Экологическое образование на уроках французского языка во внеурочное время
Аннотация: в данной статье рассказывается об организации проектной деятельности во внеурочной работе по французскому языку по теме «Экология Байкала».
Ключевые слова: экология, флора, фауна Байкала, межпредметный проект, французский язык.
Лето - замечательная пора, когда много свободного времени и можно заняться изучением иностранного языка. В этом нам помогает работа на летней языковой площадке, которую каждый год мы организуем в начале летних каникул в гимназии для учеников 8-х классов. Но детям хочется отдыхать и совсем не хочется выполнять домашние задания. Значит, наша задача сделать обучение увлекательным, превратить занятия в необычные путешествия, творческие мастерские, где каждый найдет себе дело по душе. Обсуждая задачи летней языковой площадки, мы определили 3 принципа организации ее работы: 1) новизна материала, необычность формы организации занятий 2) удовольствие, которое должны получить дети, 3) важность цели, которую нужно достичь. Для реализации наших задач нами была выбрана форма межпредметного проекта, который объединил предметы гуманитарного цикла (немецкий и французский языки, музыкальное и изобразительное искусство) по проблеме экологического образования в гимназии.
Было решено привлечь ребят, изучающих французский язык, к знакомству с флорой и фауной озера Байкал. Работа была построена на материалах учебно-методического пособия «Baikal box» («Байкальский сундучок »), разработанного сотрудниками педагогического института БГУ и БИЦ «Грань» и на материалах учебного пособия ««Bouriatie» (Г.С. Доржиевой, Н.Г. Дудеевой).
Чтобы сделать интересным для всех изучение этого вопроса мы предложили ученикам проектную подтему - «Le lac Baikal à la manière d’Henri Matisse», которую можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и возможность его участвовать в различных видах деятельности: рисунки, пение, записи на видеопленку, создание постеров , игра на музыкальных инструментах. Отбор лексического, грамматического материала осуществляется в объеме, который могут усвоить обучающиеся первого года обучения, имеющие начальные языковые навыки.
На первом занятии ребята кратко познакомились с творчеством французского художника Анри Матисса и его картиной «Polynésie, la mer»
(Henri Matisse est un peintre, dessinateur et sculpteur français.İl est né le 31 décembre 1869 à Cateau-Cambrésis.İl est le chef de fil du fauvisme.Il invente ainsi la peinture aux ciseaux, et découpe des formes de couleursqu’il colle sur des fonds de couleurs. İl réalise le tableau Polynésie, la mer en 1946).
Ученики называют названия обитателей моря на французском языке, классифицируют существительные по роду и числу.
Les habitants des fonds marins
Au féminin
- Une étoile de mer.
Une méduse
- Une moule
- Une pieuvre
- Une tortue de mer
- Une crevette
Au masculin
- Un cheval de mer
- Un poisson
- Un coquillage
- Un oursin
- Un serpent de mer
- Un dauphin
au pluriel
Des rochers , des algues, des bulles, des coraux.
Ученикам предлагается создать свою картину в манере Анри Матисса и рассказать, как и что они делают. Для составления устного высказывания понадобятся глаголы dessiner , colorier , inventer. Мы предлагаем ребятам вспомнить спряжение глаголов 1 группы.
Ребята решили создать общий рисунок, и при его создании каждый объяснял, что он рисует или раскрашивает. (J’invente la mer à la manière de Matisse. A la manière de Matisse je dessine un fond marin et je cite tous les habitants.Je dessine une étoile de mer, une méduse , une moule etc. Je colorie...)
Второе занятие мы начали с рассматривания изображений озера Байкал и его обитателей, представленных в презентации, затем познакомились с названиями некоторых видов рыб, растений и животных, населяющих берега озера на французском языке, сравнили флору и фауну Байкала и Полинезийского моря [см. Приложение 1]. В ходе занятия отрабатывались грамматическая конструкция с оборотом il n’y a pas de… , использование предлога comme при образовании степени сравнения (Bleu comme saphire, bleu comme ne m’oubliez pas). Ребятам было предложено создать картину «Байкал в манере Анри Матисса» и рассказать, каким они видят Байкал, его берега и обитателей озерных глубин. На занятии ребята захотели нарисовать разные картины и разделились на 2 группы. В конце занятия ученики представили свои картины и рассказали, о том, что они нарисовали.
На третьем занятии мы отправились в музыкальное путешествие и начали его с веселой песни «Un kilomètre à pied » [см. Приложение 2]. Таким образом, мы нашли способ, как сделать необходимым повторение французских числительных. Затем мы представили, что находимся на берегах Байкала, вспомнили как называются его обитатели на французском языке, решив задания кроссворда, и предложили найти знакомую лексику в тексте Гимна Республики Бурятия. Ученики двух групп, изучающих немецкий и французский языки в качестве вторых иностранных языков, в конце занятия собрались вместе, оценили работы друг друга и исполнили Гимн Бурятии на двух языках: английском и французском. На протяжении первого этапа нашего проекта ученики знакомились с произведениями искусства великих зарубежных, отечественных художников и композиторов, рассказывающие о красоте природы; ученики сами смогли и имели возможность выразить свою любовь, доброту и заботу об окружающей природе через свои рисунки, пение.
Приложение 1
Le lac Baïkal
Le lac Baïkal a un triple record: il est le plus ancien, le plus profond, le plus vaste au monde.
La profondeur maximale -1 741 m
L’âge – plus de 25 millions d’année.
Son volume-23 millions km cubes.
1 200 espèces végétales et 560 espèces animales vivent dans le lac, dont près de la moitié sont endémiques. Le nierpa est le seul phoque d’eau douce du monde.
Le golomianka ( le coméphore) est un poisson original, transparent qui a beaucoup de graisse. Comme poisson il y a des esturgeons, des saumons argentés, des omouls.
Nous voyons dans les forêts des mélèzes (50 %), pins (25 %), cèdres, épicéas, sapins. Dans la taïga vivent des zibelines, des ours, des élans, des écureuils. Il y a beaucoup de champignons, des baies, des fleurs (pissenlit m, marguerite f, absinthe m, ne m’oubliez pas f )
Приложение 2
«Un kilomètre à pied ».
Un kilomètre à pied
Ça use, ça use
Un kilomètre à pied
Ça use de souliers
Deux (trois, quatre...) kilomètres à pied
Ça use, ça use
Deux kilomètres à pied
Ça use de souliers
Список литературы
- Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.-2003.-№5
- Богдан Н.А. Культуроведческая направленность обучения иностранному языку в средней школе.- // ИЯШ-2011г.-№5
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. № 2.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному
- Доржиева Г.С., Дудеева Н.Г. Bouriatie: Учеб.-метод. пособие / Г.С. Доржиева, Н.Г. Дудеева.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002. – 144 с.
-
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание на уроках французскогоя языка и во внеурочное время»
Н.Н. Жаркова,
учитель французского языка высшей категории
МАОУ «Гимназия № 14»
Экологическое образование на уроках французского языка во внеурочное время
Аннотация: в данной статье рассказывается об организации проектной деятельности во внеурочной работе по французскому языку по теме «Экология Байкала».
Ключевые слова: экология, флора, фауна Байкала, межпредметный проект, французский язык.
Лето - замечательная пора, когда много свободного времени и можно заняться изучением иностранного языка. В этом нам помогает работа на летней языковой площадке, которую каждый год мы организуем в начале летних каникул в гимназии для учеников 8-х классов. Но детям хочется отдыхать и совсем не хочется выполнять домашние задания. Значит, наша задача сделать обучение увлекательным, превратить занятия в необычные путешествия, творческие мастерские, где каждый найдет себе дело по душе. Обсуждая задачи летней языковой площадки, мы определили 3 принципа организации ее работы: 1) новизна материала, необычность формы организации занятий 2) удовольствие, которое должны получить дети, 3) важность цели, которую нужно достичь. Для реализации наших задач нами была выбрана форма межпредметного проекта, который объединил предметы гуманитарного цикла (немецкий и французский языки, музыкальное и изобразительное искусство) по проблеме экологического образования в гимназии.
Было решено привлечь ребят, изучающих французский язык, к знакомству с флорой и фауной озера Байкал. Работа была построена на материалах учебно-методического пособия «Baikal box» («Байкальский сундучок »), разработанного сотрудниками педагогического института БГУ и БИЦ «Грань» и на материалах учебного пособия ««Bouriatie» (Г.С. Доржиевой, Н.Г. Дудеевой).
Чтобы сделать интересным для всех изучение этого вопроса мы предложили ученикам проектную подтему - «Le lac Baikal à la manière d’Henri Matisse», которую можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и возможность его участвовать в различных видах деятельности: рисунки, пение, записи на видеопленку, создание постеров , игра на музыкальных инструментах. Отбор лексического, грамматического материала осуществляется в объеме, который могут усвоить обучающиеся первого года обучения, имеющие начальные языковые навыки.
На первом занятии ребята кратко познакомились с творчеством французского художника Анри Матисса и его картиной «Polynésie, la mer»
(Henri Matisse est un peintre, dessinateur et sculpteur français.İl est né le 31 décembre 1869 à Cateau-Cambrésis.İl est le chef de fil du fauvisme.Il invente ainsi la peinture aux ciseaux, et découpe des formes de couleursqu’il colle sur des fonds de couleurs. İl réalise le tableau Polynésie, la mer en 1946).
Ученики называют названия обитателей моря на французском языке, классифицируют существительные по роду и числу.
Les habitants des fonds marins
Au féminin
- Une étoile de mer.
Une méduse
- Une moule
- Une pieuvre
- Une tortue de mer
- Une crevette
Au masculin
- Un cheval de mer
- Un poisson
- Un coquillage
- Un oursin
- Un serpent de mer
- Un dauphin
au pluriel
Des rochers , des algues, des bulles, des coraux.
Ученикам предлагается создать свою картину в манере Анри Матисса и рассказать, как и что они делают. Для составления устного высказывания понадобятся глаголы dessiner , colorier , inventer. Мы предлагаем ребятам вспомнить спряжение глаголов 1 группы.
Ребята решили создать общий рисунок, и при его создании каждый объяснял, что он рисует или раскрашивает. (J’invente la mer à la manière de Matisse. A la manière de Matisse je dessine un fond marin et je cite tous les habitants.Je dessine une étoile de mer, une méduse , une moule etc. Je colorie...)
Второе занятие мы начали с рассматривания изображений озера Байкал и его обитателей, представленных в презентации, затем познакомились с названиями некоторых видов рыб, растений и животных, населяющих берега озера на французском языке, сравнили флору и фауну Байкала и Полинезийского моря [см. Приложение 1]. В ходе занятия отрабатывались грамматическая конструкция с оборотом il n’y a pas de… , использование предлога comme при образовании степени сравнения (Bleu comme saphire, bleu comme ne m’oubliez pas). Ребятам было предложено создать картину «Байкал в манере Анри Матисса» и рассказать, каким они видят Байкал, его берега и обитателей озерных глубин. На занятии ребята захотели нарисовать разные картины и разделились на 2 группы. В конце занятия ученики представили свои картины и рассказали, о том, что они нарисовали.
На третьем занятии мы отправились в музыкальное путешествие и начали его с веселой песни «Un kilomètre à pied » [см. Приложение 2]. Таким образом, мы нашли способ, как сделать необходимым повторение французских числительных. Затем мы представили, что находимся на берегах Байкала, вспомнили как называются его обитатели на французском языке, решив задания кроссворда, и предложили найти знакомую лексику в тексте Гимна Республики Бурятия. Ученики двух групп, изучающих немецкий и французский языки в качестве вторых иностранных языков, в конце занятия собрались вместе, оценили работы друг друга и исполнили Гимн Бурятии на двух языках: английском и французском. На протяжении первого этапа нашего проекта ученики знакомились с произведениями искусства великих зарубежных, отечественных художников и композиторов, рассказывающие о красоте природы; ученики сами смогли и имели возможность выразить свою любовь, доброту и заботу об окружающей природе через свои рисунки, пение.
Приложение 1
Le lac Baïkal
Le lac Baïkal a un triple record: il est le plus ancien, le plus profond, le plus vaste au monde.
La profondeur maximale -1 741 m
L’âge – plus de 25 millions d’année.
Son volume-23 millions km cubes.
1 200 espèces végétales et 560 espèces animales vivent dans le lac, dont près de la moitié sont endémiques. Le nierpa est le seul phoque d’eau douce du monde.
Le golomianka ( le coméphore) est un poisson original, transparent qui a beaucoup de graisse. Comme poisson il y a des esturgeons, des saumons argentés, des omouls.
Nous voyons dans les forêts des mélèzes (50 %), pins (25 %), cèdres, épicéas, sapins. Dans la taïga vivent des zibelines, des ours, des élans, des écureuils. Il y a beaucoup de champignons, des baies, des fleurs (pissenlit m, marguerite f, absinthe m, ne m’oubliez pas f )
Приложение 2
«Un kilomètre à pied ».
Un kilomètre à pied
Ça use, ça use
Un kilomètre à pied
Ça use de souliers
Deux (trois, quatre...) kilomètres à pied
Ça use, ça use
Deux kilomètres à pied
Ça use de souliers
Список литературы
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.-2003.-№5
Богдан Н.А. Культуроведческая направленность обучения иностранному языку в средней школе.- // ИЯШ-2011г.-№5
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. № 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному
Доржиева Г.С., Дудеева Н.Г. Bouriatie: Учеб.-метод. пособие / Г.С. Доржиева, Н.Г. Дудеева.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002. – 144 с.
2