СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по биологии "Флора Среднего Урала" (общая тетрадь)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал состоит из программы, рабочей тетради (общий формат и разделённые на 5 частей) и иллюстративного материала

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии "Флора Среднего Урала" (общая тетрадь)»

Министерство просвещения РФ


Образовательная организация:_________________________


Населённый пункт:__________________








Рабочая тетрадь

по элективному курсу «Флора Среднего Урала»

учащегося______класса


Фамилия:________________________


Имя:____________________


Отчество:________________________













Год:____________

Территорией Среднего Урала считается Свердловская область и север Челябинской. Флора данного участка региона достаточно разнообразна. На территории произрастают лишайники, водоросли, высшие сосудистые споровые растения (мхи, папоротники, плауны, хвощи), голо- и покрытосеменные.

Отдел Цветковые считается самым многочисленным в мире. Учёными насчитывается приблизительно от 200 до 250 тысяч видов. Притом важно понимать, что количество видов не означает количество растений. Например, Смородина чёрная (Ribes nigrum) и Смородина красная (Ribes rubrum) – два совершенно разных вида и растения, которые относятся к одному роду и отделу.

Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что больше всего на Среднем Урале распространены, конечно же, растения из отдела Покрытосеменные, которые представлены разными жизненными формами: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, полукустарнички и травы. Последняя является распространённой на Среднем Урале.

Приблизительное количество семейств представителей цветковых составляет 103. Наиболее многочисленным являются сложноцветные, злаковые, розоцветные и осоковые, так как число видов растений, входящих в их состав, составляет более 100.

Для наглядности мы представили семейства и их количество видов в виде диаграмм (рис. 1 – рис. 3).

Рис. 1. Семейства, количество видов которых на Среднем Урале варьирует в промежутке от 50 до 250.

Рис. 2. Семейства, количество видов которых на Среднем Урале варьирует в промежутке от 20 до 50.

Рис. 3. Семейства, количество видов которых на Среднем Урале варьирует в промежутке от 10 до 20.

Список семейств, количество видов которых менее 10, также достаточно широк:

  1. Горечавковые, Паслёновые, Подорожниковые, Жимолостные. Количество видов в каждом из них – 9;

  2. Камнеломковые, Крыжовниковые, Грушанковые. Количество видов в каждом из них – 8;

  3. Мальвовые, Маслинные. Количество видов в каждом из них – 7;

  4. Ежеголовниковые, Крапивные, Толстянковые, Пузырчатковые. Количество видов в каждом из них – 6;

  5. Частуховые, Кувшинковые, Истодовые, Кленовые, Брусничные, Ворсянковые. Количество видов в каждом из них – 5;

  6. Маковые, Дымянковые, Льновые, Липовые, Зверобойные, Повойничковые, Кермековые, Валериановые, Тыквенные. Количество видов в каждом из них – 4;

  7. Водокрасовые, Рясковые, Вязовые, Коноплёвые, Санталовые, Болотниковые, Бересклетовые, Крушиновые, Дербенниковые, Повилковые. Количество видов в каждом из них – 3;

  8. Рогозовые, Наядовые, Спаржевые, Касатиковые, Хрящецветниковые, Роголистниковые, Резедовые, Росянковые, Недотроговые, Ладанниковые, Лоховые, Сланоягодниковые, Вахтовые, Ластовневые, Вьюнковые, Синюховые, Водяниковые. Количество видов в каждом из них – 2;

  9. Цаникеллиевые, Шейхцериевые, Сусаковые, Ароидные, Буковые, Кирказоновые, Амарантовые, Пионовые, Барбарисовые, Белозоровые, Кисличные, Волчниковые, Хвостниковые, Кизиловые, Вертляницевые, Водолистниковые, Диапенсиевые, Адоксовые. Количество видов в каждом из них – 1.

Приблизительное количество видов растений отдела Покрытосеменные составляет 1679.

Растения многих семейств выращиваются человеком в садах и огородах. Например, всем известная Яблоня домашняя (Malus domestica), Вишня кустарниковая (Cerasus fruticosa) и Малина обыкновенная (Rubus idaeus) относятся к розоцветным. Или Паслён клубненосный, он же картофель, (Solanum tuberosum) и Томат (Licopersicon esculentum) к паслёновым. Растения семейства Злаковые выращиваются в качестве корма для скота.

Многие растения человек высаживает в декоративных целях. Например, Сирень венгерская (Syringa josikaea). В городах часто встречается такое растение, как тополь (Populus). В советское время эти деревья активно высаживались вдоль дорог. Это происходило по 2 причинам: во-первых, тополя неприхотливы и быстро растут, а, во-вторых, они являются, можно сказать, биологическими фильтрами, которые поглощают токсичные вещества, выделяемых городским транспортом.

Как уже вам известно из курса биологии, семенами, помимо цветковых, размножаются также растения отдела Голосеменные, жизненные формы которых представлены исключительно деревьями и кустарниками.

На территории Среднего Урала можно встретить 2 семейства хвойных деревьев: сосновые (Pinaceae) и кипарисовые (Cupresseae). Больше всего распространены виды первого семейства (рис. 4).

Рис. 4. Количество видов семейства Сосновые на территории Среднего Урала.

Как видим на диаграмме, чаще всего можно встретить виды родов сосна и ель. На территории Среднего Урала распространены такие виды сосен, как:

  1. Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris);

  2. Сосна горная (Pinus mugo);

  3. Сосна сибирская (Pinus sibirica). Её также называют в народе кедром, но данное мнение ошибочно. Поскольку растения рода Кедр произрастают на более тёплых территориях, например, средиземноморье;

  4. Сосна Веймутова (Pinus strobus). Она встречается на Урале исключительно в посадках (в парках, ботанических садах).

Ошибочно молодые побеги сосен считаются за представителей рода Ель. На территории Среднего Урала можно встретить 3 вида елей:

  1. Ель сибирская (Picea obovata);

  2. Ель финская (Picea fennica);

  3. Ель голубая (Picea pungens).

Виды рода Лиственница получили своё название за то, что они, аналогично растениям отдела Покрытосеменные, сбрасывают свои хвоинки с наступлением зимы. На территории Среднего Урала можно встретить всего лишь 2 представителя: Лиственница сибирская (Larix sibirica) и Лиственница Гмелина (Larix gmelinii).

Род Пихта на Среднем Урале представлен одним видом - Пихта сибирская (Abies sibirica). Из семейства Сосновые, из веток данного растения вяжутся веники для использования в бане. А пары пихтового масла оказывают положительное влияние на здоровье человека.

Семейство Кипарисовых представлено 1 родом – можжевельник, который включает в себя 3 вида:

  1. Можжевельник обыкновенный (Juniperus communis);

  2. Можжевельник сибирский (Juniperus sibirica);

  3. Можжевельник казацкий (Juniperus sabina).

Можжевельник – единственное растение отдела Голосеменные, который представлен такой жизненной формой, как кустарник. Виды этого рода могут выращиваться человеком в декоративных целях.

Помимо растений, размножающихся семенами, на Среднем Урале присутствуют высшие растения, которые размножаются при помощи спор. Они представлены 4 отделами: мхи, хвощи, папоротники и плауны.

В чём же отличия высших растений от низших? Как таковой чёткой границы нет, но тем не менее высшие отличаются по ряду признаков:

1. Тело состоит из органов (стебель, лист, корень), которые имеют тканевое строение;

2. Половые органы многоклеточные (подробнее это рассмотрим в ходе изучения курса);

3. Правильное чередование в цикле воспроизводства спорофита и гаметофита (рассмотрим детальнее данный пункт на занятиях элективного курса).

Почему же нет чёткой границы? Например, всем известный представитель мохообразных, Сфагнум, не имеет корней. А бурые водоросли (низшие растения) имеют тканевое строение.

Отдел Папоротники (Polypodiophyta) на территории Среднего Урала представлен 9 семействами, которые включают 32 вида (рис. 5).

Рис. 5. Количество видов отдела Папоротники на территории Среднего Урала.

Жизненная форма папоротников Среднего Урала – травы. Растения данного отдела выращиваются в качестве комнатных.

Отдел Хвощевидные (Equisetophyta) представлен на территории Среднего Урала 1 семейством – Хвощевидные, который включает 8 видов:

  1. Хвощ полевой (Equisetum arvense);

  2. Хвощ лесной (Equisetum sylvaticum);

  3. Хвощ луговой (Equisetum pretense);

  4. Хвощ речной (Equisetum fluviatile);

  5. Хвощ болотный (Equisetum palustre);

  6. Хвощ зимующий (Equisetum hyemale);

  7. Хвощ камышковый (Equisetum scirpoides);

  8. Хвощ пёстрый (Equisetum variegatum).

Отдел Плауновидные (Lycopodiophyta) на Среднем Урале включает 4 семейства: полушниковые, плауновые, баранцовые и плаунковые. Количество видов, которые входят в данные семейства, представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Количество видов отдела Хвощевидные на территории Среднего Урала.

Самый многочисленный отдел из высших споровых растений – моховидные (Bryophyta). Они подразделяются на 2 класса: листостебельные и печёночные мхи. Последние получили такое название за то, что в старину ими лечили заболевания печени.

Листостебельные мхи включают 31 семейство. Это приблизительно 104 вида, которые представлены на рис. 7.

Рис. 7. Количество видов листостебельных мхов, встречаемых на территории Среднего Урала.

Яркие представители листостебельных мхов: сфагнум, кукушкин лён. Суммарное количество видов листостебельных мхов приблизительно равно 104.

Как уже было сказано выше, помимо листостебельных, на Среднем Урале можно встретить также печёночные мхи, которые отличаются от первых формой тела (у последних она неправильная). Яркий пример печёночного мха – маршанция. Всего на территории Среднего Урала насчитывается приблизительно 105 видов печёночников (рис. 8).

Рис. 8. Количество видов печёночных мхов, встречаемых на территории Среднего Урала.

Помимо высших, на Среднем Урале произрастают и низшие растения, к которым ботаники относят водоросли и лишайники. По поводу последних ведутся споры. Одни учёные относят их к царству Растений, другие же придерживаются совершенно другой позиции. Аналогичная борьба взглядов ведётся по поводу такого организма, как эвглена зелёная (Euglena viridis). Ботаники относят её к водорослям, поскольку имеются хлоропласты. Зоологи считают этот организм одноклеточным животным, поскольку в отсутствии света они начинают питаться гетеротрофно, а также, в отличие от растений, способны к передвижению при помощи жгутика. Подобные дискуссии ведутся и за такой одноклеточный организм, как вольвокс (Volvox).

В водоёмах Среднего Урала можно встретить практически все пресноводные виды водорослей, но наиболее распространены представители таких отделов, как сине-зелёные (Cyanophyta), зелёные (Chlorophyta) и диатомовые (Diatomeae) водоросли.

Яркие представители:

1. Сине-зелёные – цианобактерии;

2. Зелёные – спирогира;

3. Диатомовые – пиннулярия.

Всего на территории Среднего Урала можно встретить представителей пресноводных водорослей 94 родов. Водоросли можно элементарно встретить в бочке, когда «зацветает» вода. Или же в аквариумах, но в данном случае человек самостоятельно выращивает в нём данные организмы.

Как уже было сказано выше, лишайники то относят к растениям, то нет, поскольку данный организм представляет собой симбиоз одноклеточных водорослей и грибов. Их можно встретить, например, в лесах, лесопарках, то есть там, где воздух чистый, поскольку лишайники являются индикаторами загрязнения окружающей среды. Они не переносят газов, которые выделятся транспортов в городском массиве. Достаточно большое количество лишайников можно встретить на базе загородных детских оздоровительных лагерей.

На Среднем Урале произрастают представители 26 семейств отдела Лишайников (Lichenophyta), количество видов которых представлено в виде гистограммы на рис. 9. Предположительно на территории Среднего Урала можно встретить 247 видов данных организмов. Как уже вам известно из курса биологии, по форме тела различают накипные, кустистые и листоватые лишайники. Более подробно каждый из них мы рассмотри в ходе занятий. Соотношение форм слоевищ в процентах представлено на рис. 10. Важно отметить, что существуют семейства, представители которых могут быть, например, как листоватыми, так и кустистыми, а могут быть сразу 3 формы в одном семействе.

Рис. 10. Процентное соотношение форм лишайников, произрастающих на территории Среднего Урала.


Рис. 9. Количество видов лишайников, встречаемых на территории Среднего Урала.

Несмотря на такое многообразие растений Среднего Урала, достаточно большое количество видов занесено в Красную книгу. Растения отдела Покрытосеменные и здесь занимают лидирующую позицию, поскольку это самый многочисленный отдел. В Красную книгу Среднего Урала занесены представители 42 семейств цветковых растений. Больше всего исчезающих организмов принадлежит семейству Орхидных (Orchidaceae) и составляет 33 вида (рис. 12). Есть представители, которые числятся на страницах Красной книги в единственном экземпляре. Сюда относятся такие семейства, как Луковые, Спаржевые, Буравчиковые, Ладанниковые, Молочайные, Зверобойные, Ирисовые, Ситниковые, Пузырчатковые, Льновые, Мелантиевые, Вахтовые, Кипрейные, Пионовые, Маковые, Синюховые, Рдестовые, Первоцветные, Ежеголовниковые, Крапивные, Фиалковые.

Рис. 12. Количество видов растений отдела Покрытосеменные, занесённых в Красную книгу Среднего Урала.

Отдел Плауновидные в Красной книге представлен 2 видами семейства Полушниковые (Isoеtales): Полушник озёрный (Isoetes lacustris) и Полушник щетинистый (Isoetes setacea).

Отдел Папоротниковидные. На страницы Красной книги попало 6 семейств (7 видов), которые представлены на рис. 13.


Рис. 13. Количество видов растений отдела Папоротниковидные, занесённых в Красную книгу Среднего Урала.

Моховидные в данном списке среди высших споровых растений занимают лидирующее положение. В Красную книгу было занесено 5 семейств (20 видов), которые представлены на рис. 14. Ознакомившись с информацией, которая касается высших растений, занесённых в Красную книгу Среднего Урала, можно заметить одну особенность: на 2018 год на её страницы не попало 2 отдела – Хвощевидные и Голосеменные. Отсутствуют также и водоросли.

Отдел Лишайники в Красной книге представлен 5 семействами (10 видов), которые представлены на рис. 15.

Рис. 14. Количество видов растений отдела Мохообразные, занесённых в Красную книгу Среднего Урала.

Рис. 15. Количество видов растений отдела Лишайники, занесённых в Красную книгу Среднего Урала.

Таким образом, можно сделать вывод, что Средний Урал богат представителями растительного мира. На его территории произрастает огромное количество видов с различными жизненными формами и биологическими особенностями. Немало растений попало на страницы Красной книги, и необходимо обеспечить условия для их сохранения на территории Среднего Урала. Более подробно с биологическими особенностями и представителями эндемиков нашего родного края мы будем знакомиться в ходе освоения элективного курса «Флора Среднего Урала».

Желаем успехов!


Тема: «Биологическое оборудование»


Цель занятия: познакомиться с оборудованием, которое будет использоваться при изучении курса «Флора Среднего Урала».


Задания для классной работы:

  1. Гербарный материал, правила хранения и работы с образцами;

  2. Микроскоп и его строение;

  3. Микропрепараты и их виды;

  4. Виды срезов и технологии их изготовления;

  5. Предметные, покровные стёкла, пипетки, препаровальные иглы и лезвия, как оборудование для изготовления временных микропрепаратов;

  6. Ступка и пестик;

  7. Химическая посуда, используемая при освоении курса;

  8. Химические реактивы, используемые при освоении курса;

  9. Инструктаж по работе с вышеперечисленным оборудованием;

  10. Инструктаж по технике безопасности.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения микроскопа и сделать обозначения;

  2. Зарисовать схему изготовления поперечного среза и сделать обозначения;

  3. Зарисовать схему изготовления продольного радиального среза и сделать обозначения;

  4. Зарисовать схему изготовления продольного тангентального среза и сделать обозначения.






































Строение микроскопа:


1 – окуляр;

6 – основание;

2 – тубус;

7 – предметный столик;

3 – винты;

8 – штатив;

4 – объективы;

9 – зеркало;

5 – револьвер;

10 – конденсор.










































Схема изготовления поперечного среза:


1 – объект; 2 – лезвие (указать направление).










































Схема изготовления продольного радиального среза:


1 – объект; 2 – лезвие (указать направление).










































Схема изготовления продольного тангентального среза:


1 – объект; 2 – лезвие (указать направление).

Тема: «Средний Урал»


Цель занятия: познакомиться с характеристикой Среднего Урала.


Задания для классной работы:

  1. Географическое положение Среднего Урала (доклад);

  2. Рельеф Среднего Урала (доклад);

  3. Погода и климат Среднего Урала (доклад);

  4. Полезные ископаемые Среднего Урала (доклад);

  5. Подземные сокровища Среднего Урала (доклад);

  6. Водные ресурсы Среднего Урала (доклад);

  7. Почвы Среднего Урала (доклад);

  8. Фауна Среднего Урала (доклад);

  9. Экологические проблемы Среднего Урала (доклад).


Задания для внеклассной работы:

  1. Заполнить таблицу «Характеристика Свердловской области».

Таблица 1

Характеристика Свердловской области

Признак

Характеристика

Географическое положение


Площадь


Рельеф


Административный центр


Соседние области


Население


Погода и климат


Водные ресурсы


Полезные ископаемые


Подземные сокровища


Почвы


Фауна


Промышленность


Сельское хозяйство


Экологические проблемы


Тема: «Лихенология - наука о лишайниках»


Цель занятия: познакомиться с лишайниками и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности лишайников (доклад);

  2. Способы размножения данных организмов (доклад);

  3. Распространение лишайников (доклад);

  4. Значение лишайников в природе и для человека (доклад);

  5. Виды лишайников, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады).

Практические работы:

  1. Изготовить микропрепарат слоевища лишайника (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

  2. Рассмотреть гербарный экземпляр лишайников.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать строение слоевища лишайника и сделать обозначения;

  2. Зарисовать внешний вид накипных, листоватых и кустистых лишайников;

  3. Заполнить таблицу «Характеристика лишайников».







































Строение слоевища лишайника:

1 – верхний корковый слой;

2 – клетки водоросли;

3 – гифы гриба;

4 – нижний корковый слой;

5 – ризины.









































Внешний вид накипных, листоватых и кустистых лишайников:

1 – накипной;

2 – листоватый;

3 – кустистый.

Таблица 2

Характеристика лишайников

Признак

Характеристика

Строение слоевища


Форма тела


Способы размножения


Распространение


Значение в природе


Значение для человека


Тема: «Альгология – наука о водорослях»


Цель занятия: познакомиться с водорослями и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности водорослей (доклад);

  2. Способы размножения данных организмов (доклад);

  3. Распространение водорослей (доклад);

  4. Значение водорослей в природе и для человека (доклад);

  5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклад).


Практические работы:

  1. Рассмотреть электронный гербарный материал водорослей (доклад).


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать внешнее вид и строение спирогиры. Сделать обозначения;

  2. Зарисовать внешнее строение эвглены зелёной и сделать обозначения;

  3. Зарисовать внешнее строение пиннулярии и сделать обозначения;

  4. Зарисовать внешний вид колонии микроцистиса и сделать обозначения;

  5. Заполнить таблицу «Характеристика отделов водорослей Среднего Урала».

Таблица 3

Характеристика отделов водорослей Среднего Урала

Отдел водорослей

Характеристика

Примеры

Сине-зелёные



Зелёные



Диатомовые









































Внешний вид и строение спирогиры:

А – внешнее строение водоросли;

Б – строение спирогиры под микроскопом:

1 – ядро;

2 – гиалоплазма;

3 – хроматофор;



4 – оболочка клетки;

5 – пиреноид;

6 – вакуоль.











































Внешний вид колонии микроцистиса:

1 – клетки водоросли.





































Внешнее строение эвглены зелёной:

1 – жгутик;

2 – оболочка;

3 – сократительная вакуоль;

4 – стигма (светочувствительный зрачок);

5 – хлоропласты;

6 – ядро;

7 – цитоплазма.







































Внешнее строение пиннулярии:

1 – шов;

2 – гипотека;

3 – эпитека;

4 – узелки;

5 – штрихи.

Тема: «Бриология – наука о мхах»


Цель занятия: познакомиться с мхами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.


Задания для классной работы:

1. Биологические особенности мхов (доклад);

2. Способы размножения мхов и их жизненный цикл (доклад);

3. Распространение мхов (доклад);

4. Значение мхов в природе и для человека (доклад);

5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Кукушкин лён, Маршанция изменчивая, Сфагнум магелланский, Полия поникшая, Дрепанокладус крючковатый.


Практические работы:

1. Рассмотреть гербарный материал мхов.


Задание для внеклассной работы:

  1. Зарисовать внешнее строение маршанции и сделать обозначения;

  2. Зарисовать внешнее строение сфагнума и сделать обозначения;

  3. Зарисовать внешнее строение кукушкина льна и сделать обозначения;

  4. Зарисовать жизненный цикл мхов, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

  5. Заполнить таблицу «Характеристика мхов».







































Внешнее строение маршанции:

А – внешний вид мха с мужскими подставками;

Б – внешний вид мха с женскими подставками;

1 – таллом;

2 – ризоиды;

3 – ножка;




4 – мужские подставки;

5 – женские подставки.









































Внешнее строение сфагнума:

1 – стебель;

2 – листья;

3 – коробочка;

4 – отстоящие боковые ветви;

5 – свисающие боковые ветви;

6 – веточки головки.









































Внешнее строение кукушкина льна:

1 – ризоиды;

2 – стебель;

3 – листья;

4 – ножка;

5 – коробочка;

6 – колпачок.






































Жизненный цикл мхов:

1 – мужской гаметофит;

2 – женский гаметофит;

3 – сперматозоид;

4 – яйцеклетка;

5 – антеридий;

6 – архегоний;

7 – зигота;

8 – молодой спорофит;

9 – зрелый спорофит;

10 – коробочка;

11 – споры;

12 – редукционное деление (мейоз);

13 – протонема.

Таблица 4

Характеристика мхов

Признак

Характеристика

Строение


Форма тела


Способы размножения


Распространение


Значение в природе


Значение для человека


Тема: «Птеридология – наука о папоротниках»


Цель занятия: познакомиться с папоротниками и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.


Задание для классной работы:

1. Биологические особенности папоротников (доклад);

2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);

3. Распространение папоротников (доклад);

4. Значение папоротников в природе и для человека (доклад);

5.Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Страусник обыкновенный, Кочедыжник женский, Щитовник мужской, Орляк обыкновенный.


Практические работы:

1. Рассмотреть гербарный материал папоротников;

2. Изготовить микропрепарат корневища папоротника (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

3. Изготовить микропрепарат вайи папоротника (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.


Задание для внеклассной работы:

1. Зарисовать внешнее строение папоротника и сделать обозначения;

2. Зарисовать заросток папоротника и сделать обозначения;

4. Зарисовать жизненный цикл папоротников, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

5. Заполнить таблицу «Характеристика папоротников».

Таблица 5

Характеристика папоротников

Признак

Характеристика

Строение


Способы размножения


Распространение


Значение в природе


Значение для человека










































Внешнее строение папоротника:

1 – корневище;

2 – придаточные корни;

3 – лист;

4 – молодые листья;

5 – сорусы.









































Строение заростка папоротника:

1 – ризоиды;

2 – антеридии;

3 – архегонии















































Жизненный цикл папоротников:

1 – спорофит;

2 – спорангий;

3 – спора;

4 – заросток;

5 – антеридий;

6 – архегоний;

7 – зигота;

8 – молодой папоротник на заростке;

9 – редукционное деление.

Тема: «Хвощи»


Цель занятия: познакомиться с хвощами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.


Задания для классной работы:

  1. Рассмотреть биологические особенности хвощей (доклад);

  2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);

  3. Распространение хвощей (доклад);

  4. Значение хвощей в природе и для человека (доклад);

  5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Хвощ полевой, Хвощ лесной, Хвощ речной, Хвощ болотный.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал данных организмов;

  2. Изготовить микропрепарат стебля хвоща (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

  3. Изготовить микропрепарат стробила хвоща (продольный радиальный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

  4. Изготовить микропрепарат корневища хвоща (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать внешнее строение хвоща и сделать обозначения;

  2. Зарисовать строение стробила хвоща и сделать обозначения;

  3. Зарисовать споры хвоща и сделать обозначения;

  4. Зарисовать жизненный цикл хвощей, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

  5. Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».




































Внешнее строение хвоща:

А – весенний побег:

1 – придаточные корни;

2 – корневище;

3 – стебель;

4 – мутовки листьев;

5 – спороносный колосок;

6 – узел;

7 – междоузлие.

Б – летний побег:

1 – придаточные корни;

2 – корневище;

3 – стебель;

4 – мутовки листьев;

5 – узел;

6 – междузлие.







































Строение стробила хвоща:

А – внешнее строение:

1 – шестигранные щитки.

Б – микропрепарат:

1 – ось стробила;

2 – споры;

3 – шестигранные щитки;

4 – спорангий.











































Строение споры хвоща:

1 – элатеры.







































Жизненный цикл хвощей:

1 – спорофит;

2 – стробил;

3 – спорангий;

4 – споры;

5 – гаметофит;

6 – антеридий;

7 – архегоний;

8 – зигота;

9 – молодой спорофит.

Таблица 6

Характеристика хвощей

Признак

Характеристика

Строение


Способы размножения


Распространение


Значение в природе


Значение для человека


Тема: «Плауны»


Цель занятия: познакомиться с плаунами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности плаунов (доклад);

  2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);

  3. Распространение плаунов (доклад);

  4. Значение плаунов в природе и для человека (доклад);

  5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Плаун булавовидный, Плаун годичный, Дифазиаструм альпийский.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал данных организмов;

  2. Изготовить микропрепарат стебля плауна (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

  3. Изготовить микропрепарат стробила плауна (продольный радиальный срез) и рассмотреть его под микроскопом.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему внешнего строения плауна и сделать обозначения;

  2. Зарисовать строение стробила плауна (микропрепарат) и сделать обозначения;

  3. Зарисовать жизненный цикл плаунов, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

  4. Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».







































Внешнее строение плауна:

1 – придаточные корни;

2 – плагиотропный (стелющийся) побег;

3 – вертикальный побег;

4 – листья;

5 – спороносные колоски.








































Строение стробила плауна (микропрепарат):

1 – ось;

2 – споры;

3 – спорофилл;

4 – спорангий.







































Жизненный цикл плаунов:

1 – спорофит;

2 – спорофилл со спорангием;

3 – спора;

4 – прорастающая спора;

5 – гаметофит;

6 – антеридий;

7 – архегоний;

8 – зигота;

9 – молодой спорофит.

Таблица 7

Характеристика плаунов

Признак

Характеристика

Строение


Способы размножения


Распространение


Значение в природе


Значение для человека


Тема: «Голосеменные»


Цель занятия: познакомиться с голосеменными и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности голосеменных (доклад);

  2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);

  3. Распространение голосеменных(доклад);

  4. Значение в природе и для человека (доклад);

  5. Виды, встречаемые на территории Урала (доклад): Ель сибирская, Ель голубая, Сосна обыкновенная, Сосна сибирская, Лиственница сибирская, Можжевельник обыкновенный, Пихта сибирская.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал данных организмов;

  2. Изготовить микропрепарат иглы сосны (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать строение мужской и женской шишек сосны. Сделать обозначения;

  2. Зарисовать ветку сосны, сделать обозначения;

  3. Зарисовать жизненный цикл голосеменных, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

  4. Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».







































Строение мужской и женской шишек сосны:

А – мужская шишка:

1 – ось шишки;

2 – пыльцевой мешок;

3 – чешуя.

Б – женская шишка:

1 – ось шишки;

2 – семенная чешуя;

3 – кроющая чешуя;

4 – семязачаток.









































Ветка сосны:

1 – мужская шишка;

2 – женская шишка;

3 – видоизменённые листья.







































Жизненный цикл голосеменных:

1 – спорофит;

2 – женская шишка;

3 – мужская шишка;

4 – семязачаток с яйцеклеткой;


5 – пыльца;

6 – опыление;

7 – семя с запасом питательных веществ (эндоспермом);

8 – проросток.

Таблица 8

Характеристика голосеменных

Признак

Характеристика

Строение


Способ размножения


Опыление


Срок созревания семян


Распространение


Значение в природе


Значение для человека


Тема: «Покрытосеменные»


Цель занятия: познакомиться с растениями отдела Покрытосеменные и их характерными особенностями.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности растений отдела Покрытосеменные (доклад);

  2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);

  3. Распространение покрытосеменных (доклад);

  4. Значение покрытосеменных в природе и для человека (доклад);

  5. Класс Однодольные (доклад);

  6. Класс Двудольные (доклад);

  7. Характеристика плодов отдела (доклад).


Практические работы:

  1. Рассмотреть модель строения цветка и узнать о процессах, связанных с данным органом растений.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка и сделать обозначения;

  2. Зарисовать схему положения завязи в цветке и сделать обозначения;

  3. Зарисовать схемы строения пестичного, тычиночного и обоеполого цветков. Сделать обозначения;

  4. Зарисовать схемы самоопыления и перекрёстного опыления;

  5. Зарисовать схему строения семяпочки и сделать обозначения;

  6. Зарисовать схемы строения простых соцветий

  7. Зарисовать схемы строения сложных соцветий;

  8. Зарисовать жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные, указать плоидность и место редукционного деления;

  9. Заполнить таблицу «Симметрия цветка»;

  10. Заполнить таблицу «Характеристика механизмов опыления»;

  11. Заполнить таблицу «Характеристика плодов»;

  12. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика растений классов покрытосеменных растений».





































Строение цветка:

1 – рыльце;

2 – завязь;

3 – столбик;

4 – семязачаток;

5 – тычиночная нить;

6 – связник;

7 – пыльник;

8 – пыльник в разрезе;

9 – пыльцевые зёрна;

10 – лепесток;

11 – чашелистик;

12 – цветоложе;

13 – цветоножка;

14 – прицветник;

15 – прицветничек.









































Положение завязи в цветке:

1 – верхняя;

2 – нижняя;

3 – полунижняя.







































Строение пестичного, тычиночного и обоеполого цветков:

А – пестичный;

Б – тычиночный;

В – обоеполый;

1 – пестик;

2 – тычинки.












































Схемы самоопыления и перекрёстного опыления





































Строение семяпочки:

1, 2 - внутренний и наружный интегументы;

3 - яйцеклетка;

4 - зародышевый мешок;

5-нуцеллус;

6 - халаза;

7 - антиподы;

8 - вторичное ядро;

9 - синергиды;

10 - семяножка;

11 - плацента;

12 - проводящий пучок;

13 – микропиле.





































Схемы строения простых соцветий:

1 – кисть;

2 – щиток;

3 – простой колос;

4 – зонтик;

5 – початок;

6 – головка;

7 – корзинка.








































Схемы строения сложных соцветий:

1 - сложная кисть;

2 - сложный колос;

3 - сложный щиток;

4 - сложный зонтик.













































Жизненный цикл растений отдела Покрытосеменные:

1 – цветок;

2 – пестик;

3 – тычинка;

4 – зародышевый мешок;

5 – пыльцевое зерно;

6 – опыление;

7 – оплодотворение;

8 – яйцеклетка, трипплоидная клетка;

9 – зародыш;

10 – семя;

11 – проросток;

12 – редукционное деление.

Таблица 9

Симметрия цветка

Тип симметрии

Характеристика

Примеры растений

Правильный



Неправильный



Ассиметричный



Таблица 10

Характеристика механизмов опыления

Механизм

Характеристика

Энтомофилия


Орнитофилия


Хироптерофилия


Анемофилия


Гидрофилия


Искусственное


Таблица 11

Характеристика плодов

Название плода

Характеристика

Пример растений

Костянка



Семянка



Орешек



Зерновка



Крылатка



Многокостянка



Ягода



Яблоко



Тыквина



Боб



Стручок



Коробочка



Таблица 12

Сравнительная характеристика растений классов покрытосеменных растений

Признак

Класс Однодольные

Класс Двудольные

Количество семядолей



Корневая система



Листья



Жилкование



Проводящие пучки



Цветок



Околоцветник



Опыление



Плоды



Тема: «семейство Злаковые»


Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Злаковых. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);

  2. Распространение представленных растений (доклад);

  3. Значение злаков для человека и природы (доклад);

  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Пырейник сибирский, Пшеница обыкновенная, Ячмень гривастый, Вейник седеющий, Мятлик луговой, Овсяница овечья.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал злаков;

  2. Изготовить микропрепарат семени пшеницы (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения и формулу цветка семейства Злаки;

  2. Зарисовать схему строения семени пшеницы.






































Формула цветка:________________________

Строение цветка злаков:

1 – тычинка;

2 – рыльце;

3 – завязь;

4 – цветковые чешуи.







































Строение семени пшеницы:

1 – хохолок;

2 – околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;

3 – эндосперм;

4 – корешок;

5 – почечка;

6 – стебелёк;

7 – семядоля.

Тема: «семейство Лилейные»


Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Лилейные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);

  2. Распространение данных растений (доклад);

  3. Значение лилейных для человека и природы (доклад);

  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Купена пахучая, Вороний глаз четырёхлистный, Ландыш майский, Гусиный лук маленький, Ллойдия горная.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Лилейных;

  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка лилии и сделать обозначения;

  2. Зарисовать схему строения луковицы лилии и сделать обозначения;

  3. Зарисовать внешний вид тюльпана, как представителя семейства Лилейные.




























































Формула цветка:________________________

Строение цветка лилии:

1 – рыльце;

2 – столбик;

3 – тычиночная нить;

4 – пыльник;

5 – венчик.










































Строение луковицы лилии:

1 – чешуи;

2 – придаточные корни.












































Внешний вид тюльпана

Тема: «семейство Сложноцветные»


Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Сложноцветные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);

  2. Распространение данных растений (доклад);

  3. Значение сложноцветных для человека и природы (доклад);

  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Одуванчик рогатый, Одуванчик плоский, Василёк синий, Бодяк обыкновенный, Лопух большой, Полынь норвежская, Астра альпийская.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Сложноцветные;

  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения язычкового цветка одуванчика и сделать обозначения;

  2. Зарисовать схему строения семянки и сделать обозначения;

  3. Зарисовать внешний вид ромашки, как представителя семейства Сложноцветные;

  4. Зарисовать внешний вид подсолнуха, как представителя семейства Сложноцветные;

  5. Зарисовать внешний вид мать-и-мачехи, как представителя семейства Сложноцветных.







































Строение язычкового цветка одуванчика:

1 – венчик;

2 – рыльце пестика;

3 – завязь;

4 – андроцей;

5 – хохолок.









































Формула цветка:___________________

Строение семянки:

1 – околоплодник;

2 – семя.












































Внешний вид ромашки












































Внешний вид подсолнуха












































Внешний вид мать-и-мачехи

Тема: «семейство Паслёновые»


Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Паслёновые. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);

  2. Распространение данных растений (доклад);

  3. Значение паслёновых для человека и природы (доклад);

  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Белена чёрная, Дурман вонючий, Табак настоящий, Паслён клубненосный, Томат.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Паслёновые;

  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;

  3. Определить наличие крахмала в клубнях и плодах картофеля;

  4. Определить наличие крахмала в плодах томата.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка картофеля и сделать обозначения;

  2. Зарисовать схему строения плода паслёновых и сделать обозначения;

  3. Зарисовать внешний вид картофеля, как представителя семейства Паслёновые;

  4. Зарисовать внешний вид томата, как представителя семейства Паслёновые;

  5. Зарисовать внешний вид перца, как представителя семейства Паслёновые.







































Формула цветка:____________________

Строение цветка картофеля:

1 – рыльце;

2 – столбик;

3 – завязь;

4 – тычинки;

5 – венчик;

6 – чашелистик;

7 – чашечка.












































Строение плода паслёновых:

1 – семена.












































Внешний вид картофеля












































Внешний вид томата












































Внешний вид перца

Тема: «семейство Бобовые»


Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Бобовые. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);

  2. Распространение данных растений (доклад);

  3. Значение бобовых для человека и природы (доклад);

  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Астрагал волжский, Остролодочник волосистый, Копеечник альпийский, Горошек заборный, Чина луговая, Донник лекарственный.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Бобовые;

  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;

  3. Рассмотреть боб и разобраться в его строении.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка гороха и сделать обозначения;

  2. Зарисовать схему строения плода семейства Бобовых и сделать обозначения;

  3. Зарисовать внешний вид гороха, как представителя семейства Бобовые;

  4. Зарисовать внешний вид клевера, как представителя семейства Бобовые.







































Формула цветка:____________________

Строение цветка гороха:

1 – парус;

2 – вёсла;

3 – лодочка;

4 – тычинки;

5 – рыльце;

6 – столбик;

7 – завязь.









































Строение плода семейства Бобовых:

1 – плодоножка;

2 – шов;

3 – створки;

4 – семена.












































Внешний вид гороха












































Внешний вид клевера

Тема: «семейство Розоцветные»


Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Розоцветные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);

  2. Распространение данных растений (доклад);

  3. Значение розоцветных для человека и природы (доклад);

  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Кизильник блестящий, Яблоня домашняя, Ирга канадская, Земляника лесная, Лапчатка холодная, Гравилат городской, Манжетка обыкновенная, Шиповник майский.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал растений семейства Розоцветные;

  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;

  3. Определить содержание витаминов в плодах семейства Розоцветные;

  4. Определить содержание витаминов и химических элементов в берёзовом соке.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка шиповника и сделать обозначения;

  2. Зарисовать схему строения плодов семейства Розоцветные и сделать обозначения.







































Формула:_____________________

Строение цветка шиповника:

1 – венчик;

2 – тычинки;

3 – рыльце;

4 – столбик;

5 – завязь;

6 – чашелистики;

7 – цветоложе;

8 – цветоножка.












































Изображение плода «Костянка»












































Изображение плода «Орешек»












































Изображение плода «Крылатка»












































Изображение плода «Многокостянка»












































Изображение плода «Ягода»












































Изображение плода «Яблоко»

Тема: «семейство Крестоцветные»


Цель занятия: познакомиться с растениями семейства Крестоцветные. Узнать какие представители произрастают на Среднем Урале.


Задания для классной работы:

  1. Биологические особенности данного семейства (доклад);

  2. Распространение данных растений (доклад);

  3. Значение крестоцветных для человека и природы (доклад);

  4. Виды семейства, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Капуста огородная, Горчица полевая, Редька дикая, Пастушья сумка обыкновенная, Хрен деревенский.


Практические работы:

  1. Рассмотреть гербарный материал;

  2. Дать характеристику цветка данных растений и записать его формулу;

  3. Определить содержание крахмала в подземном органе редиса;

  4. Определить содержание витаминов в подземном органе редьки;

  5. Определить содержание витаминов в соке листьев капусты;

  6. Определить содержание крахмала в соке листьев капусты.


Задания для внеклассной работы:

  1. Зарисовать схему строения цветка капусты и сделать обозначения;

  2. Зарисовать схему строения плода семейства Крестоцветные и сделать обозначения;

  3. Зарисовать внешний вид капусты, как представителя семейства Крестоцветные;

  4. Зарисовать внешний вид хрена, как представителя семейства Крестоцветные;

  5. Зарисовать внешний вид сурепки, как представителя семейства Крестоцветные.








































Формула цветка:____________________

Строение цветка капусты:

1 – венчик;

2 – чашелистик;

3 – длинные тычинки;

4 – короткие тычинки;

5 – рыльце;

6 – столбик.









































Строение плода семейства Крестоцветные:

1 – створки;

2 – семя;

3 – перегородка.












































Внешний вид капусты












































Внешний вид хрена












































Внешний вид сурепки

Тема: «Растения Красной книги Урала»


Цель занятия: изучить представителей растительного мира Среднего Урала, занесённых в Красную книгу.


Задания для классной работы:

  1. Рассмотреть виды растений, занесённых на страницы Красной книги Среднего Урала.


Задания для внеклассной работы:

  1. Заполнить таблицу «Растения, занесённые в Красную книгу Свердловской области».

Таблица 13

Растения, занесённые в Красную книгу Свердловской области


Тема: «Жизненные формы растений»


Цель занятия: познакомиться с жизненными формами растений Среднего Урала.


Задания для классной работы:

  1. Определение жизненной формы (доклад);

  2. Характеристика деревьев. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);

  3. Характеристика кустарников. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);

  4. Характеристика кустарничков. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);

  5. Характеристика полукустарников. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);

  6. Характеристика полукустарничков. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад);

  7. Характеристика трав. Примеры данных растений на Среднем Урале (доклад).


Практические работы:

  1. Определение жизненных форм представителей флоры, которые находятся в кабинете.


Задания для внеклассной работы:

  1. Заполнить таблицу «Характеристика жизненных форм растений».

Таблица 14

Характеристика жизненных форм растений

Жизненная форма

Характеристика

Деревья


Кустарники


Кустарнички


Полукустарники


Полукустарнички


Травы


Тема: «Классификация растений по отношению по абиотическим факторам»


Цель занятия: познакомиться с классификацией растений Среднего Урала по отношению к абиотическим факторам.


Задания для классной работы:

  1. Факторы среды (доклад);

  2. Классификация растений по отношению к воде. Примеры растений на Среднем Урале (доклад);

  3. Классификация растений по отношению к свету. Примеры растений на Среднем Урале (доклад);

  4. Классификация растений по отношению к почве. Примеры растений на Среднем Урале (доклад);

  5. Классификация растений по отношению к засолённости почвы. Примеры растений на Среднем Урале (доклад);

  6. Классификация растений по отношению к кислотности почвы. Примеры растений на Среднем Урале (доклад).


Практические работы:

  1. Определение растений в классе по отношению к свету;

  2. Определение растений в классе по отношению к воде.


Задания для внеклассной работы:

  1. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к воде»;

  2. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к свету»;

  3. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к почве»;

  4. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к засолённости почвы»;

  5. Заполнить таблицу «Характеристика растений по отношению к кислотности почвы».

Таблица 15

Характеристика растений по отношению к воде

Группа растений

Характеристика

Гигрофиты


Гидрофиты


Мезофиты


Склерофиты


Суккуленты


Таблица 16

Характеристика растений по отношению к свету

Группа растений

Характеристика

Светолюбивые


Тенелюбивые


Теневыносливые


Таблица 17

Характеристика растений по отношению к почве

Группа растений

Характеристика

Литофиты


Олиготрофы


Хасмофиты


Псаммофиты


Пелитофиты


Таблица 18

Характеристика растений по отношению к засолённости почвы

Группа растений

Характеристика

Эугалофиты


Криногалофиты


Гликогалофиты


Псевдогалофиты


Таблица 19

Характеристика растений по отношению к кислотности почвы

Группа растений

Характеристика

Ацидофилы


Нейтрофилы


Базифилы


Индифферентные виды


Тема: «Классификация растений по продолжительности жизни»


Цель занятия: познакомиться с классификацией растений Среднего Урала по продолжительности жизни.


Задания для классной работы:

  1. Монокарпики (доклад);

  2. Поликарпики (доклад).


Практические работы:

  1. Определение растений в классе по продолжительности жизни.


Задания для внеклассной работы:

  1. Заполнить таблицу «Характеристика растений по продолжительности жизни».

Таблица 20

Классификация растений по продолжительности жизни

Группа растений

Характеристика

Однолетники


Многолетники


Темы для проектов


  1. Краеведение. Предмет изучения данной науки. История её развития;

  2. Средний Урал, его характеристика;

  3. Гербаризация растений;

  4. Сельское хозяйство Среднего Урала;

  5. Растения, выращиваемые на Среднем Урале;

  6. Адаптации растений к жизни на Среднем Урале;

  7. Декоративные растения Среднего Урала;

  8. Растения Среднего Урала из семейства Брусничные;

  9. Растения Среднего Урала из семейства Зонтичные;

  10. Растения Среднего Урала из семейства Маслинные;

  11. Растения Среднего Урала из семейства Губоцветные;

  12. Растения Среднего Урала из семейства Норичниковые;

  13. Растения Среднего Урала из семейства Лютиковые;

  14. Растения Среднего Урала из семейства Жимолостные;

  15. Растения Среднего Урала из семейства Валериановые;

  16. Растения Среднего Урала из семейства Осоковые;

  17. Растения Среднего Урала из семейства Орхидные;

  18. Растения Среднего Урала из семейства Ивовые;

  19. Растения Среднего Урала из семейства Берёзовые;

  20. Растения Среднего Урала из семейства Крапивные;

  21. Растения Среднего Урала из семейства Гречишные;

  22. Растения Среднего Урала из семейства Крыжовниковые;

  23. Растения Среднего Урала из семейства Маревые;

  24. Растения Среднего Урала из семейства Гвоздичные;

  25. Растения Среднего Урала из семейства Кувшинковые;

  26. Способы размножения покрытосеменных растений;

  27. Цветок. Его строение и значение;

  28. Витамины, содержащиеся в плодах семейства Розоцветные;

  29. Деревья и травы Среднего Урала;

  30. Растения Среднего Урала, используемые в медицине;

  31. Растения Среднего Урала, занесённые в Красную книгу;

  32. Заповедники Среднего Урала;

  33. Экологические проблемы Среднего Урала;

  34. Факторы, негативно влияющие на растения;

  35. Лесопосадки на Среднем Урале;

  36. Монокарпики Среднего Урала;

  37. Поликарпики Среднего Урала;

  38. Ботаники Среднего Урала;

  39. Ботанические сады Среднего Урала;

  40. Растения Среднего Урала, произрастающие близь воды;

  41. Растения-суккуленты, выращиваемые на Среднем Урале в качестве комнатных;

  42. Растения Среднего Урала, произрастающие на почвах с различной кислотностью;

  43. Растения Среднего Урала, произрастающие на почвах с различной солёностью;

  44. Растения, выращиваемые в городах Среднего Урала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!