Осенняя экскурсия 1 класс
Тема. Сентябрь- первый месяц осени
Цель.
Развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, расширяя кругозор и объем жизненных наблюдений .
Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость и бережное отношение к красоте осенней природы.
Ход экскурсии
1. Подготовительный этап
До выхода на экскурсию проводится инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во время экскурсии.
2.Вводная беседа
«Осень» Константин Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
-Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
-Об осени.
-Как вы догадались?
-Стали дни холоднее, птицы улетают на юг, деревья в разноцветном уборе, солнечных дней меньше, цветы меньше пахнут, часто идут дожди.
- Ребята, посмотрите как красиво вокруг! Скажите, как называется всё то ,что нас окружает?
-Окружающий мир
- Верно. А назовите, что вы видите в нашем дворе?
(Дети перечисляют.)
- А что из того, что вы перечислили сделали люди?
Называют: забор, школу, дома,….
- Ребята, все, что сделано руками человека, мы называем…. изделием. А теперь перечислите , пожалуйста, что создано природой?
(Называют.)
- Но ведь природа тоже бывает разная. Вот дерево. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите.
(Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)
-А вот пролетел сорока. Она живая? Докажите.
(Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)
- А вот светит солнышко. Оно живое? (Нет, оно не дышит, не растет, не умирает, не размножается.)
- Вот мы и вспомнили , что природа бывает «живая» и «неживая». Сегодня на экскурсии мы и будем наблюдать за изменениями в живой и неживой природе с приходом осени.
3.Коллективное наблюдение
Изменения в неживой природе : солнце, небо, земля, ветер, дождь.
(Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.)
Изменения в живой природе: растения, птицы, насекомые , звери.
(Листья на деревьях меняют окраску и опадают. Птицы улетают на юг. Животные запасают на зиму припасы. Насекомые прячутся в кору деревьев, под землю. )
Изменения в жизнь людей с приходом осени.
( Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)
4.Групповое наблюдение
Дети делятся на 5 групп. Каждой группе предлагается задание.
1 группа
1.Найдите и соберите 5 различных опавших листьев.
2.Определите, с какого дерева они упали.
3.Найдите на дереве зеленый лист , потрогайте его и сравните на ощупь с теми листьями, которые опали.
2 группа
Найдите 4 цветущих травянистых растения.
Определите их название (можно за помощью обратиться к учителю).
Понюхайте их и скажите, какой запах от них исходит (приятный или неприятный, сильный или слабый ). Для чего растения распространяют запах?
3 группа
Потрогайте руками почву. Как она изменилась по сравнению с летом?
Каких насекомых можно увидеть? Много их или мало? Где их больше на солнышке или в тени?
Расскажите о наблюдении за одним из них.
4 группа
Найдите растения с семенами и плодами. Соберите немного плодов и семян.
Определите с помощью учителя , к каким растениям они относятся.
Подумайте, где зимой будет много птиц. Почему? А где можно развесить кормушки?
5 группа
Прислушайтесь. Слышны ли вам звуки живой природы?
Кого вы услышали?
Понаблюдайте за любой птицей. Определите название, цвет оперенья, размер, звуки, которые она издает, как ведет себя в природе .
5.Обмен информацией
Каждая группа коротко рассказывает о своем наблюдении.
6.Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Описание игры
Все игроки становятся в круг, в середину встает водящий. Водящий бросает мяч любому игроку, при этом произнося одно из четырех слов: земля, вода, огонь или воздух.
При слове "земля" тот, кому бросили мяч должен назвать какое либо животное, "вода" - какую либо рыбу, "воздух" - птицу, а при слове "огонь" - все машут руками. Игрок, который ошибся - выбывает.
Правила игры
Все игроки становятся в круг, в середину встает водящий.
Водящий бросает мяч любому игроку, при этом произнося одно из четырех слов: земля, вода, огонь или воздух.
При слове земля тот, кому бросили мяч должен назвать какое либо животное, вода - какую либо рыбу, воздух - птицу, а при слове огонь - все машут руками.
Игрок, который ошибся - выбывает.
7.Подведение итога экскурсии.
-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
- Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?
-За какими объектами мы наблюдали?
-Что нового и интересного вы узнали сегодня?
- А сейчас нам пора возвращаться в школу. Мы еще не раз с вами понаблюдаем за тем, какие изменения будут происходить в природе.
8.Домашнее задание
Соберите гербарий осенних листьев.