Конспект открытого урока обществознания в 7-Б классе
Тема: Экономика и ее основные участники. Потребитель. Производитель.
Дата: 14. 12. 2017
Тип урока: Урок открытия нового знания
Педагогическая цель урока – создать условия для формирования представлений о понятии «экономика», об участниках экономического процесса – производителе, потребителе.
Основные понятия и термины - экономика, производство, распределение, обмен, потребление, натуральное хозяйство, производительность труда, блага, потребитель, производитель.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Применяемые технологии: информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, критического мышления
Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук, учебники, тетради обучающихся, раздаточный материал
Познавательные компетенции:
Научатся: определять, зачем и как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; как соотносятся интересы производителей и потребителей.
Метапредметные и личностные УУД
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе парной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.
ХОД УРОКА:
Организационный этап
Приветствие обучающихся. Готовность к уроку
Мотивационный этап
На прошлом уроке мы с вами начали изучение нового раздела, который называется «Человек и экономика». В рамках прошлого урока познакомились с основными понятиями экономики и с ее основными проявлениями.
Этап проверки домашнего задания
1.Что такое экономика? СЛАЙД 1
2. Назови основные проявления экономики СЛАЙД 2 , СЛАЙД 3
3. Каждая группа получит раздаточный материал. Ваша задача – определить, какое из проявлений экономики мы наблюдаем в данных текстах?
Какое из проявлений экономики мы наблюдаем:
Группа № 1. Сказка «Репка»
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет – потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!
Позвала жучка кошка: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошку мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянули репку!
(Ответ: производство)
Группа № 2. Считалочка.
Мы делили апельсин, много нас, а он – один.
Эта долька- для ежа, эта долька- для стрижа,
Эта долька – для утят, эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра, а для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!! Разбегайтесь, кто куда!
(ответ: распределение)
Группа № 3,5. Стихотворение.
Сидит белка на тележке, продаёт орешки.
Лисичке – сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому,
Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку.
(Ответ: обмен)
Группа № 4. Песенка «Барабек»
Робин Бобин Барабек скушал сорок человек,
И корову, и быка, и кривого мясника,
И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом, и кузницу с кузнецом,
А потом и говорит: «У меня живот болит!»
(Ответ: потребление)
4.Выполним задание на карточках. Работа в парах. Взаимопроверка.
Производство | Распределение | Обмен | Потребление |
изготовление елочных игрушек, изготовление айфонов | составление плана расходов семьи на месяц, выплата пособия семьям на детей | сдать ломанное золото в ювелирный магазин. | обед в школьной столовой, использование электроэнергии в быту, выпить воды. |
Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, обед в школьной столовой, выплата пособия семьям на детей, использование электроэнергии в быту, изготовление айфонов, сдать ломанное золото в ювелирный магазин, выпить воды.
А теперь обменялись карточками и карандашом отметили, находятся ли правильные ответы в соответствующей колонке.
8 верных ответов – «5»
7,6,5 верных ответов – «4»
4,3 верных ответа – «3»
Объяснение нового материала
План
1.Зачем нужна экономика. Натуральное и товарное хозяйство
2.Основные участники экономики – потребитель, производитель.
1.Учитель: прежде чем вы озвучите новую тему, вам предстоить ответить на несколько вопросов. Начнем с опережающего домашнего задания, которое было задано Мерьем.
Мерьем: Слово «экономика» произошло от греческих слов «экос» - «дом», «хозяйство» и «номос» - закон». Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий автор Ксенофонт (V в. до н.э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.
Дети СФОРМУЛИРУЮТ И озвучат проблемный вопрос: ДОСТАТОЧНО ЛИ ОВЛАДЕТЬ ЗНАНИЯМИ ОБ ЭКОНОМИКЕ, ЧТОБЫ СТАТЬ БОГАТЫМ? СЛАЙД 4
Мы овладели с вами и не стали богатыми! Почему?
Примерный ответ детей (нам надо что-то производить и чтоб кто-то это купил)
Тема урока «ПОТРЕБИТЕЛЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬ» в тетрадь СЛАЙД 5
Цель экономики – поддержание и продолжение жизни общества. Для этого создаются различные блага. Эти блага мы называем экономический продукт.
Вопрос классу: что такое экономический продукт??? СЛАЙД 6
Экономические продукты создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.
Сформулируйте определения. (с помощью учебника на странице 69) СЛАЙД 7
Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Главный недостаток этой формы хозяйствования — низкая производительность труда.
Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. СЛАЙД 8
Назревает вопрос – а кто же принимает участие в ряде этих процессов?
Примерный ответ детей (люди) Какие люди? СЛАЙД 9
2. Основными участниками экономики являются производитель (тот, кто участвует в создании товаров и услуг) и потребитель (тот, кто использует товары и услуги). Причем производитель старается получить больше, а ресурсов затратить меньше. Потребитель тоже заинтересован удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами (т.е. опирается на рациональный выбор).
Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех средств, необходимых для производства товаров и оказания услуг
Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБОГАТИТЬСЯ, НАМ СЛЕДУЕТ СТАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ УЧАСТНИКОМ ЭКОНОМИКИ СЛАЙД 10
Первичное осмысление и закрепление учебного материала СЛАЙД 11, 12
1.Отвечая на проблемные вопросы, срани натуральное и товарное хозяйство, сделай выводы.
Вопросы | Натуральное хозяйство | Товарное хозяйство |
Кто производит | | |
Кто потребляет | | |
Как производят | | |
Производительность | | |
| | |
2. ЕСЛИ осталось время, работа с учебником на стр 72 «Учимся принимать рациональное решение»
Домашнее задание слайд 13
1.Параграф 8,стр.67-71;
Дифференцированное задание
на «5»-карточка «Потребительские мотивы»
на «4»-составить синквейн со словом потребитель и со словом производитель
на «3»- составить синквейн со словом экономика
Подведение итогов. Оценивание
Рефлексия (СЛАЙД 14)