Рабочая программа элективного курса «Человек – общество - мир» для 11 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»; учебного плана; примерной программы среднего общего образования по обществознанию.
Общая характеристика учебного курса.
Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов универсального профиля и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание».
Курс в целом предназначен для изучения в 10 и 11 классах и рассчитан на 69 учебных часов (1 ч в неделю). Целесообразно компактное изучение отдельных блоков при сдвоенных уроках (4,5 месяца по 2 ч в неделю).
Используемый учебно-методический комплект:
Кишенкова О.В. Обществознание. Практикум. 10 класс / О.В. Кишенкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020.
Кишенкова О.В. Обществознание. Практикум. 11 класс / О.В. Кишенкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020.
Гринберг Р.С. Обществознание. Базовый уровень: 10 класс: учебник / Р.С. Гринберг, Г.Э. Королева, О.Б Соболева, О.Г. Цыплакова; под общ. Ред. В.А. Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Обществознание. Базовый уровень: 11 класс: учебник / О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Ковлер, Е.Г Пономарева и др.; под общ. Ред. В.А. Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарного образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться и «жить» в мире текстов художественной и духовной культуры, литературных, музыкальных, изобразительных и пр.), формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимся на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдается пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом.
В иерархии педагогических ценностей, таким образом, первое место получает формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыслительной деятельности. При осуществлении принципа «не давать знания до появления запроса» чрезвычайно важным становится именно формирование у учащегося этого запроса на новую информацию.
Не менее важная цель – выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реализации этой цели становится в первую очередь формирование у учащихся высших интеллектуальных функций.
Кроме того, цель курса носит и сугубо прагматический характер: дать учащимся представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, тем более что реализовывать их как раз придется нынешним школьникам, и надо помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций политиков и шарлатанов.
Актуальность и новизна
Как правило, вследствие того, что научное познание отстает от реального течения процессов, именно этим проблемам меньше всего уделяется внимание при изучении обществознания.
Таким образом, актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учителем и учащимся, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмысливать в том числе и позицию авторов данного учебно-методического комплекта.
Курс выстраивается как система интеллектуальных задач, направленных на формирование у учащихся способности понимания современных явлений, событий, процессов.
Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.
Разработчиками предпринята попытка создать новую модель информационного обеспечения курса, которая включает систематическую подборку информации, до этого рассредоточенную в самых различных изданиях. Одновременно авторы открыто представляют принципы работы с современными информационными потоками, что позволяет любому учителю организовать работу учащихся по пополнению собственной «хрестоматии».
Учебные задачи
Учебные задачи курса — создать условия для выработки следующих межпредметных умений:
1) Рефлексивных:
соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
определять основания и способы своих и чужих действий;
определять способ видения мира другими людьми;
быть готовым видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей, «встать на их место»;
анализировать позицию автора текста: уметь понимать написанные или произнесенные тексты (как их непосредственный смысл, так и стоящие за ним мотивы, цели, мировоззрение, систему ценностей и пр.) и то, какими средствами пользовался автор для достижения цели, в какой исторической ситуации он находился и т.д.;
сопоставлять несколько интерпретаций одного и того же события, явления, текста и т.п.;
уметь находить объяснения рассматриваемым явлениям и событиям:
- анализировать, сопоставлять отдельные факты, раскрывать ведущие причинно-следственные связи;
- самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;
- строить предположения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы, если бы...», «Что может быть, если...» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку зрения;
- ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на поставленный вопрос, планировать свои исследования;
- выдвигать гипотезы и аргументировать их.
2) Логических:
сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифицировать, оценивать;
осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному; оперировать с абстракциями различной степени сложности;
использовать базовые категории (форма — содержание; элемент — структура, часть — целое, сущность — явление, причина — следствие и т.д.);
формулировать сущностные определения;
схематически изображать явления, события, отношения, действия и т.д.;
конструировать и опознавать связи: причинно-следственные, функциональные, структурные, генетические;
включать элементы в разные системы и видеть их различный смысл;
уметь по элементу и типу связи восстанавливать структуру в целом;
выдвигать гипотезы, находить аргументы и осуществлять их критику.
3) Текстовых:
уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в таблицы, графики, диаграммы и наоборот;
уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи;
при письменном изложении материала на заданную тему — раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках избранной проблемы, делать обобщения и выводы.
4) Коммуникативных:
• объяснять свои действия, решения, выбор;
определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргументацию;
ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;
• вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
Планируемые предметные умения:
знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины, т. е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи для описания основных социальных явлений и объектов и аргументации теоретических рассуждений и обобщений;
называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и характеризовать их, т. е. указывать свойственные им значимые признаки;
сравнивать изученные социальные явления и объекты, т. е. выявлять их отличия и сходства;
приводить собственные примеры, т. е. пояснять (иллюстрировать, аргументированно раскрывать) изученные теоретические положения на соответствующих фактах;
самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы, т. е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние, делать соответствующие обобщения и предположения, выдвигать гипотезы и аргументировать их;
давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
демонстрировать умение рассматривать события конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учетом исторической перспективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вариантность исторического развития;
уметь реконструировать события и явления по отдельным или разрозненным фактам;
• уметь изложить основной фактический материал по каждому из
вопросов, а также аргументацию имеющихся в науке точек зрения.
Содержание курса и планируемые образовательные результаты его изучения
Каждый раздел является законченным логическим целым и может изучаться самостоятельно, а не только как структурная составляющая курса.
Курс состоит из следующих разделов:
Раздел 1 - «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса».
Раздел 2 - «Проблема прав человека в XXI веке».
РАЗДЕЛ 1. Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса.
Основное содержание предметных знаний: главные тенденции и возможные перспективы развития современной цивилизации; глобальные проблемы человечества и «планетарное сознание»; диалог цивилизаций и конфликт цивилизаций как два способа взаимодействия; типы и формы проблем современной цивилизации; попытки выработки цивилизационных универсалий («общечеловеческих ценностей») в современном мире; супердержавы; нарастание цивилизационных кризисов, их типы и виды; кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на них.
РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке
Основные формы работы, предусматриваемые данным курсом: семинары и самостоятельные лабораторные работы с последующим обсуждением результатов в первую очередь с печатными текстами, а также видеорядом (фрагменты ТУ-передач и кинохроники), доклады и рефераты учащихся с последующим их обсуждением, ролевые игры, самостоятельные социологические мини-исследования. Предусматривается также минимальная лекционная часть изложения материала. Большая роль отводится самостоятельному изучению предложенного материала. Педагог выступает не столько как носитель «истины», сколько как организатор и помощник в процессе познания нового материала.
Содержание
Раздел 2. Проблема прав человека в XXI веке (34ч)
Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Россией и Западом. Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. История вопроса: права человека в культурных проектах XX в. Права человека и их природа (социальное и природное явление). Права человека и их природа (социальное и природное явление).
Права человека языком юридических документов. Права человека и правовая культура. Гуманитарное право XX в. Общее и особенное в реализации прав человека. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей. Проблема знания и образования в области прав человека.
Итоговое повторение.
Контроль за процессом обучения и его итогами предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения) в виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, определять свое к ней отношение, проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения, как рефераты, самостоятельные исследования, доклады на научно-практических конференциях, журналистские статьи и репортажи, самостоятельная разработка учебных заданий и пособий по конкретной тематике курса и т.п.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Тема 1. Критика России за нарушение прав человека. | 3 | |
2. | Тема 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. | 3 | |
3. | Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах XX в. | 4 | |
4. | Тема 4. Права человека и их природа. | 3 | |
5. | Тема 5. Права человека языком юридических документов. | 3 | |
6. | Тема 6. Права человека и правовая культура. | 3 | |
7. | Тема 7. Гуманитарное право XX в. | 4 | |
8. | Тема 8. Общее и особенное в реализации прав человека. | 3 | |
9. | Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей. | 3 | |
10. | Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека. | 3 | |
11. | Итоговое повторение | 2 | |
| Итого: | 34 | |
Перечень литературы и средств обучения
1. Мир. Общество. Человек. 10-11 кл. : учеб. пособие / А.П. Логунов, О. И. Волошина, А.Б. Шатилов, А.В. Юдельсон. – М.: Дрофа, 2007. – 269, [3] с. – (Элективные курсы).
2. Арин О. В. Россия в стратегическом капкане. М.: Флинта, 1997.
3. Афанасьев Ю. Н. Опасная Россия. М.: РГГУ, 2001.
4. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. М.: Прогресс – Традиция, 2001.
5. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: Пер. с англ. М.: АСТ, 2003.
6. Колон М. Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. М.: Крымский мост – 9Д, 2002.
7. Мартин Г.-П., Шуман Х. Западная глобализация: атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001.
8. Россия: 21 век… Куда же ты? / Под общ. Ред. Ю. Н. Афанасьева; Ред.-Сост. А. П. Логунов. М.: РГГУ, 2002.
9. Тураев В. А. Глобальные проблемы современности. М.: Логос, 2001.
Календарно-тематическое планирование
Человек-общество-мир 11 класс
| Дата | Тема урока | Количество часов |
План | Факт |
| 19.01 | | Критика России за нарушение прав человека | 1 |
| 19.01 | | Критика России за нарушение прав человека | 1 |
| 26.01 | | Причины разногласий между Россией и Западом. | 1 |
| 26.01 | | Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. | 1 |
| 02.02 | | Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. | 1 |
| 02.02 | | Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. | 1 |
| 09.02 | | История вопроса: права человека в культурных проектах XX в. | 1 |
| 09.02 | | История вопроса: права человека в культурных проектах XX в. | 1 |
| 16.02 | | История вопроса: права человека в культурных проектах XX в. | 1 |
| 16.02 | | История вопроса: права человека в культурных проектах XX в. | 1 |
| 24.02 | | Права человека и их природа (социальное и природное явление). | 1 |
| 24.02 | | Права человека и их природа (социальное и природное явление). | 1 |
| 02.03 | | Права человека и их природа (социальное и природное явление). | 1 |
| 02.03 | | Права человека языком юридических документов. | 1 |
| 09.03 | | Права человека языком юридических документов. | 1 |
| 09.03 | | Права человека языком юридических документов. | 1 |
| 16.03 | | Права человека и правовая культура. | 1 |
| 16.03 | | Права человека и правовая культура. | 1 |
| 23.03 | | Права человека и правовая культура. | 1 |
| 23.03 | | Гуманитарное право XX в. | 1 |
| 06.04 | | Гуманитарное право XX в. | 1 |
| 06.04 | | Гуманитарное право XX в. | 1 |
| 13.04 | | Гуманитарное право XX в. | 1 |
| 13.04 | | Общее и особенное в реализации прав человека. | 1 |
| 20.04 | | Общее и особенное в реализации прав человека. | 1 |
| 20.04 | | Общее и особенное в реализации прав человека. | 1 |
| 27.04 | | Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей. | 1 |
| 27.04 | | Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей. | 1 |
| 04.05 | | Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей. | 1 |
| 04.05 | | Проблема знания и образования в области прав человека. | 1 |
| 11.05 | | Проблема знания и образования в области прав человека. | 1 |
| 11.05 | | Проблема знания и образования в области прав человека. | 1 |
| 18.05 | | Итоговое повторение. | 1 |
| 18.05 | | Итоговое повторение. | 1 |
| | | Итого: | 34 |