СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Как написать эссе по обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока элективного курса "Как написать эссе по обществознанию"

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Как написать эссе по обществознанию"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кочубейская средняя общеобразовательная школа №1»


































Подготовила:

учитель истории и обществознания

Абдулаева Айсарат Абдулхаликовна










2018-2019 учебный год.

УРОК - ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС НА ТЕМУ: «Выполнение заданий повышенной сложности. Как написать эссе по обществознанию».

Урок 10(11)класс, предмет обществознание.

Цель урока:

  • научить учащихся писать эссе по обществознанию

Задачи урока:

  • в теоретической части: рассмотреть понятие, структуру, характеристики эссе, показать критерии оценивания эссе;

  • в практической части: научиться формулировать проблему, подбирать термины и понятия, строить предложения, писать текст эссе.

Тип урока: урок с использованием деятельного метода обучения

Продолжительность урока: 45 минут

Материалы и оборудование:

1. интерактивная доска;

2. проектор;

3. презентация по теме;

4. буклеты с предоставлением справочной информации (по количеству учеников в классе);

5. маркеры – текст выделители (3 шт.):

Ход урока:

  1. Организация и подготовка к основному этапу занятия.

  2. Водное слово учителя. Сообщение темы и цели, задачи урока.

Мотивационный этап

Многим выпускникам предстоит сдавать экзамены в форме ЕГЭ. Задания ЭГЕ по обществознанию ранжированы - в 1 части они рассчитаны на воспроизведение знаний (репродуктивный уровень). 2 часть содержит задания с развернутым ответом, в том числе и альтернативное задание эссе.

Что представляет собой задание?

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию - альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Сегодня в ходе практической работы мы определим последовательность выполнения этого вида задания. Хотелось бы, чтобы данный урок способствовал формированию у вас компетенции написания эссе. (Слайд 3)

Что же такое эссе, какие черты присущи этому жанру литературы.

« В большом энциклопедическом словаре читаем: «Эссе - жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

Создателем жанра эссе считается философ Монтень (Опыты,1580 г.)Это прозаичное сочинение- рассуждение небольшого объема со свободной композицией.

Приводим конкретный план, как писать эссе на ЕГЭ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов. (Слайд 4)

План:

1.Цитата.

2.Проблема, поднятая автором; её актуальность.

3.Смысл высказывания.

4.Собственная точка зрения.

5.Аргументация на теоретическом уровне.

6.Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

7. Вывод.

А теперь рассмотрим пошагово все рекомендации, которые важно учесть при написании эссе. Темы эссе представляют собой короткие цитаты - афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические высказывания следующие. ( Слайд 5).

1.Выбор высказывания. (Слайд 6)

-- Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

-- чётко понимаете смысл высказывания;

можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

-- знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

-- сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания.

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто. После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. (Слайд 7)

Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Данная проблема является актуальной в условиях...

  • ...глобализации общественных отношений;

  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

  • ...обострения глобальных проблем современности;

  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

  • ...развития международной интеграции;

  • ...соврем

  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

  • ...жесткой дифференциации общества;

  • ...открытой социальной структуры современного общества;

  • ...формирования правового государства;

  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;

  • ...диалога культур;

  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).


3. Формулировка основной мысли высказывания

Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

  • «Автор обращает наше внимание на то, что...»

-- «Автор убеждён в том, что...»(Слайд 8)

4. Определение своей позиции к высказыванию (Слайд 9-10)

Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

  • «Я согласен с автором в том, что... »

  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»

  • «Автор был прав, утверждая, что...»

  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

  • «Отчасти, я придерживаюсь, точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»

  • «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения

Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. (Слайд 11)

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).

Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…

  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

-- В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:

1.использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;

2.обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?

  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?

  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?

  • Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

7. Вывод

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. (Слайд 12)

  • Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод...»

  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

В заключение можно сделать вывод, что…

  • На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…


Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него (Слайд 13)

- краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

--описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

-- указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

--указания на альтернативные варианты решения проблемы.


Критерии оценивания эссе (2018г) (Слайд 14)


Наше занятие подошло к концу.

• С каким видом работы мы познакомились сегодня на уроке?

• Каковы особенности написания эссе по обществознанию?

• Что удалось Вам на занятии?

• Что вызвало затруднения?

• Что Вы хотели бы пожелать себе?

В завершении работы я хотела бы раздать вам буклеты с необходимой информацией для подготовки к экзамену.

Домашнее задание написать мини-сочинение.

Экономика «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации».(П.Т.Хейне) (слайд 15)


Благодарю за внимание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!