Конспект открытого урока обществознания в 7 классе
Тема: Экономика и ее основные участники.
Урок открытия нового знания.
Педагогическая цель урока – создать условия для формирования представлений о понятии «экономика», об участниках экономического процесса.
Основные понятия и термины - экономика, производство, распределение, обмен, потребление, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, производитель, потребитель.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Применяемые технологии: информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, игровая
Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук.
Электронные образовательные ресурсы – презентация «Экономика и ее основные участники»;
Планируемые результаты
Познавательные компетенции:
Научатся: определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; как соотносятся интересы производителей и потребителей.
Метапредметные и личностные УУД
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Добрый день, ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Человек в экономических отношениях».
Сегодня мы работаем в группах. От слаженной работы каждого члена группы будет зависеть ваша отметка. Красный квадрат – 5, зеленый – 4, синий -3. Каждая группа получает карточки и за правильные полные, правильные, но не полные, не полные ответы группа складывает заработанные карточки себе в коробку достижений. При подведении итогов мы посчитаем карточки, которые заработала каждая группа и поставим отметки.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники».
Слайд 1.
Запишите её в тетрадь. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор на уроке? Обратите внимание на план изучения нашей темы и сформулируйте цель урока.
Слайд 2
2. Актуализация опорных знаний.
- Вспомните, на каких уроках по истории мы затрагивали эту тему? О чем шла речь?
- Используя исторические знания, подумайте, что же входит в понятие «Экономика»?
- Что может входить в современное понятие экономики? Каковы ее основные цели, задачи?
- Способна ли экономика удовлетворять потребности человека?
- Можно ли прожить без экономики? Почему?
3. Изучение нового материала.
1. Что такое экономика
Слайд 3
Слово «экономика» произошло от греческих слов «экос» - «дом», «хозяйство» и «номос» - закон». Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий автор Ксенофонт (V в. до н.э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.
Я предлагаю познакомиться с различными определениями термина «Экономика» в словаре.
- Почему авторы предлагают различные определения?
- Какое из определений можно считать наиболее полным?
Знакомясь с различными экономическими явлениями, мы убеждаемся, что это понятие рассматривается в двух значениях: экономика – как хозяйство, экономика – как область знаний.
слайд 4
слайд 5
слайд 6
слайд 7
Слайд 8
Задание. Дополни следующие определения;
Экономика – это знания……….
Экономика – это умения………..
За каждое определение – 2 балла
слайд 9
Мы начали разговор с отдельных проявлений экономической жизни, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления.
Такие как производство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны. Рассмотрим это на примерах.
слайд 10
Сформулируем определения.
Производство – процесс создания экономических благ.
слайд 11
Распределение – разделение материальных благ между субъектами экономических отношений.
слайд 12
Обмен – процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.
слайд 13
Потребление – использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.
.
Выполним задание на карточках (обществоведческое лото)
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Соотнесите понятие, указанное в таблице и картинки, которые находятся у вас в конверте. За правильно составленное лото вы получаете 4 балла
2. Зачем нужна экономика
слайд 14
Цель экономики – поддержание и продолжение жизни общества. Для этого создаются различные блага.
Экономические продукты создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.
слайд 15
Беседа по вопросам.
- Вспомните, что такое натуральное хозяйство? Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
- Вспомните, что такое товарное хозяйство? Почему товарное хозяйство лучше натурального?
- Когда произошел переход от натурального к товарному хозяйству?
Сформулируем определения.
Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Главный недостаток этой формы хозяйствования — низкая производительность труда.
Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей.
Опираясь на определения и текст учебника на стр. 69, заполните таблицу.
Работа с учебником стр.69 и таблицей. Группа 1 и 3 работают по натуральному хоз-ву, группа 2 и 4 по товарному хозяйству.
Слайд 16
Выслушаем и дополним. Оценим работу.
Слайд 17
3. Основные участники экономики.
Основными участниками экономики являются производитель (тот, кто участвует в создании товаров и услуг) и потребитель (тот, кто использует товары и услуги). Причем производитель старается получить больше, а ресурсов затратить меньше. Потребитель тоже заинтересован удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами (т.е. опирается на рациональный выбор).
4. Первичное осмысление и закрепление
Конкурс-игра “Русская сказка на экономический лад”
Вспомните русскую народную сказку «Репка».
Пересказанная на экономический лад, она могла бы выглядеть так:
В одном домохозяйстве с ограниченными ресурсами было произведено материальное благо под названием репка. Процесс извлечения этого блага из земли оказался очень трудоемким: приходилось поэтапно привлекать дополнительное количество трудовых ресурсов …
слайд 18
Перескажите на экономический лад сказку «Курочка ряба»
используя как можно больше экономических терминов (работа в группах).
Представление вариантов сказки на новый лад.
5. Обобщение полученных на уроке сведений
Слайд 19
Беседа по вопросам.
- Как экономика служит людям?
- Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
- Сделайте вывод: Какова цель экономики?
Итоги урока. Рефлексия
6. Домашнее задание
слайд 20
Учебник: §8, ответить на вопросы в рубрике «В классе и дома».
УМК, которые были использованы на уроке:
1. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. Обществознание, 7 класс, Москва, Просвещение, 2018 год
2. https://infourok.ru/sbornik-igr-i-zadaniy-po-ekonomike-1331821.html
Сборник игр, заданий и ответов по экономике.