СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая акция «Мы порядок наведем и планету сбережём»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический проект

«Мы порядок наведем и планету сберегем! »

Тип проекта: информационно – исследовательский.

Участники проекта: дети (13-15 лет).

По продолжительности реализации проекта: апрель – май - 2015 (среднесрочный)

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Актуальность проблемы

     На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Конец 20 и начало 21 века стали переломными для жителей планеты Земля: катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, засыхание рек и морей. Всё это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологической грамотности встало на первое место. 

Просмотр содержимого документа
«Экологическая акция «Мы порядок наведем и планету сбережём»»




Филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино

Токаревский район Тамбовская область







Экологическая акция

«Мы порядок наведем и планету сбережём»













Авторы разработки:

Баченина Татьяна Владиславовна

учитель географии

Егорова Лидия Николаевна

учитель биологии




Чичерино 2015




Экологический проект

«Мы порядок наведем и планету сберегем! »

Тип проекта: информационно – исследовательский.

Участники проекта: дети (13-15 лет).

По продолжительности реализации проекта: апрель – май - 2015 (среднесрочный)

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Актуальность проблемы

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Конец 20 и начало 21 века стали переломными для жителей планеты Земля: катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, засыхание рек и морей. Всё это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологической грамотности встало на первое место.

Поэтому в нашей школе уделяется большое внимание формированию экологической культуры обучающихся. Для этого мы используем всё новые и новые формы и методы работы с детьми. На вооружение мы взяли проектный метод и стали активно его внедрять. В качестве объекта исследований мы выбрали «мусор», так как проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. И решать ее нужно комплексно: не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Причем чем раньше мы начнем это делать, тем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения. Однако для этого недостаточно просто призывать детей не сорить, не обрывать на клумбах цветы, не разводить костры и т. д. поведение подростка должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в лесу, на поляне, улицах посёлка, он должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого.

Цель проекта: Формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Задачи проекта:

  • расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

  • формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

  • стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

  • учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

  • развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

  • понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;

  • умение сортировать мусор из разного материала;

  • применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.







Мероприятия

1. Беседа «Планета Земля в опасности! »

2. Прогулка по экологической тропинке в парковой зоне и пляжном районе реки Бурначка

3. Экологическая акция «Мы порядок наведем и планету сбережём». Трудовой десант «Береги природу»



Беседа «Планета Земля в опасности! » Сегодня, наверное, нет человека, которого бы не волновали проблемы экологии: загрязнение воздуха, воды и всей окружающей нас среды. Но не все принимают участие в решении этих проблем. Есть люди, которые считают, что кто-то другой должен этим заниматься.

- Сравните эти два пейзажа.

Который из них вам по душе? Где бы вам хотелось прогуляться, отдохнуть? А почему вы отвергаете второй пейзаж?

Хочу прочитать стихи одного первоклассника.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!


Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!


Мы по берегу пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки,


И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.


Но и здесь до нас сидели;

Жгли костры, бумагу жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Да, верная примета сезона летних отпусков - это кучи мусора вдоль загородных трасс, на пляжах, в парках и всюду, где люди, так сказать, культурно отдыхают. Таким образом, самые красивые уголки природы становятся самыми захламлёнными.

Но часто люди организовывают свалки возле своих же домов. Знакома такая картина? А нынешние обочины дорог?.. Как вам такой пейзаж нравится? Ведь самому недолго оказаться на этой свалке.

Мусор становится одной из глобальных проблем современности.

- Как вы думаете, как решить эту проблему? (вывозить на свалку…)

- Вывозить мусор и складывать вдали от населенных пунктов? Ветер быстро вернёт мусор на прежнее место. А если закопать под землю?

Твердые бытовые отходы не так безопасны, как может показаться на первый взгляд. Это не пищевые остатки, которые могут разложиться за несколько недель. Например, бумага разлагается в земле от двух до десяти лет; консервная банка – более 90 лет; фильтр от сигареты – 100 лет; полиэтиленовый пакет – более 200 лет; пластмасса – 500 лет; стекло – более 1000 лет. Кроме того, в результате окисления и деструкции таких скоплений образуются продукты, содержащие токсичные новообразования - диоксины. Смешиваясь с дождевыми и паводковыми водами, фильтрат просачивается вниз, отравляя подземные источники водоснабжения.

- А может сжигать? (нет, загрязняется атмосфера…)

-- Что предлагаете вы? (сортировать мусор…)

К сожалению у нас как в некоторых городах области нет полигона для твердых бытовых отходов, где мусор сортируют, складывают в мешки и отправляют для вторичной переработки. Например: металлы переплавляют, из бумаги делают картон, а из пластика - пластмассовые ведра, кресла, сиденья для стадионов, цветочные горшки и т.д.


- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы окружающий нас мир стал чище?

- (воспитывать с детства чистоте, участвовать на субботниках, в различных акциях по уборке территории посёлка, родников, обочин дорог, трасс от мусора, очистке молодых посадок от сухой травы…

- важно донести мусор до урны, мусоропровода или контейнера;

-не оставлять мусор там, где находишься;

-собирать и сдавать на пункты приема отходы, которые можно переработать);

найти вещам новое применение (косточками можно кормить соседских собак, а одежду и обувь отдать тем, кто нуждается).

Растущие изо дня в день мусорные свалки волнуют не только экологов, а всех здравомыслящих людей. Сейчас во всём мире разворачивается волонтёрское движение, особенно среди молодёжи, формируется новое мышление «природа – наш общий дом, и в нём должно быть чисто и уютно всем: и людям, и братьям нашим меньшим».

Волонтерами называют людей, добровольно взявших на себя некие обязательства, это прежде всего в проведении массовых акций по уборке мусора, работ по благоустройству, посадке деревьев, цветов, уходу за ними и т.д.

- Сегодня мы с вами будем участвовать в такой акциях.

Чистота для нас самих. Она начинается с каждого из нас, и мы должны понять

«Чисто не там, где убираются, а там, где не сорят».



























Филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино

Токаревский район Тамбовская область






Доклад

Мусор – наш враг








Автор: Лаврентьева Ирина

ученица 9 класса






Чичерино 2015




  Экология – это наука о нашем огромном доме, который называется планета Земля. Это наука об условиях жизни растений и животных, об их отношениях между собой, о воздействии человека на природу. Основная задача экологии – выяснить, как можно уменьшить вред, наносимый человеком природе, и сохранить её для нас с вами и для будущих поколений.
В мире есть много прекрасного: реки и моря, горы и водопады, деревья, цветы и травы, птицы и звери, насекомые и рыбы. Все мы – соседи по планете. Не ломать деревья, не распугивать птиц и других животных, не мусорить, ухаживать за растениями и животными - вот то немногое, что может сделать каждый из нас для сохранения природы. Чтобы в нашем доме всегда было чисто и красиво, мы должны дружить и помогать друг другу, наводить порядок. А какой самый главный враг чистоты? Конечно же, мусор.
  Экологи всей планеты бьют тревогу: человечество погрязло в отходах, и с каждым годом проблема их безопасной ликвидации становится все острее. Каждый год объем бытового мусора в нашей стране увеличивается на 5-10 процентов.
  Реки. Озёра. Тайга. Девственные леса, куда не ступала нога человеческая. Территория таких вот мест с каждым годом сокращается. Там, где нога человеческая всё-таки ступила, она оставила не просто следы, а огромные пятна.
  Самое печальное в том, что большинство людей не видят в этом серьезной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор вернется к каждому из них на участок в виде загрязненной грунтовой воды, токсичной пыли. Воду из колодца пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу.


 





 Что такое бытовой мусор?

Проблема мусора была вечной. Чтобы это понять, достаточно выйти за пределы чистого города. Буквально весь пригород захламлён - от подъездных дорог до территорий дачных участков. В любой семье каждый день что-нибудь выбрасывают, а нерадивые жители могут выкинуть пакет с мусором под ближайший куст или угол дома. Всё это годами гниёт под открытым небом, загрязняя атмосферу и подземные воды. Вдоль дорог, в лесу можно увидеть не только пакеты с мусором, но и сломанную мебель, ржавые автомобили.
 Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление – гарбология, что в переводе означает мусороведение. Эта наука строится на основе экологии. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. Их общей проблемой является защита окружающей среды от воздействия человеческого фактора.

Итак, бытовой мусор — это предметы, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д.

 А из чего состоит  бытовой мусор: бумажные изделия, пластиковые и стеклянные бутылка, полиэтиленовые пакеты, сломанные и изношенные вещи, пищевые отходы и др.

 Выяснили, что одна семья в месяц в среднем выбрасывает 15 пакетов с мусором. Один пакет весит около 3 кг, значит, за один месяц семья выбросит около 50 кг мусора, а за год - 600 кг мусора.
  Мусор на обочинах автомобильных дорог.

Почему мы мусорим? У некоторых людей это происходит инстинктивно. Многие думают, что бумага – значит можно бросить на улице. Она не полиэтилен, значит, способна разложиться, но это не причина и не отговорка. Есть нормы и правила, которые помогают человеку соблюдать порядок и структуру, которая нужна в первую очередь им же.
   С другой стороны, многое зависит от воспитания человека. Он может спокойно донести обертку от мороженого у себя в сумке до урны, если урны не оказалось поблизости. Идя по тротуару чистому и ухоженному, среди потока прохожих, любой человек вряд ли способен бросить мусор специально, во всяком случае, это будет невоспитанно и некультурно.
   Изучив состояние окружающей среды, в своём микрорайоне и по пути следования в школу я подумала, хорошо бы узнать о состоянии улиц, домов, дворов в других микрорайонах. Это могло бы дополнить информацию и посмотреть на проблему более широко. Мне стало интересно, откуда берется мусор и как он влияет на экологию страны и моего города в частности. В результате социального опроса выяснилось:  
  Места наиболее замусоренные: улицы, дворы жилых дворов, торговые центры,  школьные территории, зоны отдыха.

 Кто больше всего мусорит? Ученики младших классов, подростки, молодёжь.
  Что бы вы выбросили на улице? Пустую картонную коробку. Пустую банку или бутылку.  Обертку от конфеты. Бумажный стаканчик. Шкурку от банана, апельсина.
  Итак, наиболее загрязненными местами признаны улицы, скверы и торговые центры. При этом большинство опрошенных  считают, что больше всего мусорят старшеклассники и молодежь.

Интересные факты.

Знаете ли Вы, что подвергаются  разложению:

Стеклянные бутылки - 1000 лет;

Изделия из пластмасс - 100 лет;

Консервные банки – 50 - 80 лет;

Резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;


Кожи - 50 лет;

Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;

Батарейки - 10 лет;

Окурки - 1 - 5 лет;

Шерстяной носок - 1 - 5 лет;

Бумага - 2 года;

Апельсиновая или банановая кожура - 2 - 5 недель.


Пути решения проблемы.


  Человек осознал опасность загрязнения окружающей среды. И конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду и почву. Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет и не может быть в принципе.
  С чего же начать? Во-первых, мусор должен попасть туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе. Число мусороперерабатывающих заводов в России пока можно пересчитать по пальцам. Следовательно, мусор должен попасть на специально оборудованную свалку. Она должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветры не дули со стороны свалки к жилым массивам. Это место не должно находиться вблизи охраняемых природных территорий и водоохраняемых  зонах.
   Работа мусороперерабатывающего завода.

Во-вторых, нужно научиться сортировать мусор уже дома. В каждом городе должны появляться разноцветные контейнеры для отходов (рис.4). Например, в синий контейнер бумагу, в желтый – пластик, в красный – крупный мусор (сломанную мебель, бытовую технику, сантехнику), а в зеленый – всё остальное, что нельзя переработать и т.д. Такой способ сортировки будет упрощать переработку бытовых отходов.
Разноцветные контейнеры.


  В-третьих, человек должен бережно относиться к окружающей среде. Придет время, и в нашей стране построят много мусороперерабатывающих заводов, иначе мусор погубит нас. Но для того, чтобы не усугублять проблему сегодня, необходимы не только усилия властей. Мусоровоз не приедет в лес или на луг, чтобы убрать за вами пустую пластиковую бутылку, упаковку от жевательной резинки или шоколадного батончика. Нельзя где попало выбрасывать мусор. Его следует захватить с собой, чтобы он попал на свалку, где меньше будет разрушать нашу среду обитания.
Бережное отношение к природе.

 Напоминания, знаки или подсказки о том, как надо себя вести, называются памятками (рис.6). Вы видите их очень часто - «Берегите тепло», «Уходя, гасите свет», «Чистота города начинается с твоего подъезда». Действуют ли они? В целом памятки действительно оказывают влияние на поведение, хотя некоторые из них действуют лучше, чем другие. Однако памятки — это не только объявления, повешенные рядом с выключателем света, или значки на мусорных ящиках. Для того чтобы памятки были особенно эффективными, они должны привлекать внимание. Почему бы не менять знаки каждые 6 месяцев, причем так, чтобы они вызывали интерес? С этой целью окраска урн светящимися красками тоже могла бы привести к повышению значимости сигнала о том, что мусорить не следует.


Памятка.
  Чистая среда — тоже памятка. Может быть, потому что это приятно, а может быть, потому что это бывает довольно редко, но мы замечаем, когда вокруг чисто. Поэтому отсутствие мусора само по себе является памяткой. В чистой окружающей среде становится более значимым правило «не мусорить», которое все мы выучили в школе и дома, но часто забываем выполнять в других местах.




Как избавиться от мусора?

Воспитывать культуру поведения у людей. Не сорить на улице, выкидывать мусор только в специальные контейнеры;

Поддерживать чистоту территории;

Строить сортировочные и перерабатывающие заводы;

Использовать упаковку, которая растворяется в почве;

Использовать вторично некоторые предметы (стеклянные банки, бутылки);

Организовать сбор металлолома и макулатуры.







11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!