СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Финансовая грамотность"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

эл.к

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Финансовая грамотность"»

Кагальницкий район станица Хомутовская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 12

РАССМОТРЕНО

На педагогическом совете

Протокол №1 от 31.08.2023

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________Я.С.Ковалевская

Приказ №80 от 31.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Хомутовской СОШ №12

_____________Т.И.Крикунова

Приказ №80 от 31.08.2023г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

по обществознанию «Финансовая грамотность »

Уровень: среднее общее образование

Класс: 10

На 2023-2024 учебный год.

Сроки реализации программы: 1 год

Количество часов: 18

Учитель: Ковалевская Яна Сергеевна






Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для 10-11 классов разработана на основе авторской программы: Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020 г.


Рабочая программа элективного курса «Финансовая грамотность » для 10-11 классов разработана на основе авторской программы: Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020 г. и ориентирована на использование учебника: «Финансовая грамотность. 10—11 классы» / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВАКО, 2020г. , который включен в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254, с изменениями от 23.12.2020 г. № 766).

Учебный план образовательного учреждения предусматривает изучение элективного курса в 10 классе — 18 ч (1 ч в неделю)

При переходе на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организация образовательной деятельности осуществляется посредством апробированных и хорощо зарекомендовавших себя схем и подходов с использованием онлайн-уроков (видеоконференцсвязи), готовых модулей с конспектами уроков, ссылками на ресурсы и заданиями, онлайн- консультаций, с применением ресурсов электронных образовательных платформ в сети Интернет , рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации, используя технические средства обучения.

Целью реализации программы элективного курса «Финансовая грамотность » является: формирование у учащихся 10 класса необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Российской Федерации;

  • развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг;

  • развитие личности учащихся, адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;

  • формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений


Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностные результаты:

1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,

флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной

профессиональной и общественной деятельности;

10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной

программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия:

— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;

— использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;

— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт

и т. д.);

— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты :

Обучающийся научится:

- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, старта, финансовый риск, финансовое мошенничество);

- владеть знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).

- развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их решения;

- способствовать развитию кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Обучающийся получит возможность научиться:

- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.).


Содержание курса


10 класс

Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)

Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.

Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.

Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.

Тема 4. Собственный бизнес. (2ч)

Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать.

Тематическое планирование


Название раздела

10 класс

Банковская система: услуги и продукты

6

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

6

Страхование: что и как надо страховать

4

Собственный бизнес.

2

Итого:

18 ч




Календарно - тематическое планирование к

программе элективного курса «Финансовая грамотность»

10 класс


п/п


Название темы

Кол-во

часов


Основное содержание


Дата проведения

План

Факт

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни – ( 7 часов )


1.

Управление личными финансами и выбор банка

1

личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции

• понимание сути управления личными финансами, целей сбережений, возможностей и ограничений использования заёмных средств; • понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки;• усвоения отличий между пассивными операциями банка с населением, связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями, связанными с размещением привлечённых средств.

• отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников; • находить информацию о видах лицензий, которые выданы коммерческому банку Центральным банком.

• использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций; •анализировать информацию с сайтов коммерческих банков при выборе коммерческого банка, банковскими продуктами которого хотелось бы воспользоваться

13,01


2.

Как сберечь накопления с помощью депозитов

1

финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор, валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов;

понимание различных мотивов сбережений (формирование резерва на непредвиденные расходы; аккумулирование средств для будущих крупных расходов; получение дохода); • осознание природы банковского процента как платы за пользование чужими деньгами; • понимание взаимосвязи доходности и надёжности финансовых активов (чем более надёжен актив, тем, как правило, меньший доход он приносит); • наличие общего представления о различных способах сбережения и видах сберегательных продуктов; • понимание того, что банковский вклад – это один из способов сохранения сбережений и защиты их от инфляции; • осознание того, что сбережения могут приносить доход; • знание государственной системы страхования вкладов.

• откладывать деньги на определённые цели; • находить информацию о банковских вкладах на сайтах коммерческих банков; • находить и интерпретировать рейтинги банков.

• оценивать надёжность банка; • оценивать пользу открытия банковского вклада для повышения благосостояния семьи.

20,01


3.

Проценты по вкладу: большие и маленькие

1

банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула простых процентов, капитализация, валюта вклада;

• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;

• понимание того, что банковский вклад – это источник ресурсов для банка, за счёт которого банк проводит свои активные операции;

• понимание того, что размер процента по банковскому вкладу ниже размера процента по банковскому кредиту за счёт того, что банк берёт на себя риски, связанные с невозвратом выданных им кредитов;

• понимание того, что доходность вклада зависит от срока его размещения;

• понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий;

• понимание отличий условий депозита до востребования и условий срочного вклада;

• понимание отличий в начислении процентов по вкладу по формуле простых и по формуле сложных процентов;

• знание того, к кому обратиться за консультацией по вопросам сбережения в банках.

• читать и проверять банковскую выписку;

• производить расчёты с использованием формул простых и сложных процентов; • использовать депозитный калькулятор на сайте коммерческого банка.

• сравнивать условия по депозитам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач; • анализировать договор банковского вклада.

27,01


4.

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1

драгоценные металлы, золото, инвестиции, ювелирные изделия, налог на добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты, инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета

• понимание того, что драгоценные металлы являются одним из альтернативных вариантов размещения личных сбережений; • понимание рисков и возможностей при инвестировании личных сбережений в драгоценные металлы; • наличие представления о различных видах инвестирования личных сбережений в драгоценные металлы; • понимание того, что разные способы инвестирования в драгоценные металлы ведут к различиям в структуре расходов по таким операциям и к различным рискам.

• отличать коллекционные монеты от инвестиционных; • находить информацию о порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами на сайтах коммерческих банков; • определять расходы, связанные с вложением денежных средств в драгоценные металлы.

• выбирать среди предлагаемых способов инвестирования в драгоценные металлы наиболее приемлемый в целях сохранения и увеличения будущих накоплений; • проводить анализ актуальности инвестирования сбережений в драгоценные металлы в сравнении с прочими направлениями инвестирования.

03,02


5.

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1

кредит, заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность, годовой доход, потребительский кооператив, микрофинансовая организация, поручитель

• понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты; • осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования; • понимание необходимости осознания мотивов и целей получения кредита; • понимание необходимости осознания склонности к рискованному поведению; • понимание того, что перед привлечением нового кредита необходимо соотнести ежемесячные платежи по задолженности и регулярные доходы; • понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями. Умения: • идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа. Компетенции: • отличать условия, предлагаемые коммерческими банками, потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями, при предоставлении кредита или займа; • анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с получением кредита.

10,02


6.

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

1

потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту, кредитный договор, льготный период, дифференцированные платежи, равные платежи, график платежей, штрафные санкции, просрочка по кредиту, кредитная история

• понимание основных условий кредитования; • понимание того, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем; • понимание отличий разных видов кредита и различий в процентных ставках; • понимание механизма расчёта полной стоимости кредита; • понимание механизмов получения различных видов кредита; • понимание того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств; • осознание ответственности за выплату кредита. Умения: • искать необходимую информацию о кредитных продуктах на сайтах коммерческих банков, потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций; • читать кредитные договоры; • соотносить вид кредита с целью кредита; • получать информацию о своей кредитной истории. 18 Компетенции: • оценивать стоимость привлечения средств из различных источников.

17,02


7.

Как управлять деньгами с помощью банковской карты

1

банковская карта, эмитент, держатель карты, платёжная система, эквайрер, дебетовая карта, кредитная карта, предоплаченная карта, зарплатная карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код

понимание различий между дебетовой и кредитной картой; • понимание преимуществ использования банковских карт в повседневной жизни; • осознание необходимости использования защиты от рисков несанкционированного доступа к средствам на банковской карте. Умения: • проверять безопасность использования банковской карты в банкоматах и POS-терминалах; • находить условия обслуживания банковских карт коммерческим банком; • получать дополнительную информацию о бонусах, предоставляемых держателям банковских карт; • блокировать банковскую карту в случаях её утраты или возникновения риска кражи с неё денежных средств. Компетенции: • анализировать карточные продукты различных коммерческих банков; • оценивать безопасность использования банковской карты в тех или иных жизненных ситуациях.

24,02


Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов – ( 4 часа )

8.

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1

инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация

понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте; • понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с финансовыми рисками в силу высокой неопределённости и нестабильности ситуации на финансовых рынках; • понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; • понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов инвестирования; • понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования. Умения: • различать стратегии инвестирования с точки зрения доходности и рисков. Компетенции: • оценивать доходность инвестиций; • оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования; • выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности; • соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций.

02,03


9.

Что такое ценные бумаги и какими они бывают

1

рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер, облигации, дисконт, купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги

• понимание того, что деньги могут работать и приносить доход; • осознание механизма формирования доходности ценных бумаг; • понимание сущности долговых и долевых ценных бумаг и возможных последствий для семейного бюджета от инвестирования в них; • понимание необходимости соотнесения целей инвестирования с ценной бумагой, в которую инвестируются средства; • понимание того, за счёт чего формируется доходность на рынке ценных бумаг; • понимание того, что такое инвестирование и в чём его отличие от сбережения и кредитования. Умения: • проводить предварительные расчёты доходности инвестиций в ценные бумаги; • определять вид пакета акций, которым владеет индивид; • рассчитывать необходимые показатели эффективности работы на фондовом рынке. Компетенции: • оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; • выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях

09,03


10.

Граждане на рынке ценных бумаг

1

стратегии управления инвестициями, активные инвесторы, пассивные инвесторы, инвестиционный портфель, структура инвестиционного портфеля, диверсификация активов, срок инвестирования, риск, доходность, технический анализ, фундаментальный анализ, коллективные инвестиции

понимание того, что деньги могут работать и приносить доход; • понимание основных принципов инвестирования на рынке ценных бумаг; • понимание возможной доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке; • понимание того, что осуществление каких-либо операций на фондовом рынке требует знания устройства этого финансового механизма, а не спонтанных решений; • осознание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам; • понимание специфики формирования инвестиционного портфеля, сущности диверсификации инвестиционного портфеля; • понимание роли брокера на рынке ценных бумаг и его основных задач и функций. Умения: • искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку; • сравнивать котировки акций во времени. Компетенции: • ориентироваться в подходах к управлению инвестиционным портфелем; • анализировать структуру инвестиционного портфеля; • выбирать брокера для осуществления самостоятельной деятельности на рынке ценных бумаг; • работать с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на фондовом рынке; • оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта. 22 ЗАНЯТИЕ 11. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды Базовые понятия и знания: • паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый

16,03


11.

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

1

паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ, управляющая компания, доверительное управление

понимание сути и механизма функционирования коллективных инвестиций; • осознание преимуществ и недостатков инвестирования в паевые инвестиционные фонды; • понимание рисков, сопряжённых с разными видами коллективных инвестиций; • понимание особенностей работы граждан с отдельными инструментами фондового рынка. Умения: • искать необходимую информацию о ПИФах на сайтах управляющих компаний. Компетенции: • ориентироваться в видах коллективных инвестиций; • оценивать недостатки и преимущества инвестирования в паевые инвестиционные фонды, а также затраты, сопряжённые с данным инвестированием; • работать с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке коллективных инвестиций.

06,04


Модуль 3 «Страхование: что и как надо страховать»

12.

Что такое налоги

1

налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налого- учебная программа 23 вый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам

• понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве; • понимание прав и обязанностей налогоплательщика; • сознание неотвратимости наказания за совершение налогового правонарушения. Умения: • получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности на сайте налоговой службы; • соблюдать обязанности налогоплательщика; • заполнять налоговую декларацию. Компетенции: • взаимодействовать с налоговыми органами.

13,04


13.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами России

1

налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; • знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате. Личностные характеристики и установки: • понимание различий налогов; • осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом; • понимание механизма расчёта суммы налога к уплате. Умения: • определять элементы налогов; • рассчитывать размер личных налогов. 24 Компетенции: • оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет; • планировать расходы на уплату налогов; • своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

20,04


14.

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет

1

налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет, профессиональный налоговый вычет

понимание сути налоговых льгот и вычетов и оснований их получения; • осознание влияния налоговых вычетов и льгот на величину семейного бюджета; • понимание механизма получения налоговых льгот и вычетов. Умения: • использовать налоговые льготы и налоговые вычеты для снижения налоговой нагрузки на семейный бюджет; • рассчитывать размер налогового вычета; • оформлять заявление на получение налогового вычета. Компетенции: • оценивать влияние налоговых вычетов и льгот на семейный бюджет

27,04


15.

Страховой рынок России: коротко о главном

1

страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила учебная программа 25 страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата

понимание основной идеи страхования как способа возмещения финансовых потерь от неблагоприятных событий, которые могут наступить с относительно небольшой вероятностью; • осознание жизненных ситуаций, при которых страхование может дать положительный эффект; • понимание принципов организации страховых отношений, функций и обязанностей их основных участников; • понимание порядка действий страхователя при наступлении страхового случая; • понимание оснований отказа страховщиком в страховых выплатах. Умения: • искать и интерпретировать актуальную информацию в сфере страхования; • читать договор страхования. Компетенции: • определять необходимость страхования как способа снижения нагрузки на семейный бюджет; • оценивать соответствие условий страхования конкретным потребностям страхователя.

04,05


Модуль 4 «Собственный бизнес»-2 часа

16.

Страхование имущества: как защитить нажитое состояние

1

страхование имущества, автострахование (автокаско), аварийный комиссар, агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза

понимание сущности страхования имущества и его возможностей; • понимание организации страхования имущества в России; • осознание способов экономии на стоимости страхового полиса и целесообразности их применения; • понимание основных параметров договора страхования имущества и умение оценивать степень их влияния на размер страховой премии; • понимание условий осуществления страховой выплаты по договору страхования имущества; • понимание оснований отказа в страховых выплатах. Умения: • различать виды страхования имущества; • не допускать ситуаций, которые впоследствии могут стать основаниями для отказа в страховой выплате; • осуществлять поиск информации на сайтах страховых компаний о предлагаемых страховых продуктах. Компетенции: • оценивать необходимость приобретения полиса страхования имущества как способа защиты семейного бюджета на основе жизненных целей, обстоятельств и событий жизненного цикла; • анализировать основные условия договора страхования имущества.

11,05


17.

Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании

1

личное страхование, накопительное страхование, рисковое страхование, медицинское страхование: обязательное и добровольное, выкупная сумма

понимание возможностей личного страхования для индивидуума; • понимание принципов организации личного страхования в России; • осознание существенных условий договора личного страхования и их последствий для индивидуума; • понимание механизма добровольного медицинского страхования и его преимуществ по сравнению с обязательным медицинским страхованием; • понимание подходов к выбору оптимального страхового продукта для каждого конкретного страхователя (застрахованного / выгодоприобретателя); • осознание целесообразности приобретения конкретного продукта личного страхования; • понимание условий осуществления страхового обеспечения по договору личного страхования. Умения: • различать виды страхования жизни; • различать особенности обязательного и добровольного страхования; • использовать правильную последовательность действий при возникновении страхового случая. Компетенции: • анализировать условия договора страхования; • сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей, обстоятельств и событий жизненного цикла.

18,05





КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 КЛАССЫ


При оценивании устного ответа учащегося на данной ступени обучения оценка ставится за:

 ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов учащихся, устное изложение материала, участие в семинарах, выполнение на уроках заданий для самостоятельной работы, работа по группам, работа с различными документами: графические, статистические источники, таблицы, диаграммы, плакаты, карикатуры и т.д.

 умение использовать в ответе различные источники знаний: текст учебника, рассказ учителя, наглядный учебный материал, материал художественной литературы, кинофильмов, защита рефератов.

 использование знаний учащимися на уроках истории, полученных при изучении курса обществоведения;

 логику изложения и качество устной речи: последовательность, выделение главного, доказательность. Соответствие речи нормам литературного языка, её образность, умение рассказывать своими словами, при ответе на вопрос – соответствие в ответе содержанию вопроса, доказательность.

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

 за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

 за составление плана

 за исторический диктант

 за сочинение- рассуждение по определённой теме (200-400 слов)

 за тестовую работу

 за реферат

 работу с различными историческими источниками




Программно-методическое обеспечение

Основная литература

Печатные издания

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 400 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 16 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 48 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 112 с.

Интернет-ресурсы

www.ereport.ru обзорная информация по мировой экономике.

www.cmmarket.ru обзоры мировых товарных рынков.

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг информационное аналитическое агентство.

www.stat.hse.ru статистический портал Высшей школы экономики.

www.cefir.ru ЦЭФИР Центр экономических и финансовых исследований.

www.beafnd.org Фонд Бюро экономического анализа.

www.vopreco.ru журнал «Вопросы экономики».

www.tpprf. ru Торгово-промышленная палата РФ.

www.rts.micex.ru РТС и ММВБ Объединённая биржа.

www.economy.gov.ru/minec/ma Министерство экономического развития РФ.

www.minpromtorg.gov.ru Министерство торговли и промышленности РФ.

www.fas.gov.ru Федеральная антимонопольная служба РФ.

http://www.minfin.ru/ru Министерство финансов РФ.

www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.

www.nalog.ru Федеральная налоговая служба РФ.

www.wto.ru Всемирная торговая организация.

www.worldbank.org/eca/russian Всемирный банк.

www.imf.org Международный валютный фонд.




7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!