«Экзамен. Умей владеть собой».
Формирование уверенного поведения в период подготовки к экзамену.
Цель: формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к экзамену.
Задачи:
развитие уверенности в себе;
развитие навыков самоконтроля;
формирование навыка управления стрессом;
снятие эмоционального напряжения и страха перед экзаменом.
Форма проведения: групповое занятие с элементами тренинга.
Категория: учащихся 9-х классов.
Оборудование: ватман, фломастеры, презентация.
Ход занятия
У каждого человека различные ситуации вызывают переживания. У одних людей эти переживания поверхностны, у других могут сопровождаться физиологическими изменениями
повышается артериальное давление;
усиливается потоотделение.
Все это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта человека. Не для кого не секрет, что когда человек находится в состоянии стресса, его деятельность становится менее продуктивной. Спокойствие и уверенность в себе, даже в нестандартных ситуациях, способствует мобилизации внутренних ресурсов организма и повышает результативность работы.
В каких ситуациях вы обычно испытываете волнение?
Как вы справляетесь с волнением?
Возможные варианты ответов:
1. Спортивные занятия.
2. Контрастный душ.
3. Мытье посуды.
4. Рисование. Кляксы.
5. Скомкать газету и выбросить ее.
6. Спеть любимую песню, послушать музыку, посмотреть телевизор.
7. Покричать то громко, то тихо.
8. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
9. Смотреть на горящую свечу.
10. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
11. Погулять в лесу.
Упражнение: «Как я готовлюсь к экзамену?»
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Инструкция: Для работы предлагаю разделиться на 3 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: утро - день - вечер.
Предлагаю вам задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзамену?
Задание 2-й группе: как организовать день накануне экзамена?
Задание 3-й группе: что нужно делать во время экзамена?
Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма. На обсуждение дается 10 минут, свой ответ оформите на листе ватмана.
Упражнение «Восприятие времени»
Цель: определить у детей их внутреннее восприятие времени.
Время: 5 минут
Техника проведения: Ребята вам сейчас предстоит определить продолжительность времени в 1 минуту. Для этого вам необходимо закрыть глаза, и по моей команде «Начали» вы будете отсчитывать 1 минуту, как только вы определили, что минута прошла, вы откроете глаза и с помощью экрана сможете определить, сколько реально прошло времени.
Анализ:
Удалось ли вам точно определить заданное время?
Что вы можете посоветовать тем, кто не смог точно определить минуту?
Упражнение: «Методы саморегуляции в условиях стресса».
Цель: Научить детей использовать методы релаксации в стрессовой ситуации
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.
Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно.
Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, «жареный петух клюнет», а заранее, пока для этого нет необходимости.
Упражнения.
1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы «уставившись» в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом.
3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.
4. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуйте это напряжение, а затем сделайте резкий выдох, расслабьте грудную клетку, повторите три раза.
5. Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, старайтесь охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на колени. Повторите три раза.
Упражнение: «Разбор ситуаций»
Цель: формирование умения уверенно реагировать в нестандартных ситуациях.
Инструкция: Для работы предлагаю разделиться на 3 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: утро - день - вечер.
Предлагаю вам задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: При заполнении бланка вы допустили ошибку. Опишите ваше состояние и ваши действия.
Задание 2-й группе: Во время экзамена организатор делает вам замечание. Опишите ваше состояние и ваши действия
Задание 3-й группе: В ходе экзамена вы получили задание и отметили, что часть из них вызывает у вас неуверенность, что вы знаете ответ. Опишите ваше состояние и ваши действия.
Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма. На обсуждение дается 10 минут, свой ответ оформите на листе ватмана.
Рефлексия: Детям предлагается продолжить предложение:
Во время экзамена Я …
Если у меня возникло волнение Я …
Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вам неприятно или доставляет беспокойство, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов».
Список литературы:
Кэрелл С. Групповая психотерапия подростков – СПб.: Питер, 2002. – 224с.:ил. – (Серия «Практикум по психотерапии»)
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 7-е изд., перераб. И доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование») – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672с.
“Психология подростка” Под ред. А. А. Реана. Москва 2003г. – “Олма-пресс”
Задание 1-й группе: При заполнении бланка вы допустили ошибку. Опишите ваше состояние и ваши действия.
Задание 2-й группе: Во время экзамена организатор делает вам замечание. Опишите ваше состояние и ваши действия
Задание 3-й группе: В ходе экзамена вы получили задание и отметили, что часть из них вызывает у вас неуверенность, в том, что вы знаете ответ. Опишите ваше состояние и ваши действия.