СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Дух эпохи" 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы элективного курса "Дух эпохи"- дать учащимся целостное представление о периоде, именуемом в литературе "Серебряный век русской поэзии".

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Дух эпохи" 9 класс»

Элективный курс «Дух эпохи» в 9 классе



Пояснительная записка

«Серебряный век» – один из ярких и блистательных периодов в истории развития русской литературы. Но рассматривать его без учета тысячелетней истории России, ее национальной культуры, религии - нельзя. Нельзя также не учитывать, что это был период, названный Золотым веком русской философии, который особенно сильно повлиял на художников слова, а также невозможно не учитывать того, что русский ренессанс «произрастал» из «большого», европейского, Ренессанса.

Все выше перечисленные «составляющие» являются истоками рождения «новой поэзии» 1900 – 1920 годов. В современных УМК по литературе этот культурный пласт очерчен нечетко, фрагментарно. Желание глубже, подробнее познакомить учащихся с этим удивительным феноменом отечественной литературы послужило причиной создания собственной программы элективного курса «Серебряный век» русской поэзии».

Данная программа, предназначенная и для учителя, и для учащихся, имеет отзыв заведующей кафедрой литературы, доцента (ныне профессора) ВГПИ им. Лебедева-Полянского Кудасовой В. В.

Содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по предыдущим темам элективного курса или знаниями базового уровня по литературе, по русскому языку, по смежным дисциплинам и основывается на методах и формах активного обучения, способствует эмоциональному, интеллектуальному и творческому развитию учащихся, что полностью соответствует современным целям и задачам российского образования, главной цели моей педагогической деятельности.

Цель программы элективного курса - дать учащимся целостное представление о периоде, именуемом в литературе «Серебряный век русской поэзии».

Основные задачи курса.

а) Образовательные:

- познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтов периода конца Х1Х-начала ХХ в., показать роль их мировоззрения на отечественную литературу ХХ в.;

- учить познавать художественный мир поэта в историко-литературном, культурном, философском аспектах;

- подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету «Литература».

б) Развивающие:

- совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, развивать творческие способности учащихся (в том числе и поэтические);

- совершенствовать представление о литературе как культурном феномене в жизни нации и человека;

- формировать у учащихся целостное представление о причинах, истоках рождения «новой поэзии»;

- учить грамотно строить высказывания (речь) в различных жанрах и формах;

- развивать творческие способности и исследовательские умения и навыки в соответствии с умственным и интеллектуальным потенциалом учащихся.

в) Воспитательные:

-воспитывать интерес к поэзии;

-приобщать учащихся к богатствам отечественной поэзии, воспитывать чувство патриотизма.

По окончании курса учащиеся должна знать/понимать:

- причины, истоки рождения «новой поэзии», иметь целостное представление о феноменальном явлении в отечественной литературе, именуемом «Серебряный век русской поэзии»;

- основные этапы жизни, творчества, особенности «словесной походки» представителей поэтического творчества периода 1900-1921 г.г.;

- знать основные труды поэтов (как поэтические, так и монографические), термины и понятия, сопряженные с той или иной темой занятия;

- понимать роль и значение «новой поэзии» в развитии отечественной лирики, литературы последующих десятилетий.

Уметь:

- определять принадлежность произведений тому или иному автору по стилю, языку, смысловой особенности;

- выполнять различные виды анализа поэтического текста (на материале произведений представителей Серебряного века);

- применять знания, полученные на занятиях элективного курса, в нестандартных условиях;

- выполнять посильную творческую и исследовательскую работу;

- грамотно строить свои высказывания в различных формах и жанрах.

Формы работы с учащимися, контроль знаний и умений отражены в содержании Программы.

На изучение элективного курса отводится 17часов. Большое количество часов отведено темам «Введение» и «Символизм», так как они оказывают заметное влияние на русскую поэзию, литературу последующих десятилетий, на русскую культуру в целом.

Изучая материал курса, следует помнить, что одним из мотивов рождения «новой поэзии» является идея «нового религиозного сознания» (духовного пробуждения), поэтому следует четко разграничивать понятия: «философско-религиозные идеи Серебряного века», «собственно философская мысль», «литература рубежа веков», «литература Серебряного века», «Серебряный век русской поэзии».

Отдельной строкой в теме «Символизм» вынесен материал об И. Ф. Анненском, так как по одним источникам он является «младосимволистом» (Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, под ред. А. Кутузова), по другим сообщается, что «художник не принадлежал к символисткой школе, но внутренне был близок символистам» (Николаев П. А. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1990 и в книге Банникова Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993).

Программа может подойти к любому УМК, а также быть реализована как в профильном, так и в общеобразовательном классах.

Результатом работы на занятиях элективного курса должен стать духовный рост ученика, его общее интеллектуальное развитие, успешная сдача итоговой аттестации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ДУХ ЭПОХИ»


п/п

Тема занятия

Содержание

Связь темы и ее разделов с историко,-теоретико,-литературными, философскими, эстетическими знаниями и понятиями

Виды деятельности по развитию

интеллектуальных, творческих, аналитических способностей учащихся

Формы,

методы контроля

Дата

план

факт

1

1.Введение. Исторический и идейный фон художественного творчества России рубежа веков.


Череда катастроф, созданных человеком в период с 1900 по 1920 г.г.

Бездуховность времени.

Неоднозначное освещение его в науке.

(Революция 1905 г. Первая мировая война. Февральская буржуазная революция. Октябрьская революция 1917 г.).



1. Лекция.

2. Запись лекции в форме тезисов.

3. Анализ одного из исторических моментов.

4. Запись выводов в произвольной форме.



Ответ на вопрос: «Какова литературная обстановка в эпоху «общественного смерча»?»



2

Философские идеи Серебряного века.

Отличие от собственно философской мысли.

Труды

В. Соловьева,

Н. Бердяева,

Д. Мережковского,

С. Булгакова

и их влияние на поэзию Серебряного века.


Философия, философский аспект, идеология, мистика,

оккультизм,

неохристианство,

«новое религиозное сознание», русский ренессанс, культурно-религиозный ренессанс.

1. Лекция с элементами беседы:

а). религия и культура;

б). философы и литераторы;

в). идеи обновления христианского самосознания;

г). интеллигенция и церковь.

2. Работа с первоисточником:

Д. Мережковский

«О причинах упадка и о новых течениях…»

Письменный ответ на вопрос: «Говоря о новых течения в русской литературе, на каких проблемах сосредоточил свое внимание Д. Мережковский?»



3

II.Символизм.

Русский символизм.



История символизма.

Категории музыки и

символа.


Символизм, символ, ассоциативное значение «развоплощение слова», старославянская лексика, словесно-музыкальное построение, «сокровенное отдельного звука», реальное и мистическое, «внутренние» символы.


Обзорная лекция

с элементами беседы (с опорой на уже известное).


Тест по теме

«Символизм».



4

«Старшие»

символисты.

а) Владимир

Сергеевич

Соловьев

(1853-1990) -

«духовный отец» русского символизма.

Внутренний мир и система мировоззренческих категорий философа и

поэта.




Основные мотивы его творчества.

Обоснование символизма.

Художественное и историческое в прозе Мережковского.

Жизнь и творчество в эмиграции.




Позитивизм, двоемирие, «положительное всеединство».




1. Лекция учителя по теме.

2. Работа с первоисточниками (по выбору):

а). «Кризис западной философии. Против позитивистов»;

б). «Философские основы цельного знания» (учение о «положительном всеединстве»).

в). «Красота в природе» (1889год);

г). «Общий смысл искусства» (1890год);

д). «Смысл любви» (1892-1894 годы);

е). «Оправдание добра» (1897-1899 годы).

(Работы посвящены проблемам эстетики, нравственной философии, истории культуры).



1.Статья В.Соловьева «Лермонтов».

«В чем В. Соловьев обвиняет Лермонтова?».

2. Познакомиться со статьями (по выбору):

а). «Поэзия Тютчева»;

б). «О границах искусства»;

в). Статьи о Пушкине, Достоевском, Толстом.




5

б) Федор

Кузьмич

Сологуб (Тетерников)

(1863-1927).

Темы и

мотивы ранней лирики.

Главные книги стихов.

Драматургическая и

переводческая деятельность Ф.Сологуба.

Лирика, лирический жанр, лирический герой, драматический жанр, отзыв.

1. Краткое сообщение о жизни и творчестве.

2. Анализ одного из сборников стихов («Родине», 1906, «Змий», 1907, «Алый мак»).

Отзыв об одном из понравившихся стихотворений Сологуба.



6

в) Константин

Дмитриевич

Бальмонт

(1867 – 1942) – солнечный поэт России.

Мотив печали, одиночества, усталости… в раннем поэтическом творчестве поэта.

Эстетическое совершенство поэзии К.Бальмонта

Изысканная образность,

музыкальность,

противоречивость – как следствие изменчивости его души, ума, таланта. Переводческая и очерковая деятельность поэта.

Импрессионизм,

аллитерация,

«сокровенное отдельного звука»,

ритмический рисунок, стихотворный размер, пластина образов, психологическая лирика, цитатный план.


1. Лекция о жизни и творчестве поэта.

2. Работа с первоисточником «Элементарные слова и о символической поэзии».


1. Составить цитатный план по лекции учителя о жизни и творчестве К. Бальмонта.

2. Письменный анализ стихотворения «Фантазия.

3. Познакомиться со сборником стихов «Солнечная пряжа».



7

Младосимволисты

(теурги)

а) Владимир

Сергеевич

Соловьев

(1853 – 1900).

Роль его учения в становлении эстетики младосимволистов.




Сложность, противоречивость,

художественно-

эстетическое своеобразие творчества

В. Соловьева.




Теургия,

теократия,

теософия,

образы, символы, философский лиризм, схематичный план.




1. Беседа на основе имеющихся сведений о жизни и деятельности

В.Соловьева (см. тему «Введение»).

2. Лекция учителя «Роль учения В. Соловьева в становлении эстетики млодосимволистов».




1.Составить схематичный план по материалам беседы и лекции о В.Соловьеве.

2. Познакомиться со статьей В.Соловьева (см. «Старшие символисты», п. 6).



8

б) Вячеслав

Иванович

Иванов

(1866 - 1949) – философ, поэт, драматург, переводчик, «ловец человеческих душ».

В. И. Иванов – неиссякаемый источник изощренных теорий.

«Среды» на «башне».

Первые сборники стихов.

Обоснование Ивановым эстетической теории русского символизма.

Мир «феноменов» и мир «ноуменов», параллелизм двух миров, отзыв.


1. Краткое сообщение о жизни и творчестве В.Иванова. Темы? Мотивы? Образы?

2. Доклад

«Среды» на башне.


Написать отзыв об одном из стихотворений из сборников «Свет вечерний» или из цикла «Человек».



9

Акмеизм.

Русский неоромантизм.

Понятие неоромантизма.

Акмеизм как национальная форма неоромантизма.

Создание «Цеха поэтов»

(1911-1914г.г.).

«Манифест» школы акмеистов.

Журнал «Гиперборей».


Неоромантизм, русский неоромантизм, акмеизм, национальная форма неоромантизма, манифест.

Работа с первоисточниками:

1). Ст.

«Некоторые течения в современной русской поэзии» (С.Городецкий).

2). Ст.

«Наследие символизма и акмеизм»

(Н. Гумилев).


Знать основные положения статей пункта 5.



10

Н. Гумилев

(1886-1921).

Судьба Н. С. Гумилева - преломление светлой и трагической судьбы русской интеллигенции.

Анна

Ахматова (Горенко)

(1889-1966).

Жизнь, судьба, творчество в переломную эпоху.

Раннее творчество поэтессы.

Экзотическая и африканская тема в творчестве поэта.

«Риторическая»

стилистика Гумилева.

«Костер» - самая русская книга поэта.

Дипломатическая и переводческая деятельность Н. Гумилева.

Экзотика, риторическая стилистика.


1. Лекция

о жизни и творчестве Гумилева.

2. Анализ сборника стихов «Костер»

В 1920г. одна из рижских газет писала: «Н. Гумилев - Андре Шенье русской

революции»

Докажите или опровергните это утверждение.



11

Футуризм.

Кубофутуризм.

Понятие «футуризма».

Место и назначение в русской поэзии.

Футуристы.

Кубофутуристы.




Манифест русского футуризма «Пощечина

общественному

вкусу» (1912г.).




Футуризм,

кубофутуризм, эгофутуризм.





1.Лекция учителя.

2.Работа со статьей «Пощечина общественному вкусу».




Проект «Футуризм в русской литературе начала ХХ века».




12

В. В. Маяковский

(1893-1930).

Автобиографическая книга «Я - сам».

Маяковский-человек и Маяковский-поэт.

Отказ поэта от принципов «Манифеста».

«Я хочу быть понят моей страной…».

Поэты содружества «Центрифуга».

Нигилизм, антибуржуазность, антиэстетичность, дерзкая (парадоксальная) метафоричность, эпатаж, контраст, пластика образов, гипербола

1.Беседа с учащимися с опорой на известное из жизни и творчества поэта.

2.Отзыв учащихся об автобиографической книге «Я сам».


1.Письмен-ный ответ на вопрос «Причины отказа Маяковского от принципов «Манифеста»?

2. Подготовить доклад на тему «Красота и сила чувств в поэзии Маяковского».

3.Анализ одного из стихотворений

о любви.




13

Эгофутуризм.

Его место и значение рубежа веков.

Манифест эгофутуризма.







14

И.Северянин (Лотарев)

(1887-1941)

«Остропережитые темы поэта».


Своеобразный характер поэзии («Поэзы» Северянина).

Эмигрантский период в его творчестве.

Тема России в творчестве И.Северянина.

Футуристический эпатаж, неологизм, «поэзы».

1.Краткое сообщение учащихся о жизни и творчестве И.Северянина.


Устный ответ на вопрос

«В чем заключается поэтическое своеобразие И.Северянина?»



15

С. Есенин

(1895-1925)

и имажинизм.

Поэты есенинского круга:

Н. Клюев,

П. Орешин,

С. Клычков.

Трактат «Ключи Марии».

Связь поэзии С. Есенина с японскими хокку (хайку).


2.Доклады учащихся о поэтах есенинского круга.

3.Работа с первоисточником:

Ст. «Ключи Марии».


Познакомиться со сборником стихов японских хокку «Одинокий сверчок».

Ответить на вопрос «В чем сходство поэзии Есенина и поэзии японских мастеров словесного искусства?» (или реферат на эту тему).



16

б) В.Ходасевич

(1886-1939)

Автобиографичность его произведений.

«Вечные темы» в творчестве поэта.






17

Итоговое занятие.

Развитие традиций русской литературы в поэзии Серебряного века.

Влияние «новой поэзии» на литературу последующих десятилетий, на русскую литературу в целом.






ЛИТЕРАТУРА

  1. Ардаматский В. Перед штормом (роман-хроника). – М.: Политическая литература, 1989.

  2. Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. – М.: Детская литература, 1979.

  3. Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.

  4. Баранников А.В. Русская литература ХХ в. Хрестоматия для 11 класса. – М.: Просвещение, 1993.

  5. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ в. и журнал «Путь» //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. – М.: 1994.

  6. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. – Париж, 1949.

  7. Богданов В.А. Самокритики символизма. – М.: Просвещение, 1986.

  8. Бутромиев В. Великие и знаменитые. Средние века и эпоха Возрождения. – М.: Деконт-Алкиона, 1995.

  9. Волков Г.Н. А.Блок. Дневник. – М.: Советская Россия, 1989.

  10. Вольпе Ц. О поэзии А.Белого // Белый А.Стихотворения. – Л.: 1940.

  11. Долуцкий И.И. Отечественная история. ХХ век. Ч. 1. – М.: Мнемозина, 1996.

  12. Журавлева В.П. Литература в 11 классе. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997.

  13. Енишерлова В.П. Я лучшей доли не искал. – М.: Правда, 1988.

  14. Комаров Н. Александр Блок. Методические рекомендации в помощь учителю. – Казань, 1971.

  15. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии эстетики русского символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-начала ХХ в.в. – М.: 1975.

  16. Крук Т.И. Русская литература ХХ в. Дооктябрьский период. – Л.: Просвещение, 1991.


  1. Лукашов Л.М. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М.: Изобразительное искусство, 1989.

  2. Лысый Ю.И. Русская литература ХХ в. Учебник-практикум. – М.: Мнемозина, 1998.

  3. Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1996.

  4. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.

  5. Николаев П.А. Русские писатели. Библиографический словарь. Т. 1-2. – М.: Просвещение, 1990.

  6. Одоевцева И. На берегах Сены. – М.: Художественная литература, 1989.

  7. Розов В. Религия и культура. Полное собрание сочинений. – М.: 1990.

  8. Соловьев В. Кризис западной философии. Против позитивистов (научная диссертация).

  9. Федоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. - Л.: 1984.

  10. Шапиро Ю.Г. 50 кратких биографий мастеров западно-европейского искусства ХУ1-Х1Х в.в. – Л.: Советский художник, 1968.

  11. Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М.: Детская литература, 1966.

  12. Иллюстрированный Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  13. Энциклопедия живописи. - СПб: Аст, 1997.

  14. СЭС. – М.: Советская энциклопедия, 1968.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!