СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс для обучающихся в старшей школе по ФГОС СОО " Индивидуальный проект"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс для учащихся 10-11 классов, обучающихся по ФГОС СОО,включает содержание и тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для обучающихся в старшей школе по ФГОС СОО " Индивидуальный проект"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры социально-экономических дисциплин
№____ от _________2017 г.

Руководитель кафедры

_________ Ширяева Н.В.

СОГЛАСОВАНО

___________________

2017 года


Заместитель директора по УВР


_________ Ширяева Н.В.



УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ______

от___________2017 г.


Директор МОУ СОШ №1


________ Виноградова И.Б.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





Элективный курс ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ



Период обучения 10-11 классы















Оглавление

1.

Планируемые результаты освоения элективного курса

3

2.

Содержание элективного курса

7

3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10








































1.Планируемые результаты освоения элективного курса

«Индивидуальный проект»

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких предметов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учтён ряд факторов:

  • выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;

  • хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;

  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;

  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

  • практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

  • компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

В ходе развития универсальных учебных действий большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Индивидуальный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с помощью педагога составляет план предстоящей работы. Умение планировать и работать по плану — это важнейшие УУД, которым должен овладеть школьник. Одной из особенностей работы над персональным проектом является смыслообразование и самоопределение хода и результата работы. Это позволяет, на основе самоанализа, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, во время обратиться за помощью), найти оптимальные способы их устранения, провести коррекцию и обеспечить достижение поставленной цели. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнеров, ориентированной на удовлетворение их эмоционально-психологических потребностей на основе развития соответствующих УУД, а именно:

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

  • устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания;

  • проводить эффективные групповые обсуждения;

  • обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

  • адекватно реагировать на нужды других.

В ходе проектной деятельности самым важным и самым трудным является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем, возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов); развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них толерантность, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности учащиеся должны овладеть следующими действиями:

  • постановка проблемы и аргументирование ее актуальности;

  • формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла – сущности будущей деятельности;

  • планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

  • собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

  • оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

  • представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Еще одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является ее связь с проектной деятельностью учащихся. Как было указано выше, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся, одним из ее компонентов выступает исследование.

При этом должны выполняться ряд необходимых условий:

  • проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

  • для выполнения проекта должны быть необходимые условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьное научное общество;

  • обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

  • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

  • использование для начинающих дневника самоконтроля, где отражаются элементы самоанализа в ходе работы, который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта;

  • наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

  • результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, иметь общественную оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или выставлены в открытых ресурсах Интернет для открытого обсуждения.



Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности


Для обучающихся: продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.

Для педагога: создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

Задачи проектно-исследовательской деятельности:

  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

  • развитие умений пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развитие системного мышления;

  • обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;

  • поддержка мотивации в обучении;

  • реализация потенциала личности;

  • мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.


Результаты выполнения индивидуального проекта

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.


  1. Содержание элективного курса «Индивидуальный проект»

Тема 1. Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Тема 2. Типы исследовательских работ: творческие работы, реферативные работы, учебно-исследовательские работы, исследовательские работы

Тема 3. Алгоритм исследовательской работы.

Проблема исследования. Проблема исследования – это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучать из того, что ранее не было изучено?». Проблема возникает в результате появившегося противоречия между знанием и незнанием.

Тема исследования. Тема исследования выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы. Она должна отражать процесс движения отизвестного к новому. Формулировка темы отражает соприкосновение нового и старого, то есть динамику научного знания.

Актуальность исследования. Обоснование актуальности исследования предполагает ответ на вопрос «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Актуальность исследования определяется такими факторами, как:

-социальная потребность (потребность общества, то есть потребность большинства людей) в решении рассматриваемой проблемы;

-необходимость поиска новых теоретических знаний, относящихся к изучаемому явлению;

-потребность в новых данных и т.д.

Социальная потребность (потребность общества, то есть потребность большинства людей) в решении рассматриваемой проблемы. Для обоснования актуальности темы потребностями развития теории можно, например, использовать следующие подходы:

-на основе изучения литературы мы обнаружили, что надо восполнить такой-то пробел;

-вскрыть, что исследовано, а что не исследовано, и сделать вывод, что необходимо вести исследование дальше;

-рассмотрев, с каких теоретических позиций решалась рассматриваемая проблема до сих пор, мы пришли к выводу, что можно решать ее с иных позиций, то есть указать устарелость некоторых идей и т.д.

Необходимость поиска новых теоретических знаний, относящихся к изучаемому явлению.

Объект исследования – пространство (область), в границах которого будет проводиться исследование. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – обозначает тот аспект исследования, относительно которого будет получено новое знание. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим исследователем.

Цель исследования– это представление автора о будущем результате (какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?).

Наиболее типичны следующие формулировки цели:

- определить ….

- изучить ……

- выявить ….

- разработать …

- теоретически (или опытно-экспериментальным путем) обосновать ….

- разработать и экспериментально проверить

Задача исследования – желаемый результат деятельности за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Задачи должны последовательно раскрывать цель и в сумме своей должны быть адекватны этой цели, то есть их последовательное решение должно обеспечить достижение поставленной цели. Для того, чтобы сформулировать задачи исследования, необходимо ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза исследования – предположение, которое формулируется на основе предварительного анализа проблемы и, которая является базовой формой представления проблемы в ясных, четких терминах, что делает возможной ее проверку.Гипотеза – это предположение, истинное значение которого сомнительно и должно быть проверено. Гипотеза – это ведущая идея автора, которая при исследовании может подтвердиться, и тогда эти позиции могут быть предложены массовой практике.

Методы исследования– это совокупность способов и приемов развития научного знания.

Основные этапы исследовательской деятельности:

1.Определение проблемы. Выбор темы исследования, планирование (определение взаимодействия всех субъектов), собственная организация работы, регулирование и анализ выполняемой деятельности

2.Обзор состояния проблемы, нахождение, переработка и использование необходимой информации, получение данных для дальнейшего исследования и обработки. Выбор или разработка методики исследования.

3.Анализ полученных результатов, обработка материала, выводы и умозаключения, логическое изложение полученных результатов.

4.Оформление работы.

5.Защита или представление исследовательской работы.

Результаты исследования:

- более глубокое и прочное усвоение учебного материала;

- формирование исследовательских умений;
- выработка лично значимой и обоснованной оценки общественного явления, события;
- научная база для формирования собственной позиции;
- средство, помогающее ориентироваться в информационном потоке;
- умение использовать разнообразные источники;
- возросший уровень активности учащихся во внеурочной деятельности;
- участие в творческих конкурсах.

Тема 5. Оформление исследовательской работы. Структура содержания исследовательской работы. Общие правила оформления текста, презентации

Тема 6. Представление результатов научно-исследовательской работы. Психологический аспект в выступлении. Культура выступления и ведения дискуссии. Рефлексия деятельности.


3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы


№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Итого

10 класс

1.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

2.

Типы исследовательских работ

1

1

2

3.

Проблема исследования

1

1

2

4.

Тема исследования

1

1

2

5.

Актуальность исследования

1

1

2

6.

Социальная потребность

1

1

2

7.

Необходимость поиска новых теоретических знаний, относящихся к изучаемому явлению

1

1

2

8.

Объект исследования

1

1

2

9.

Предмет исследования

1

1

2

10.

Цель исследования

1

1

2

11.

Задачи исследования

1

1

2

12.

Гипотеза исследования

1

1

2

13.

Методы исследования

1

1

2

14.

Основные этапы исследовательской деятельности

1

2

3

15.

Критерии оценивания проекта

1

-

1

16.

Проведение исследования

1

3

4

ИТОГО

16

18

34

11 класс

17.

Проведение исследования

-

8

8

18.

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов

1

4

5

19.

Оформление работы

1

3

4

20.

Оформление списка литературы и использованных источников

-

1

1

21.

Подготовка доклада, продукта проектной деятельности

1

2

3

22.

Психологический аспект в выступлении. Культура выступления и ведения дискуссии

1

1

2

20.

Подготовка презентации на защиту исследовательского проекта

1

3

4

21.

Защита исследовательского проекта

1

4

5


22.

Рефлексия деятельности

1

-

-

ИТОГО

7

26

33





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!