СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое занятие «Мир вокруг нас».

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- учить любить и понимать природу;

- формировать у учащихся экологическую культуру;

- обучать практическим умениям, направленным на охрану природы;

- проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;

Просмотр содержимого документа
«Экологическое занятие «Мир вокруг нас».»

Экологическое занятие «Мир вокруг нас».


Цель: - учить любить и понимать природу;

- формировать у учащихся экологическую культуру;

- обучать практическим умениям, направленным на охрану природы;

- проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;


Оборудование: плакаты

  • Мир вокруг нас.

  • Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода. Птиц – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» (М.М.Пришвин)

  • Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

  • Лес – это наше богатство.

  • Лес – это зелёный наряд нашей Земли.

Там, где лес, всегда чистый воздух.

  • Лес – это дом для зверей и птиц.

  • Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.


Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас интересное экологическое занятие в клубе весёлых и находчивых. Называется оно «Мир вокруг нас».

Давайте сначала вместе подумаем, что такое экология? Так уж повелось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли, что её надо охранять.

Во времена правления Петра I впервые в истории России было учреждено лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская экология.

В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждать об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озёра. Выживут ли будущие поколения землян?

Сегодня мы знаем о том, насколько вы умеете бережно относиться ко всему том, что находится вокруг нас.

В нашем конкурсе принимают участие две команды учащихся.

- Итак, друзья, начнём программу

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!


I конкурс «Приветствие»

(Например: команда «Дружба»

Девиз: Мы отвечаем дружно.

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Песня (на мотив «Улыбка»)

Любит конкурсы наш дружный класс,

И объявит заседание сейчас.

Вот болельщики, а вот жюри.

Путь к победе труден, что ни говори

Нам доверено с тобой, провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Человек природе друг-2раза

Это все должны мы помнить непременно).


II конкурс «Воздушное пространство»

- Посмотрите на газету. Эта газета не простая – живая. Она называется «Мир вокруг нас».




Каждый круг газеты – это её страничка, а готовили её корреспонденты. Они то и расскажут, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Кто изображён? (Человек)

-А почему он грустный? (Ответы детей)

- У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человека. Тогда может быть, и поймем, почему он грустный.


ПЕРВЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ.

- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает), но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Правильно речь пойдёт о воздушном пространстве. Вам необходимо разгадать кроссворд, прочитать ключевое слово.

  1. Сверкает, мигает,

Огневые стрелы пускает.

  1. Белая вата поплыла куда – то.

  2. Без рук, без ног по полю рыщет

Поёт да свищет, деревья ломает,

К земле траву приклоняет.

  1. Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.



Ответьте на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы их было меньше?»

В это время болельщики отгадывают загадки.

  1. На заре зарянской катит шар вертянский никому не обойти, не объехать. (Солнце)

  2. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

  3. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

  4. Кто, как только жарко станет. Шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой-скинет с плеч его долой.(Лес)

  5. Она под осень умирает и вновь весною оживает. Иглой зелёной выйдет к свету, растёт, цветёт она всё лето. Коровам без неё беда: она их главная еда. (Трава)

  6. Неизвестно, где живёт, полетит – деревья гнёт. (Ветер)

Ответ на вопрос «Что же нужно сделать, чтобы вредных микробов было меньше? Может быть следующим:

- Необходимо проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. Ещё хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества. Которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. (Очистить поле необходимо после каждого конкурса).


III конкурс «Экологические задания».


ВТОРОЙ КОРРЕСПОНДЕНТ.

- Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поёт такие слова:

-Непременно каждым утром

Я включаю телевизор,

И, конечно же, компьютер,

А ещё магнитофон.

- Весело? А почему же соседи ей говорят:

-Эй, гражданка, у окна

Вы же в доме не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать это гром?

(Ответы детей)

- Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, т.к. современные машины, грузовики, самолёты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. Гораздо приятней и полезней слушать пение птиц (прослушивание аудиозаписи).

Команды выбирают задания и должны дать ответ на вопрос.


Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

- Смотри, смотри, мама, - птичка летает так низко, что я могу поймать её! Пускай она поживёт у нас дома.

-Нет, не делай этого, сказала мама. Почему она так ответила Вове?

_____________________________________________________________________________

- Давай устроим на балконе птичью столовую – попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.

Сначала Таня насыпала в кормушку семечки, крошки. Птицы сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замёрзшие птички прилетели, но ничего не нашли в кормушке. На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело очень мало птичек. Почему?


- Сейчас зима и мы должны заботиться о птицах.

Ученик читает наизусть стихотворение «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна.

Горсть одна и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет – их не счесть

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать

Улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


Жюри подводит итоги трёх конкурсов.


ТРЕТИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ.

Ни умыться, ни напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек

И поэтому всегда всем везде нужна вода.


Выходит Водяной и поёт:

- Я Водяной, я водяной

Поговорил бы кто со мной.

А то мои подружки

Последнее время, банки, склянки

Эх, жизнь моя с жестянкой

Похуже, чем в болоте.

А мне воды, чистой воды охота.

- Ребята, нарисуйте, пожалуйста, плакаты «Берегите воду!». А я их установлю на реке, чтобы люди не бросали мусор в водоёмы.


IV конкурс «Нарисовать плакат».


Ученик читает наизусть стихотворение С.В.Михалкова «Прогулка».

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

-Эй, ребята! – крикнул Дима,-

Вот местечко - хоть куда! Родниковая вода,

Чудный вид, прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли –

Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули и ушли,

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две разбитые баранки,

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

(Водяной плачет.) Жюри подводит итоги конкурса. Водяной уходи с рисунками.

- Будем считать, что люди будут меньше загрязнять водоёмы. Это поле будет чистым, красивым – станет много чистой воды. Зелёная страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зелёная. (Она зелёная, потому что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам).


V конкурс «Правила поведения в природе» (конкурс капитанов)

(Проводится по правилам игры «Звёздный час». У капитанов набор карточек от 1-10. Учитель называет правило природы, изображённое на картинке, а дети показывают под каким номером оно расположено)


  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

  2. Не повреждай кору деревьев.

  3. Не рви в лесу, на лугу цветов.

  4. Не сбивай грибы, даже несъедобные.

  5. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

  6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

  7. Не разоряй муравейники.

  8. Не лови диких животных и не уноси их домой.

  9. Не разоряй птичьи гнёзда.

  10. В лесу ходи по тропинкам, чтобы не наступить на растения и насекомых.


Ученик читает наизусть стихотворение «Здравствуй, лес!»


Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой. Не утаи:

Ты же видишь мы свои.

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Вот ти круги закрыли красивые растения.


VI конкурс «Защитим растения» (домашнее задание)


Ученик читает наизусть стихотворение

Жить в зелёном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!


VII конкурс «Аукцион по сбору лекарственных растений» (Учитель задаёт вопрос про лекарственные растения, команда, дающая правильный ответ, зарабатывает балл)


Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.


  1. Я ногу поцарапал, когда бежал к друзьям,

Но я совсем не плакал, я вылечился сам.

На ранку – травку листик, а потом

Я ногу осторожно перевязал бантом.

Скакать по кочкам можно и бегать у ракит,

Спасибо, лекарь добрый, - мой доктор Айболит.

(ПОДОРОЖНИК).


  1. Из какого растения получают капли, которые применяют при заболевании сердца? (ЛАНДЫШ)

  2. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (ШИПОВНИК)

  3. Траву и корни какого растения применяют для повышения аппетита? (ОДУВАНЧИК)

  4. Отвар из сухих цветов и листьев этого растения – хорошее средство от кашля.

( МАТЬ –И-МАЧЕХА)

  1. Препараты из какого растения применяют в качестве кровоостанавливающего? (ИЗ КРАПИВЫ).


Жюри подводит итоги.


VIII конкурс «Редкие животные»

- Поле портят чёрные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать чёрные квадраты?

(В этом конкурсе учащиеся отгадывают загадки, шарады, ребусы) Сначала задание выполняет первая команда, затем вторая.

  1. Ребусы

  1. Загадка.

Ходит длинный,

Пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он.

Ты узнал, кто это? (СЛОН)

  1. Шарада.

Слог первый – восклицание,

Второй – достоин нарицания,

А целое – на севере бывает

И жителей тех мест и греет и питает. (ОЛЕНЬ)

  1. Загадка.

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (ЖУРАВЛЬ)


  1. Ребусы


  1. Шарада

В небе очень высоко

Россыпь звёзд, как молоко. КО

Рысь проворна и храбра,

От неё не жди добра! БРА

Кто в стихах оставил след?

Подскажите мне ответ.

  1. Загадка

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б навстречу не поплыл,

Всех проглотит (КРОКОДИЛ)

  1. Загадка

Идёт спокойно, не спеша.

Пусть видят все, как хороша

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит (ЧЕРЕПАХА)

- Какое красивое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать и соблюдать правило поведения в природе и бережно относиться к миру, который вокруг нас, мы поможем всем, в том числе и себе. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человека, изображённого на нашей газете. Человек улыбается - ему ХОРОШО!

(Убираем грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы его надо беречь.


Жюри подводит итоги конкурса.


Ученик читает наизусть стихотворение «Про всех на свете» Б.Заходера.

Все-все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все-все-все на свете нужны!

И это все люди запомнить должны!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!