СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая лаборатория "Изучение живых организмов Красной книги Ростовской области"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи.

1.Образовательные:

            а) сформировать у учащихся целостную картину мира;

            б) познакомить с понятием «Красная книга Ростовской области» ,

                 познакомиться с  редкими и исчезающими видами животных Ростовской области;

            в)выяснить причины исчезновения животных;

            г) ознакомиться с мерами по охране редких и исчезающих   животных;

           д) установить, какое влияние на животных оказывает  деятельность человека и что мы можем сделать, чтобы помочь сохранить исчезающих животных.

  2.Воспитательные:

            а) воспитывать чувство понимания прекрасного, любви  бережного отношения к ней;

            б) через содержание учебного проекта подвести учащихся к

                 мысли, что человек в ответе за природу планеты.

3.Развивающие:

             а) развивать внимание, мышление, память, воображение;

             б) развивать умение самостоятельно мыслить и расширять

                 свой кругозор.

Просмотр содержимого документа
«Экологическая лаборатория "Изучение живых организмов Красной книги Ростовской области"»

9


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Выделянская средняя общеобразовательная школа»



Экологическая лаборатория

« Изучение живых организмов Красной книги Ростовской области»







Учитель биологии– Лященко Людмила Егоровна

Экологическая лаборатория

« Изучение живых организмов Красной книги Ростовской области».

Цели и задачи.

1.Образовательные:

а) сформировать у учащихся целостную картину мира;

б) познакомить с понятием «Красная книга Ростовской области» ,

познакомиться с редкими и исчезающими видами животных Ростовской области;

в)выяснить причины исчезновения животных;

г) ознакомиться с мерами по охране редких и исчезающих животных;

д) установить, какое влияние на животных оказывает деятельность человека и что мы можем сделать, чтобы помочь сохранить исчезающих животных.

2.Воспитательные:

а) воспитывать чувство понимания прекрасного, любви бережного отношения к ней;

б) через содержание учебного проекта подвести учащихся к

мысли, что человек в ответе за природу планеты.

3.Развивающие:

а) развивать внимание, мышление, память, воображение;

б) развивать умение самостоятельно мыслить и расширять

свой кругозор.

(Слайд 1)

Вступительное слово учителя биологии (1)

(Слайд 2)

Учитель биологии (2)

Русский поэт Николай Рыленко в своем стихотворении пишет, что богатство Русской природы принадлежит русскому народу, значит и нам с вами!

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Черные…

Сотрешь ли, человек?

(Слайд 3)

Учитель биологии (1):

Учеными доказано, что, начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них по вине человека. К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению растений и животных на планете.

Дело охраны природы, как и дело мира касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий от всех стран и народов. По решению ООН 5- го июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.

Учитель биологии (2)

ВОПРОС: Кто знает, как себя вести на природе?

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё, то, что же станет с природой?

Учитель биологии (1):

По статистическим данным каждому пятому виду зверя, каждому четвертому виду рептилий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.

Только за последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений…

Эти данные заставляют нас задуматься:

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим небольшое путешествие по страницам Красной книги.

(Слайд 4)

Что такое Красная книга?

Возможный ответ учащегося.

Кра́сная кни́га —список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.Основной своей целью Комиссия поставила создание мирового списка животных, которым по тем или иным причинам грозит исчезновение. Сэр Питер Скотт председатель Комиссии, предложил назвать список Красной книгой , чтобы придать ему вызывающее и ёмкое значение, так как красный цвет символизирует сигнал опасности.

Учитель биологии (2):

Первое издание Красной книги МСОП вышло в свет в 1963 году. Это было «пилотное» издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц

Три тома второго издания книги вышли в 1966—1971 годах. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй — о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий — о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий.

Постепенно Красная книга МСОП совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в 1972 году, были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Была изменена и рубрикация отдельных листов.

Последнее, четвёртое «типовое» издание, вышедшее в 1978—1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий.

Учитель биологии (1):

Наряду с международной книгой есть книги разных регионов. Для сохранения и восстановления биоразнообразия нашего региона учеными, специалистами, исследователями была создана Красная книга Ростовской области, которая включает в себя 2 тома – «Растения» и «Животные».

(Слайд 5)

Красная книга Ростовской области

Была учреждена постановлением администрации Ростовской области в августе 2003 года в качестве официального документа, содержащего свод сведений о состоянии, распространении и необходимых мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, дикорастущих грибов и растений, постоянно или временно обитающих (произрастающих) на территории Ростовской области. Вместе с тем было постановлено переиздавать книгу, актуализируя данные не реже, чем каждые десять лет.

Красная книга Ростовской области включает в себя 579 биологических видов, из низ 252 относятся к царству животных, 4

4 к царству грибов и 279 к царству растений.

В этих томах содержатся списки растений и животных, восстановленных в нашей области, исчезнувших и нуждающихся в особом внимании. (Слайд 6)

Свернул я с трассы на просёлок.

Остановился, тишина.

От запаха степного сена

Вдруг закружилась голова.

По косогорам и оврагам

Как будто девственна земля

На ней растут чабрец, бессмертник

Местами море ковыля.

В цвету все травы полевые

Шмелей и пчёл к себе манят

И те спешат, пока живые,

Нектар бессмертия с них взять.

Крик куропатки раздаётся

Как будто бы тревогу бьёт.

Через дорогу на покосы

Она цыплят своих ведёт.

Донская степь всегда прекрасна

Весной и летом хороша.

Живёшь, как видно, не напрасно

И в красоте вся жизнь твоя.

(Слайд 7)

Учитель биологии (2):

В нашем крае проводится большая работа по охране растительного и животного мира. На территории Ростовской области находится природный заповедник “Ростовский”. Он создан в 1995 году. Заповедник состоит из четырёх обособленных участков, расположенных на территории Орловского и Ремонтненского районов.

В настоящее время на территории Ростовской области находится 7 заказников федерального и 27 – областного значения. Уникальный степной заповедник "Ростовский" - единственная степная зона в Европе со статусом охраняемой территории  Здесь, на острове Водный, на воле обитают дикие лошади - донские мустанги – свободный дух донской степи  Здесь же из века в век гнездятся перелетные птицы, занесенные в «Красную книгу»: :журавли, дикие гуси и кулики.

(Слайд 8)

Неповторим по составу ландшафтов природный парк "Донской", расположенный в дельте Дона. Степные просторы сменяют хвойно-лиственные лесные пейзажи, переходящие в болотные топи. Природный мир парка  поражает разнообразием растительности и животных. Фауна дельты Дона насчитывает 1095 видов, а флора - 823 (для сравнения: флора дельты Волги включает 367 видов, флора дельты Дуная насчитывает 563 вида).

(Слайд 9- 10)

Посмотрите и запомните! Эти животные находятся в Красной книге Ростовской области. Если вы встретите их, помните сами и скажите другим, что они находятся под охраной государства.

(Слайд 11)

Шмель степной В Ростовской области отмечался в низовьях Дона, в Провальской степи в р-не Гуково. Обитает на целинных и залежных участках с естественной растительностью. Перезимовавшие самки весной гнезда устраивают в норах грызунов в земле. Семья имеет одно поколение. Численность сократилась в результате распашки всех возможных для этого земель, перевыпаса с кота на неудобных землях, использования пестицидов.

(Слайд 11)

Богомол обыкновенный - Mantis religiosa. Распространён в юго-восточных районах области. Обитает в разнотравье, где маскируется под цвет окружающей среды. Теплолюбивый дневной хищник, питающийся насекомыми. Везде малочислен, встречаются единичные экземпляры. Редкий, нуждающийся в охране вид.

(Слайд 12)

Узорчатый полоз –Elaphe dione Pall.Занесён в Красную книгу Ростовской области. Обитает в степях на территории Ростовской области. Относится к редким и исчезающим видам.

(Слайд 13)

Гадюка степная –Vipera ursini Bonap.Обитает в степях, зарослях кустарника, степных леса. Единственная ядовитая змея на территории Ростовской области. Распространена на всей территории области, частота встречаемости очень низкая. Относится к редким и исчезающим видам. Занесена в Красную книгу Ростовской области.

(Слайд 14)

Уж обыкновенный – Natrix natrix.Относится к подотряду змей. Распространён по всей территории Ростовской области. Включён в список редких и исчезающих видов животных РО.

(Слайд 15)



Зайчик земляной,или тарбаганчик Держится, преимущественно, на участках глинистых пустынь и полупустынь, предпочитая солончаки и такыры. Основу питания в весенне-летнее время составляют луковицы, позднее побеги различных злаков и сложноцветных, осенью — семена. Численность и места значительно сократились. Негативно влияют распашка всех доступных земель, перевыпас скота и другие антропогенные факторы.

(Слайд 16)

Хорёк степной – Mustela eversmanni Lesson.Ареал его включает всю территорию Ростовской области.Места обитания разнообразны и зависят от наличия грызунов.Тяготеет кнераспаханным землям степей и полупустынь. Встречается в оврагах, балках,межах, по обочинам дорог. Редкий вид, численность, которого сокращается.

(Слайд 17)

Выхухоль – Desmana moschata L.Отряда насекомоядных. Встречается в пойменных водоёмах северных районов области. Редкий, реликтовый вид сильно сократившейся численностью и ареалом.

(Слайд 18)

Филин –Budo budo L. Гнездится в лесах, оврагах, обрывистых берегах крупных водоёмов. Редкий вид с сокращающей численностью. Гнездится в хвойных и смешанных лесах области.

(Слайд 19)

Колпица -Platalea Leucorodia. Гнездится в низовьях Дона и его притоков. Редкий вид с сокращающейся численностью. Включён в список редких и исчезающих видов птиц РО.

(Слайд 20)

Журавль красавка – Anthropoids virgo. Гнездится в Заветинском , Ремонтном и ряде других районов Ростовской области. Редкий вид, численность которого быстро сокращается. Включён в список редких и исчезающих видов птиц РО.

(Слайд 21)

Дрофа Otis tarda. Встречается на Дону в различных районах. Места её обитания на территории – открытые целинные ковыльно-типчаковые степи. Редко гнездится на полях озимых зерновых культур и на сенокосных угодьях. Редкий вид, численность, которого быстро сокращается по всему ареалу.

(Слайд 22)

Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета:
черный, красный, желтый, зеленый.
Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).
Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).

(Слайды животных 23-30)

Учитель биологии:

Вашему вниманию предлагаем познакомиться с информацией о цветных страницах Красной книги.

Учитель биологии (1):

Всемирный фонд дикой природы (WWF) назвал десять животных, популяциям которых грозит гибель из-за глобального изменения климата на нашей планете.

«По оценкам ученых, если выбросы парниковых газов останутся на прежнем уровне, к 2050 году исчезнет четверть известных нам сегодня видов животных и растений», - говорится в составленном экологами списке животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Учитель биологии (2):

Прекрасен мир природы, а люди – его часть. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова!

Учитель биологии (1) =2,5 миллиона рублей выделила на изучение и сохранение редких растений и животных Ростовская область.

Так, в Ростовской области на проведение мониторинга редких видов флоры и фауны в этом году будет выделено 1 миллион 200 тысяч рублей. И что не менее важно - ещё 1 миллион 300 тысяч рублей пойдёт на создание специализированного питомника по выращиванию и размножению растений, занесенных в Красную Книгу Ростовской области на территории Ботанического сада Южного Федерального Университета.

Вопросы:

1.Что такое МСОП?

2.Почему Красная книга названа красной?

3.В каком году была утверждена Красная книга РО?

а) МСОП

б) РО

4.Назовите заповедники и заказники РО. Назовите их.

5.Перечислите редкие растения и животных РО.

6.Какие цвета имеют страницы в Красной книге?

7.Какой вклад вы можете внести в охрану природы?



Вывод: Подошло к концу наше путешествие по Красной книге Ростовской области, Мы еще раз хотим вам сказать.

(Слайд 31 )

Учитель биологии (2)

Человек – не умен, – сказал мне мудрец. –
Посмотри, что творит на Земле он!
Через век он природу разрушит вконец,
А в нее был когда-то влюблен он».
Свято верили предки, что природа – краса.
«Охраняйте ее!» – говорили.
А теперь мы в родные глядим небеса
Через окна, седые от пыли.
Почему? Что случилось на шаре земном?
Или люди все вдруг поглупели?
Так ведь страшно проснуться в доме своем
И весной не услышать капели.

(Слайд 32)

Учитель биологии (1)

Прекрасной быть должна Земля –

Она у всех у нас одна.

А мы – хозяева Земли.

Мы охранять ее должны.

Литература

1.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края» Изд. «Баро-Пресс», 2003.

2.Белавина И., Найденская н. «Планета- наш дом».М.,1995.

3.Долженко Г.П. «Природа Ростова- на- Дону».Издат. РГУ 1999.

4.Нагорный Б. «Твой край родной». Ростиздат.1988.

5.Троицкий С.К. «Рассказ об азовской и донской рыбе». Ростизд.1974.



Используемые ЦОР:

  • http://www.rosfoto.ru/shop/photo/33206/

  • http://www.doncomeco.ru/redbook

  • -http://images.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi

  • -http://images.yandex.ru/

  • -http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text





















9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!