Экологическое воспитание дошкольников
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Все мы являемся частью природы. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться её богатствами. Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира. Ребёнок впервые осознаёт роль природы в жизни человека, переживет нравственно-эстетические чувства, которые побуждают его проявлять заботу. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, в выработке гуманного отношения ко всему живому и в формировании осознанного поведения в природе.
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всему живому. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дошкольники особенно впечатлительны и отзывчивы. Они активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость.
Экологическое воспитание детей предполагает:
формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей.
Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные: наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательного характера, опыты и эксперименты, экологические задачи, разнообразные сюжетно – ролевые игры и т.д.
Большое значение в экологическом воспитании личности занимают экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.
Ещё одна форма работы с дошкольниками - дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.
Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Но они должны подкрепляться наглядными примерами и практической деятельностью для того, чтобы дети видели результат своей деятельности, имели желание совершенствовать свои достижения.
И здесь стоит отметить большое значение совместной трудовой деятельности взрослого и детей. Она может принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками, слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в детском саду, наблюдая за деятельностью взрослых, практически участвуя в ней.