управление образования администрации Устюженского муниципального района
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной экологической направленности
«Экологические исследовательские проекты»
Возраст учащихся: 8–15 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Автор-составитель:
Беляева Светлана Владимировна,
учитель,педагог дополнительного образования
г. Устюжна, 2020
Пояснительная записка
Актуальность. Экологическое образование сегодня считается приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и заведений дополнительного образования. В настоящее время наблюдается активизация научно-исследовательской деятельности учащихся по изучению природы. Детьми изучаются целые природные комплексы или отдельные объекты, проводятся мониторинговые наблюдения.
С 2010 года в районе и в нашей школе началась возрождаться работа школьных лесничеств. Данное направление актуально для развития исследовательских навыков, а также познавательного интереса и навыков самостоятельной работы.
Новизна программы состоит в том, что в ней прописана практическая часть в виде конкретных опытов и наблюдений эколого-биологической направленности. Актуальность программы обусловлена необходимостью развития мотивации к познанию и творчеству через непосредственное общение с природой.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является природоохранная деятельность и привитие практических навыков по воспроизводству и использованию леса.
Образовательная программа школьного лесничества с разновозрастным составом учащихся направлена на развитие интереса к углубленному изучению природных комплексов и экологии своего края.
В наше время общество пришло к пониманию того, что охрана окружающей среды является необходимым условием прогрессивного развития цивилизации и сохранения самой жизни на Земле. Согласно утверждению выдающегося ученого современности академика Н.Н.Моисеева выдвинувшего концепцию коэволюции: «Гармоничное сосуществование общества и природы возможно лишь при условии равновесия естественных условий географической среды с её ландшафтным и биологическим разнообразием, в котором формировался Homo sapiens как вид».
Сегодня человечество должно способствовать целенаправленному конструированию будущего, гармонизации социально – экономических связей. И здесь необходимо соподчинение уровней от локального к глобальному. Ведь здоровье глобального разума зависит от микроразума, то есть от состояния отдельно взятой Личности! Личности свободно развитой, обладающей гражданской позицией планетарного масштаба. Это и есть «ответственное сознание», оно включает и мораль, и биоэтику, и глубокие экологические знания и навыки.
Таким образом, биоэкологическое образование и воспитание в свете концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления, а вопросы регионализации выполняют роль фундамента.
Цель программы: развивать сформировать у обучающихся представления о состоянии природы Устюженского края и развить активную жизненную позицию в решении экологических проблем своей местности. Формирование таких качеств, как способность к творческому экологическому мышлению, самостоятельности в принятии решения, инициативности. Развитие у ребят исследовательских умений.
Задачи программы:
Воспитательные:
- формирование целостной личности, развивающейся в идеалах гармонии природы и цивилизации;
- социализация личности;
- формирование эколого-ориентированной системы ценностей и экологической ответственности личности.
- воспитывать бережное отношение к природе, формировать гражданскую позицию планетарного масштаба.
Обучающие:
- становление системы специальных представлений в области экологии и охраны окружающей среды;
- обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды;
- обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации, методологии и структурирования исследовательской деятельности.
- Сформировать у обучающихся понятие о целостности и динамике природных комплексов, путях их рационального развития, использования и охраны;
- Раскрыть перед обучающимися уникальность природы родного края и региона Кавминвод;
Развивающие:
- развитие общих естественнонаучных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания междисциплинарных связей науки и гуманитарного знания;
- развитие социальных, коммуникативных, эстетических качеств обучающихся;
- развитие навыков практической работы в природной среде.
Занятия в объединении, требуют от ребенка стремления к развитию исследовательских и коммуникативных качеств, гражданских и патриотических чувств.
Формы и режим занятий предусматривают дифференцированный подход в обучении, участие в конкурсах. Эффективной формой являются занятия в природе в виде экскурсий, походов и экспедиций по своей местности. Во время обучения ребята знакомятся и учатся работать с оборудованием и инструментами профессионального лесничего. На занятиях дети знакомятся с редкими и охраняемыми растениями и животными края, а также вредителями леса и сада.
Итогом занятий является расширение кругозора и творческая самореализация личности ребенка. В завершении обучения, как правило, пишется индивидуальная или групповая исследовательская работа или проект.
Программа ориентирована на детей в возрасте 8-15 лет. Данная программа рассчитана на 64 часа (4 часа в неделю в течение учебного года). Нормативный срок освоения данной программы – 8 месяцев
Формы и режим занятий.
Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, исследовательские и проектные технологии.
Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсии, работа на экологических тропах, полевые экспедиции.
Режим занятий: Длительность занятий: 40 мин – 2 раза в неделю по 2 часа. Предусмотрен 10 мин. перерыв в процессе занятия между академическими часами, физкультминутки.
Ожидаемые (планируемые результаты).
Воспитанник будет знать:
особенности природы Устюженского края;
получит необходимый минимум знаний по охране природы;
Воспитанник будет иметь:
- профессиональную ориентацию лесотехнического направления;
- практические навыки по выращиванию саженцев и уходу за ними;
- любовь к лесу, природе, к выполнению интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;
- творческое мышление и навыки самостоятельной работы;
Воспитанник будет уметь:
- осуществлять экологический мониторинг;
- наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;
Воспитанник сможет:
проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами;
вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов;
знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
- уважать исторические корни своего народа, быть внимательным и бережным к ближним людям и природе;
- вести здоровый образ жизни.
В программе прослеживается комплексное рассмотрение эколого-культурной проблематики общества, где в синтезе рассматриваются как социальные, так и природно-культурные процессы. Учитывается особая прогностическая функция экологии и роль практической деятельности каждого человека в решении экологических проблем.
Поэтому методической схемой для разработки данного курса стало постепенное расширение круга конкретно-научных и культурных проблем от биоэкологии к социоэкологии, что соответствует исторической логике становления экологической науки.
Учебно – тематический план
№ № | Наименование темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
| Введение в образовательную программу | 1 | | 1 |
1. | Основы экологии: аутэкология | 2 | 2 | 4 |
2. | Региональная экология – экология Вологодской области: | 4 | 10 | 14 |
| Промежуточная аттестация – защита творческих работ «Мой край» | | 1 | 1 |
3. | Экологический мониторинг | 1 | 3 | 4 |
4. | Основы проектной деятельности | 2 | 6 | 8 |
5. | Охрана природы | 6 | 20 | 26 |
| Итоговая аттестация- защита исследовательских работ | | 3 | 3 |
| Заключительное занятие – выставка творческих и исследовательских работ | | 3 | 3 |
Итого: | 16 | 48 | 64 |
Содержание программы:
Введение в образовательную программу (1 час):
Вводный инструктаж по ТБ:
- на рабочем месте в учебном кабинете и в лаборатории.
- во время экскурсий и в походе;
- при пользовании авто- транспортом;
- электро- и противопожарная безопасность; ПДД
- антитеррористический инструктаж.
Цели и задачи современной экологии. Структура современной экологии.
Методы естественнонаучных исследований.
Тема 1. «Основы экологии: аутэкология» (2 часа).
Понятие об экологических факторах. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Среды жизни и их характеристика (водная, наземно-воздушная, почвенная, организм как среда обитания). Пути приспособления организмов к среде и их воздействие на среду. Приспособительные формы и ритмы жизни организмов.
Практикум:
1. Описание сред жизни организмов.
Экскурсия:
«Особенности почвенной и наземно-воздушной сред жизни» на территории школьного двора .
Тема 2. «Региональная экология:
экология Вологодской области» (13 часов)
Эколого-географическое положение края
Природные условия и ресурсы Вологодской области. Классификация природных ресурсов . Границы района и его географическое положение. Экскурсионные объекты Устюженского района. Соседние районы области. Карты и их разнообразие. Компас. Ориентирование на местности.
Практикум:
Устройство и использование компаса. Ориентирование на местности.
Составление плана местности.
Работа с картами. Ориентирование на местности.
Экскурсии:
Краеведческий музей г. Устюжна.
Геология Устюженского района.
Геологическое прошлое нашего края. Горные породы и минералы.
Практикум:
Определение горных пород и минералов, наиболее распространенных в Устюженском районе.
Климат Устюженского района и фенология.
Понятие о климатических факторах. Климатическая характеристика сезонов года. Наука фенология. Общая характеристика фенологических явлений. Фенологические характеристики сезонов года в крае.
Практикум:
Составление дневника фенологических наблюдений (и его ведение в течение последующего времени).
Выпуск календаря Природы «Времена года».
Реки Устюженского района (Молога и Чагодоща).
Основные водные объекты . Проблемы малых рек. Водоохранное законодательство. Проблема очистки сточных вод.
Практикум:
Работа с картами: Речные системы и бассейны рек.
Изготовление агитационных листовок «Береги воду!»
Экскурсии:
На берег реки Молога и реки Чагодоща.
Почвы Устюженского района.
Что такое почва? Состав и структура почвы. Образование почвы. Плодородие и охрана почв в Вологодской области.
Практикум:
Изучение состава почвы.
Изучение плодородия почвы.
Флора и фауна Устюженского района.
Виды растений и животных. Понятие об эндемичных, реликтовых, редких и исчезающих видах. Знакомство с Красной книгой Вологодской области.
Практикум:
Работа с гербариями и коллекциями по изучению видов растений и животных Устюженского района.
Обобщающее занятие по изученному материалу (4 часа).
Практикум:
Подготовка творческих работ «Мой край»
Промежуточная аттестация - защита творческих работ «Мой край»
Тема 3. «Экологический мониторинг» (4 часа).
Понятие мониторинга. Виды мониторинговых исследований. Приемы и методы в различных направлениях мониторинга. Практикум:
Изучение мониторинговых работ обучающихся школьного лесничества прошлых лет.
Изучение приемов и методов мониторинговых исследований: пробные площадки, описание древостоя, лихеноиндикация.
Тема 4. «Основы проектной деятельности» (8 часов).
Что такое проектная деятельность? Классификация проектов. Этапы проектной работы: формулировка актуальности выбранной темы, цели изадачи, гипотеза, методы, обсуждение результатов, выводы и предложения.
Практикум:
Изучение проектных работ по естественнонаучным и эколого-краеведческим темам обучающихся прошлых лет.
Работа в малых творческих группах по заданным темам ПД.
Тема 5. «Охрана природы» ( часов).
Законодательство об охране природы. Состояние природных комплексов в Вологодской области. Виды природоохранных территорий и их классификация.
Охраняемые территории Вологодской области (Устюженского района) Туризм – фактор воздействия на природу. Заповеди туриста. Правила поведения в походе. Туристское снаряжение (личное и групповое).
Практикум:
Знакомство с природоохраняемыми территориями по СМИ.
Работа по благоустройству школьного двора
(природоохранный и рекреационный аспекты).
Работа на экологической тропе школьного лесничества.
Экскурсии:
Однодневный туристический поход.
Обобщение по изученному материалу (6 часов).
Подготовка творческих работ обучающихся.
Итоговая аттестация – защита творческих работ обучающихся
Заключительное занятие – выставка творческих работ обучающихся.
Методическое обеспечение программы:
Образовательный процесс в ходе реализации программы строится на основе педагогических технологий, гарантирующих достижение поставленных целей и направленных, прежде всего, на раскрытие и использование субъективного опыта каждого обучающегося, оказание помощи в становлении Личности путем организации познавательной деятельности.
В условиях насыщенности занятий фактическим материалом основной программы региональный компонент гармонично включается в курс обучения и воспитания с помощью методов и приёмов развивающего обучения. Выполнение сложных задач и поставленных целей становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность. Познавательный интерес – глубинный процесс, внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.
В триединой задаче – обучение, развитие и воспитание интерес – связующее звено, а условия его развивающие таковы:
1. обучающийся должен вовлекаться в самостоятельный поиск и «открытия» новых знаний, решать задачи проблемного характера;
2. учебный труд должен быть разнообразен;
3. обучающийся должен видеть и понимать нужность и целесообразность изучаемого;
4. чем больше изучаемое связано с родным и понятым ранее – тем интереснее;
5. обучение должно быть трудным, но посильным;
6. чем чаще проверяется и оценивается работа, тем интереснее;
7. яркость, эмоциональность материала и заинтересованность самого педагога – огромная сила воздействия на обучающегося.
Необходимость и актуальность применения технологии проблемного обучения основаны на следующих положениях:
обучающийся – главная фигура образовательного процесса, а не педагог;
познавательная деятельность является главной, педагог же помогает ее осуществлять;
приоритетным в обучении является самостоятельное приобретение обучающимися навыков и их применение, но не усвоение как таковое.
Также востребованы в данной образовательной программе информационные технологии (создание слайд-фильмов, работа с электронными учебниками, тематическими компьютерными играми и т.п.).
При разработке учебных занятий педагог должен придерживаться следующих требований:
Прорабатывать учебный материал в содержательном и процессуальном аспекте с позиции субъективного опыта обучающегося и реального уровня его обученности.
Постоянно создавать по ходу образовательных занятий ситуации успеха.
Поощрять высказанные учеником интересные идеи, гипотезы, версии и т.п.
Привлекать личный опыт обучающихся при изучении новых вопросов в исследовательском проекте.
Стремиться организовать по ходу образовательных занятий, групповых консультаций, научно-исследовательских конференций дискуссии между обучающимися для обмена опытом.
Никогда не показывать свое превосходство перед обучающимися.
Средствами развития обучающихся является само содержание программы, в основе которой заложено постепенное развитие экологических понятий, а также активный характер учебно–воспитательного процесса. Программой предусмотрено постепенное повышение уровня развития обучающихся от одной ступени к другой.
Программа ориентирована главным образом на изучение классической экологии. Так как в реализации программы участвуют школьники средних классов, делается акцент на игровые формы обучения и широкое использование иллюстративного материала. Исследования проводятся в форме регулярных походов и экскурсий
Система контроля и оценивания результатов.
Качество знаний и умений учащихся проверяется через аттестацию. Формы текущей аттестации:
• выставки;
• научно-практические конференции;
• пресс-конференции “Войди в лес с другом”;
• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;
• экологическая спартакиада;
• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.
Промежуточная аттестация для детей – выставка творческих работ. Итоговая аттестация- защита экологического проекта. В журнале ставится отметка об уровне освоения программы (высокий – 10 баллов, средний – 9-7 баллов, индивидуальный – 5-6 баллов).
Критерии выполнения зачётной работы:
знание основных понятий,
активная подготовка к конкурсам;
успешное участие в конкурсах.
Критерии усвоения детьми содержания программы.
№ | Критерии оценки | баллы |
1. | Посещаемость | |
| - регулярная | 2 |
| - нерегулярная | 1 |
2. | Теоретические знания | |
| - знание терминологии | 1 |
| - знание основ публичного выступления | 1 |
3. | Практические умения. | |
| - умение подобрать материал для конкурса | 2 |
| - умение выступить с сообщением | 2 |
| - выступление на конкурсах | 1 |
| ИТОГО баллов | 10 |
Организационно-педагогические условия.
Методическое обеспечение программы:
Методологической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного образования. Программа представляет собой программу экологического образования и экологического воспитания детей.
Миссия педагога - в процессе личностно ориентированного обучения выявить избирательность ученика к содержанию, формам учебного материала, процессу реализации и виду деятельности, направлять повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность.
Программа реализуется с помощью следующих методов:
- Внедрение практических форм и методик, а также пропаганда натуралистического подхода в экологическом образовании и воспитании детей.
- Обучение детей на примере объектов существующих в естественных условиях.
- Разработка и апробация современных методик: проектных, здоровье сберегающих, ИКТ.
- Разработка непосредственных приёмов активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечения в практическую, учебную, исследовательскую деятельность.
- Целенаправленная работа с одарёнными детьми, привлечение к практической деятельности трудных подростков.
- Разъяснение последовательности действий (алгоритма) при написании исследовательской работы
Обучение и работа по программе предоставляет возможность обучающимся участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, конференциях, программах, представляя на суд широкой общественности обобщённые и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом со сверстниками.
17