СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по Русскому языку 10-11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах «Экзамен на пять» создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по Русскому языку 10-11 класс»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах «Экзамен на пять» создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. В основу рабочей программы положены идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по русскому языку, расширяет и углубляет содержание базового курса «Русский язык».

В соответствии с учебным планом МКОУ «Нагорская средняя общеобразовательная школа» с целью качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку элективный предмет «Экзамен на пять» изучается 51 час- в 10 классе, 34 часа - в 11 классе.

10 класс

Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формировать практические навыки выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цель курса - совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ.

Задачи курса:

  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно выразительных средств русского языка;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • развитие речевой культуры.

Формы изучения курса: работа с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, тренировочно-диагностические работы, использование различных каналов поиска информации.

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны знать / понимать

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • основные особенности функциональных стилей; уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному

тексту;

  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

Содержание программы 10 класс

Тема 1. Введение (1 час).

Особенности выпускных и вступительных экзаменов по русскому языку. Основные разделы языка, основные языковые единицы.

Тема 2. Фонетика, графика, орфоэпия (3 час).

Звук. Буква. Звуки гласные (ударные и редуцированные) и согласные (звонкие (сонорные и шумные); глухие; твердые и мягкие; парные и непарные)). Ударение. Орфоэпические нормы.

Тема 3. Лексика, фразеология (4часа).

Слова. Лексическое значение. Паронимы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Устаревшая лексика. Неологизмы. Заимствования. Диалектизмы. Просторечия. Термины. Фразеологизмы. Словари. Нормы лексической сочетаемости слов. Лексические ошибки. Лексическое значение слов. Ошибки, связанные с неправильным выбором слов. Ошибка в выборе паронима, нарушение норм сочетаемости слов, ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов, тавтология, плеоназм, смешение разностильных элементов.

Тема 4. Морфемика. Словообразование (3час).

Морфема. Значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Словообразование. Словообразовательные модели. Способы словообразования. Словообразовательные цепочки.

Тема 5. Орфография (7часов)

Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях. Правописание приставок. Употребление Ъ и Ь.

Орфография. Орфограмма. Безударная проверяемая гласная. Безударная проверяемая гласная. Безударная чередующаяся гласная. О-Ё после шипящих. Сомнительная согласная в корне. Непроизносимая согласная в корне. Удвоенная согласная. Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках. ПРЕ- и ПРИ-. Приставки на -3, -С. Гласные Ы-И после приставок. Роль Ъ и Ь в слове.

Правописание окончаний. Правописание суффиксов.

Окончание. Склонение. Спряжение. Ы и И после Ц. Суффикс. Правописание суффиксов имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий.

Правописание Н и НН.

Суффикс Н и НН в: имени прилагательном, причастии, краткой и полной форме прилагательных, наречии.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Сложные слова. Слитное и дефисное написание имен существительных, прилагательных, наречий. Слитное, дефисное и раздельное написание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий.

НЕ и НИ с различными частями речи.

Отрицательные частицы. Их значение. Приставки НЕ- и НИ-.

Тема 6. Грамматические ошибки (3час).

Типы грамматических ошибок: ошибки в словообразовании; неправильное образование грамматических форм; ошибки в синтаксическом оформлении предложений.

Тема 7. Речевые ошибки (1 час).

Типы речевых ошибок: ошибки, связанные с неправильным выбором слова (тавтология, плеоназм, смешение разностильных элементов, ошибки в употреблении устойчивых сочетаний слов, в выборе паронима, нарушение нормы сочетаемости слов, употребление слова в несвойственном ему значении).

Тема 8.Конструирование предложений и текста (1 час).

Структура текста. Связь предложений в тексте.

Тема 9.Морфология. Именные части речи (3 часа).

Морфология, часть речи, самостоятельные и служебные части речи, лексико-грамматические разряды имен существительных, имя числительное, местоимение, разряды местоимений, морфологические признаки. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. Средства связи предложений в тексте.

Глагольные части речи.

Глагол, причастие, деепричастие, морфологические признаки. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы.

Наречие. Слова категории состояния.

Наречие. Слова категории состояния. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы.

Тема 10. Служебные части речи (1 час).

Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. Частицы. Разряды частиц. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. Средства связи предложений в тексте.

Тема 11. Изобразительно-выразительные средства (3час)

Тропы: эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, каламбур, ирония, сарказм, перифраза. Стилистические фигуры: инверсия, антитеза, анафора, эпифора, композиционный стык, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция. Выразительные средства фонетики: аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Стилистические приемы: скрытый диалог с читателем, вопросно-ответная форма изложения.

Тема 12.Синтаксис (6часа).

Словосочетание. Способы связи.

Синтаксис. Словосочетание. Виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная). Способы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Синтаксис просто предложения.

Предложение. Виды предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Грамматическая основа. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Обособленные уточняющие члены предложения. Обращения. Вводные слова и вставные конструкции.

Синтаксис сложного предложения.

Сложное предложение. Союзные (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное предложения. Средства связи в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение (главная и придаточная части, виды придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешенное соподчинение). Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Средства связи в сложном предложении.

Средства связи в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова.

Тема 13. Текст (8часов).

Смысловой анализ текста.

Особенности построения текста-рассуждения и текстов с доминированием описания и повествования.

Текст.

Текст. Тема. Микротема. Связь предложений в тексте. Текст-рассуждение. Тексты с доминированием описания и повествования.

Композиция сочинения. Критерии оценивания сочинения. Абзацное членение текста.

Критерии оценивания сочинения. Смысловая цельность. Композиционная стройность: виды вступлений в зависимости от типа текста, основная часть (формулировка и комментарий проблемы, формулировка позиции автора и выражение собственной позиции с приведением аргументов), заключение.

Проблематика текста и позиция автора.

Проблематика текста и позиция автора.

Собственная позиция. Аргументация.

Умение формулировать собственную позицию и приводить аргументы.

Типичные речевые и грамматические ошибки в сочинениях.

Типичные речевые и грамматические ошибки в сочинениях.

Контроль: выполнение контрольных тестовых работ: 3 часа (3 работы), выполнение контрольных работ - 2 часа (1 работа).

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. ЕГЭ 2016. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. И.П. Цыбулько.

  2. Малюшкин А.Б., ИконницкаяЛ.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: - М.: ТП Сфера, 2014.

  3. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2012: учебно-методическое пособие. - Ростов-на- Дону: Легион, 2011.

  4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2014.

  5. Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. - Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

  6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

  7. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. - М.: Грамотей, 2008.

11 класс

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является написание сочинения-

рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компетентности выпускников средней школы, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Данный элективный предмет в 11 классе предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи.

Совершенствовать умения:

  • понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

  • определять тему текста, проблему, позицию автора;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

  • комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;

  • развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать

композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность

изложения;

  • выбирать необходимый стиль и тип речи;

  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

  • соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей,

групповая работа, сочинение, исследование, редактирование, моделирование, стилистический анализ.

Содержание программы 11 класс

Тема 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (3 часа).

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Практическая работа по оцениванию сочинений. Основные элементы сочинения-рассуждения (формулировки проблемы, комментария к ней, авторской позиции, аргументов), различные виды ошибок.

Тема 2. Стили и типы речи (1 час).

Стили речи (публицистический, художественный) и их особенности. Смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности. Практическая работа по определению стилей и смысловых типов текстов.

Тема 3. Первоначальная работа с текстом. Вступление к сочинению (1 час).

Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста.

Тема 4. Проблема текста (4 часа).

Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

Практическая работа по формулированию проблем текста.

Тема 5. Комментарий к проблеме (5 часов).

Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Практическая работа по написанию комментария к проблеме.

Тема 6. Авторская позиция (4 часа).

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.

Практическая работа по формулированию авторской позиции.

Тема 7. Аргументация собственной позиции (7 часов).

Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

Практическая работа по написанию аргументации (аргументов различных видов).

Тема 8. Заключение к сочинению (2 часа).

Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.

Практическая работа по написанию вступления и заключения к сочинению.

Практическая работа по написанию собственных творческих работ (6 часов)

Контроль: 1 самостоятельная работа (1 ч.) и 3 контрольных работы (4 ч.)

Литература для учащихся:

  1. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно­методическое пособие Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. - Изд.2-е, испр. - Ростов н/Д: Легион-М, 2013

  2. Словари различных видов.

Литература для учителя

  1. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно­методическое пособие /Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. - Изд. 2-е, испр. - Ростов н/Д: Легион-М, 2013.

  2. Словари различных видов.

  3. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии: Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С). Москва: «Айрис Пресс», 2006.

  4. Бабайцева В.В. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008

  5. . Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Москва: «Экзамен», 2008

  6. Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: пособие для учащихся /А.Г. Нарушевич - М.: Просвещение, 2009

  7. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 12.

Календарно-тематическое планирование, 10 класс

п/п

ТЕМА

Основное содержание

Формы работы

Кол-во

часов

План

Факт

Тема 1 Введение (1 час)

1

Введение

Особенности выпускных и вступительных экзаменов по русскому языку. Основные разделы языка, основные языковые единицы.

Беседа. Постановка целей и задач.

1



Тема 2 Фонетика, графика, орфоэпия (3 час)

2-4

Фонетика, графика, орфоэпия.

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные (ударные и редуцированные) и согласные (звонкие (сонорные и шумные); глухие; твердые и мягкие; парные и непарные)). Ударение. Орфоэпические нормы.

Лекция. Беседа. Практическая работа. Проверочный тест по фонетике, графике и орфоэпии.




Тема 3 Лексика, фразеология (4часа)

5-6

Лексика, фразеология.

Слова. Лексическое значение. Паронимы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Устаревшая лексика. Неологизмы. Заимствования. Диалектизмы. Просторечия. Термины. Фразеологизмы. Словари.

Лекция. Беседа. Практическая работа. Проверочный тест по лексике и фразеологии.




7-8

Нормы лексической сочетаемости слов.

Лексические ошибки. Лексическое значение слов. Ошибки, связанные с неправильным выбором слов. Ошибка в выборе паронима, нарушение норм сочетаемости слов, ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов, тавтология, плеоназм, смешение разностильных элементов.

Практикум.




Тема 4 Морфемика. Словообразование (3 час)

9-11

Морфемика. Словообразование.

Морфема. Значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Словообразование. Словообразовательные модели. Способы словообразования. Словообразовательные цепочки.

Практикум. Проверочный тест по морфемике




Тема 5 Орфография (7 часов)

12-14

Орфография. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях. Правописание приставок. Употребление Ъ и Ь.

Орфография. Орфограмма. Безударная проверяемая гласная. Безударная проверяемая гласная. Безударная чередующаяся гласная. О-Ё после шипящих. Сомнительная согласная в корне. Непроизносимая согласная в корне. Удвоенная согласная. Приставка. Правописание гласных и согласных в приставках. ПРЕ- и ПРИ-. Приставки на-3, -С. Гласные Ы-И после приставок. Роль Ъ и Ь в слове.

Словарный диктант. Практикум. Проверочный тест по правописанию гласных и согласных в корнях.




15

Правописание окончаний. Правописание суффиксов

Окончание. Склонение. Спряжение. Ы и И после Ц. Суффикс. Правописание суффиксов имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий.

Практикум.




16

Правописание Н и НН.

Суффикс Н и НН в: имени прилагательном, причастии, краткой и полной форме прилагательных, наречии.

Практикум. Проверочный тест на правописание Н и НН.





17

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

Сложные слова. Слитное и дефисное написание имен существительных, прилагательных, наречий. Слитное, дефисное и раздельное написание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий.

Практикум. Беседа. Словарный диктант.




18

НЕ и НИ с различными частями речи.

Отрицательные частицы. Их значение. Приставки НЕ- и НИ-.

Практикум. Проверочный тест на написание НЕ и НИ с различными частями речи.




Тема 6 Грамматические ошибки (3час)

19-21

Грамматические ошибки.

Типы грамматических ошибок: ошибки в словообразовании; неправильное образование грамматических форм; ошибки в синтаксическом оформлении предложений.

Лабораторная работа. Проверочный тест на нахождение грамматических ошибок




Тема 7 Речевые ошибки (2час)

22-23

Речевые ошибки.

Типы речевых ошибок: ошибки, связанные с неправильным выбором слова (тавтология, плеоназм, смешение разностильных элементов, ошибки в употреблении устойчивых сочетаний слов, в выборе паронима, нарушение нормы сочетаемости слов, употребление слова в несвойственном ему значении).

Лабораторная работа. Проверочный тест на нахождение речевых ошибок.




Тема 8 Конструирование предложений и текста (1 час)

24

Конструирование предложений и текста.

Структура текста. Связь предложений в тексте.

Лабораторная работа.




25

Контрольный тест.


Контрольный тест (часть 1 ЕГЭ)




Тема 9 Морфология. Именные части речи (3 часа)

26

Морфология. Именные части речи.

Морфология, часть речи, самостоятельные и служебные части речи, лексико-грамматические разряды имен существительных, имя числительное, местоимение, разряды местоимений, морфологические признаки. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. Средства связи предложений в тексте.

Практикум.




27

Глагольные части речи.

Глагол, причастие, деепричастие, морфологические признаки. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы.

Практикум.




28

Наречие. Слова категории состояния.

Наречие. Слова категории состояния. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы.

Практикум. Проверочный тест.




Тема 10 Служебные части речи 1 час)

29

Служебные части речи.

Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. Частицы. Разряды частиц. Умение находить в тексте слово заданной части речи и заданной формы. Средства связи предложений в тексте.

Практикум. Проверочный тест.




Тема 11 Изобразительно-выразительные средства (3час)

30-32

Изобразительно выразительные средства.

Тропы: эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, каламбур, ирония, сарказм, перифраза. Стилистические фигуры: инверсия, антитеза, анафора, эпифора, композиционный стык, синтаксический параллелизм, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция. Выразительные средства фонетики: аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Стилистические приемы: скрытый диалог с читателем, вопросно-ответная форма изложения.

Практикум.




33

Контрольный тест.


Контрольный тест (часть 1 ЕГЭ)




Тема 12 Синтаксис (6часа)

34

Синтаксис.

Словосочетание. Способы связи.

Синтаксис. Словосочетание. Виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная). Способы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).





35

Синтаксис просто предложения.

Предложение. Виды предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Грамматическая основа. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Обособленные уточняющие члены предложения. Обращения. Вводные слова и вставные конструкции.

Практикум. Поверочный тест (синтаксис простого предложения) (часть 1).




36-37

Синтаксис сложного предложения.

Сложное предложение. Союзные (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное предложения. Средства связи в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение (главная и придаточная части, виды придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешенное соподчинение). Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Практикум.




38

Средства связи в сложном предложении.

Средства связи в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова.

Лабораторная работа. Проверочный тест по синтаксису.




39

Контрольный тест.


Контрольный тест (часть 1 ЕГЭ).




Тема 13 Текст (8 часов)

40

Смысловой анализ текста.

Особенности построения текста-рассуждения и текстов с доминированием описания и повествования.

Беседа. Практическая работа.




41

Текст

Текст. Тема. Микротема. Связь предложений в тексте. Текст- рассуждение. Тексты с доминированием описания и повествования.

Практикум.




42-43

Композиция сочинения. Критерии оценивания сочинения. Абзацное членение текста.

Критерии оценивания сочинения. Смысловая цельность. Композиционная стройность: виды вступлений в зависимости от типа текста, основная часть (формулировка и комментарий проблемы, формулировка позиции автора и выражение собственной позиции с приведением аргументов), заключение.

Практикум.




44-45

Проблематика текста и позиция автора.

Проблематика текста и позиция автора.

Лабораторная работа. Проверочный тест (часть 2 ЕГЭ).




46-47

Умение формулировать собственную позицию и приводить аргументы.

Собственная позиция. Аргументация.

Практикум. Проверочный тест (часть 2).




48

Типичные речевые и грамматические ошибки в сочинениях.

Типичные речевые и грамматические ошибки в сочинениях.

Практикум.




49-50

Контрольная работа


Контрольный тест по материалам ЕГЭ




51

Работа над ошибками


Практикум.














Календарно-тематическое планирование
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, 11 класс, 34 часа




№ п/п

Тема урока


К-ов часов

План

факт


Тема 1 Критерии оценивания сочинения -рассуждения (3 часа)

1

Сочинение-рассуждение как тип письменной работы. Требования к написанию сочинений-рассуждений (задание 25 ЕГЭ).

1




2

Критерии оценки задания 25 ЕГЭ.

1




3

Практикум по анализу сочинения-рассуждения (задания 25).

1




Тема 2 Стили и типы речи (1 час)

4

Функциональные стили текстов. Смысловые типы речи.

1




Тема 3 Первоначальная работа с текстом. Вступление к сочинению (1 час)

5

Первоначальная работа с текстом. Виды вступления к сочинению.

1




Тема 4 Проблема текста (4 часа)

6

Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем. Способы выявления проблем.

1




7

Способы формулирования проблем. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

1




8

Практикум по формулированию проблем текста

1




9

Практикум по формулированию проблем текста С.р.

1




Тема 5 Комментарий к проблеме (5 часов)

10

Комментарий к проблеме. Типы комментария: текстуальный и концептуальный.

1




11

Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения.

1




12

Практикум по написанию текстуального комментария к сформулированной проблеме.

1




13

Практикум по написанию концептуального комментария к сформулированной проблеме.

1




14

Контрольная работа по написанию комментария к сформулированной проблеме текста.

1




Тема 6 Авторская позиция (4 часа)

15

Авторская позиция, средства её выражения.

1




16

Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах. Автор и рассказчик.

1




17

Практикум по формулированию позиции автора исходного текста.

1




18

Практикум по формулированию позиции автора исходного текста.

1




Тема 7 Аргументация собственной позиции (7 часов)

19

Аргументация собственного мнения по проблеме. Структура аргумен­та.

1




20

Виды аргументов. Аргументы из литературы.

1




21

Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая.

1




22

Типичные ошибки аргументации и способы их устранения.

1




23

Практикум по аргументации собственного мнения по проблеме.

1




24

Практикум по аргументации собственного мнения по проблеме.

1




25

Контрольная работа по аргументации собственного мнения по пробле­ме.

1




Тема 8 Заключение к сочинению (2 часа)

26

Финал сочинения-рассуждения. Виды заключения.

1




27

Практикум по написанию вступления и заключения к сочинению.

1




Практическая работа (3 часа)

28

Практикум по написанию сочинения-рассуждения к предложенному тексту.

1




29

Практикум по написанию сочинения-рассуждения к предложенному тексту.

1




30

Практикум по написанию сочинения-рассуждения к предложенному тексту.

1




Контроль

31-32

Контрольная работа по написанию сочинения-рассуждения к предложенному тексту.

2




33

Практикум по написанию сочинения-рассуждения к предложенному тексту.

1




34

Резерв.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!