СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по русскому языку в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Разработан в соответствии с Федеральны компонентом государственного образовательного стандарта. Курс направлен на подготовку учащихся к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по русскому языку в 9 классе»

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:



Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МО



_______/__________ ________/_________ ______/_________



«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА









элективного курса по русскому языку. 9 класс, основное общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)





Цыденова Дабажап Бадмахандуевича,

(ФИО)



учителя русского языка и литературы, I категория__________________________________

(должность, категория, разряд)





































2017

Аннотация

Элективный курс «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов учебной нагрузки за полугодие.

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

Программа нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка: морфемика и словообразование, грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация), лексика, текстоведение и речеведение;

реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:

  • по орфографии и пунктуации,

  • в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,

  • в извлечении основной информации,

  • в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ОГЭ,

  • в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,

  • в знании выразительных средств русской речи.

Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).

Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.





  1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе создана в соответствии с

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ от 05.03.2004 г. № 1089);

- образовательной программой ООО МАОУ «Петропавловская районная гимназия»;

- программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы, базовый уровень), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. - М.: Дрофа, 2014;

- федеральным перечнем учебников на 2017-2018 учебный год;

- учебным планом МАОУ «Петропавловская районная гимназия» на 2016-2017 учебный год;

- Положением о рабочей программе МАОУ «Петропавловская районная гимназия».

Характеристика курса. Программа элективного курса «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Объём программы - 17 часов учебной нагрузки, которая может быть реализована в течение одного полугодия. Программа состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.

Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста

1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

2. Речеведческий анализ текста.

3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.

4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).

Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.

1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.

2. Повторение морфологии.

4. Повторение синтаксиса и пунктуации.

5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.

Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.

2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.

3. Реализация коммуникативного замысла.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение лексики, развития речи, орфографии, на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.

Элективный курс предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи, приёмам компрессии текста. Подготовка учащихся к выполнению задания части 3 (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

- сокращать текст разными способами;

- использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;

- отобрать в исходном тексте главное;

- сохранить последовательность и логичность предложенного текста;

- составить план и писать по плану;

- правильно и точно излагать свои мысли;

- составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос в части 2;

- при аргументации использовать ссылки на исходный текст;

- анализировать речевые средства, использованные в тексте;

- соблюдать речевые и грамматические нормы.

Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.

Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

Итоговый контроль обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФИПИ или сборников по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Цели программы:

- повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;

- обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ;

- оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.

Цели и содержание программы соотнесены с требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов ОГЭ и на основе спецификации.

Задачи:

- обобщить знания о языке как системе (знания по орфографии, морфологии, лексике, словообразованию, синтаксису);

- развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;

- формировать устойчивые навыки нормативной речи;

- развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;

- совершенствовать речевую деятельность учащихся.





















2. Результаты освоения элективного курса.

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;

  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

  • умение определять средства связи предложений в тексте;

  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота

  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

  • умение применять знания по лексике, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

  • умение последовательно излагать собственные мысли;

  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

  1. Содержание элективного курса (17 час).

Модуль1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов. (5 час)

Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Задания части1,2,3. Тестовый характер заданий. Демоверсия по русскому языку. Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков ОГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (ч.3).

2. Работа над частью 1. Изложение исходного текста.

Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

3.Выделение микро и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речи, потому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение); б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым); в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).

4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).

5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.

Модуль 2. Работа над частью 2 (9 час)

Задания части 2 связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания, связаны с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).

6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.

Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).

7. Повторение морфологии.

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.

Блок 1. Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.

Блок 2. Правописание личных окончаний глаголов.

Блок 3. Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Блок 4. Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.

Блок 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Блок 6. Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.

8. Лексика и фразеология.

Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами. Нормы сочетаемости.

9. Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.

10. Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

11.Повторение синтаксиса и пунктуации.

Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.

12. Простое предложение, его грамматическая основа. Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив). Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.

Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельством. Знаки препинания при обособлении.

13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).

14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть 2) Модуль 3 (ч.3) (3 часа)

15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем. Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.

16. Контроль знаний (часть 3) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (15.1., 15.2, 15.3.)

17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы программы

Количество часов

КЭС

КПУ

по плану

факт

1

Модуль 1.

Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов (теория)

1

 


2.2.1.-2.2.3.

2

Работа над частью 1 (изложение).

Типы и стили речи. Текст и его строение. Речеведческий анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста.(теория)

1


1.1.1

8.8.1-8.8.5

2.2.1.-2.2.3.

3

Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Приёмы компрессии текста . (теория +практика)

1


8.8.6.

3.3.1.-3.3.4.

4

Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения (практика)

 1


8.8.6.

3.3.1.-3.3.4.

5

Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками. (практика)

 1


8.8.6.

3.3.1.-3.3.4.

6

Модуль 2 (ч.2) Работа над частью 2.

Повторение фонетики и орфографии.

Способы словообразования.(практика)

 1


1.1.1.

1.1.2.

3.3.3.3.3.4.

1.1.1.

3.3.3.

7

Повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Теория + практика)


4.4.1 -4.4.3.


1.1.1.

3.3.3

8

Лексика. Фразеология. (практика)

 1


2.2.1-2.2.5.

1.1.1.

3.3.3

9

Работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка. (практика)

1


8.8.4.

10.10.5.

1.1.1.

10

Контроль знаний. Написание сочинения о роли изобразительно- выразительных средств в тексте.(практика)

 1


8.8.6.

3.3.3.

11

Повторение синтаксиса и пунктуации. Словосочетание, виды связи. Синонимичные словосочетания. .(практика)

 1


5.5.1.

3.3.3.

12

Простое предложение и его виды.

(теория+практика)


5.5.2.-5.5.7.

5.5.12.

3.3.3.

13

Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. (теория +практика)

1


5.5.8-5.5.10.

5.5.13.

3.3.3.

14

Контроль знаний. Тест в формате
ОГЭ (часть 2) (практика)

 1


код разделов

1-7

1.1.1.

2.2.3.

15

Модуль 3 (ч.3)

Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. (теория+практика)

1


8.8.5.

8.8.6.

1.1.1.

3.3.2.

3.3.3.

16

Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (часть С).(практика)

 1


8.8.6.

1.1.1.

3.3.2.

3.3.3.

17

Итоговое занятие. (практика)

 1


8.8.5.

8.8.6.

1.1.1.

3.3.2.

3.3.3.

 

Итого

17









17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!