Программа элективного курса
«Деловое письмо»
Содержание
Пояснительная записка
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования.
В современном мире человеку всё чаще приходится сталкиваться с оформлением деловых бумаг в различных сферах его жизнедеятельности.
При заполнении деловых бумаг учащиеся коррекционных школ испытывают затруднения. Поэтому на уроках русского языка особое внимание следует уделять формированию у учащихся навыков делового письма.
Одной из основных задач в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка ребенка к самостоятельной жизни.
Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, есть необходимость интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.
Курс “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом. Каждый вид делового письма имеет свои специфические особенности и состоит из обязательных элементов, присущих данному документу, без которых он не сможет выполнить своего назначения. Для документов официального характера общим является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими стандартами.
Программой русского языка в коррекционной школе предусмотрено изучение делового письма:
Адрес на открытке и конверте – 5 класс.
Поздравительная открытка – 5 класс.
Личные письма – 5-6 классы.
Заметка в стенгазету (о хороших и плохих поступках) – 6 класс.
Объявление – 6 класс.
Заметка в стенгазету о выборе профессии – 7 класс.
Автобиография – 7-9 классы.
Доверенность – 7-9 классы.
Расписка – 7-9 классы.
Анкета – 7 класс.
Заявление о приеме на работу – 8-9 класс.
Телеграмма – 8 класс.
Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги – 8 класс.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы. Школа должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.
В школе такое обучение осуществляется:
а) на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений;
б) на уроках развития речи;
в) на факультативных занятиях;
г) на спецкурсах.
Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся с ограниченными возможностями может быть предложен курс по выбору “Деловое письмо”, рассчитанный на 34 учебных часа(1 час в неделю).
Цель данного курса по выбору – организация практического усвоения обучающимися норм и правил составления деловых бумаг.
Задачи курса:
- формировать умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
- формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа;
- формировать умения подражать образцу;
- формировать умения составлять документы самостоятельно;
- способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;
- способствовать развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности;
- развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию личности в целом.
Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:
ознакомление с правильной формой жанра делового письма;
определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;
нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);
редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;
самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;
речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;
ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.
Коррекционные задачи курса:
Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.
На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.
Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес.Имена собственные).
Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи).
Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол.Заявление в ПТУ).
Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.
Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.
Заявление.(о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.
Курс нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.
Ожидаемый результат – овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.
Обучающиеся должны знать:
- основные функции делового письма, его жанры;
- композиционные модели деловых бумаг;
- основные требования к языку деловых бумаг и документов.
уметь:
- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Учебный план
№ | Разделы | Количество часов |
I II | Стандартные бумаги. Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля. | 14 20 |
Содержание программы
Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.
Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).
Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.
№ | Разделы | Темы |
I | Стандартные бумаги. | Официально-деловой стиль речи. Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Расписка. Объявление. Справка и удостоверение. Объяснительная записка. Служебная и докладная записки. Доверенность. Заявление. Протокол. Выписка из протокола. Трудовая и сберегательные книжки. Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет. |
II | Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля. | Письмо. Деловое письмо. Приглашение. Поздравление. Реклама. Характеристика. Автобиография. Литературная автобиография. Автобиография как деловой документ. Резюме. Анкета. Телеграмма. Экскурсия на почту. Чтение статей и рассказов о работе почты. Чтение заметок в газетах (морально-нравственные темы). Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть». Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо». Обобщающий урок по изученным темам. Ролевая игра «Поступаем на работу». Значение официально-делового стиля в речи. |
Календарно-тематическое планирование курса
№ урока | Тема | Кол-во часов | Основные вопросы темы | | | |
1. | Официально-деловой стиль речи | 1 | 1. Основные функции и основные черты официально-делового стиля речи. 2. Лексико-фразеологические, грамматические и синтаксические особенности официально-делового стиля речи. | | | |
2. | Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. | 1 | 1. Жанровое разнообразие официально-делового стиля речи. | | | |
3. | Письмо | 1 | 1. Личное письмо. Примерный план личного письма, его характерные черты. 2. Открытое письмо. | | | |
4 | Деловое письмо | 1 | 1. Деловые (служебные) письма. Композиционные части, основные принципиальные черты. 2. Основные правила оформления деловых писем. 3. Виды деловых писем: сопроводительное письмо-просьба письмо-ответ письмо-напоминание письмо-извещение письмо-приглашение. 4. Почтовые правила оформления адреса. | | | |
5 | Приглашение | 1 | 1. Виды приглашений (личные и официальные). 2. Простые и усложнённые формы пригласительных билетов. 3. Официальное приглашение как жанр деловой бумаги. | | | |
6 | Поздравление | 1 | Составление текстов поздравительных открыток. | | | |
7 | Расписка | 1 | 1. Расписка как вид деловой бумаги. 2. Структурные элементы и структурно-стилевые требования к составлению расписок. | | | |
8 | Объявление | 1 | 1. Объявление официальное и рекламное. 2. Афиша, её структура. | | | |
9 | Реклама | 1 | 1. Основное понятие, цели и задачи рекламы. 2. Из истории рекламы, формы рекламы, современные средства рекламы. 3. Структурный план рекламы. 4. Реклама и рекламное объявление: сходство и отличие на уровне лексики, морфологии и синтаксиса. | | | |
10 | Справка и удостоверение | 1 | Структура, основные реквизиты. | | | |
11 | Объяснительная записка | 1 | Объяснительная записка, её содержание, логическая схема, основные реквизиты. | | | |
12 | Служебная и докладная записки. | 1 | Содержание служебной и докладной записок, их отличие от объяснительной записки. | | | |
13 | Доверенность | 1 | Структурный план доверенности. | | | |
14 | Заявление | 1 | 1. Типы и виды заявлений. 2. Структурная схема заявления | | | |
15 | Протокол | 1 | 1. Понятие, основная цель, виды протоколов (краткие, полные). 2. Структурный план протокола, отличие протокола от описания хода собрания. | | | |
16 | Выписка из протокола | 1 | Содержание, структурная схема. | | | |
17 | Характеристика | 1 | Виды характеристик. Структурная схема составления характеристики. | | | |
18 | Автобиография | 1 | Понятие, виды (литературная и официальная), их принципиальное отличие. | | | |
19 | Литературная автобиография. | 1 | 1.Композиционная структура, языковые средства в литературной автобиографии. 2.Великие люди о себе. С.Есенин «О себе» и др. 3.Составление литературной автобиографии о себе. | | | |
20 | Автобиография как деловой документ. | 1 | Структурная схема, содержание деловой автобиографии. Составление своей автобиографии как официального документа. | | | |
21 | Резюме | 1 | 1. Резюме как жанр деловых бумаг. 2. Резюме и автобиография: сходство и отличие. 3. Резюме и характеристика: сходство и отличие. 4. Характер и вид информации, включаемой в резюме. 5. Примерный план резюме. | | | |
22 | Анкета | 1 | Заполнение разных видов анкет. |
23 | Трудовая и сберегательные книжки. | 1 | Понятие и значение книжек. Сфера пользования трудовой и сберегательной книжками. |
24 | Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. | 1 | Порядок заполнения бланков. Составление диалога «На почте». |
25 | Телеграмма | 1 | Текст, адрес. Работа с деформированным текстом. |
26 | Экскурсия на почту. | 1 | Умение ведения диалога и применение знаний в новых обстоятельствах. |
27 | Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет. | 1 | Порядок заполнения бланков. Расширение социальной адаптации обучающихся через тренинг социально значимых умений. | | |
28 | Чтение статей и рассказов о работе почты | 1 | М.Ильин и Е.Сегал «Путешествие писем». Беседы по содержанию. | |
29 | Чтение заметок в газетах (морально-нравственные темы). | 1 | Коллективное обсуждение прочитанных заметок. | |
30 | Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть». | 1 | Развитие умения самостоятельного составления заметок. | |
31 | Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо». | 1 | Проверка знаний всех терминов официально-делового стиля. | |
32 | Обобщающий урок по изученным темам. | 1 | Закрепление навыка оформления деловых бумаг. | |
33 | Ролевая игра «Поступаем на работу». | 1 | Практическое применение полученных знаний. | |
34 | Значение официально-делового стиля в речи. | 1 | Раскрытие проблемы социализации личности, её социально-речевой подготовки. | |
Литература
1. Акишина, А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991.
2. Аксёнова,А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.
3. Андреев, В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995
4. Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.
5. Бебешина, Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.
6. Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.,1993.
7. Иванова, Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.
8. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.