СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Его Величество – Словарь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- практикум "Твой верный друг словарь" - продолжение знакомства учащихся с системой лингвистических словарей, конкретными словарями разных типов.  Практическая работа на уроеке позволяет детям приобрести навыки пользования  словарями. Фрагмент литературного произведения показывает  значимость  пользования словарями.

Просмотр содержимого документа
«Его Величество – Словарь!»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЧТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



Его Величество – Словарь!

Урок -практикум

Для учащихся 7 класса













Составила:

Педагог-библиотекарь

Скосарева Елена Михайловна





















Его Величество – Словарь!

(урок практикум)

Цели:

-Продолжить знакомство учащихся с системой лингвистических словарей, конкретными словарями разных типов.

-Сформировать у учащихся основные умения и навыки пользования словарями.

-Воспитывать интерес к книге и слову

Оборудование:

-Лингвистические словари :Толковый словарь, С.И.Ожигов словарь русского языка, Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля, орфографический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь иностранных слов, фразеологический словарь,


Ход занятия

Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на занятии. Наш сегодняшний урок я, хочу начать с рассказа М. Зощенко.

«Кочерга»

Забавное происшествие случилось минувшей зимой в одном учреждении.
   Надо сказать, что это учреждение занимало небольшой отдельный дом. Причем дом был старинной постройки. Обыкновенные вульгарные печи отапливали это здание.
   Специальный человек — истопник — наблюдал за печами. Он меланхолично ходил со своей кочергой из этажа в этаж, шевелил дрова, разбивал головешки, закрывал трубы и так далее, все в этом духе.
   При современной технике, при водяном и паровом отоплении картинка эта была, можно сказать, почти что неприличная картинка, древняя картинка, рисующая варварский быт наших предков.
   В этом году, в феврале, истопник, спускаясь по лестнице, слегка обжег кочергой одну служащую, Надю Р. Причем служащая эта была отчасти сама виновата. Она вихрем неслась но лестнице и сама наскочила на истопника. На ходу она отстранила его рукой и, по несчастной случайности, наткнулась на кочергу, которая была довольно-таки горяча, если не сказать — раскалена.
   Девушка ахнула и закричала. И истопник тоже ахнул. В общем, ладонь и пальцы этой суетливой девушки были слегка обожжены.
   Конечно, случай этот мелкий, пустой, недостойный попасть на страницы художественной литературы. Однако неожиданные последствия этого дела были весьма забавны. И они-то и настроили нас на этот маленький рассказ.
   Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Он сказал:
   — Тоже, ходишь со своей кочергой — выводишь мне из строя служащих. Надо не зевать по сторонам, а глядеть получше.
   Истопник, сокрушенно вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда. Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда б и можно придираться.
А при таких обстоятельствах он не может гарантировать неприкосновенность служащих.
   Эта простая мысль — иметь кочергу на каждую печку — понравилась директору. И он, не будучи чиновником и бюрократом, тотчас стал диктовать машинистке требование на склад. Шагая но комнате, директор диктовал:
   «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…»
   Но тут директор осекся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке:
   — Что за черт. Не помню, как пишется — пять коче… Три кочерги — ясно. Четыре кочерги — понятно. А пять? Пять — чего? Пять кочерги…
   Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что она вообще впервые слышит это слово и уж во всяком случае в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное.
   Директор позвав своего секретаря и, смущенно улыбаясь, рассказал ему о своем затруднении.
   Секретарь тотчас стал склонять это слово. Кто, что? — кочерга… Кого, чего? — кочерги… Кому, чему? — кочерге… Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить.
   Тогда опросили еще двух служащих, но и те не внесли ясности в это дело.
   Секретарь сказал:
   — Есть отличный выход. Напишем на склад два требования — на три кочерги и на две кочерги. Итого получим пять.
   Директор нашел это неудобным. Он сказал, что посылать две одинаковые бумажки — это разводить канцелярщину. Найдутся пройдохи, которые при случае уколют его этим. Лучше уж, если на то пошло, позвонить в Академию наук и у них запросить, как пишется пять коче…
   Уже секретарь хотел звонить в академию, но директор в последний момент не позволил ему это сделать. Еще, чего доброго, попадется какой-нибудь смешливый ученый, который напишет фельетон в газету — дескать, директор малограмотный, дескать, тревожат научное учреждение такой чепухой. Нет, уж лучше обойтись своими средствами. Хорошо бы еще раз позвать истопника, чтоб услышать это слово из его уст. Все-таки человек всю жизнь вращается у печей. Уж кому-кому, а ему известно, как произнести пять коче…
   Тотчас позвали истопника и стали его наводящими вопросами наталкивать на нужный ответ.
   Истопник, предполагая, что его опять будут жучить, отвечал на все вопросы хмуро и односложно
. Он бормотал: дескать, нужно пять штук, тогда, дескать, еще можно оберечься. А иначе пущай отдают под суд.
   Потеряв терпение, директор прямолинейно спросил истопника, что ему нужно.
   — Сами знаете что, — угрюмо ответил истопник.
   Но тут, под давлением секретаря и директора, истопник наконец произнес искомое слово. Однако это слово в устах истопника звучало не так, как ожидалось, что-то вроде — «пять кочерыжек».

   Тогда секретарь смотался в юридический отдел и оттуда привел служащего, который отличался тем, что умел составлять любые бумаги так ловко, что обходил все подводные камни.
   Служащему разъяснили его задачу — составить нужное требование таким образом, чтобы слово «кочерга» не упоминалось во множественном числе и вместе с тем чтобы склад выдал пять штук.
   Немного покусав карандаш, служащий набросал черновик:

   «До сего времени наше учреждение, имея шесть печей, обходилось всего лишь одной кочергой. В силу этого просьба выдать еще пять штук, для того чтобы на каждую печку имелась бы одна самостоятельная кочерга. Итого выдать — пять штук».
   Уже эту бумажку хотели послать на склад, но тут к директору явилась машинистка и сказала, что она сейчас звонила своей мамаше, старой машинистке с тридцатилетним стажем. И та ее заверила, что нужно писать — «пять кочерег». Или «пять кочерг».
   Секретарь сказал:
   — Я так и думал. Только на меня нашло затмение.
   Тотчас бумажка была составлена и послана на склад.
   Самое страшное из всей этой истории — это то, что вскоре бумажка была возвращена назад с резолюцией заведующего складом: «Отказать за неимением на складе кочережек».
   Уже наступила весна. Потом будет лето. До зимы далеко. Об отоплении думать пока что не приходится. Весной хорошо думать о грамотности, хотя бы в связи с весенними испытаниями в средней школе. Что же касается данного слова, то слово действительно каверзное, доступное Академии паук и машинистке с тридцатилетним стажем.
   В общем, надо поскорей переходить на паровое отопление. А то люди стали уже позабывать эти древние слова, связанные с дровяным отоплением.


А Вы ребята, как как думаете, как правильно написать слово кочерга во множественном числе?

Где мы можем узнать как правильно пишется слово? ( Правильно в словаре).

Сегодня мы поближе познакомимся с лингвистическими словарями, вспомним, что мы о них знаем. Еще в древности люди создали семь чудес света. Есть еще одно не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но все мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и как настоящий друг готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать. Это -книга. В книгах можно найти ответ на самые разнообразные вопросы. Есть такие книги, где уместилась вся вселенная. Это — словари. Известный французский писатель Анатоль Франс сказал:

Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке!

Если хорошенько подумать, словарь — это книга книг.

Он включает в себя все другие книги,

нужно лишь извлечь их из него!


Предлагаю отправиться в путешествие по тайным тропам знаний. Нам сегодня нужны особые «путеводители» те, которые помогают общаться и правильно понимать друг друга!

Словари!

А какие вы знаете словари? Ведь вы уже работаете с ними, перечислите, пожалуйста, их.

Замечательные ответы

Очень много интересного, ценного и полезного можно узнать из словаря. Из словаря можно даже узнать, что означает слово словарь.

Словарь -соединение слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда

1) словари энциклопедические

2) лингвистические или языковые


Если надо узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться в путешествие, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем.

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем- там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одно язычные и двуязычные (реже многоязычные)

С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто-они помогают быстро выучить иностранные языки. Ими активно пользуются ученики, студенты переводчики. Какие это словари? Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний, т.е. специальные например: «Экономический словарь», словарь юного физика, химика, художника и т.д., словарь литературных, географических, биологических терминов.

Первые словари появились на Руси в 13 веке. Они представляли собой небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями, собранными в одну книгу. С конца 14 века словари стали печатными.

А какие вы знаете словари? Перечислите, пожалуйста, их. Как вы думаете, у них есть что-то общее, особенное.

Недавно попалось мне на глаза одно необычное, неизвестное, но очень красивое слово - «лексикограф». Хочется узнать, что оно обозначает, как правильно пишется и произносится. Что надо сделать? Правильно надо -посмотреть в словаре, а каким словарем мы с вами будем пользоваться? Вот и замечательно, давайте обратимся к разнообразным словарям и поищем там это неизвестное пока нам слово «лексикограф».

Лексикограф-ученый, который занимается составлением словарей

Известны ли вам имена лексикографов? Назовите их. Даль, Ушаков, Ожигов.


«Толковый словарь живого великорусского языка». Все слова, которые есть в словаре,в них около двух тысяч слов, собрал и объяснил один человек, его зовут - Владимир Иванович Даль.

Родился В.И.Даль 10 ноября 1801 года в г. Луганске. Мать — Мария Ивановна, урожденная де Мальи, была известной в своё время переводчицей: переведенные ею пьесы шли в театрах, издавались и отдельными книжками. Отец Иоганн Даль, доктор медицины, питомец Иенского университета Германии, родом же датчанин, также не чужд был интересам к языку свободно владел многими языками, древними и новыми. Несколько лет он занимал в Петербурге должность библиотекаря государыни Екатерины Великой. Русским он овладел еще до приезда в Россию, горячо полюбил приютившую его страну. Принял российское подданство, себя же называл Иваном Матвеевичем, а старшего сына нарек исконным русским именем Владимир.

Владимир Иванович Даль начал самостоятельную жизнь морским офицером Черноморского флота, затем Балтийского. В 1826 году уходит в отставку и становится студентом медицинского факультета Дарпского университета (ныне Тартуского), по окончании которого работает врачом и как врач участвует в русско - турецкой войне. С 1833 года чиновник особых поручений при военном губернаторстве в Оренбурге, где служит 7 лет. Затем Даль переезжает в Петербург и в течении 9 лет является чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел. Потом Нижний- Новгород. В 1859 году выходит в отставку и до конца своей жизни живет в Москве.

Где бы ни был Даль, чем бы он не занимался, его всегда сопровождало творческое отношение к народному слову. В марте 1819 года по дороге из Петербурга под Новгородом, от ямщика услышал поразившее его слово «замолаживает»- начинает пасмурнеть, заволакиваться тучами (о небе). Это слово он записал и началась работа над словарем.

Когда А.С. Пушкин узнал, что Даль собрал 20 тысяч слов, употребляющихся в разных концах России, он подал Владимиру Ивановичу идею написать словарь.

Пятьдесят три года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Начав работу юношей, он продолжал её до самой смерти. За неделю до смерти, прикованный болезнью к постели, В.И.Даль поручает дочери внести в рукопись словаря, второе издание которого он готовил, четыре новых слова, которые он услышал от прислуги. Умер Владимир Иванович Даль 22 сентября 1872 года.

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля- явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. Словарь назван «толковым» потому, что он не только переводит одно слово другим, но и толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённых. Словарь назван «живым» потому, что в него включены только бытующие в народе слова – то, что Даль сам услышал. 53 года непрерывной работы над составлением словаря. Впечатляющий пример: если все слова из «словаря» выписать столбикам в ученическую тетрадь в линейку, то таких тетрадей понадобится 450 штук.

Интересно, что именно В.И. Даль впервые назвал свой словарь, объясняющий значения слов толковым. В «Толковом словаре» не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыт смысл и значение каждого слова. Известный поэт Михаил Матусовский в своем стихотворении посвященном В.И. Далю выделил лишь один самый главный творческий подвиг Даля - «Толковый словарь»

«Толковый словарь»

То лишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.

И слово состоит, подобно древу,

Из веток и корней.

Незабываема его первооснова

На много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова

Есть, запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся как звенъя,

И так растет строка.

И можно различить сердцебиенье

Живого языка.

Сидят теперь четыре института

Над словарем одним,

А Даль все также нужен почему-то

А Даль незаменим.


Но жизнь, что не день рождает новые слова, выпускаются новые словари. У нас еще есть «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожигова. Самый популярный словарь русского языка. Работа над этим словарем была научным и гражданским подвигом. Основное время работы -1941 -1946гг. Нужно ли говорить, что это были за годы? Шла Великая Отечественная война. Словарь создавался в преодолении бесконечных трудностей. Он содержит 72500 слов. Обратимся непосредственно к «Толковый словарь русского языка» и выясним из каких разделов он состоит. В начале словаря помещено предисловие и условные сокращения принятые в словаре, русский алфавит с указанием правильного названия букв, а затем слова в алфавитном порядке. Основная трудность при пользовании словарем — незнание алфавита. Давайте пользуясь словарём найдем толкования таких слов рассказ, урок, гомон.

А теперь давайте поближе познакомимся с другими словарями, лежащими у вас на партах. И начнем с орфографического словаря.

Орфография -что значит правильно пишу.

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. Куприн посмотрел меню и заказал « шесть порций орографических ошибок». В меню, которое о читал, был большой выбор ошибок, на все вкусы. Чтобы не оказаться в щекотливом положении оформите грамотно меню.

Каким словарем мы будем пользоваться? Правильно орфографическим.

1. Винегрет.

2. Бульон куриный.

3. Рассольник с колбасой.

4. Пельмени.

5. Компот грушевый.

6. Компот алычовый.

7. Кисель клюквенный.

8. Коврижка ржаная.

9. Пирожное бисквитное.

10. Пирожки с печёнкой


У вас на столах лежат орфоэпические словари. Как вы думаете, для чего он нужен. Ес. орографический нужен для того, чтобы правильно написать слово, то орфоэпический того, чтобы правильно это слово произнести. Давайте правильно расставим ударения.


Баловать

Хвоя

Договор

Дремота

Ржаветь

Средства

Позвонить


Есть такие слова, которыми пользуются все люди. Нам то холодно, то жарко, то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Как называются такие слова? Правильно -антонимы.

Сейчас мы познакомимся со словарем антонимов

Белый

Близкий

Высокий

А теперь обратимся еще к одному словарю-словарю синонимов. Вспомните, что такое синонимы? А для чего они нужны. Чтобы сделать речь богаче. Ну всё пора за работу: думать соображать, размышлять, работать головой. Соедините стрелками синонимы.

Фантастический Сказочный

Волшебный

Феерический


Сказочный Волшебный

Феерический

Мастер Умелец

Артист

Специалист


Ученик Воспитанник

Питомец

Последователь

Многие народные высказывания попали в фразеологический словарь. Многие из них стали крылатыми, они имеют переносное значение и употребляются без всяких изменений. Например: плясать под чужую дудку. Поступать вести себя так, как угодно кому-то, безоговорочно во всем подчиняться кому-либо. Задание ученикам-найти в фразеологический словаре высказывания:

бить баклуши,

переливать из пустого в порожнее,

держать ухо востро.


Сейчас у на с с вами пойдет речь о словарях иностранных слов. Для чего нужны словари? Правильно, чтобы узнать, что же означает незнакомое, а иногда и знакомое для слово, а также узнать из какого языка оно пришло. Например все мы знаем такие слова как «волейбол», «библиотека», «диктант» - вы их считаете русскими, а ведь на самом деле это заимствованные слова из иностранного языка. Например: волейбол – английское слово, библиотека – греческое, а диктант – польское.

В Белинский сказал: «Все меняются словами и занимают их друг у друга». Почему же слова из одного языка проникают в другой? И какими путями? А заимствованные слова –это хорошо или плохо?

Благодаря заимствованным словам, русский язык становится богаче, интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты.

А сейчас мы с вами познакомимся с Этимологическим словарем. Этимологией называют науку о происхождении слова. Ученые – этимологи определяют, как и когда конкретное слово появилось в языке, что оно обозначало изначально и с какими другими словами языка связано. Давайте поработаем со словарями и найдем слова: книга, литература, имя.


Вот и приближается к концу наше путешествие со словарями, которые помогают нам сделать речь богаче, красочнее, выразительнее, быть грамотнее и мудрее.


Составить синквейн к слову СЛОВАРЬ

Синквейн- это пяти строчный стих.


1 -я строка Кто? Что? Существительное

2-я строка Какой? Прилагательное

3-я строка Что делает? Глагол

4-я строка что автор думает о теме Фраза из 4-х слов

5-я строка Кто? Что? Существительное

(новое звучание темы)


У меня получилось так:

Словарь

Уникальный, мудрый

Открывает, объясняет, помогает

Словари - сокровища национального языка

Книга!


А сейчас давайте вместе составим на доске книгу добрых мыслей. Я раздам вам листочки. Ивы на них напишите свои высказывания о словаре – для чего нужен словарь. Кто написал, подходите к доске и приклейте свои листочки.

Молодцы ребята! Спасибо за урок.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!