СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Человек - общество - мир" 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Человек - общество - мир" 11 класс»

Рабочая программа элективного курса «Человек – общество - мир» для 11 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта; концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»; учебного плана; примерной программы среднего общего образования по обществознанию.

Общая характеристика учебного курса.

Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов универсального профиля и является вариантом обязательного курса по выбору уча­щихся гуманитарной специализации; относится к предметной области «Обществознание».

Курс в целом предназначен для изучения в 10 и 11 классах и рассчи­тан на 69 учебных часов (1 ч в неделю). Целесообраз­но компактное изучение отдельных блоков при сдвоенных уроках (4,5 месяца по 2 ч в неделю).

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Кишенкова О.В. Обществознание. Практикум. 10 класс / О.В. Кишенкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020.

  2. Кишенкова О.В. Обществознание. Практикум. 11 класс / О.В. Кишенкова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2020.

  3. Гринберг Р.С. Обществознание. Базовый уровень: 10 класс: учебник / Р.С. Гринберг, Г.Э. Королева, О.Б Соболева, О.Г. Цыплакова; под общ. Ред. В.А. Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2020.

  4. Обществознание. Базовый уровень: 11 класс: учебник / О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Ковлер, Е.Г Пономарева и др.; под общ. Ред. В.А. Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2020.

Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подхо­дом к пониманию гуманитарного образования. В содержание гуманитарно­го образования входит, с одной стороны, поэтапное освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехниче­ских, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследо­вательской, творческой); с другой стороны, в содержание гуманитарного образования входит введение учащегося в мир этической культуры (духов­ных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства (т.е. готовность ориентироваться и «жить» в мире текстов художественной и духовной культуры, литературных, музыкальных, изобразительных и пр.), форми­рование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.

При гуманитарном подходе к образованию, таким образом, главным признается не набор информации, усвоенный учащимся на репродуктив­ном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знани­ем отдается пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом.

В иерархии педагогических ценностей, таким образом, первое место получает формирование мышления, понимания, рефлексии, осмысленной коммуникации, коллективной мыслительной деятельности. При осуществлении принципа «не давать знания до появления запроса» чрезвычайно важным становится именно формирование у учащегося этого запроса на новую информацию.

Не менее важная цель – выработка у учащихся способности само­стоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени. Способом реали­зации этой цели становится в первую очередь формирование у учащихся высших интеллектуальных функций.

Кроме того, цель курса носит и сугубо прагматический характер: дать учащимся представление о современных глобальных проблемах че­ловечества, способах и перспективах их решения, тем более что реализовывать их как раз придется нынешним школьникам, и надо помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения, чтобы уменьшить риск превращения будущего взрослого человека в объект для манипуляций политиков и шарлатанов.

Актуальность и новизна

Как правило, вследствие того, что научное познание отстает от ре­ального течения процессов, именно этим проблемам меньше всего уделя­ется внимание при изучении обществознания.

Таким образом, актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся для размышления перед учителем и учащимся, автор­ским видением существа этих проблем, принципами подбора дополни­тельного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмысливать в том числе и позицию авторов данного учебно-методи­ческого комплекта.

Курс выстраивается как система интеллектуальных задач, направлен­ных на формирование у учащихся способности понимания современных явлений, событий, процессов.

Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным ис­пользованием современных методов обучения и современных коммуника­тивных технологий.

Разработчиками предпринята попытка создать новую модель инфор­мационного обеспечения курса, которая включает систематическую под­борку информации, до этого рассредоточенную в самых различных изда­ниях. Одновременно авторы открыто представляют принципы работы с современными информационными потоками, что позволяет любому учи­телю организовать работу учащихся по пополнению собственной «хресто­матии».

Учебные задачи

Учебные задачи курса — создать условия для выработки следующих межпредметных умений:

1) Рефлексивных:

  • соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

  • определять основания и способы своих и чужих действий;

  • определять способ видения мира другими людьми;

  • быть готовым видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей, «встать на их место»;

  • анализировать позицию автора текста: уметь понимать написанные или произнесенные тексты (как их непосредственный смысл, так и сто­ящие за ним мотивы, цели, мировоззрение, систему ценностей и пр.) и то, какими средствами пользовался автор для достижения цели, в какой исто­рической ситуации он находился и т.д.;

  • сопоставлять несколько интерпретаций одного и того же события, явления, текста и т.п.;

  • уметь находить объяснения рассматриваемым явлениям и событиям:

- анализировать, сопоставлять отдельные факты, раскрывать ве­дущие причинно-следственные связи;

- самостоятельно делать обобщения и выводы из сказанного;

- строить предположения типа: «Почему было так, а не иначе?», «Что было бы, если бы...», «Что может быть, если...» и т.п. и объяснять (доказывать) свою точку зрения;

- ставить вопросы и определять, какой информации не хватает для ответа на поставленный вопрос, планировать свои исследования;

- выдвигать гипотезы и аргументировать их.

2) Логических:

  • сопоставлять, сравнивать по различным основаниям; классифици­ровать, оценивать;

  • осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному, а от него к мысленно-конкретному; оперировать с абстракциями различ­ной степени сложности;

  • использовать базовые категории (форма — содержание; элемент — структура, часть — целое, сущность — явление, причина — следствие и т.д.);

  • формулировать сущностные определения;

  • схематически изображать явления, события, отношения, действия и т.д.;

  • конструировать и опознавать связи: причинно-следственные, функ­циональные, структурные, генетические;

  • включать элементы в разные системы и видеть их различный смысл;

  • уметь по элементу и типу связи восстанавливать структуру в целом;

  • выдвигать гипотезы, находить аргументы и осуществлять их критику.

3) Текстовых:

  • уметь перекодировать информацию, т.е. превращать текст в табли­цы, графики, диаграммы и наоборот;

  • уметь освещать материал логично, последовательно, соблюдая при­нятые нормы устной речи;

  • при письменном изложении материала на заданную тему — раскры­вать взаимосвязь фактов, их смысл и значение в рамках избранной про­блемы, делать обобщения и выводы.

4) Коммуникативных:

• объяснять свои действия, решения, выбор;

  • определять основания чужой точки зрения и оценивать ее аргумен­тацию;

  • ставить себя в позицию оппонента, определять ее сильные и слабые стороны;

• вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
Планируемые предметные умения:

  • знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины, т. е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи для описания ос­новных социальных явлений и объектов и аргументации теоретических рассуждений и обобщений;

  • называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и характеризовать их, т. е. указывать свойственные им значимые признаки;

  • сравнивать изученные социальные явления и объекты, т. е. выявлять их отличия и сходства;

  • приводить собственные примеры, т. е. пояснять (иллюстрировать, аргументированно раскрывать) изученные теоретические положения на соответствующих фактах;

  • самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы, т. е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внут­ренние, так и внешние, делать соответствующие обобщения и предполо­жения, выдвигать гипотезы и аргументировать их;

  • давать собственную аргументированную оценку изученных соци­альных явлений и объектов;

  • демонстрировать умение рассматривать события конкретно-истори­чески, в широком историческом контексте, с учетом исторической пер­спективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вариантность исто­рического развития;

  • уметь реконструировать события и явления по отдельным или раз­розненным фактам;

• уметь изложить основной фактический материал по каждому из
вопросов, а также аргументацию имеющихся в науке точек зрения.

Содержание курса и планируемые образовательные результаты его изучения

Каждый раздел является законченным логическим целым и может изу­чаться самостоятельно, а не только как структурная составляющая курса.

Курс состоит из следующих разделов:

Раздел 1 - «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса».

Раздел 2 - «Проблема прав человека в XXI веке».

РАЗДЕЛ 1. Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса.

Основное содержание предметных знаний: главные тенденции и воз­можные перспективы развития современной цивилизации; глобальные про­блемы человечества и «планетарное сознание»; диалог цивилизаций и кон­фликт цивилизаций как два способа взаимодействия; типы и формы проблем современной цивилизации; попытки выработки цивилизационных универсалий («общечеловеческих ценностей») в современном мире; супердержавы; нарастание цивилизационных кризисов, их типы и виды; кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на них.

РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке

Основные формы работы, предусматриваемые данным курсом: семи­нары и самостоятельные лабораторные работы с последующим обсужде­нием результатов в первую очередь с печатными текстами, а также видео­рядом (фрагменты ТУ-передач и кинохроники), доклады и рефераты учащихся с последующим их обсуждением, ролевые игры, самостоятель­ные социологические мини-исследования. Предусматривается также ми­нимальная лекционная часть изложения материала. Большая роль отво­дится самостоятельному изучению предложенного материала. Педагог выступает не столько как носитель «истины», сколько как организатор и помощник в процессе познания нового материала.

Содержание

Раздел 2. Проблема прав человека в XXI веке (34ч)

Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Россией и Западом. Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в. История вопроса: права человека в культурных проектах XX в. Права человека и их природа (социальное и природное явление). Права человека и их природа (социальное и природное явление).

Права человека языком юридических документов. Права человека и правовая культура. Гуманитарное право XX в. Общее и особенное в реализации прав человека. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей. Проблема знания и образования в области прав человека.

Итоговое повторение.

Контроль за процессом обучения и его итогами предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума получен­ной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения) в виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, опреде­лять свое к ней отношение, проверку освоения исследовательских и ком­муникативных умений. Для этой цели используются такие способы про­верки достижения планируемых результатов обучения, как рефераты, самостоятельные исследования, доклады на научно-практических конфе­ренциях, журналистские статьи и репортажи, самостоятельная разработ­ка учебных заданий и пособий по конкретной тематике курса и т.п.

Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Контрольные работы

1.

Тема 1. Критика России за нарушение прав человека.

3


2.

Тема 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в.

3


3.

Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах XX в.

4


4.

Тема 4. Права человека и их природа.

3


5.

Тема 5. Права человека языком юридических документов.

3


6.

Тема 6. Права человека и правовая культура.

3


7.


Тема 7. Гуманитарное право XX в.

4


8.


Тема 8. Общее и особенное в реализации прав человека.

3


9.

Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей.

3


10.

Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека.

3


11.

Итоговое повторение

2



Итого:

34



Перечень литературы и средств обучения

1. Мир. Общество. Человек. 10-11 кл. : учеб. пособие / А.П. Логунов, О. И. Волошина, А.Б. Шатилов, А.В. Юдельсон. – М.: Дрофа, 2007. – 269, [3] с. – (Элективные курсы).

2. Арин О. В. Россия в стратегическом капкане. М.: Флинта, 1997.

3. Афанасьев Ю. Н. Опасная Россия. М.: РГГУ, 2001.

4. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. М.: Прогресс – Традиция, 2001.

5. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: Пер. с англ. М.: АСТ, 2003.

6. Колон М. Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. М.: Крымский мост – 9Д, 2002.

7. Мартин Г.-П., Шуман Х. Западная глобализация: атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001.

8. Россия: 21 век… Куда же ты? / Под общ. Ред. Ю. Н. Афанасьева; Ред.-Сост. А. П. Логунов. М.: РГГУ, 2002.

9. Тураев В. А. Глобальные проблемы современности. М.: Логос, 2001.




















































Календарно-тематическое планирование

Человек-общество-мир 11 класс



Дата

Тема урока


Количество часов

План

Факт

19.01


Критика России за нарушение прав человека

1

19.01


Критика России за нарушение прав человека

1

26.01


Причины разногласий между Россией и Западом.

1

26.01


Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в.

1

02.02


Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в.

1

02.02


Кризис международной правовой системы, сложившейся в XX в.

1

09.02


История вопроса: права человека в культурных проектах XX в.

1

09.02


История вопроса: права человека в культурных проектах XX в.

1

16.02


История вопроса: права человека в культурных проектах XX в.

1

16.02


История вопроса: права человека в культурных проектах XX в.

1

24.02


Права человека и их природа (социальное и природное явление).

1

24.02


Права человека и их природа (социальное и природное явление).

1

02.03


Права человека и их природа (социальное и природное явление).

1

02.03


Права человека языком юридических документов.

1

09.03


Права человека языком юридических документов.

1

09.03


Права человека языком юридических документов.

1

16.03


Права человека и правовая культура.

1

16.03


Права человека и правовая культура.

1

23.03


Права человека и правовая культура.

1

23.03


Гуманитарное право XX в.

1

06.04


Гуманитарное право XX в.

1

06.04


Гуманитарное право XX в.

1

13.04


Гуманитарное право XX в.

1

13.04


Общее и особенное в реализации прав человека.

1

20.04


Общее и особенное в реализации прав человека.

1

20.04


Общее и особенное в реализации прав человека.

1

27.04


Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей.

1

27.04


Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей.

1

04.05


Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей.

1

04.05


Проблема знания и образования в области прав человека.

1

11.05


Проблема знания и образования в области прав человека.

1

11.05


Проблема знания и образования в области прав человека.

1

18.05


Итоговое повторение.

1

18.05


Итоговое повторение.

1




Итого:

34













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!