СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Навыки делового письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Деловое письмо " в школе для детей с ограниченными возможностями представляет систему коррекционного воздействия , направленного на формирование у обучающихся умения составлять деловые  бумаги

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Навыки делового письма"»

















Программа элективного курса

«Деловое письмо»


























Содержание



    1. Пояснительная записка

    2. Учебный план

    3. Содержание программы

    4. Календарно-тематическое планирование курса

    5. Литература









































Пояснительная записка

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования.

В современном мире человеку всё чаще приходится сталкиваться с оформлением деловых бумаг в различных сферах его жизнедеятельности.

При заполнении деловых бумаг учащиеся коррекционных школ испытывают затруднения. Поэтому на уроках русского языка особое внимание следует уделять формированию у учащихся навыков делового письма.

Одной из основных задач в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка ребенка к самостоятельной жизни.

Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, есть необходимость интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.

Курс “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом. Каждый вид делового письма имеет свои специфические особенности и состоит из обязательных элементов, присущих данному документу, без которых он не сможет выполнить своего назначения. Для документов официального характера общим является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими стандартами.

Программой русского языка в коррекционной школе предусмотрено изучение делового письма:

  • Адрес на открытке и конверте – 5 класс.

  • Поздравительная открытка – 5 класс.

  • Личные письма – 5-6 классы.

  • Заметка в стенгазету (о хороших и плохих поступках) – 6 класс.

  • Объявление – 6 класс.

  • Заметка в стенгазету о выборе профессии – 7 класс.

  • Автобиография – 7-9 классы.

  • Доверенность – 7-9 классы.

  • Расписка – 7-9 классы.

  • Анкета – 7 класс.

  • Заявление о приеме на работу – 8-9 класс.

  • Телеграмма – 8 класс.

  • Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги – 8 класс.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы. Школа должна подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.

В школе такое обучение осуществляется:

а) на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений;

б) на уроках развития речи;

в) на факультативных занятиях;

г) на спецкурсах.

Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся с ограниченными возможностями может быть предложен курс по выбору “Деловое письмо”, рассчитанный на 34 учебных часа(1 час в неделю).

Цель данного курса по выбору – организация практического усвоения обучающимися норм и правил составления деловых бумаг.

Задачи курса:

- формировать умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;

- формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа;

- формировать умения подражать образцу;

- формировать умения составлять документы самостоятельно;

- способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;

- способствовать развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности;

- развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию личности в целом.

Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:

  • ознакомление с правильной формой жанра делового письма;

  • определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;

  • нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);

  • редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;

  • самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;

  • речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;

  • ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.

Коррекционные задачи курса:

Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.

Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес.Имена собственные).

Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи).

Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол.Заявление в ПТУ).

Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.

Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.

Заявление.(о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.

Курс нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при  работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.

Ожидаемый результат – овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.

Обучающиеся должны знать:

- основные функции делового письма, его жанры;

- композиционные модели деловых бумаг;

- основные требования к языку деловых бумаг и документов.

уметь:

- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.


Учебный план



Разделы


Количество часов


I

II



Стандартные бумаги.

Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля.


14

20



Содержание программы

Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.

Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).

Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.



Разделы

Темы

I











Стандартные бумаги.











Официально-деловой стиль речи.

Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Расписка. Объявление. Справка и удостоверение.

Объяснительная записка. Служебная и докладная записки. Доверенность.

Заявление. Протокол. Выписка из протокола. Трудовая и сберегательные книжки. Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет.

II

Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля.


Письмо. Деловое письмо. Приглашение.

Поздравление. Реклама. Характеристика. Автобиография.

Литературная автобиография. Автобиография как деловой документ.

Резюме. Анкета. Телеграмма.

Экскурсия на почту. Чтение статей и рассказов о работе почты. Чтение заметок в газетах (морально-нравственные темы). Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть». Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо».

Обобщающий урок по изученным темам. Ролевая игра «Поступаем на работу». Значение официально-делового стиля в речи.









Календарно-тематическое планирование курса

№ урока

Тема

Кол-во часов

Основные вопросы темы




1.

Официально-деловой стиль речи

1

1. Основные функции и основные черты официально-делового стиля речи.

2. Лексико-фразеологические, грамматические и синтаксические особенности официально-делового стиля речи.




2.

Разновидности и жанры официально-делового стиля речи.

1

1. Жанровое разнообразие официально-делового стиля речи.




3.

Письмо

1

1. Личное письмо. Примерный план личного письма, его характерные черты.

2. Открытое письмо.




4

Деловое письмо

1

1. Деловые (служебные) письма. Композиционные части, основные принципиальные черты.

2. Основные правила оформления деловых писем.

3. Виды деловых писем:

  • сопроводительное

  • письмо-просьба

  • письмо-ответ

  • письмо-напоминание

  • письмо-извещение

  • письмо-приглашение.

4. Почтовые правила оформления адреса.




5

Приглашение

1

1. Виды приглашений (личные и официальные).

2. Простые и усложнённые формы пригласительных билетов.

3. Официальное приглашение как жанр деловой бумаги.




6

Поздравление

1

Составление текстов поздравительных открыток.




7

Расписка

1

1. Расписка как вид деловой бумаги.

2. Структурные элементы и структурно-стилевые требования к составлению расписок.




8

Объявление

1

1. Объявление официальное и рекламное.

2. Афиша, её структура.




9

Реклама

1

1. Основное понятие, цели и задачи рекламы.

2. Из истории рекламы, формы рекламы, современные средства рекламы.

3. Структурный план рекламы.

4. Реклама и рекламное объявление: сходство и отличие на уровне лексики, морфологии и синтаксиса.




10

Справка и удостоверение

1

Структура, основные реквизиты.




11

Объяснительная записка

1

Объяснительная записка, её содержание, логическая схема, основные реквизиты.




12

Служебная и докладная записки.

1

Содержание служебной и докладной записок, их отличие от объяснительной записки.




13

Доверенность

1

Структурный план доверенности.




14

Заявление

1

1. Типы и виды заявлений.

2. Структурная  схема заявления




15

Протокол

1

1. Понятие, основная цель, виды протоколов (краткие, полные).

2. Структурный план протокола, отличие протокола от описания хода собрания.




16

Выписка из протокола

1

Содержание, структурная схема.




17

Характеристика


1

Виды характеристик. Структурная схема составления характеристики.




18

Автобиография

1

Понятие, виды (литературная и официальная), их принципиальное отличие.




19

Литературная автобиография.

1

1.Композиционная структура, языковые средства в литературной автобиографии.

2.Великие люди о себе. С.Есенин «О себе» и др.

3.Составление литературной автобиографии о себе.




20

Автобиография как деловой документ.

1

Структурная схема, содержание деловой автобиографии.

Составление своей автобиографии как официального документа.




21

Резюме


1

1. Резюме как жанр деловых бумаг.

2. Резюме и автобиография: сходство и отличие.

3. Резюме и характеристика: сходство и отличие.

4. Характер и вид информации, включаемой в резюме.

5. Примерный план резюме.




22

Анкета

1

Заполнение разных видов анкет.

23

Трудовая и сберегательные книжки.

1

Понятие и значение книжек. Сфера пользования трудовой и сберегательной книжками.

24

Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль.

1

Порядок заполнения бланков. Составление диалога «На почте».

25

Телеграмма


1

Текст, адрес. Работа с деформированным текстом.

26

Экскурсия на почту.

1

Умение ведения диалога и применение знаний в новых обстоятельствах.

27


Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет.

1


Порядок заполнения бланков. Расширение социальной адаптации обучающихся через тренинг социально значимых умений.



28


Чтение статей и рассказов о работе почты

1


М.Ильин и Е.Сегал «Путешествие писем». Беседы по содержанию.


29

Чтение заметок

в газетах (морально-нравственные темы).

1

Коллективное обсуждение прочитанных заметок.


30

Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть».

1

Развитие умения самостоятельного составления заметок.


31

Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо».

1

Проверка знаний всех терминов официально-делового стиля.


32

Обобщающий урок по изученным темам.

1

Закрепление навыка оформления деловых бумаг.


33

Ролевая игра «Поступаем на работу».

1

Практическое применение полученных знаний.


34

Значение официально-делового стиля в речи.

1

Раскрытие проблемы социализации личности, её социально-речевой подготовки.




Литература


1. Акишина, А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991.

2. Аксёнова,А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.

3. Андреев, В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995

4. Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.

5. Бебешина, Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.

6. Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.,1993.

7. Иванова, Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.

8. Щепина, К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!