СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическая тропа "Кругосветка вокруг реки"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экологическая тропа "Кругосветка вокруг реки"»

Областной слет школьных лесничеств и детских экологических

объединений «Юные друзья природы»

Конкурс юных экологов

(практический этап)



Экологическая тропа

(«Натуралистическая тропа» или «Лесная тропа»)





Кругосветка вокруг реки

(Название)



Название команды

Школьное лесничество «Дубки»



Муниципальное образование

МКОУ «СОШ № 4 им. Героя России

Конопелькина Е.Н.» г. Аши

Челябинской области









Паспорт экологического проекта



Место нахождения

Тропа «Кругосветка вокруг реки» располагается в живописном месте города с восточной стороны памятника природы Липовая гора. Она проходит по территории городского парка, набережной реки.



Назначение тропы

Тропа предназначена для проведения экологических исследований, краеведческих экскурсий, пеших прогулок. На реке водится много видов птиц, поэтому ее можно использовать в качестве орнитологических исследований.

Краткая характеристика природного объекта, в зоне которого расположена тропа

Тропа расположена на территории двух природных объектах:

1. Река Сим

Сим – живописная река на Южном Урале, правый приток реки Белой. Интересна своими красивыми скалами и многочисленными пещерами.

В письменных источниках XVIII века река упоминается под названием Эссюм. По одной из версий, название реки Сим произошло от башкирского слова «сөм» — «глубокое место реки, омут». А по мнению Г. Вильданова — от башкирского «эсемлек», означающего «напиток, питье». Р.Г. Кузеев относил название к финно-угорским языкам, объясняя это контактами башкир с предками современных чувашей – волжскими булгарами. В этом случае название тоже означает древний напиток. По еще одной версии название могло произойти от татарского слова «усем» - «водорослевая».

Река Сим начинается с нескольких родников на северо-западном склоне хребта Амшар, на высоте порядка 700 м. Длина реки Сим 239 км, из которых 119 км она течет по Челябинской области, а 120 км – по Республике Башкортостан. Впадает в реку Белую (Агидель) в 561 км от ее устья. Урез устья 90 м. Площадь бассейна 11700 км2, общее падение 423 м.

Река пригодна для туристических сплавов в среднем и нижнем течении. В верховьях (от села Серпиевка до Симского пруда) возможно сплавиться лишь по большой воде в мае, но на этом участке опасность представляют многочисленные упавшие деревья и шиверы в сочетании с сильным течением. В целом река Сим уступает по своей красоте ряду других рек Южного Урала, но при этом хороша малолюдностью. Сплавщиков на ней бывает мало.

Река популярна среди рыбаков. Здесь водится следующая рыба: уклейка, плотва, окунь, ерш, щука, линь, налим, голавль, пескарь. В верховьях встречается хариус. Живут раки.



2. Липовая гора

Своими крутыми северными склонами Липовая гора обращена к городу Аша. Река Сим омывает восточные и северные склоны горы. Высота Липовый горы – 299 метров.

Липовая гора сложена палеозойскими известняками, возраст которого, по мнению ученых, более 300 миллионов лет. На склонах можно отыскать два небольших грота.

Уникальность этой невысокой горы в богатом разнообразии растительного мира на ее склонах. Именно поэтому с 1969 года Липовая гора признана ботаническим памятником природы. Особую ценность составляют липы, возраст которых больше 100 лет. Они и дали название горе. Поселок у подножия горы, в свою очередь, тоже получил название Липовый.

От северного подножья Липовой горы начинается уникальный парк-остров имени Пилютова, в нем, как и на склонах горы, можно встретить липы и вязы, которые имеют вековую историю. Поодаль от парка на берегу реки Сим стоит храм во имя Казанской иконы Божией матери. С запада и юга к горе примыкают поселки Липовый и Цементный (в составе Аши).

На горе проложены две грунтовые дороги. Первая ведет к водонасосной станции, а вторая на вершину, где располагается Ашинская телевышка.









Краткое описание границ маршрута

Тропа состоит из 6 станций и ограничена рекой. Протяженность тропы 2.5 км. Начинается «Кругосветка» с городской площади. Проходит через висячий мост. Затем тропа проходит по набережной реки через парк, проходит по территории храма, вдоль склона Липовой горы. Идет по пешеходной дорожке , пересекает пешеходной мост и далее сворачивает на дорожку долголетия, идущую вдоль реки и ограниченную с восточной стороны частным сектором.

Дата закладки

май 2019 года

Возможность использования тропы по сезонам:

Весна – изучение состояние реки (ледоход), наблюдение за животными реки, сезонные изменения, рекреационная нагрузка на реку и парк

Лето – орнитологические исследования, влияние человека на природный ландшафт

Осень – сезонные изменения, корм дикий уток, мониторинг окружающей среды

Зима - сезонные наблюдения, экологический мониторинг

Отличительные особенности данной тропы

Тропа проходит в городской черте, в шаговой доступности от школ и детских садов. На тропе можно проводить занятия по окружающему миру, предметам естественнонаучного цикла, проводить экологические исследования, мониторинг окружающей среды.













Схема тропы









Правила поведения на экологической тропе

Доброго времени суток, путник!

В столь не простое время, после долгих месяцев самоизоляции, людям как никогда необходима прогулка на свежем воздухе. Поэтому, мы хотим представить Вам нашу экологическую тропу « Кругосветка вокруг реки».

Ваши действия напрямую выражают чувства к природе. Чтобы сохранить ее в первозданном виде, приумножить богатства, мы просим придерживаться ряда совсем не сложных правил:

  1. При прохождении маршрута не оставляйте после себя мусор, постарайтесь собрать чужой.

  2. Не занимайтесь «художественной росписью» на камнях и деревьях.

  3. Если встретите животное, не пытайтесь его поймать или покормить.

  4. Ведите себя тише.

  5. Смотрите себе под ножки, там гуляют многоножки и всякие другие насекомые.

  6. Не забирайте с собой «сувениров», пусть они радуют других гостей нашей эко-тропы.

  7. Не сливайте химикаты и другие отходы в водоемы. Рыбы скажут Вам: «СПАСИБО!!!»









Станция № 1

Название станции: Эспланада нашего города

Описание: Площадь - самое сердце нашего города. С него мы и начнем наше маленькое путешествие. В этом месте можно ознакомиться с историей нашего города. Покормить уток на реке, или голубей на площади, отдохнуть на лавочке. Отсюда начинается путь по нашей тропе. На тропу и в парк ведет одно из уникальных сооружений нашего города – висячий мост. Этому мосту около 100 лет. И за время своего существования он не раз был реконструирован, но его тяжелые подвесные тросы остаются неизменными.

Станция № 2

Название станции: Парк имени Героя СССР Пилютова П.А.

Описание: Парк для людей является одним из самых посещаемых мест, по вечерам самое активное население выбирается наслаждаться красотами в любое время года. Во время учебы здесь можно проводить познавательные экскурсии для начальных классов (сбор природного материала, фенологические наблюдения). Учащиеся старших классов могут поучаствовать в акции «Чистый берег» или «Чистые игры».


Станция № 3

Название станции: «Святой» дендрарий

Описание: Следующую станцию открывает висячий мост. Наша река обладает уникальными возможностями. В районе храма, под действием геологических изменений рельефа, река разделяется на два рукава и поворачивает против течения. Второй висячий мост в парке уникальный: с него открывается вид на раздвоения русла реки, с образованием небольшого острова. Он ведет к храму. Сама территория храма уникальна. Храм построен на месте бывшего городского парка. Территория облагорожена многими растениями, основными представителями местной флоры. На маленьком клочке земли можно встретить и изучить почти всех представителей хвойных растений. Здесь можно почитать стихи о природе или об осени.

Станция № 4

Название станции: Зона досуга на свежем воздухе

Одним из любимых мест горожан является подножье Липовой горы. Здесь оборудованы места отдыха людей. Можно сделать привал. Здесь можно поиграть в подвижные игры, можно провести субботники по очистке территории. Можно послушать птиц и изучить видовой состав древостоя горы.



Станция № 5

Название станции: Нерушимая переправа через реку Сим.

Пройдя по набережной вдоль горы, мы попадаем на мост. В начале 2000 годов на его месте был висячий мост, но наводнение 2001 года его смыло. Теперь это добротный, надежный пешеходный мост. Правда, пришлось внести коррективы в окружающую обстановку, углубление русла реки, сброс строительных материалов. После наводнения 2001 года берега с западной стороны реки были отсыпаны и подняты, но мусора не стало меньше. Люди все так же сбрасывают его в реку. На этой станции можно проводить мониторинг воды, акции по очистке берегов.

Станция № 6

Название станции: Дорожка долголетия

В 2019 году в честь юбилея города, Ашинский металлургический завод сделал городу подарок. Вдоль берега была проложена дорожка долголетия, которая сразу же стала излюбленным местом горожан. С этой дорожки открывается красивейший вид на гору, на реку, позволяет проводить орнитологические наблюдения. Ведь здесь облюбовали себе место дикие утки, цапли. Второй год подряд на реке мы можем любоваться лебедями. Над рекой, в районе церкви, где река делает свои виражи, можно наблюдать хищных птиц, которые кружат над рекой, высматривая добычу.



















Приложение


Урок-экскурсия

Тема: «Животный мир нашего края».

Цель: - расширить знания учащихся о жизни животного мира;

Задачи:

- формировать экологическую культуру, развивать кругозор;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Место проведения: станция 4

Оборудование: фотоаппарат, лупа, лакмусовая бумажка, флакон одеколона.

Ход экскурсии:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой. Тренинг «Дыхание счастья».

При вдохе вы вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, солнце, здоровье, тепло, свет, счастье и удачу. При выдохе выдыхаете мусор и болезнь, печаль, зло, ненависть.

Ярче светит солнце, поднимаясь выше на небосклоне, лучи сильнее греют землю. Рады весне люди, животные, птицы.

  1. Начнём нашу экскурсию.

Познакомимся с наиболее яркими представителями животного мира нашего края — птицы.

Птицы — единственные животные, тело которых покрыто перьями. Это класс теплокрылых, яйцекладущих позвоночных.

- Какова же история происхождения птиц?

Птицы появились очень давно, около 150млн. лет назад. История птиц начинается с Юрского периода. Это было время, когда на земле господствовали ящеры и динозавры. Все птицы имеют крылья. И, конечно, одни птицы летают быстрее, а другие летают медленнее.

- Как вы думаете, какие птицы летают быстрее всех? Это орлы, стрижи. Скорость их полёта составляет от 100 до 160км/час. Почти все птицы летают. Но есть и нелетающие птицы.

- Знаете ли вы каких-либо нелетающих птиц? Это страусы, пингвины.

С приходом весны к нам прилетели пернатые гости.

  • Какие птицы прилетают к нам весной?

  • Как мы их называем?

  • А какие птицы остаются у нас зимовать?

Таких птиц называют осёдлыми?

Весной, когда всё оживает, в природе происходит великое таинство — рождение малышей. Все птицы откладывают яйца. Из яиц появляются птенцы. Одни малыши рождаются беспомощными, слепыми, их кормят родители. Это воробьи, скворцы.

А другие рождаются зрячие, обсохнут и в путь. Это куропатки, тетерева, а также птенцы домашних птиц.

  • Вот мы сегодня на экскурсии говорим о птицах. А какое значение имеют птицы в природе для нас? (Ответы детей)

Птицы являются защитниками, способствуют распространению семян, являются пищей для некоторых птиц и животных, имеют огромное эстетическое значение, дают человеку перо, мясо, яйцо.

Люди говорят, птицы — дети воздуха. А почему?. (Ответы детей)

Птицы — покорители воздушного пространства, они поднимаются выше облаков, перелетают через моря и пустыни.

Говорят, птицы — дети радуги. Почему? (Ответы детей)

Перья птицы разукрашены в немыслимые цвета. Это снегири, павлины.

Говорят, птицы — вестники радости. Почему? (Ответы детей)

-Каждый год приносят к нам в село весну. А как красиво поют! Давайте послушаем их.

  • Какие голоса птиц мы услышали сейчас?

  • Вот чирикает воробей.

(Подготовленный ученик рассказывает о воробьях)

Воробей — очень прожорливые птички. На белых щечках у него чёрные пятна, шейка белая, на голове коричневая шапочка. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом. «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор. Своё гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека — под крышей дома или сарая, а также в дупле дерева. Воробей плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнездо, и захватывает чужое — скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.

Воробьи-воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Зимой они прятались от мороза, а пришла весна — их не удержать. Знай себе, чирикают, радуясь теплу.

  • А вот застучал по дереву дятел.

Дятел — с утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упёршись в ствол хвостом, и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий.

Зимой дятлы кормятся семенами сосен. В наших лесах живёт несколько видов дятлов: чёрный, зелёный и пёстрый дятел. Каждый дятел отстукивает свои барабанные дроби — длинные и короткие. А вот длина каждой барабанной дроби имеет своё значение: так он может сердиться на соперника, который прилетел на его территорию.

Дятел — лесной санитар. Он уничтожает множество вредных насекомых. Есть и ещё польза от дятлов: они заготовляют места для гнездования других птиц. Обычно дятел каждый год долбит новое дупло для своего гнезда. А старые дупла? Их заселяют иные птицы: синицы, скворцы. Все эти дуплогнездники — полезные птицы, истребляющие множество вредных насекомых. Чем больше таких птиц в лесу, тем сохраннее лес.

  • А теперь возьмите лупу, найдите сваленную ветром сосну. Посмотрите на её кору: в ней сотни маленьких круглых дырочек, словно кто выстрелил в дерево дробью. Сдёрнем кусок коры с толстой части ствола, обычно она легко отстаёт. На внутренней стороне содранного куска вы увидите сложный рисунок: десятки канальцев отходят в стороны от продольного канала. Это ходы короеда-типографа. Типограф — опасный враг сосновых деревьев. Нападая на ослабленные деревья, он губит их тысячами.

На каждой породе деревьев живут какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера прогрызать ходы: поглядев на ходы, можно сказать, какой короед их сделал. Одни из короедов заселяют вершины и ветви, живут под тонкой корой; другие выгрызают ходы в средней части ствола, третьи- в нижней части, под толстой корой, а есть и такие, что грызут в корнях. Все короеды — враги леса. Последим за дятлом. Может быть, нам удастся увидеть, как он не просто долбит, а кусками сдирает кору с сосны. Дятлы прилетают и в наши сады, чтобы избавить их от вредителей.

  • Понаблюдаем за этой красивой и неутомимой птицей.

  • Нам повезло. На экскурсии на смену стуку дятла закуковала кукушка.

Кукушка - не строит гнёзда, а когда приходит время откладывать яйца, ищет чужие семьи. Найдёт гнёздышко, и яйцо своё подложит. Найдёт второе — подложит и второе. До 10-12 гнёзд «наградит»! Хозяева стараются, греют чужое яйцо вместе со своими. Кукушонок на свет появляется первым и начинает «разбойничать». Кукушонок очень прожорлив, всё яйца из гнезда выбросит и птенчиков не пожалеет. Один в гнезде останется и требует, чтобы чужие родители его досыта кормили. Думаете, он им спасибо скажет? Напрасно. Улетит — только его и видели. Следующей весной вернётся с зимовки и полетит в чужие гнёзда подкладывать «подарки». По-другому кукушки не могут, не научились.

Подвижная игра: «Палочка-Выручалочка»

  1. - А теперь переходим к представителям опушек леса, жизнь которых тоже очень интересна.

Перед нами муравейник. Что мы знаем о муравьях? (Ответы детей)

Ученик: Муравьи живут в муравейниках. Но муравьиная крепость, которую мы видим — это лишь верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Здесь муравьи выводят потомство, запасают пищу. Муравьи регулярно удаляют из своего жилища мусор, проветривают его и охлаждают. Перед дождём муравьи закрывают все выходы и входы в муравейник.

Муравьи - насекомые. Насекомые от слова «насекать». Из-за своего маленького роста насекомые кажутся беззащитными. Но это не так. Они умеют и обороняться. Одним из защиты служат жало и яд, другим — отвратительный запах, которым отпугивают своих врагов.

  • Возьмём небольшую гусеницу и бросим её в муравейник. А теперь посмотрим, что будет.

Муравей тотчас же набросился на добычу. Гусеница изгибается, вертится, но муравей крепко вцепились в неё челюстями. Муравей несколько раз укусит гусеницу, пока она не перестанет двигаться. Гусеница во много раз тяжелее муравья, и он едва передвигает её. Мимо бежит другой муравей. Остановился, потрогал гусеницу усиками. Вцепился в неё и тоже потащил. Помощник? Хороша помощь, когда он тащит гусеницу в свою сторону. Оба тянут, а гусеница ни с места. Третий, четвертый муравей ухватил гусеницу. Каждый тянет к себе. Они не помогают друг другу. В конце концов, гусеница все же попадает в муравейник. Почему? Да потому, что из десятка муравьёв два-три нет-нет, да и потащит гусеницу в одну сторону — к муравейнику. Она попала бы туда гораздо быстрее, если бы муравьи действительно помогали друг другу.

- А сейчас бросим в муравейник муравья из другого муравейника. Посмотрим, что произойдет?

Вот ему сейчас придется плохо. Драка между муравьем неизбежна. Пахнет муравей «своим» гнездом, он свой. Запах иной, значит перед муравьем чужак. По запаху муравьи отличают своих от чужих. По запаху они находят и дорогу к своему муравейнику.

Дороги муравьёв особые: это душистые тропинки. Муравьи ползут по своим же следам. Иной раз муравьиная тропинка кружит и петляет, извивается на все лады. И муравьи тоже петляют и кружат, а не бегут напрямик. Почему? Первый муравей, побежавший этой тропинкой, не прокладывал дороги. Он просто бежал. По его следам пробежал другой муравей, третий... Муравей, бегущий по следам, оставляет и свой след. Запах тропинки становится всё прочнее, дорога делается все более и более «проезжей». Чем ближе к муравейнику, тем шире дороги, и здесь они, конечно, прямее: широкая дорога всегда прямее узкой тропинки.

  • А вот муравьи, которые ползут вверх по стволам деревьев. Давайте помешаем им: сгоним их с этой дорожки. Через несколько минут они снова поползут по ней. А теперь помажем дорожку одеколоном. Добежав до этого места, муравьи останавливаются, суются туда и сюда, ищут...Мы видим по их поведению, что они «сбились с дороги» и никак не найдут её.

  • А ещё мы возьмем лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага от кислоты краснеет. Сейчас мы пустим муравья по этой бумажке. Следы, оставленные им по ней, будут заметны для глаза: появятся крохотные красноватые пятнышки. Это мельчайшие брызги муравьиной кислоты подействовал на лакмус. Передвигаясь, муравей обрызгивал кислотой, оставляя пахучий след. Дорогу муравьи находят по запаху, своих узнают по запаху. Обоняние играет огромную роль в жизни муравьев. Органы обоняния у муравьев помещаются на усиках. Он все время шевелит ими, ощупывая всё, прикасается ко всему, встреченному на пути. Муравей, лишенный усиков, беспомощен.

Весь день шныряют муравьи по соседству с муравейником. Истребляя множество насекомых, муравьи приносят огромную пользу. В лесу нет полезных гусениц, а ведь именно гусеницы и личинки — главная добыча муравьев. Гусеница не летает, а медленно ползет: на неё легче напасть, чем на муху или бабочку. Трудно посчитать, сколько вредных насекомых истребляют муравьи. Можно сказать одно: великое множество.

На зиму муравьи забираются в самые глубокие части муравейника и здесь, сбившись в большой ком, оцепеневают. Всю зиму они проводят в глубоком сне. Весной, когда стает снег и солнце прогреет почву, муравьи просыпаются. И тогда можно увидеть, как они сплошным слоем покрывают муравейник: греются на весеннем солнце.

Лесные муравьи — полезнейшие насекомые. Это нужно всегда помнить. Оберегая муравейники, мы охраняем наши леса от вредных насекомых.

  • Природу без насекомых представить просто невозможно. Если бы в одночасье исчезли все насекомые, то за ними следом исчезли бы многие растения, которые опыляются ими, и погибли бы птицы, рыбы, звери, которые питаются насекомыми.

  • А теперь походим по опушке леса. (Дети ходят и находят множество нор).

  • Сейчас мы узнаем увлекательную информацию об обитателях нор. Это суслики, сурки, кроты.

Суслики — большие мастера по рытью глубоких нор. В них можно спрятаться не только от врагов, но и от жары. В подземных жилищах у сусликов всегда чистота и порядок. Есть «спальня» с мягкими постельками из сухой травы. В боковых коридорчиках расположены «кладовые». Зверьки делают запасы корма на случай непогоды и ранних холодов. В защёчных «мешках» они приносят в норки зерно и семена диких трав.

А вот сурки к осени накапливают много жира. Он-то и выручает зверьков во время холодов и долгой зимней спячки. Сурки — пушистые толстяки, любят компанию. Об опасности они предупреждают друг друга громкими пронзительными криками. Перед зимней спячкой семья сурков собирается в одной норе. Так им будет теплее. А норы у сурков замечательные.

  1. Игра «Прилетели птицы».

Я буду называть птиц. Но если ошибусь и вы услышите что-то другое, то вы хлопните в ладоши.

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи...

2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

3. Прилетели птицы: голуби, куницы!

4. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки!

5. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки.

Даже совы — сплюшки,

Лебеди, скворцы,

Все мы молодцы.

  1. Итог экскурсии.

Вот и подошла наша экскурсия к завершению, вы узнали и увидели много нового и интересного про жизнь обитателей леса и обитателей опушке леса нашего края.

Вы, дети, наше будущее поколение, должны сохранить нашу землю такой же красивой и таинственной для своих потомков. Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу — озёра и леса. Заботимся о чистоте воды — ведь нам её пить. Заботимся о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.

  • Какие правила поведения в природе вы знаете.

6. Рефлексия.

  • Что нового узнали на экскурсии?

  • Как вы считаете, необходимы вам знания, полученные на экскурсии?

  • Мы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: «Охранять природу — значит охранять Родину!»










Экскурсия в зимний лес.

Цели:

На основе наблюдений углубить и расширить представления учащихся об изменениях в природе зимой, о видовом разнообразии растений и явлениях природы.

- Развитие компетенции: информационной (извлечение первичной информации), коммуникативной (публичное выступление)

- Продолжить воспитание гуманного отношения к природе.


Ход экскурсии:

Подготовительный этап.

Определяется место в зимнем лесу, где будет проходить экскурсия, уточняется, какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.

Вспомните, какой был лес поздней осенью.

Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?

Что вы заметили в лесу на осенней экскурсии?

Какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет?

До экскурсии учащимся даются задания:

Понаблюдать за птицами;

Присмотреться, какие животные живут в лесу зимой, определить их по внешнему виду, следам;

Собрать природный материал (шишки, опавшие ветки, кору)

Проведение экскурсии в январе в том же лесу, что и поздней осенью.

1.Наблюдения за неживой и живой природой.

Стимул: увидеть глазами всё, что происходит вокруг.

Придя с детьми в лес, предлагаю им вопросы и задания:

– Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

- Что вы слышите?

Живу в своей избушке

Среди сугробов, елей,

Буранов и метелей.

Укутываю снегом

Леса, поля, дома,

А льдом я выстилаю

Озера, реки и моря…

Хоть и зимушка я,

И холодная

Зря вы прячете нос – я же добрая!

Вас за щечки щипну

Ради шалости,

Всем забавы дарю лишь для радости.

-Для чего нужны деревья и кустарники зимующим животным? (находят на них корм, грызут кору).

- Почему под снегом зеленая трава не замерзает? (снег не пропускает холода, является одеялом для растений).

- Чем отличаются ель и сосна от других деревьев зимой? (стоят зеленые, листья не опадают).

Какое у вас ощущение от зимнего леса?

- Почему деревья зимой стоят без листьев? (прекращается сокодвижение, дерево спит, отдыхает, листья сброшены, чтобы ветки не ломались от снега).

-Почему почки зимой не замерзают? (покрыты плотными защитными чешуйками).

- Какие стихи приходят вам на память?

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая все кругом

Мягким бархатным ковром.

Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Пришла, улыбнулась — утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

Темный лес — что шапкой,

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И… настала.

И.Суриков

-Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете?

Игра. Закончи пословицу, поговорку):

1. Береги нос … (в большой мороз).

2. Мороз невелик …(да стоять не велит).

3. Декабрь год кончает … (зиму начинает).

4. Как зима не злится … (весне покорится).

5. Спасибо, мороз, что … (снегу нанес).

6. Зимой солнце, что мачеха: светит, да … (не греет).

б) - Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с осенью?

Каким стало солнце? Чем покрыта земля зимой? Что падает с неба? Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?

в) – Поймайте снежинку на рукавичку и рассмотрите её, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой?

-Попробуйте зарисовать снежинку в блокноте.

2. Опытно – исследовательская работа 

(Информационная компетентность)

Аспект: Извлечение первичной информации: самостоятельно проводят эксперимент, планируя его ход.

Стимул: - Мы будем исследователями, у нас заработают 3  научных лаборатории, ваши  задания прописаны на карточках.

1группа: Способы определения названия деревьев. Вид растения:  

1.По почкам.

2.Остались ли листья.

3. По побегам.

4.По коре.

5 баллов – все 4 способа

3 балла – только 2 способа

2 балла – 1 способ

2 группа  «Способы  определения хвойных деревьев по алгоритму»

1.По хвоинкам

2.По коре

3.По плодам

4.По веткам

5 баллов – все 4 способа

4 балла – только 2 способа

3 балла – 1 способ

3 группа:   Найдите ель и сосну. Чем сосна отличается от ели?

Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только намакушке.

(Сосна)

«Отличие сосны от ели»

По хвоинкам

По шишкам

По нижним веткам

5 баллов – все 3 способа

4 балла – только 2 способа

3 балла – 1 способ


III. Итоги наблюдений за природой.

Обработка информации: делают вывод на основе полученной информации, используя свои знания и опыт. 

Представители  групп докладывают о выполненной работе.

- Что мы сегодня наблюдали?

- Что нового узнали?

-Какие изменения в природе вы заметили?

 -Подготовьте рассказ для одноклассников:

1гр – как вы определяли название лиственных деревьев?

2гр – как вы определяли названия хвойных деревьев?

3 гр. – как вы отличали сосну от ели?

Юному экологу: Вы наверняка знаете, какие растения растут возле вашего дома и школы, во дворе и по дороге к магазину. Запомните их зимний облик и попробуйте узнать эти растения, оказавшись в незнакомом месте. Летом отмечайте для себя те черты растения, которые помогут вам узнать его и зимой. Обращайте внимание не только на вид побегов и почек, но и на форму кроны, а также на места, где эти растения встречаются.



Урок-экскурсия

Тема: Лесная мозаика

Цель: Расширить знания учащихся о растениях родного края.

Задачи: 1. Развивать наблюдательность природоведческие навыки, внимание;

2. Расширять представление детей о необходимости охраны природы;

3. Воспитывать у учащихся доброту, бережное отношение к растениям.

Мотивация.

«Круг радости»: - Дети, я очень рада встрече с вами, поэтому с удовольствием приглашаю вас в «Круг радости». Этим прекрасным днем мы приветствуем весь окружающий мир, такой прекрасный и полный радости и добра.

Давайте улыбнемся этому яркому солнцу и скажем:

Здравствуйте, солнце, береза и тополя!

Здравствуйте, горы, леса и поля!

Здравствуйте, всё, что растёт и цветёт!

Здравствуйте, все, кто на свете живёт!

Беседа.

Учитель: - Ребята, давайте побеседуем!

Живет ли человек сегодня в гармонии с природой?

Как вы думаете, можно ли восстановить гармоничные отношения человека с природой?

Что может произойти с природой лет через десять, если человек будет продолжать свои губительные для человека действия?

Человеку очень важно научиться жить в гармонии с окружающим миром. Ведь природа – это уникальный живой мир, этот мир полон красоты. Нет на Земле ни одного человека, чья душа осталась бы равнодушной к красоте природы. В природе все взаимосвязано. Эта взаимосвязь называется красивым словом «Гармония». И очень важно видеть и ценить эту красоту!

Послушайте стихотворение «Я славлю лес».

Когда идёшь усталый, запылённый,

Дорогой длинной в полудённый зной.

Сверни смелее в тихий лес зелёный,

И он усталость снимет как ручей.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес,

Зелёный лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской,

Побудь в лесу на солнечной поляне, и все печали снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес – красу земли, зелёный лес!

Когда раздумий вещий час настанет,

Когда мечтаешь о грядущем ты,

С зелёным другом поделись мечтами,

И окрылит он все твои мечты.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес, зелёный лес!

Мы были вместе в радости и в горе,

Он в дни войны стеною стал за нас.

…застали сосны тихо, как в дозоре,

Лес и сегодня охраняет нас.

Я славлю чудо из чудес –

Красу земли, зелёный лес!

В.Лукша.

Учитель: Лес – это мир, полный загадок и тайн. Лес – это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей, птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновенье не замирает жизнь. А сколько в нём разнообразных растений! Сегодня мы постараемся хоть немного приоткрыть тайны леса.

Но сначала откройте тайны – загадки.

Стоит Алена – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

- Мы с вами сейчас стоим перед березовым лесом. А как называется берёзовый лес? Вот берёзовая роща. Здесь много света, воздух прозрачен и чист. У древних славян существовало слово «бер», означающее «светлый», «ясный». От него и образовалось слово «берёза». Хороша берёза! Стоит и красотой своей всех радует.

- Рассмотрим особенности её строения, размножения, развития.

Берёза встречается почти по всей территории нашей страны. Такое широкое распространение её объясняется тем, что она очень неприхотливая по отношению к климату. Малотребовательная берёза и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах – начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ.

Берёзу называют деревом-пионером. Она очень быстро захватывает любой свободный клочок земли. Дерево ежегодно плодоносит, а мельчайшие крылатые плоды легко переносятся ветром на значительное расстояние.

Береза очень светолюбива и совершенно не выносит затемнения.

Берёза – одно из самых красивых наших деревьев. Белые с черным рисунком стволы берез имеют привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество – батулин. Если мы в черном пиджаке или пальто прислонимся к стволу молодой берёзы, на одежде появится белые пятно, как от мела.

Береста – защитный покров дерева. Она состоит из множества мёртвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Благодаря этому береста, как и пробка, непроницаема для воды и газа.

- Оторвём немного коры от берёзы. Что мы заметим?

А заметим, что она слоистая. Отдельный слой чуть толще листа бумаги и плотно соединен со своими соседями. Словом, береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои бересты находятся на поверхности ствола, самые молодые – в глубине.

Берёза цветёт вместе с распусканием листьев. (Дети чувствуют аромат её свежей зелени) Цветущие свисающие серёжки и зеленоватые свечечки, стоящие на ветках. Хорошо бы жилось берёзе, если бы не весенний сок. Весной стволы многих берёз порезаны, и течёт по ним потоками берёзовый сок или, как его называют в народе – берёзовица. А ведь он дереву нужен. Этот сок, словно кровь, несёт ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки, развернулись листья. Так стоит ли рады 1-2 глотков сока губить деревья, наносить их здоровью непоправимый вред?

Береза прекрасно размножается семенами. Однако она может размножаться также порослью от пня. После того как срубят взрослую, не слишком старую березу, от коры пня отрастает масса молодых побегов.

Народная пословица говорит: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь». А ещё в народе говорили: « Стоит дерево кудряво, на этом дереве пять угодьев:

первое угодье – хворому здоровье,

Второе угодье – разбитому крепость,

Третье угодье – людям колодец,

Четвёртое угодье – малому угроза,

Пятое угодье – ночной свет».

Конечно, это берёза. Её почки и листья используют в лекарственных целях. Берестой скрепляли разбитую посуду. Берёзовый сок. Наказание «берёзовой кашей» и лучины. Если у берёзы есть угодье – «хворому здоровье», значит, она относится к лекарственным растениям.

- А вот посмотрите танцующие берёзы. Существует легенда о танцующих берёзах.

«На небольшой поляне молодежь устраивала свои игры и забавы. Они пели песни, исполняли на домбре и кобызе различные мелодии, веселились. Ещё они умели красиво танцевать. О том, что молодежь состоит из мастеров и умельцев, узнал хан. И захотелось ему посмотреть на их искусство. Но пойти с многочисленной свитой и охраной – значит всех вспугнуть. Поэтому хан решил появиться в лесах у серебристых озёр незаметно, чтобы не привлекать внимание к себе и больше узнать о молодежи.

И вот однажды молодёжь собралась на небольшой поляне, распевая свои песни и затевая свои весёлые игры. А хан оделся в одежду простолюдина и лишь с одним стражником отправился к ним. Он, как и многие, стоял в толпе и смотрел на происходящее. Его никто не узнал.

Веселье было в самом разгаре. Вот дошла очередь до танцев. На середину поляны вышли юные девушки - одна краше другой. Каждая из них была красива, как сверкающая в полнолуние луна, и одежда у них была из белого шелка. Они стали танцевать, изгибаясь и кружась в танце, казалось, что у них совсем нет костей, такие они были гибкие и стройные. Белые платья на них развевались в стремительном танце. Они так очаровали всех, что у людей, наблюдавших за их искусством, захватило дух.

И хан так увлекся этим великолепным зрелищем, что от восторга сам не заметил, как воскликнул: »Великолепно! Живите вы тысячу лет, дорогие мои!»

И тут люди обратили внимание на говорившего и признали в нём хана. Все кинулись приветствовать его. Растерялись и танцующие девушки, от смущения они не знали, куда деваться, потому что находились ещё во власти танца. Да и одежда на них была самая лёгкая, из прозрачного белого шёлка. Они остановились в том положении, в каком их застал возглас хана, да так и застыли, не смея шолохнуться. И тут Великий Тенгри, решив навечно запечатлеть это мгновение, превратил танцующих девушек в белые берёзы, кружащиеся в вихре быстрого танца.

Эти застывшие в различных танцевальных позах берёзы и в самом деле очень похожи на самозабвенно танцующих девушек в белых шелковых одеяниях.

Учитель: Говоря о лесе, нельзя не сказать о грибах. Богат наш лес ими! Это и грибы-боровики, и грузди, и опята, и сыроежки, и лисички…

Я думаю, что немногие знают, какую роль в развитии природы играют грибы. Без них, кустарники и деревья растут ослабленными так как, тонкие нити грибницы срастаются с мелкими корнями дерева, образуя единое целое – грибокорень. Грибы помогают расти дереву, кустарнику, поставляя им из почвы с водой минеральные соли, полезные вещества. В свою очередь и грибы от дерева получают питательные вещества. Причём каждый вид гриба связан с определённой древесной породой: подосиновик живёт под осиной, подберёзовик связан с корнями берёзы. Не будет этих деревьев – исчезнут и эти грибы. Грибы участвуют и в образовании почвы. В основном они питаются отмершими растительными остатками. Разлагаясь, они перерабатывают не только растительные, но и животные остатки, превращая их в перегной. Грибами питаются белки, медведи, лоси, глухари, тетерева. Для многих животных грибы не только лакомство, но и лекарство. Особо нужно отметить способность грибов очищать почву от вредных веществ. Грибы, как губка, впитывают их в себя. Поэтому грибы, собранные вблизи населённых пунктов, по обочинам дорог, становятся небезопасными для здоровья и даже жизни людей. Основная масса грибов погибает из-за нарушения грибницы при неправильном их сборе.

Вы внимательно слушали, а теперь ответьте на вопросы:

Какие правила сбора грибов вы знаете? Почему грибы надо срезать острым ножом? (Чтобы не повредить грибницу)

Какие съедобные грибы появляются весной первыми? (Сморчки, строчки)

Каким грибом лечится лось? (Мухомор)

Викторина «Знаете ли вы лес?»

Летом одевается, а к зиме раздевается. (Лиственный лес)

Изба белена, а маковка зелена. (Берёза)

На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комарам)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

Какой гриб носит название лесного зверя? (Лисичка)

Какую корову доят муравьи? (Тля)

Какие грибы разного цвета? (Сыроежки)

Сколько ног у паука? (8)

Какой снег быстрее тает: грязный или чистый? (Грязный)

Какую траву могут узнать на ощупь даже слепые? (Крапива)

Сидит Матрёна намокрена, не говорит – ещё терпима,

А как речи начнёт, всех досада возьмёт. (Лягушка)

Живя в сообществе, растения создают друг для друга благоприятные условия.

Послушайте стихотворение о растениях, живущих в сообществе.

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка-невеличка

Хорошо цвела весной. (Сосна – земляника)

А под ёлкой, а над ёлкой

Кто-то спрятался в иголках.

В тёмной шапке набекрень

Боровик укрылся в тень. (Ель – боровик)

Мы пойдем, мы пойдем,

Ежевику, мы найдём.

В рощице берёзовой

Найти её сможем мы. (Береза – ежевика)

Вот ковыль и пырей,

Ну-ка глянь на них скорей.

Они в сообществе живут,

Влагу вместе стерегут. (Ковыль - пырей)

А весёлые ребята,

Тонконогие опята,

Притаились возле пня

И кричат: «Ищи меня!» (Дерево - грибы)

А вот эти то, ребята

Гниль вызывают

В результате чего

Деревья погибают. (Гриб-паразит и дерево)

Учитель: Растительный мир нашего края богат. Встречаются не только лиственные леса, но и хвойные леса.

- А теперь давайте посмотрим на сосновый бор.

Полумрак, травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, и снова тишина. Но несмотря на такое мрачное описание, сосна ассоциируется у нас с самым сказочным праздником – Новым годом. Именно сосну украшают в каждом доме под Новый год.

Но лучше, если вы будете использовать искусственные елочки, так как многие ели и сосны погибают, доставляя людям радость в праздник. А ведь ель и сосна – дерево полезное: семенами питаются звери и птицы, из древесины мастера делают музыкальные инструменты, за что называют ель «певчим деревом». Также ель и сосна дают людям брёвна для строительства, бумагу, искусственный шелк и много других полезных вещей.

Сосна – одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Длинные узкие хвоинки сосны располагаются на ветвях парами. После отмирания они также остаются соединенными и опадают вместе.

Хвоинки зимуют зелеными и никакой защиты от замерзания не имеют. При первом же сильном морозе вода, которая содержится в них, превращается в лёд. Однако это не представляет большой опасности. Главная опасность, которая грозит зимой всем живым надземным частям растений, содержащим воду, в том числе и хвоинкам, - не мороз сам по себе, а высыхание. Ведь передвижения воды по растению зимой нет, восполнить потери влаги нельзя. Однако хвоинки сосны зимой не высыхают. Каждая из них надёжно защищена. Снаружи она покрыта тонкой, но непроницаемой для воды пленкой – кутикулой. Каждую весну у сосны распускаются почки и появляются молодые побеги, как у лиственных деревьев.

- А теперь возьмём лупу и рассмотрим через неё побеги.

Вот видите, у основания, только что появившихся побегов плотные светло-жёлтые грозди мужских шишечек. Эти шишечки невелики – каждая меньше косточки вишни. В них созревает пыльца, которая высыпается затем в виде желтого порошка и разносится ветром. Отдельная пылинка очень мала и чрезвычайно легка. Она выглядит как маленький шарик. Эти шарики заполнены воздухом. Сосна производит огромное количество пыльцы, но лишь ничтожный её процент попадает на женские шишечки и производит опыление. Летит пыльца сосны далеко: ветер разносит её на многие километры.

Близ вершин молодых побегов видны красноватые шишечки. Это женские соцветия. Они состоят из крохотных чешуек, в пазухе которых семенные чешуи, с двумя семяпочками. Семяпочки лежат открыто: у сосны нет завязи, нет пестика. Поэтому сосну и другие хвойные называют «голосемянными». Ветер несет облака пыльцы. Она попадает прямо на семяпочки.

После опыления шишечка-крупинка проходит долгий путь развития, прежде чем станет зрелой шишкой. На это уходит почти 2 года. К осени 1 года шишечка вырастает до размера горошины. А на 2 год она становится крупной, зеленой, а под конец коричневатой. К зиме в ней полностью созревают семена.

Рассеивание семян происходит весной. Выпав из шишки и оказавшись в воздухе, семя, снабженное небольшим пленчатым крылышком, начинает очень быстро вращаться, как маленький пропеллер. Крутящееся семя опускается медленно, и ветер может отнести его далеко от материнского дерева.

- А теперь, давайте поищем в сосновом бору, маленькие проростки сосны.

Это маленькие растеньица, у которых стебелёк короче спички и не толще обыкновенной швейной иглы. На верхушке стебелька – пучок лучеобразно расходящихся во все стороны очень тонких иголочек – семядолек. Главный побег растет очень быстро. На верхушке его – скрытые в хвое и покрытые смолой почечки. Из этих почек в будущем году снова разовьются главный побег и боковые ветви. Боковые ветви у сосны расположены кольцами, мутовками. Каждый год появляется новая мутовка ветвей. Сосчитав мутовки, можно узнать возраст молодой сосенки. У высокой сосны таким способом возраст не узнать: нижние мутовки давно отмерли, и никаких следов от них не осталось.

Сосна – красивое дерево. Ствол её покрыт в верхней части тонкой оранжевой корой, придающей дереву привлекательность. В нижней части кора толстая, и ствол имеет серо-коричневый оттенок. Кора большой толщины имеет для дерева важное значение: она предохраняет живые ткани ствола от ожога при сильном нагревании солнцем или при низком пожаре в лесу. Сосна очень чувствительна к ядовитым газам, которые выбрасывают трубы заводов и фабрик. Сосна – ценная древесная порода, и очень велико оздоровительное значение сосновых лесов.


- Отдых. Отгадаем загадки.

1. нам в дождь и в зной поможет друг,

Зелёный и хороший, -

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

Есть дерево: крик унимает,

Свет наставляет, больных исцеляет. (Берёза)

Сплошная кость,

А внутри её

Каменное сердце,

Внутри каменного сердца –

Жирное сердце. (Кедровая шишка)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

Васю – хворостинкой. (Лес)

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – серёжки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит – и легче. (Дятел)

В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть. (Черника)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова)

Эти ягоды найдете

На большом лесном болоте,

Словно там разбросаны

Красные горошины. (Клюква)

- Итак, вернёмся в лес. Но в лес смешанный. Пойдем туда, где много разных замечательных растений.

Клен – одно из самых распространенных деревьев наших лесов. Листья клена крупные, округло-угловатой формы, с большими острыми выступами по краям. Осенью листья клена красиво раскрашиваются. Одни деревья становятся лимонно-желтыми, другие красновато

-оранжевыми. Осенний наряд клена всегда привлекает к себе внимание. На листьях клена никогда не увидите каких-либо повреждений, сделанных гусеницами и жуками, - насекомые почему-то не трогают листву этого дерева.

Клен примечателен тем, что это одно из немногих наших деревьев, у которого есть белый млечный сок. Чтобы увидеть млечный сок клена, нужно разорвать черешок листа посредине его длины. В месте разрыва скоро появится капелька густой белой жидкости.

Клен цветет весной, но не очень рано. Цветки его распускаются в то время, когда дерево еще не оделось листвой, у него только-только появились маленькие листья. Цветущий клен хорошо заметен даже издалека: в кроне дерева на голых ветвях виднеется много зеленовато-желтых пучковидных соцветий, похожих на рыхлые комки.

- Подойдем поближе к дереву и понюхаем воздух возле клена.

Мы ощутим специфический кисловато-медовый запах цветков. У клена на одном и том же дереве можно видеть несколько типов цветков. Одни из них бесплодные, другие дают начало плодам. Однако все цветки содержат нектар и охотно посещаются пчелами. Клен – один из хороших медоносов.

- А сейчас разломим семя клена, то мы увидим, что внутри семя светло-зеленое, фисташкового цвета. Этим клен отличается от очень многих растений – у них семена внутри белые или желтоватые.

Клен имеет ценную древесину, которая широко используется в столярном, токарном и мебельном производствах.

- Познакомимся теперь с осиной.

Осина имеет очень широкое распространение: её можно встретить на большей части территории нашей страны. Это дерево сравнительно неприхотливо к климатическим условиям, однако не выносит чрезмерно сухой, а также слишком бедной питательными веществами почвы.

Внешний вид осины своеобразен и не лишен известной привлекательности. Ствол лишь в нижней части темно-серый, выше он имеет красивую серовато-зеленую окраску, особенно яркую у молодых деревьев, когда кора их смочена дождём. Осенью очень нарядны кроны осин: листья перед опадением раскрашиваются в разные цвета – от желтого до кумачово-красного.

Одна из характерных особенностей осины – очень подвижные листья, которые приходят в движение даже от слабого ветерка. Листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черешка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков. Благодаря такой форме черешок особенно легко изгибается вправо и влево. Вот почему так подвижны листовые пластинки осины.

Цветет осина ранней весной, задолго до появления листьев. Она принадлежит к числу двудомных растений: одни её деревья мужские, другие женские.

На деревьях мужского пола во время цветения можно видеть красноватые мохнатые серёжки, свешивающиеся с ветвей вниз. На женских деревьях также есть серёжки, но иного вида – более тонкие, зеленоватые. Они свешиваются с ветвей.

Вскоре после от цветения мужские серёжки опадают на землю, а женские остаются на дереве.

- А сейчас мы посмотрим, как размножаются осины.

Вот взрослое дерево, а это молоденькая осинка с характерными «тополевыми» листьями. Высота осинок невелика – едва по колено человеку.

- А теперь раскопаем землю вокруг стволика осинки. Что мы видим: растение сидит на довольно толстом корне, который простирается горизонтально и идёт близ поверхности почвы. Этот корень тянется на большое расстояние как в одну, так и в другую сторону, а начинается он от взрослого дерева. Поэтому, маленькие осинки в лесу - не что иное, как побеги, которые отрастают от корня большой осины. Это так называемые корневые отпрыски.

Таким образом, в лесу осина размножается почти исключительно корневыми отпрысками, т.е. вегетативным способом. В условиях леса это значительно надежнее, чем размножение семенами. Поросли от пня осина почти никогда не дает.

Осина живет мало – меньше ста лет. На дрова осина совершенно не годится – она дает мало тепла. Осиновая древесина используется главным образом на спички, а ещё из неё можно изготовить кадки и бочки, дуги.

- Отдых. Пословицы и поговорки.

(Дети перечисляют известные им пословицы и поговорки о лесе и его обитателей)

Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.

Кто дерево посадит, тот человеку друг.

Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.

Сосны – наши зеленые друзья.

Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.

Дерево скоро садят, да не скоро с них плод едят.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

В лес дрова не возят, в колодец воду не льют.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля.

Натаскала белка орехов в дупло – будет ей в зиму тепло.

Не мучь мухи: и ей больно.

Мал муравей, да горы копает.

Как волка ни корми, он все в лес глядит.

Мал соловей, да голос велик.

Не хочешь холоду – полюбишь лес смолоду.

Лес сечь – не жалеть плеч.

Рощи да леса – всему краю краса.

Учитель: В растительном покрове северной степи известную, хотя и небольшую роль играют некоторые кустарники – степная вишня, шиповник, колючая слива.

Степная вишня – кустарник, высота его не превышает 1,5 м. Строение цветков и плодов растения почти такое же, как и у обычной садовой вишни, но только размеры их гораздо меньше. Плод степной вишни светло-красный, не более 1 см в диаметре, в зрелом состоянии довольно сладкий, съедобный.

Листья небольшие, темно-зеленые, слегка глянцевитые. Колючек на ветвях нет. Интересная особенность степной вишни – способность давать корневую поросль. Благодаря этому растение легко образует заросли, быстро распространяясь в стороны.

Учитель: Рассмотрим теперь растительный покров – травы.

Богат травами наш округ. Можно встретить и ковыль, и пырей, и шалфей.

Шалфей. Цветки растения собраны в высоком стебле небольшими плотными кучками-мутовками. Верхушка стебля, несущая самую крупную группу цветков, всегда опущена вниз. Кажется, будто стебель подвял. Это – отличительная особенность данного растения. Все листья шалфея расположены внизу, у самого основания стебля.

Итог экскурсии. Таковы главнейшие растения наших лесов – деревья, кустарники, кустарнички, травы. Одни из них очень крупные, мощные, другие более мелкие, третьи совсем маленькие, низкорослые. Как мы видели, растения имеют много примечательного в своем строении, размножении, жизнедеятельности. Они хорошо приспособлены к той окружающей среде, в которой им приходится развиваться. Каждое растение занимает в лесу свое определенное место и играет большую или меньшую роль в жизни леса. Взаимоотношения между растениями в лесу очень сложны и многообразны. Одни из них господствуют, другие занимают подчиненное положение. Но все они так или иначе связаны между собой, приспособлены друг к другу, образуя то, что называют растительным сообществом, или фитоценозом.

Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать её язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломит цветущую ветку черёмухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, погубит под Новый год самую красивую елочку, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовёшь такого человека частью природы, её детищем.

Установлено, что на земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой», так как красный цвет – это сигнал тревоги.

«Наедине с собой».

Учитель предлагает детям закрыть глаза и расслабиться.

Учитель: - Прислушайтесь, где-то рядом поют птицы. А вы под пение птиц представьте себе страну, где всё необычно: земля покрыта зеленым ковром из ароматных трав и цветов, солнышко греет ласково-ласково, и от этого на душе становится очень хорошо. В этой стране самые яркие звезды, самое голубое небо. Волшебное пение птиц наполняет своей любовью всё вокруг, всю Вселенную. Здесь живут самые добрые люди. Их сердца наполнены Любовью, уважением и спокойствием, добром и миром. И взрослые, и маленькие жители этой необыкновенной страны любят окружающий мир. Они дарят свою Любовь птицам, траве, деревьям, солнышку, морям и ручейкам. Подарите и вы свою Любовь всему, что вас окружает. Почувствуйте, как приятно уметь любить и дарить свою Любовь миру. Пусть эти чувства останутся с вами навсегда. Ваша любовь похожа на весеннюю ласточку, на прекрасную розу. Вдохните аромат это страны. И запомните его. А усталости как не бывало. Вот она, сила растений. Живая сила природы. Наша экскурсия закончилась. Откройте глаза и потянитесь.

«От сердцу к сердцу».

Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Для нас наш Северный Казахстан стал Родиной. Мы не мыслим своей жизни без её лесов, полей, озер.

Михаил Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

Есть на земле огромный дом

Под крышей неба голубом.

Живут в нём птицы и цветы,

Живем в том доме Я и Ты.

Творческая работа «Если я бы я был …»

Вы – маленькие частички всего живого на Земле: травка, птичка, листочек, ручеёк.

«Если бы ты был цветком, как бы ты хотел, чтобы люди заботились о тебе, помогали тебе?»


30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!