СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическое воспитание детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономичекое воспитание детей.Программа для детей дошкольного и ст. школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание детей»

Экономическое воспитание - организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры .

Экономическое воспитание формирует ценности, мотивацию к практической деятельности, а не на иждивенчество. Осознанное отношение к труду, своим возможностям, настрой на активный образ жизни – вот что должно стать результатом правильного экономического воспитания.

экономическое воспитание, то это может способствовать формированию у ребят бережливости, дисциплинированности, предприимчивости, сознательности и других важных качеств.

Младший школьный возраст

 «Основы экономической культуры» для детей младшего возраста, легче зарождаются и проявляются в игре.

1.Знакомить детей с наиболее часто употребляемыми экономическими понятиями.

Знакомить детей с доступными понятиями из экономики, развивать интерес к экономическим знаниям. Способствовать осмыслению детьми черт характера, связанных с экономикой: бережливость, экономность, трудолюбие, честность. Формировать представление о потребностях семьи: учить понимать различие между словами «хочу» и «надо»; учить определять первоочередные нужды семьи.

Давать детям понимание, что такое товар, для чего он существует, где и как его можно приобрести. Знакомить с разнообразием торговых заведений (магазин, рынок, аптека, магазин, киоск, супермаркет и т.п.), функциональными особенностями каждого торгового заведения.

2.Учить отыскивать экономические явления в окружающей среде, приключениях героев художественных произведений.

Учить детей находить применение вещам, которые вышли из обихода. Рассказывать о переработке вещей и отходов промышленности. Учить сортировать мусор и выбрасывать в соответствующие контейнеры.

Расширять знания о способах хранения продуктов (соления, сушки, консервирования, замораживания).

3.Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности.

Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают, за свой труд получают зарплату, которую тратят для нужд семьи.

Расширять знания о значении тепла, света, газа в жизни человека, экономное их использование.

Играть в сюжетно-ролевые игры ( магазин, аптека, гараж, кафе)

Показатели компетентности ребенка в вопросах экономики ( младший возраст)


— оперирует несложными экономическими понятиями: «товары», «услуги», «деньги», «торговля», «покупка», «потребитель»;

— знает об экономном использовании света, воды, газа;

— определяет первоочередные нужды семьи, понимает, что порой необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;

— знает, что такое товар, как его можно приобрести;

— знает разнообразные торговые заведения и товары, которые они продают;

— знает, что вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;

— знает, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры.

Как определить сформированность экономических знаний ребенка?

Дети старшего дошкольного возраста знакомы с названиями разных профессий, но не совсем точно осознают значение каждой из них; например, недостаточно понимают работу менеджера, хотя это слово у детей уже есть в словарном запасе.

Дети понимают назначение торговых заведений, стараются быть экономными и бережливыми, но осознать правила экономической деятельности им еще трудно. Большинство дошкольников не знает, как обращаться с деньгами, как их тратить экономно.

Дети осмысливают связанные с экономикой черты: бережливость, бережливость, трудолюбие; начинают формироваться навыки рациональных действий. У детей развиты навыки экономного расходования и использования материалов, бережное отношение к вещам, игрушкам, пособиям.

Образовательные задачи в старшей группе

  1. Формировать у детей основы экономической культуры.

  2. Учить преодолевать трудности и жизненные неурядицы; воспитывать настойчивость, компетентность.

  3. Формировать представление о товарах и товарно-денежных отношениях. Давать понятие, что такое товар, цель его существования, возможности его приобретения. Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя роль покупателя. Знакомить с понятием «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого.

Методы экономического воспитания

Давать возможность понять, что за деньги покупают товары, деньгами оплачивают услуги.

Рассказывать детям о цели рекламы, источниках рекламирования товаров: виды рекламы; учить рекламировать товар.

Расширять знания о рациональном использовании остатков продуктов питания (из хлеба можно приготовить гренки; крошки дать птичкам; кости отдать собакам; остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений).

Создавать ситуации для закрепления знаний о правилах экономного использования электроэнергии некоторыми приборами (холодильник, утюг, телевизор, лампочка), сохранение тепла, экономного использования воды. Подводить детей к пониманию того, что рациональное использование электроэнергии, воды, газа экономит средства семьи. Воспитывать бережливость, умение соотносить свои желания с возможностями. Учить выделять первоочередные нужды, собственные и потребности семьи, понимать различие между словами «хочу» и «надо».

Формировать представление о культуре деловых отношений. Уточнять и расширять знания детей об одежде, обуви, прическе делового человека.

Воспитывать опрятность.

Учить оценивать поступки людей, давать характеристику их действиям. Формировать понимание выработанных правил, знать, что их нужно соблюдать, что есть поступки, за которые люди несут наказание в виде штрафа.

Раскрывать роль компьютеризации в ведении хозяйства, дать элементарные представления о калькуляторе. Подводить к выводу, что такое экономика, для чего она нужна.

Сформированность экономических представлений

— знает названия предприятий, особенности их функционирования;

— имеет представление о товарно-денежные отношения, умеет осуществить покупку, классифицирует товар;

— знает, для чего существуют банки; профессии людей, которые работают в банковском деле;

— умеет рационально использовать остатки продуктов питания;

— умеет выделять первоочередные нужды семьи;

— понимает необходимость в соблюдении установленных правил;

— знает и старается экономно использовать электроэнергию, воду, газ; знает, что компьютер и калькулятор помогают в ведении семейного хозяйства.

Пути экономического воспитания дошкольника

Какие же пути экономического воспитания детей дошкольного возраста?

Знакомя детей с правилами бережного отношения к одежде, обуви, игрушкам, посуде, природным ресурсам, мы уже совершаем экономическое воспитание.

Важное значение в экономическом воспитании играет ручной труд (кружковая работа по изготовлению игрушек, икебано, подарков для мам, пап, гостей…). В групповой комнате можно создать «Ящик бережливых и экономных», в которую бы дети собирали лоскутки ткани, нитки, мех, интересные бумажки, а потом использовали бы это все для отделки игрушек, икебано… Таким образом, малыши получают хорошие уроки экономии.

Труд вообще является ведущей экономической категорией, но при условии, если дошкольники будут учить не только различать трудовые действия других видов деятельности, понимать последовательность трудовых операций, но и учиться бережно относиться к результатам своего труда и труда взрослых.

Экскурсия как средство экономического воспитания

Большой вклад в экономическое воспитание делают экскурсии. Они дают детям возможность увидеть воочию то, о чем им рассказывают, чему учат и позже отразить в сюжетно-ролевой игре.

Не менее важными являются экскурсии в природу. Организуя наблюдения за природой, воспитатель тем самым воспитывает бережное отношение ко всему, что его окружает.

Экономическое воспитание на занятиях

Занятия по физической культуре призваны беречь и укреплять малышей, а это воспитывает бережное отношение к здоровью.

У детей шестилетнего возраста нужно начинать формировать начальные представления о финансовых категориях: деньги, цена, стоимость, средства и др.

В доступной форме надо знакомить детей с рекламой, а после ознакомления можно предложить им составить и нарисовать ее самостоятельно.

Закрепить и пополнить знания детей о вышеназванных экономических категориях можно во время таких развлечений, как: «Детям о налогах», «Бизнес в лесу» и т.д.

Старшие дети

В формировании экономического поведения и практического интеллекта важную роль играют:

• семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»;

• общая социально-экономическая ситуация, в которую помещены ребенок и его семья;

• основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая и рыночная);

• непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги).



Экономическая деятельность в сфере личной жизни предусматривает:

- планирование и организацию личного бюджета,

- доходов и расходов семьи;

- экономически обоснованную оценку товаров.

- Стремление ребенка работать – это естественное желание самоутвердиться, стать как можно раньше равноправным помощником в семье и, наконец, иметь свой источник доходов. А это и есть лучший результат экономического воспитания.

В процессе экономического воспитания важно формировать у детей здоровые материальные потребности.

Важными предпосылками экономической подготовки подрастающего поколения являются:

- высокий уровень экономической компетенции преподавателей, воспитателей;

- привлечение детей к общественно полезному, производительному труду, которая сопровождается усвоением знаний по экономике и организации производства в процессе труда, на уроках, факультативах;

- привитие у детей умение рационально вести домашнее хозяйство, экономить материальные ценности и время;

- соблюдение режима экономии в сфере материального производства и обслуживания

Экономическое воспитание осуществляется прежде всего в процессе изучения основ наук, в частности, основ экономических знаний, экономической географии, трудового обучения.

Педагог осуществляет экономическое воспитание, привлекая детей к труду по самообслуживанию, ремонту оборудования и помещений, распределения бюджета, обсуждение газетных и журнальных статей на экономические темы, производственных экскурсий, встреч с работниками предприятий, к экономическим отношениям в школе и дома.

Экономическое воспитание ребенка младшего школьного возраста
  • Посетите совместно с ребенком банк или сберегательную кассу. Объясните ребенку, каким образом деньги поступают на ваш счет и как вы оплачиваете ваши счета, например, арендную плату.

  • Расскажите ребенку, что ежемесячно вы откладываете небольшую денежную сумму, чтобы приобрести новый автомобиль или отправиться в следующий отпуск. Так ребенок научится тому, что не все желания можно исполнить тотчас.

  • Заведите для ребенка сберегательную книжку. Сюда он сможет откладывать деньги для возможных крупных желаний.

  • Купите вашему ребенку копилку. Так он сможет сберечь излишние карманные деньги и раз в год положить их на свою сберегательную книжку.

  • Перед походом за покупками запишите список покупок и в дальнейшем придерживайтесь его. Так ваш ребенок научиться воздерживаться от участий в акциях по привлечению покупателей в супермаркете.

  • В супермаркете дайте вашему ребенку задание сравнить цены на одни и те же товары возле кассы по "специальному предложению" и в самом магазине. Зачастую ни о каком специальном предложении речи не идет.

Экономическое воспитание подростка
  • Посетите совместно с вашим ребенком ваш банк или сберегательную кассу. Объясните вашему ребенку, почему вы выбрали именно этот банк. Возможно, чтобы сэкономить на сборе за ведение контокоррентного счета.

  • Поговорите с подростком о том, что такое овердрафт. Разъясните сравнение выплаченных процентов по овердрафту с вложением сбережений. Почему этот вид привлечения денежных средств настолько дорогостоящ.

  • Обратите внимание на то, чтобы ребенок знал, какие статьи расходов связаны с вашей частной жизнью: аренда, электроэнергия, телефонная связь, страхование, членские взносы, абонементы.

  • Приобщайте ребенка, например, тогда, когда вы находитесь в поисках более выгодного поставщика электроэнергии. Вместе с ребенком поищите в интернете сравнения предложений. Так у вашего ребенка разовьется навык сравнения цен.

  • Обсудите с вашим ребенком расходы на новую покупку, например, на электротехнику или новый автомобиль. Иногда имеет смысл заплатить больше за качество или, как в случае нового автомобиля, обратить внимание на дополнительные расходы.

  • В случае потребительских товаров цена не всегда является критерием качества. Объясните вашему ребенку, почему вы лучше приобретете нерекламируемые недорогие продукты, а когда - наоборот.

экономическое воспитание формирует:

Трудолюбие – понимание ребенком значимости своего труда, умение радоваться результату, готовность выполнить работу наилучшим образом.

Предприимчивость – активность ребенка в сочетании с изобретательностью, находчивостью, практичностью, умением генерировать идеи и увлекать ими других.

Расчетливость – способность правильно распределять ресурсы, рассчитывать степень риска.

Бережливость – стремление сохранять заработанное, не наносить ущерб окружающей среде своей деятельностью.

Экономность – умение находить разумный баланс между «хочу» и «могу», избегать издержек, выявлять более эффективные пути использования средств.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!