ГОУ ЛНР Стахановская СОШ I-III cт. №32 им. П.Л.Дрёмова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРНИР
“Давайте с природой дружить”
7 – 8 классы
учитель химии Чинякова А.П.
г. Ирмино 2019 г.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее мероприятие я начну со своего стихотворения
« Нет» лесным пожарам! А.П. Чинякова
Летний день. Жара и скука
Так и хочется побыть в тени.
Но четыре неразлучных друга
На опушке леса маленький «костёрчик» развели.
Пламя лижет ветки, листья,
Подбирается к деревьям, жжёт траву…
Муравьи в огне… и очень быстро
Четверо друзей окажутся в плену.
Чёрный дым взметнулся в небо,
Солнце скрылось в тучах, не видать…
Только над землёй оранжевое небо
Полыхает как костёр, как алый стяг.
Что ж случилось с нашими друзьями?
Пусть расскажут сами вам они:
Как бежали от огня, а пламя
Догоняло, обгоняло, жгло в пыли.
А итог ненужной и пустой забавы—
Выгоревший лес, погиб лесной народ.
Скажем дружно «нет» лесным пожарам,
Поджигатель леса в лес пусть не идёт!
Ведущий: Сегодня мы проводим экологический турнир “Давайте с природой дружить”. Экология в переводе с греческого обозначает “Эко” — дом, “логос” — наука. Наука о доме.
Глаза земли. Душа земли... Да, земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у нее есть. Эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали со своей маленькой и хрупкой землей! Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой.
Долго терпела земля. Она вздыхала и стонала, люди не слышали ее стонов.
И вот земля крикнула: “Спасите меня! Я гибну!”
И люди, наконец, услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту земли, на защиту природы.
Каждый может стать участником этого движения. И ты, юный друг, тоже. Для этого надо только любить свою землю и слышать ее крик: “Помогите мне, люди!” и помогать ей.
Первый турнир: Команды представляют название, девиз, эмблему команды ( жюри оценивает задание по 10-ти бальной шкале).
Второй турнир: “Окажи помощь”. Каждая команда получает карточку с заданием. Обдумав 1 минуту, команда дает ответ.
№ 1 — На краю поля валяются разорванные мешки с удобрением. Дожди смывают их содержимое в реку.
№ 2 — Береза с глубоко подсеченной корой. Кто-то напился березового соку и ушел, оставив
дерево с открытой раной... И сок продолжает стекать по стволу...
Третий турнир: "Природоохранные знаки". Вам предстоит нарисовать природоохранные знаки на тему:
№1- "Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком".
№2- "Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу весной или в начале лета". Она легко может поймать не летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
Четвёртый турнир: “Рассказ с ошибками”.
Перед вами рассказ. Вы в течение 5 минут должны выявить ошибки, которые допущены в этом рассказе.
Рассказ с ошибками
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не
забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай,
закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно — гадина!” — ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Вот так надо вести себя в лесу:
не включать громкую музыку;
не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;
для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);
костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;
не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;
не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;
не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может попасть молния!
никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
11. луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.
Пятый турнир: “Лесная поляна”. На рисунке отыскать все ошибки, которые указывают на нанесенный ущерб природе.
Шестой турнир: “Красная книга”.
Ведущий: Международным Союзом охраны природы было принято решение создать специальную книгу, куда занести все находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Эту книгу назвали “КРАСНОЙ КНИГОЙ”.
Почему красной? Красный цвет — сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Международная Красная книга не совсем обычная. Листы ее можно вынимать и перекладывать с одного места на другое. Листы имеют различную окраску: красные, белые, зеленые, желтые. Это зависит от того, насколько редок или уже исчезает данный вид. Кроме общего перечня животных, которые уже нуждаются в защите, в Красной книге имеются краткие, но точные сведения о каждом из этих видов. Первые тома этой книги вышли в 1971 году.
Внимание! Конкурс” Перечислите виды животных и растений, находящихся на территории Луганщины, занесенные в Красную книгу.
Седьмой турнир: “Мудрые мысли”.
Из карточек, которые вы получили, нужно составить выражения. Например: “Охранять природу — значит охранять Родину! ”
Задания:
№1 1. Земля — колыбель человека!
№2 1. Птицы — наши друзья
Восьмой турнир: “Цветик-семицветик”.
1.Что такое заповедник? Самый большой заповедник региона ?
(Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).
2.Что такое заказник?
(Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды
деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод).
3.Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет?
(Загрязнение морей нефтепродуктами).
4.Почему только в виде исключения нужно подбирать животное, оставшееся в природе без родителей?
( Если вы найдете маленькое животное или птицу и принесете их домой, а потом выходите, снова выпустите в лес, помните, что эти звери могут погибнуть. Дикое животное, привыкнув к человеку, теряет инстинкт самосохранения, изнеживается и, как правило, гибнет, оказавшись в условиях дикой природы ).
5.Какие дела по восстановлению природных ресурсов вы можете сделать своими силами?
(Посадить дерево, очистить водоем, сбор макулатуры и металлолома, запуск в водоем рыбы).
6. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана природы).
7.Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).
Выступление экологов нашей школы, учащихся 7-б класса и 9 –а класса
Девятый турнир: “ Пантомима ”. Каждая команда по очереди показывает пантомиму на детское стихотворение
№1 Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарем,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка — с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
№2
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть...
Но только я лег -
Звонок!
- Кто говорит?
- Носорог.
- Что такое?
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
- В чем дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!!
***
- Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
***
Ох, нелегкая это работа
Из болота тащить бегемота!
Десятый турнир: “ Чёрный ящик ”.
Ведущий: В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д.
№1 Задание первое:
1. Она бывает разноцветным, её очень трудно сломать.
2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
3. У меня много игрушек сделано из нее.
4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.
(Пластмасса.)
№2 Задание второе:
1. Его делают из песка.
2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3. Чаще всего оно прозрачное.
4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
5. Когда падает, оно разбивается
(Стекло.)
№1 Задание третье:
1. Его применяют в строительстве кораблей.
2. Изготовление спичек не может обойтись без него.
3. Из него получают технический спирт.
4. Он спасёт тебя от холода.
5.Когда его много, называют лёгкими планеты.
( Дерево.)
№2 Задание четвертое:
1. У нас её получают из древесины.
2. Она легко горит.
3. Её изобрели китайцы.
4. Из неё получается много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)
Ведущий: Так будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
Учитель: закончить экологический турнир хочу своим стихотворением
Моя голубая планета
Планета в Солнечной системе —
Моя Земля, мой дом родной.
Люблю тебя! Всегда я с теми,
Кто защитить тебя готов.
Ты существуешь миллиарды лет.
Ты жизнь дала всему живому.
Во всей Вселенной среди всех планет
Тебя я узнаю по цвету голубому.
Чтоб небо оставалось голубым,
И солнце поднималось на рассвете,
Тебя в обиду не дадим,
В защиту станут взрослые и дети.
Я не хочу, чтоб ты была мертва,
Чтоб ядерная пыль закрыла солнце.
И, если вдруг опять пришла зима,
То лето не наступит вовсе.