СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия № 1 "Осенние явления в жизни растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия № 1 "Осенние явления в жизни растений"»

5 класс

Урок № 6

Тема урока: Экскурсия № 1 "Осенние явления в жизни растений"

Цель: Познакомить с осенними явлениями в жизни растений родного края, дать опережающие знания о листопадных и вечнозеленых растениях.

Задачи

  • Выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;

  • Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений.

  • Развивать умение проводить наблюдения в живой природе;

  • Способствовать приобретению навыков правильного поведения в природе;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

  • Познакомить с профессиями фенолога, эколога, фитодизайнера.

Основные понятия и термины

Листопад, листопадные и вечнозеленые растения.

Формы и методы обучения

Метод: Комбинированный (словесный, практический, исследовательский)

Формы: групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют начальные представления об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные: формируются чувство любви к родной природе, бережное отношение к природе и элементы экологической культуру.

Подготовка к экскурсии: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.

Ход экскурсии

  1. Мотивация учебной деятельности.


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера. 
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

Сообщение темы и цели урока.


  1. Актуализация опорных знаний

Выяснить какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк – это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.



III. Основной этап урока

ПТБ: учитель проводит инструктаж и сообщает цели и задачи групп.


  1. Самостоятельная работа учащихся по заданиям к экскурсии.

Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает карточку с заданием. В конце экскурсии каждая

группа предоставляет устный отчет о проделанной работе.






Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 1

1.   Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора. Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности  можно выделить? Дайте  своё названия этим зонам.

  1. Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.

  2. Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна. Соберите листья клёна разной окраски.

  3. Д/З. 

1. На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

2. Напишите небольшое сообщение о клёне.

3. Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их  к отчету.


Карточка - задания к экскурсии № 1

      Группа № 2.

  1. Внимательно рассмотрите растения школьного двора. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.

  2. Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами. Выясните название этого кустарника.

  3.  Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.

  4. Д/З. 

1. На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

2. Напишите небольшое сообщение  о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.

3. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.

Карточка - задания к экскурсии № 1

 Группа № 3.

  1. Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №1. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.

  2. Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.

  3. Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.

  4. Д/З.

 1. На листе формата А3  письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 1 и подпишите названия этих растений.

3. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету


Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 4.

1. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

2. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?

  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?

  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?

  • Почему легко опадают желтые листья?

  • Какое значение имеет листопад?

  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?


Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 5.

  1. Ответить на вопрос – Почему мы любим осень?

  2. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?

  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?

  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)

  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)

  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?

  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)


Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 6.

  1. Ответить на вопрос.

  2. Основные положения природоохранной памятки.

  • Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.

  • Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.

  • Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!

  • Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.

  • Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.

  • Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!

  • Запрещено бросать ненужные предметы в воду.

  • Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя.

  • И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.


IV. Заключение.

Устный отчёт каждой группы.


V. Подведение итогов экскурсии:

1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).

2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?

3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.

4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.

“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.

“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.

“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.

“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.

“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)

“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)

“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)

“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)

“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)

“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)

VI. Рефлексия.

На доске изображение Земли. На листике осеннем подписать пожелание нашей планете и украсить осенними листьями землю. И выбрать листок ЖЕЛТЫЙ – урок понравился, ОРАНЖЕВЫЙ – урок прошел хорошо, но не все успел или мог бы показать себя лучше, КРАСНЫЙ – урок не понравился, плохое настроение.

VII. Домашнее задание Оформить творческий отчет о выполнении заданий.

Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 1

  1. Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора.

  • Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности  можно выделить?

  • Дайте  своё названия этим зонам.

  • Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.

  • Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна.

  • Соберите листья клёна разной окраски.

  • Напишите небольшое сообщение о клёне.

  • Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их  к отчету.


Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 2.

  1. Внимательно рассмотрите растения школьного двора.

  2. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.


  1. Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами.

  2. Выясните название этого кустарника.

  3. Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.

  4. На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

  5. Напишите небольшое сообщение  о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.

  6. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.


Карточка - задания к экскурсии № 1

 Группа № 3.

  1. Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе.

  2. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.


  1. Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.

  2. Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.

  3. На листе формата А3  письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

  4. Подпишите названия растений, изображенных на рисунке (которые вы видели на клумбе).

  5. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету


Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 4.

  1. Выявить признаки осени:



2. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?

  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?

  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?

  • Почему легко опадают желтые листья?

  • Какое значение имеет листопад?

  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?









Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 5.

  1. Ответить на вопрос – Почему мы любим осень?

  2. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?

  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?

  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)

  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)

  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?

  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)


Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 6.

  1. Ответить на вопрос. Почему нужно бережно относиться к природе?

  2. Основные положения природоохранной памятки.

  • Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.

  • Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.

  • Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!

  • Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.

  • Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.

  • Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!

  • Запрещено бросать ненужные предметы в воду.

  • Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.























Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 1

  1. Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора.

  • Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности  можно выделить?

  • Дайте  своё названия этим зонам.

  • Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.

  • Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна.

  • Соберите листья клёна разной окраски.

  • Напишите небольшое сообщение о клёне.

  • Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их  к отчету.


Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 2.

  1. Внимательно рассмотрите растения школьного двора.

  2. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.


  1. Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами.

  2. Выясните название этого кустарника.

  3. Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.

  4. На листе формата А3 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

  5. Напишите небольшое сообщение  о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.

  6. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.


Карточка - задания к экскурсии № 1

 Группа № 3.

  1. Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе.

  2. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.


  1. Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.

  2. Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.

  3. На листе формата А3  письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

  4. Подпишите названия растений, изображенных на рисунке (которые вы видели на клумбе).

  5. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету


Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 4.

  1. Выявить признаки осени:



2. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?

  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?

  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?

  • Почему легко опадают желтые листья?

  • Какое значение имеет листопад?

  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?









Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 5.

  1. Ответить на вопрос – Почему мы любим осень?

  2. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?

  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?

  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)

  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)

  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?

  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)


Карточка - задания к экскурсии № 1

Группа № 6.

  1. Ответить на вопрос. Почему нужно бережно относиться к природе?

  2. Основные положения природоохранной памятки.

  • Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.

  • Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.

  • Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!

  • Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.

  • Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.

  • Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!

  • Запрещено бросать ненужные предметы в воду.

  • Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.


Астры Хризантема Бархатцы

Рудбекия Гелениум осенний


Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

Осень, снова вместе мы с тобою.

Позади и жажда, и жара.

И опять весёлою гурьбою,

Прибегает в школу детвора.


Становлюсь я осенью моложе,

С каждым сентябрём всё здоровей!

Я учитель, мне всего дороже

Видеть дорогих моих детей.


Слушать их весёлые рассказы,

Между делом в чём-то поправлять…

Как мне хочется всех вместе, сразу,

Их при встрече радостно обнять!


Листья кружат над лесной тропинкой,

Сквозь багрянец робкий луч проник.

Мы опять идём бродить с корзинкой -

Может, попадётся боровик.


Вместе с осенью шагаем в ногу,

Под деревьями грибов полно!

Стелет лес шуршащую дорогу,

Остро пахнет свежестью лесной.


Кажется, что всё для нас возможно,

И не сложно чудо повстречать.

Под осенний длинный, тихий дождик

Хорошо о будущем мечтать.


Снова осень! Значит всё в порядке -

Улыбайся, радуйся, живи!

Осень, мы пошепчемся украдкой,

Расскажу тебе я о любви…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!