысленно я принимал и одну, и другую сторону.
4) С такой ГОРДЫНЕЙ тебе бы царствовать, милочка!
5) На мой взгляд, это был полнейший ДИКТАТ; но, кажется, кроме меня, так никто более не считал.
6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту водную акваторию.
7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) пара ТУФЛЕЙ 2) ВЫПРАВЬ текст 3) несколько ПОЛОТЕНЕЦ
4) старые ПРОФЕССОРА 5) новые ВЫБОРЫ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | ПРЕДЛОЖЕНИЯ Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи. Высота скульптуры «Рабочего и колхозницы» составляет 25 метров, а общий вес – около 185 тонн. Движение на дороге было восстановлено благодаря умелым действиям работников аварийно-спасательной службы. Искренне благодаря отца за неоценимую помощь, я всё же вопреки его совета решил уехать из родного города. Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме. Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку». Соблюдая правила этикета, можно даже неудовольствие выразить так, что никто не обидится. |
9. .Укажите варианты, в которых во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) укр..шения, ск..кать, загр..ждение
2) погл..щение, бл..стательный, пос..деть (от горя)
3) зап..вать (лекарство), прим..рять (спорщиков), разм..гчить
4) прик..сновение, несг..раемый, вн..мание.
5) ср..щение, распол..гать, зам..рать.
10.Укажите варианты, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква.
1) без..сходный, из..скать, по..скать
2) з..головок, поз..вчера, пр..родина
3) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный
4) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить
5) об..ект, об..яснение, пан..европейский
11.Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) удушл..вый, раскорч..вать 2) тюлен..вый, правд..вый
3) запуг..вать, горош..нка 4) буш..вать, бяз..вый
5) узорч..тый, веснушч..тый
12. Укажите варианты, в которых в пропущена одна и та же буква. Запишите
номера ответов.
1) (таможенники) провер..т, крас..щий (пигмент )
2) (пастухи) гон..т, внемл..щий (всему)
3) (грешники) ка..тся, люб..щий читать
4) (друзья) дел..тся (всем), ссор..щиеся (воробьи)
5) пропол..шь, исполня..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
1) Мост через речку в этом году (не)построен.
2) Тайна (не)раскрыта.
3) Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.
4) Давно (не)стриженные волосы мешали, лезли в глаза.
5) Никогда (не)умолкавшая совесть была верным его спутником.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1) Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.
2) (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
3) Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.
4) Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.
5) ГДЕ(ТО) на ЮГО(ВОСТОКЕ) шел бой.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.
16. Укажите 2 предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
5) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
17. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Колокольчики мои(1)
Цветики степные(2)
Что глядите на меня (3)
Тёмно-голубые!
Конь несёт меня стрелой (4)
На поле открытом;
Он вас топчет под собой (5)
Бьёт своим копытом.
И не блещет как огонь(6)
Твой чепрак узорный,
Конь мой(7) конь(8) славянский конь(9)
Дикий (10) непокорный!
Есть нам (11) конь (12) с тобой простор!
Мир забывши тесный (13)
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Люди (1) благодаря доброте и отзывчивости (2) которых (3) удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы (4) были приглашены на её торжественное открытие.
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.
21. В каких предложениях двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом?
(1)Долина гейзеров - это вулканический каньон шириной всего около 2 км и длиной чуть более 4. (2)Опытный турист скажет: «Приличных размеров долина, приятное, верно, местечко». (3)А знающий добавит: «Не просто долина в горах, а ущелье среди вулканов». (4)Камчатские вулканы и вправду уникальное явление природы. (5)Такого количества пло-тно примыкающих друг к другу действующих вулканов на Земле, пожалуй, нет больше ни-где. (6)В центре Долины, на левом берегу реки Гейзерной, расположился гейзер Великан. (7)Вся Долина время от времени окутывается паром настолько, что в его густых облаках трудно рассмотреть выходы воды. (8)В такие моменты оказавшиеся здесь люди обращают-ся в слух: в ущелье звучит симфония торжествующей воды, слышатся шипенье и всплески.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. (2)Это вот как было. (3)Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. (4)А Зое было всего десять лет. (5)Взяли ее в дет-ский дом (Ивановская область). (6)Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. (7)И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. (8)Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! (9)Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отосла-ли в детдом для дефективных! (10)Борьба за крест продолжалась. (11)Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. (12)«У такой святой жен-щины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. (13)Лучше буду политичес-кой, как вся семья».
(14)И она стала политической! (15)Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. (16)И, не поддав-шаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! (17)Во дворе стояла стандарт-ная гипсовая статуя Сталина. (18)На ней стали появляться издевательские и непри-личные надписи. (19)(Малолетки любят спорт! (20)Важно только правильно их на-править. (21)Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МТБ. (22)А надписи все появляются, и ребята хохочут. (23)Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее - кал.
(24)Террористический акт! (25)Приехали гебисты. (26)Начались по всем их правилам допросы и угрозы: (27)«Выдайте банду террористов, иначе всех расстре-ляем за террор!» (28)(А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстре-лять. (29)Если б Сам узнал - он бы и сам распорядился.
(30)Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
(31)- Это сделала все я одна! (32)А на что другое годится голова папаши?
(33)И ее судили. (34)И присудили к высшей мере, безо всякого смеха.
(35)Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось.(36) И потому дали ей десятку (удивительно, что не 25). (37)До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати - в особых. (38)За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.
(39)Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
(40)Да здравствует наша веротерпимость!
(41)Да здравствуют дети - хозяева коммунизма!
(42)Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!
(По А. И. Солженицыну)
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Зоя Лещева решила стать «политической» из идейных побуждений.
Зоя считала виновником всех бедствий Сталина.
Девочку за «террористический акт» приговорили к высшей мере, но потом заменили на 25 лет лагерей.
Зоя отбывала свой срок дольше всех в семье.
Автор текста восхищён веротерпимостью нашего государства и отношением к детям в нём.
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 2–7 представлено повествование.
2) Предложение 14 содержит вывод из предложений 11-13. .
3) В предложениях 10-13 содержится описание.
4) В предложениях 17-23 представлено повествование.
5) В предложениях 39-41 представлено описание.
24. Из предл. 29-32 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару).
25. Среди предл. 24-29 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения. Напишите его номер.
26. А. Солженицын рассказывает о трагических страницах истории нашей страны. Он испытывает горечь от того, как Родина относится к детям, не случайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_____(предл. 28, 40, 41). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_____ (предл. 8,9,14,19,24). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передаёт такое средство – (В)______ в предл. 33-34, 40-41 и тропы – (Г)______ (предл. 12,13,42)
Список терминов:
1) ирония
2) эпитет
3) противопоставление
4) разговорная лексика
5) анафора
6) олицетворение
7) вводное слово
8) восклицательные предложения
9) сравнительные обороты
Конец формы
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Вариант9 -2019
Ответы
1 | 13 |
2 | этим |
3 | 3 |
4 | новостей |
5 | годовой |
6 | водную |
7 | туфель |
8 | 58731 |
9 | 45 |
10 | 235 |
11 | 345 |
12 | 145 |
13 | неширокой |
14 | причёмпоэтому |
15 | 23 |
16 | 24 |
17 | 1234 |
18 | 234 |
19 | 14 |
20 | 234 |
21 | 812 |
22 | 24 |
23 | 124 |
24 | устоялидрогнули |
25 | 26 |
26 | 1859 |
Проблематика текста
Проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).
Проблема свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).
Проблема духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).