СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив в 10 классе по обществознанию

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Международное гуманитарное право"

Просмотр содержимого документа
«Электив в 10 классе по обществознанию»


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

города Мирного Архангельской области, ул. Космонавтов, 7;

тел/fax(8-818-34) 5-29-16, E-mail: mirschool1 @ yandex. ru












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективного курса

«Основы государства и права»

(название предмета)

для 11 «А» класса

(класс)

Полищук Людмилы Витальевны

(Ф.И.О. учителя)
















2020-2021 г.г.

Данная программа предназначена для 11 класса. Курс «Основы правовой культуры» представляет собой модульный курс для углубленного изучения правовых вопросов. В связи с тем, что в настоящий момент перед школой ставится задача организации профильного образования, возникла необходимость в создании программы с учетом специализации классов. В условиях средней школы элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. Однако, независимо от избранного профиля выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).

Курс рассчитан на 68 часов 2 часа в неделю.


Цели курса:

- содействие становлению системы нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры, свободной, саморазвивающейся личности, терпимой к разнообразию взглядов и мнений на существующие общественные и национальные проблемы;

- формирование умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач.


Задачи курса:

- развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;

- воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

-освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

-формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;

При изучении элективного курса используются активные методы обучения - самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых актов, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и сообщений. Предусматривается проведение конкурса, конференции, ролевой игры, посещение учащимися избирательных участков в период избирательных кампаний.





Требования к уровню подготовки учащихся:


В результате изучения ученик должен знать/понимать:

1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации лично сти, место и роль человека в системе общественных отношений;

2. тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

4. особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,

закономерности развития;

1. анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных -социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

2. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

3. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

4. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

5. извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

8. подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

9. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

1. для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

2. совершенствования собственной познавательной деятельности;

3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования со бранной социальной информации;

4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

5. ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;



Содержание тем курса «Основы государства и права»


Раздел I. Понятие государства и его признаки.

Введение. Роль и задачи курса. Знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением

- распределение опережающих творческих заданий (рефератов, докладов, презентаций и т.п.). Понятие государства и его признаки.

Подходы к пониманию государства Теория происхождения государства. Сущность и функции государства.


Раздел II. Особенности политической системы Р.Ф.

Политико-правовой режим. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный аппарат. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства. Особенности формирования политической элиты. Роль партий и движений в современной России. Формы государства. Форма правления. Монархическая форма правления и ее виды. Республика и ее виды. Политический режим. Демократия и ее формы. Народовластие в РФ. Законодательство о референдуме в России. Система выборов в РФ. Антидемократические режимы: авторитарный и тоталитарный.

Форма государственного устройства: федерация, конфедерация и унитарное государство. Национально-государственное устройство России: исторический обзор. Национально-государственное устройство РФ на современном этапе. Проблемы федерации.




Раздел III. Правовое государство.

Гражданское общество- основа правового государство. Признаки правового государства. Структура Конституции Р.Ф.

Правовое государство и гражданское общество. Отличительные признаки правового государства. Принцип разделения властей. Верховенство права и закона. Гарантии прав и свобод человека. Материальные, политические и юридические гарантии прав и свобод человека. Роль судебной власти в правовом государстве.

Работа с документами: Конституцией РФ, Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Решение правовых задач.


Раздел IV. Правовой статус человека. (6 ч.)

Основные права человека и гражданина. Гражданство, порядок приобретения гражданства. Понятие выборов и их место в демократическом государстве. Функции выборов в условиях демократии. Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах.

Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина. Приоритет прав и свобод. Нарушения прав человека. Основы правового статуса личности. Личные права и свободы граждан. Гражданство РФ, порядок его получения. Политические права и свободы граждан. Социально-экономические права и свободы.

Принципы классификации различных частей права. Различие между частным и публичным правом. Назначение частного и публичного права. Структура правовой нормы. Краткая характеристика отраслей права.


Раздел V. Типы избирательных систем.

Избирательная система РФ. Что такое избирательная система? Принципы избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная система. Избирательная система РФ. Подготовка выборов. Выдвижение кандидатов. Агитационная кампания. Голосование. Подведение итогов выборов. Понятие референдума. История референдума. Виды референдумов. Порядок проведения референдума. Референдумы в России.

Форма работы: практическая работа с текстами Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О референдуме»


Раздел VI. Правосудие и правоохранительные органы. Защита прав человека в государстве. Судебная система. Высший, конституционный, арбитражный суды. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия. Система правоохранительных органов внутренних дел. Прокуратура а и её деятельность.










Тематическое планирование элективного курса

«Основы государства и права»

(68 часов)


Календарно – тематическое планирование


п/п

Раздел, тема

Содержание

Количество часов

Вид контроля


Введение. Роль и задачи курса.

Знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением

1



Понятие государство и его признаки.

Подходы к пониманию государства Теория происхождения государства. Сущность и функции государства.

4

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов


Теория происхождение государства

Подходы к пониманию государства Теория происхождения государства. Сущность и функции государства.

4

Письменное тестирование


Сущность и функции государства

Теория происхождения государства. Сущность и функции государства.

4

Письменное тестирование


Понятие государства и его признаки. Решение правовых задач.


4

Тестирование


Формы государства

Политико-правовой режим. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный аппарат. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства.

4

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

.

Организация власти и управления в стране

Политико-правовой режим. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный аппарат. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства.

4

Письменное тестирование


Особенности политической системы. Решение правовых задач.


4

Тестирование


Правовое государство и его сущность

Гражданское общество- основа правового государство. Признаки правового государства. Структура Конституции Р.Ф.

Правовое государство и гражданское общество. Отличительные признаки правового государства. Принцип разделения властей.

4

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов


Конституция Р.Ф.- основной закон страны

Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина. Приоритет прав и свобод. Нарушения прав человека.

4

Письменное тестирование


Правовое государство. Решение правовых задач.


4

Тестирование


Гражданство как правовая категория.

Основные права человека и гражданина. Гражданство, порядок приобретения гражданства. Понятие выборов и их место в демократическом государстве. Функции выборов в условиях демократии. Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах.

4

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов


Правовой статус человека в демократическом правовом государстве.

Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина. Приоритет прав и свобод. Нарушения прав человека. Основы правового статуса личности. Личные права и свободы граждан. Гражданство РФ, порядок его получения. Политические права и свободы граждан. Социально-экономические права и свободы.

4

Письменное тестирование


Правовой статус человека. Решение правовых задач.


4

Тестирование


Что такое избирательная система? Принципы избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная система. Избирательная система РФ. Понятие референдума. История референдума. Виды референдумов. Порядок проведения референдума. Референдумы в России.

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

4



Повторение

Тестирование

1



Защита прав человека в государстве. Судебная система. Высший, конституционный, арбитражный суды.

Групповая или парная работа с текстом по заданиям и дальнейшая коллективная проверка результатов

4



Мировые суды. Порядок осуществления правосудия. Система правоохранительных органов внутренних дел. Прокуратура а и её деятельность.

Письменное тестирование

4




Тестирование

1




Тестирование

1











УМК:

1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996.

2. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей / Для учащихся 9-11-х классов. М., 1998.

3. Азаркин Н., Левченко В., Мартышин О. История политических учений. Вып. 1. М., 1994.

4. Азаров А., Болотина Т. Права человека. М., 1995.

5. Алексеев С. Государство и право. Начальный курс. М., 1996.

6. Аристотель. Сочинения. 4 тома. М., 1984.

7. Введение в политологию. М., 1995.

8. Гаджиев К. Политическая наука. М., 1995.

9. Головатенко А. Из истории права: Задания для старшеклассников. - История, 1997, № 32, 33.

10. Давлетшина Н. и др. Демократия: государство и общество. М., 1999.

11. Иванов Р. и др. Основы Российского государства и права. Омск, 1995.

12. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ Под ред. В. Нерсесянца. М., 1995.

18. Ищенко В. Изучаем Конституцию Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 1997.

Список литературы для учащихся:

1. Певцова Е.А. Основы правовой культуры 2 часть .

2 Клименко С., Чичерин А. Основы государства и права. М., 1996.

3. Комментарий к Конституции РФ/ Общ. ред. Ю. Кудрявцева. М., 1996.

4. Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ Под. ред. Б. Топорнина. М., 1997.

5.Конституция РФ: Энциклопедический словарь. М., 1997.

6. Малышева Н. Тесты по основам государства и права. М., 1996.

7.Марченко М. Теория государства и права. М., 1996.

8.Мухаев Р. Политология. Пособие. М., 1997.

9.Мушинский В. Основы правоведения. М., 1995.

10. Никитин А., Суворова Н. Политика и право. М., 1995.

11.Никитин А. Конституционное право. Конституция РФ. М., 1995.

12.Никитин А. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. М., 1997.

13.Основы государства и права. Хрестоматия/ Сост. Н. Ильютченко. М., 1998.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!