СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экологический марафон"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Экологический марафон" используется для проверки знаний по теме "Экология" с использованием интерактивной доски (скриншоты прилагаются)

Просмотр содержимого документа
«"Экологический марафон"»

Совместное мероприятие «Экологический марафон»

Игра «Экологический марафон» для обучающихся 1 курса. Проводится в три тура: «Общий старт», «Большие гонки» - состоящий из 2 этапов: теоретический тур, практический тур, в нем участвуют 2 команды по половине группы. В результате игры определяется лучшая команда.

Цели и задачи:

Развитие экологического мышления, творческих способностей, формирование экологической грамотности, опыта по работе с информацией и работе с Google-формами и сервисами. Воспитание уважительного и ответственного отношения при работе в команде.


I тур ОБЩИЙ СТАРТ

Всем обучающимся группы предлагается ответить на предложенные вопросы (каждый в опрос оценивается 1-2 балла, за полный ответ 2 балла, неполный 1 бал).

Вопросы можно увидеть на слайдах презентации! (№2-№6)

1. Назовите причины, по которым в России (как и в большинстве других стран) сокращаются площади природных экосистем лесов, болот, тундры.

2. Дайте прогноз состояния окружающей среды при повышении концентрации углекислого газа в атмосфере.

3. Экологи считают, что в северных районах лес можно рубить только зимой и тут же вывозить по глубокому снегу. Объясните почему.

4. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель, в то время как лиственница и лиственные породы - более устойчивы. Объясните, с чем это связано.

5. Где быстрее происходит разложение ядохимикатов (утрата токсичных свойств): в тундре или в степной зоне? Объясните почему.

По окончании тура группа делится на 2 команды.

(Баллы распределяются по игрокам команды)


2 тур БОЛЬШИЕ ГОНКИ (командный тур)

Участвуют команды обучающихся 1 курса в составе __ человек. Тур состоит из двух этапов

I этап ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ( работа с использованием интерактивной доски и презентации)

За правильный ответ команда получает жетоны по числу набранных баллов.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1. Бионика наука, использующая в технике формы и решения, которые уже «создали» в ходе эволюции организмы. Назовите организмы, у которых инженеры «подсмотрели» технические решения при конструировании:


A. Останкинской телебашни.

Б. Подводной лодки.

B. Парашюта.

Г. Шагающих машин.

Д. Гусеничных тракторов.

Ответ:

А. У злаков: строение стебля с чередованием тонких и утолщенных частей, отношение высоты и диаметра.

Б. У дельфина и быстроплавающих рыб: строение и форма тела, соотношение частей тела.

В. У одуванчика: строение семян.

Г. У наземных четвероногих и шестиногих животных: принцип опоры и многочленный ходульный рычаг.

Д. У гусениц бабочек и некоторых змей: принцип передвижения.

( поочередно команды предоставляю 1 игрока, выбирающего на интерактивной доске картинку для ответа, за каждый правильный ответ – 1 балл)




2. Распределите по группам названия организмов, принадлежащих к тем или иным жизненным формам. Выберете названия из предлагаемого списка:

Ящерица летучий дракон, дельфин-белобочка, сумчатая летяга, гепард, оса, ящер ихтиозавр, сокол-сапсан, сумчатый крот, летучая мышь, тюлень, тушканчик, куница, рыба тунец, кенгуру, крот европейский, лошадь, кальмар, белка-летяга, серая акула, стрекоза, африканские прыгунчики, антилопа.



Название жизненных форм


Название животных


Четвероногие скоростные бегуны

«Двуногие» скоростные бегуны

Скоростные пловцы

Лазающие по деревьям

Роющие в землях

Планирующие в воздухе

Быстро летающие




Ответ.

Названия жизненных форм

Названия животных

Четвероногие скоростные бегуны

Антилопа, гепард, лошадь

«Двуногие» скоростные бегуны

Тушканчик, кенгуру, африканский прыгунчик

Скоростные пловцы

Дельфин-бабочка, ящер ихтиозавр, серая акула, рыба тунец, тюлень, кальмар

Лазающие по деревьям

Куница

Роющие в землях

Крот европейский, сумчатый крот

Планирующие в воздухе

Белка-летяга, сумчатая летяга, ящерица летучий дракон

Быстро летающие

Сокол-сапсан, стрекоза, оса, летучая мышь


( для выбора играющей команды проводится жеребьевка, 1 команда – 1 экран интерактивной доски, 2 команда – 2 экрана)




3. Объясните, почему в черте города заболеваемость деревьев выше, а продолжительность их жизни меньше, чем в близлежащей сельской местности.( Слайд № 11) – макс-2 балла

Ответ. Это связано с повышенным содержанием вредных соединений в атмосфере и почве города; сильной запыленностью, которая ухудшает фотосинтез; нарушением воздухо- и водообмена в почве при строительстве дорог и укладке асфальта; засоленностью почвы; механическими повреждениями растений; с отсутствием в почве нужного количества элементов питания из-за нарушения круговорота элементов


4. Для чего паук плетет паутину? ( Слайд № 12) макс- 2 балла

Ответ. Для ловли добычи (крестовик), для утепления норки (тарантул), для перемещения по воздуху, пьет конденсируемую на паутину воду, некоторые пауки съедают свою паутину, на которую оседают или прилипают микроскопические организмы, споры и цисты простейших.


5. Среди перечисленных животных есть уже исчезнувшие по вине человека (А), находящиеся на грани исчезновения (Б), и спасенные человеком от вымирания (В).

Используя приведенный список, распределите по группам. Сайгак, дронт (голубой голубь), кулан, лошадь Пржевальского, тарпан, бизон, зубр, стеллерова корова, белый медведь, индийский носорог, азиатская кобра, лось, синий кит, серый кит, кашалот, сокол кречет, калан (морская выдра), джейран, тур (дикий бык), странствующий голубь, бобр, соболь, амурский тигр, слоновая черепаха, квагга (зебра), орел-беркут, выхухоль, снежный барс, малый лебедь, выдра, краснозобая казарка, журавль-стерх, гепард, дрофа, моа (гигантский страус).

Ответ:

Виды

Исчезнувшие по вине человека

А

Находящиеся на грани исчезновения

Б

Спасенные человеком от вымирания

В

Дронт (голубой голубь), тарпан, стеллерова корова, тур (дикий бык), странствующий голубь, квагга (зебра), моа (гигантский страус)

Кулан, лошадь Пржевальского, белый медведь, индийский носорог, азиатская кобра, синий кит, серый кит, сокол-кречет, калан (морская выдра), джейран, амурский тигр, выхухоль, орел-беркут, снежный барс, малый лебедь, слоновая черепаха, гепард, дрофа, журавль-стерх, краснозобая казарка

Сайгак, бизон, зубр, лось, кашалот, бобр, соболь, выдра


( выполняется на интерактивной доске – по 1 экрану каждой команде) макс- 3 балла






II Этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

1 . Задание:

« Выстройте цепочку из слайдов в соответствии с вопросами»

1. Найдите картинку с изображением самого быстрого пловца.

2.А теперь того животного, чьей основной пищей он является.

3.Изображение животного, которое двигается боком.

4. Изображение животного, способного в состоянии ярости изменять окраску своего тела до черного цвета.

5. Чье потомство воспитывается в «яслях»?

6. Какое животное относиться к классу, в котором самка бывают в десятки и даже в тысячи раз крупнее самцов (экологи это явление называют генеративным паразитом).

7. Какое животное стало прототипом опасной мифологической героини?

-Проводится жеребьевка.

Цепочку выстраивает каждая команда поочередно-( максимум- 3 балла).

Верное расположение:



Ответы.

I.

  1. Кальмар

  2. Кашалот

  3. Эфа

  4. Осьминог

  5. Пингвин

  6. Паук

  7. Медуза



2.Задание:

«Выделите картинки, на которых изображены зоопланктонные организмы»

Проводится жеребьевка .

Первая команда выполняет задание.

( максимум- 3 балла).


Верное расположение:



Ответ:

Коловратка, гребневик, панцирные жгутиконосцы, циклоп - зоопланктонные организмы.





3. Задание:

«Приведите 4 примера отношений «Хищник – жертва» из предложенных вам объектов»

Вторая команда выполняет задание.

( максимум- 3 балла).

Верное расположение:



  1. Ответ: Жаба – слизень, божья коровка – тля, змееяд – уж, синица – гусеница



4.Задание:

« Сложите из 4-х картинок пример пищевой цепи»

(1 экран для каждой команды, Каждая команда готовит свой ответ на доске , а после проверки на слайде получает баллы .

(максимум- 1 балл).

Верное расположение:



Ответ: зеленые водоросли - мальки рыб – лещ – щука.

По результатам первого и второго тура определяется команда – победитель. Мероприятие заканчивается награждением команд





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!