МАОУ Аргат-Юльская СОШ
Экологический конкурс
«Поколение ЭКО»
Номинация «ЭКО – проект»
Название работы:
«Спасём рыб зимой!»
Автор проекта: Лебедева Варвара, 8 лет
Руководитель: Лебедева Олеся Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель экологической группы «ЭКО-детки»
Февраль – март 2020-03-30
Актуальность проекта:
Для рыб и других обитателей водоемов, особенно закрытых, февраль – самый сложный период. К этому времени выпадает наибольшее количество снега и лед становится значительно толще. А сквозь такой лед практически не проникает солнечный свет, что вызывает гниение водной растительности. Водоросли же являются поставщиком кислорода в водоемах.
Кислород жизненно необходим для рыб, в отсутствие его рыба живет несколько минут. Особенно большое количество кислорода поглощается молодняком, который начинает метаться в поисках чистой воды. Поэтому, если пробуренная во льду лунка обильно наполняется рыбьей мелочью и водными насекомыми – это первый признак кислородного голодания водных жителей и скорой гибели рыбы. Еще одним признаком сильной концентрации углекислого газа и сероводорода в воде является потемнение медных и латунных блесен после пребывания в воде, а также гибель живцов, подвешенных возле дна.
Проблема:
Замор рыбы – это беда всего Сибирского региона. Зимой нередко водоемы здесь промерзают чуть ли не до дна, рыбе не хватает кислорода, она начинает задыхаться и гибнет.
Если такие виды рыб как линь и карась, хорошо адаптированы к недостатку кислорода в воде, то как быть другим, не менее, а может быть и более ценным видам рыб? К сожалению, у них нет шансов на спасение, если только не поможет человек…
Цель проекта: Путём создания примитивной аэрации (бурение лунок) обеспечить рыбу близлежащих озер кислородом.
Задачи проекта:
Составить карту озер, расположенных рядом с поселком Аргат-Юл:
Пробурить лунки;
Проверить состояние воды;
Оформить проект.
Гипотеза:
Раньше рыбу в озерах спасали, что называется, всем миром. Постоянно прорубали полыньи, вмораживали в лед пучки камыша, обеспечивая примитивную аэрацию. И взрослое население, и школьники также активно привлекались рыбаками для предотвращения заморов.
Но прогресс не стоит на месте, и сейчас у человека есть больше инструментов для спасения рыбы от кислородной недостаточности и замора. Промышленность выпускает разнообразные установки, компрессоры, аэраторы с помощью которых можно подкачивать воздух под лед. Однако проблема остается, и суть ее проста — без государственной и общественной поддержки «лед не тронется», и на бесхозных прудах спасением рыбы никто заниматься не будет.
Социальная значимость: Если произойдет замор рыбы в озерах, расположенных рядом с населенным пунктом, то жителям поселка негде будет рыбачить в зимнее время года. А рыба является источником витаминов для нашего организма.
Этапы проекта:
Подготовительный (1.02.2020 – 10.02.2020)
На данном этапе мы изучили проблему, связанную с замором рыбы в сети интернет. Составили карту озёр, расположенных вблизи посёлка Аргат-Юл. Выяснили, что вокруг поселка находится семь озер, из них три пользуются спросом у местных рыбаков. Пришли к выводу, что пробурить лунки надо в тех озёрах, которые редко посещают люди, так как там точно имеет место кислородное голодание.
Практический (15.02.2020 – 15.03.2020).
На данном этапе мы занимались реализацией проекта. Вместе с папой мы объехали все озёра, пробурили в них лунки, заложили пробуренные лунки камышом. Далее через каждые пять дней мы приезжали на озёра и проверяли состояние лунок. К счастью, замора рыбы мы не наблюдали ни на одном из озёр, возможно, мы успели вовремя обеспечить рыбу и насекомых водоема кислородом. Свои наблюдения я записывала в дневник.
Рефлексивный (20.03.2020 – 30.03.2020)
После проведения всех необходимых работ, мы с руководителем стали работать над анализом проекта. Вместе с папой мы пробурили четырнадцать лунок во льду. В течение месяца наблюдений пришли к выводу, что рыба в этом сезоне не задохнулась от кислородного голодания. В исследовательских прорубях не было обнаружено ни одного погибшего жителя водоема. По итогам работы пришли к выводу, что данную работу будем проделывать ежегодно. На следующий год постараемся привлечь к реализации данной работы других школьников. С целью привлечения аргат-юльских школьников к данной проблеме я выступила с данной работы на школьной экологической конференции.
Вывод: Замор рыбы возникает из-за недостатка или отсутствия кислорода в воде, когда её поверхность покрыта толстым слоем льда. Чаще всего это происходит на мелководных, заиленных и сильно заросших участках. Заморы наносят значительный экономический ущерб, так как рыбопродуктивность таких водоемов снижается. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода окунь, щука, плотва, лещ, язь, менее чувствительны – карась и карп. Что же способствует возникновению замора? Во-первых, разложение жесткой водной растительности: этот процесс сам по себе приводит к понижению уровня кислорода. Во-вторых, наличие снежного покрова на льду, что затрудняет газообмен в воде, а из-за слабой освещённости водоросли выделяют очень мало кислорода. Чтобы в воду проникало хотя бы минимальное количество света, необходимое для ассимиляции растений, слой снега на льду не должен быть толще 5-10 см. В период ледостава вода обогащается кислородом через проруби. Наблюдая за ними, легко заметить признаки заморных явлений: при недостатке кислорода к прорубям начнет подходить рыба. Посильную помощь в предупреждении заморов могут оказать рыбаки, расчищая снег и образуя многочисленные лунки. Чтобы лунки не замерзали, можно в них закладывать камыш. При этом рыбакам следует помнить, что выход на лед допускается при его минимальной толщине 5 см (в некоторых случаях и этого может быть недостаточно).
Приложение