СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экзамен. Умей владеть собой»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого человека различные ситуации вызывают переживания. У одних людей эти переживания поверхностны, у других могут сопровождаться физиологическими изменениями. Занятие направлено на формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к экзамену.

Просмотр содержимого документа
««Экзамен. Умей владеть собой»»



«Экзамен. Умей владеть собой».

Формирование уверенного поведения в период подготовки к экзамену.



Цель: формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к экзамену.

Задачи:

  • развитие уверенности в себе;

  • развитие навыков самоконтроля;

  • формирование навыка управления стрессом;

  • снятие эмоционального напряжения и страха перед экзаменом.

Форма проведения: групповое занятие с элементами тренинга.

Категория: учащихся 9-х классов.

Оборудование: ватман, фломастеры, презентация.



Ход занятия


У каждого человека различные ситуации вызывают переживания. У одних людей эти переживания поверхностны, у других могут сопровождаться физиологическими изменениями

  • повышается артериальное давление;

  • усиливается потоотделение.

Все это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта человека. Не для кого не секрет, что когда человек находится в состоянии стресса, его деятельность становится менее продуктивной. Спокойствие и уверенность в себе, даже в нестандартных ситуациях, способствует мобилизации внутренних ресурсов организма и повышает результативность работы.

  • В каких ситуациях вы обычно испытываете волнение?

  • Как вы справляетесь с волнением?

Возможные варианты ответов:

1. Спортивные занятия.

2. Контрастный душ.

3. Мытье посуды.

4. Рисование. Кляксы.

5. Скомкать газету и выбросить ее.

6. Спеть любимую песню, послушать музыку, посмотреть телевизор.

7. Покричать то громко, то тихо.

8. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

9. Смотреть на горящую свечу.

10. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

11. Погулять в лесу.


Упражнение: «Как я готовлюсь к экзамену?»

Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.

Инструкция: Для работы предлагаю разделиться на 3 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: утро - день - вечер.

Предлагаю вам задания для обсуждения.

Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзамену?

Задание 2-й группе: как организовать день накануне экзамена?

Задание 3-й группе: что нужно делать во время экзамена?

Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма. На обсуждение дается 10 минут, свой ответ оформите на листе ватмана.

Упражнение «Восприятие времени»

Цель: определить у детей их внутреннее восприятие времени.

Время: 5 минут

Техника проведения: Ребята вам сейчас предстоит определить продолжительность времени в 1 минуту. Для этого вам необходимо закрыть глаза, и по моей команде «Начали» вы будете отсчитывать 1 минуту, как только вы определили, что минута прошла, вы откроете глаза и с помощью экрана сможете определить, сколько реально прошло времени.



Анализ:

Удалось ли вам точно определить заданное время?

Что вы можете посоветовать тем, кто не смог точно определить минуту?

Упражнение: «Методы саморегуляции в условиях стресса».

Цель: Научить детей использовать методы релаксации в стрессовой ситуации

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.

Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно.

Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, «жареный петух клюнет», а заранее, пока для этого нет необходимости.

Упражнения.

1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы «уставившись» в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.

4. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуйте это напряжение, а затем сделайте резкий выдох, расслабьте грудную клетку, повторите три раза.

5. Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, старайтесь охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на колени. Повторите три раза.


Упражнение: «Разбор ситуаций»

Цель: формирование умения уверенно реагировать в нестандартных ситуациях.

Инструкция: Для работы предлагаю разделиться на 3 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: утро - день - вечер.


Предлагаю вам задания для обсуждения.

Задание 1-й группе: При заполнении бланка вы допустили ошибку. Опишите ваше состояние и ваши действия.

Задание 2-й группе: Во время экзамена организатор делает вам замечание. Опишите ваше состояние и ваши действия

Задание 3-й группе: В ходе экзамена вы получили задание и отметили, что часть из них вызывает у вас неуверенность, что вы знаете ответ. Опишите ваше состояние и ваши действия.


Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма. На обсуждение дается 10 минут, свой ответ оформите на листе ватмана.


Рефлексия: Детям предлагается продолжить предложение:

Во время экзамена Я …

Если у меня возникло волнение Я …


Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вам неприятно или доставляет беспокойство, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов».






















Список литературы:


  1. Кэрелл С. Групповая психотерапия подростков – СПб.: Питер, 2002. – 224с.:ил. – (Серия «Практикум по психотерапии»)

  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 7-е изд., перераб. И доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование») – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672с.

  3. “Психология подростка” Под ред. А. А. Реана. Москва 2003г. – “Олма-пресс”








































Задание 1-й группе: При заполнении бланка вы допустили ошибку. Опишите ваше состояние и ваши действия.




Задание 2-й группе: Во время экзамена организатор делает вам замечание. Опишите ваше состояние и ваши действия




Задание 3-й группе: В ходе экзамена вы получили задание и отметили, что часть из них вызывает у вас неуверенность, в том, что вы знаете ответ. Опишите ваше состояние и ваши действия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!