Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Приложение № 1.21.1
к основной образовательной программе
основного общего образования
Утверждена приказом МАОУ СОШ №9 от 31.08.2022 № 96\1
Рабочая программа элективного курс по математике
«Практикум по математике»
9 класс
2022-2223 учебный год
Североуральск
2022
Структура рабочей программы
Планируемые результаты освоения элективного курса
Содержание элективного курса
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела, с учетом рабочей программы воспитания
Электронные (цифровые) ресурсы
1.. Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения элективного курса
Изучение курса позволяет достичь следующих результатов
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
5) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
6) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
7) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
8) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
В результате изучения курса ученик должен:
Знание/понимание:
владение термином; владение различными эквивалентными представлениями (например, числа); распознавание (на основе определений, известных свойств, сформированных представлений); использование различных математических языков (символического, графического), переход от одного языка к другому; интерпретация.
Умение применить алгоритм:
использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебраическими выражениями; решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач.
Умение решить математическую задачу:
задания, при решении которых требуется применение (актуализация) системы знаний; преобразование связей между известными фактами; включение известных понятий, приемов и способов решения в новые связи и отношения, умение распознать стандартную задачу в измененной формулировке.
Применение знаний в жизненных, реальных ситуациях:
задания, формулировка которых «облечена» в практическую ситуацию, знакомую учащимся и близкую их жизненному опыту.
уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
проводить преобразование числовых и буквенных выражений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
доказывать несложные неравенства;
находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей.
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
2. Содержание элективного курса
Тема раздела | Содержание изучаемого материала |
Алгебра | Действия с обыкновенными и десятичными дробями, степени Неравенства, сравнение чисел, числа на прямой Числа, алгебраические преобразования Квадратные уравнения, рациональные уравнения, системы неравенств, системы уравнений, линейные уравнения Чтение графиков функций, растяжения и сдвиги Арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия, числовые последовательности Рациональные выражения, целые выражения Квадратные неравенства, линейные неравенства, рациональные неравенства, системы неравенств |
Геометрия | Многоугольники, квадрат, прямоугольник параллелограмм, равнобедренные треугольники, ромб, трапеция, треугольники общего вида, углы, прямоугольный треугольник Касательная, хорда, секущая, радиус, окружность, описанная около многоугольника, центральные и вписанные углы Площади фигур Свойства геометрических фигур |
Реальная математика | Таблицы, таблицы нормативов, диаграммы Анализ таблиц, вычисление величин по графику или диаграмме, определение величин по графику Пропорции, проценты Вычисление длин и площадей, подобие треугольников, теорема Пифагора Столбчатые диаграммы и графики, круговые диаграммы Статистика, теоремы о вероятностных событиях, классическая вероятность Вычисления по формуле, линейные уравнения |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела, с учетом рабочей программы воспитания
№ п/п | Раздел/кол-во часов | Тема занятия | Форма проведения | Форма контроля |
1 | Алгебра – 16 часов | Входная диагностическая работа | Урок контроля знаний | Контрольная работа в формате ОГЭ |
2 | Анализ работы | Комбинированный урок | |
3-4 | Числа и вычисления | Практикум | Тест |
5-6 | Числовые неравенства, координатная прямая | Практикум | Тест |
7-8 | Числа, вычисления и алгебраические выражения | Практикум | Тест |
9-10 | Уравнения, неравенства и их системы | Практикум | Тест |
11 | Графики функций | Практикум | Тест |
12-13 | Арифметические и геометрические прогрессии | Комбинированный урок | Тест |
14 | Алгебраические выражения | Практикум | Тест |
15-16 | Уравнения, неравенства и их системы | Практикум | Тест |
17-19 | Геометрия – 8 часов | Треугольники, четырехугольники, многоугольники и их элементы | Комбинированный урок | Тест |
20 | Окружность круг и их элементы | Практикум | Тест |
21-22 | Площади фигур | Практикум | Тест |
23 | Фигуры на квадратной решетке | Практикум | Тест |
24 | Анализ геометрических высказываний | Комбинированный урок | Тест |
25 | Реальная математика – 2 часа | Анализ диаграмм, таблиц и графиков | Практикум | Тест |
26 | Анализ диаграмм, таблиц и графиков | Практикум | Тест |
27-28 | Алгебра – 2 часа | Простейшие текстовые задачи | Комбинированный урок | Тест |
29-30 | Геометрия – 2 часа | Практические задачи по геометрии | Практикум | Тест |
31 | Реальная математика – 3 часа | Анализ диаграмм | Комбинированный урок | Тест |
32 | Статистика, вероятности | Практикум | Тест |
33 | Расчеты по формулам | Практикум | Тест |
Электронные (цифровые) ресурсы
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge – открытый банк заданий ОГЭ (ФИПИ)
http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory - демоверсии, кодификаторы, спецификаторы ОГЭ 2016 год (ФИПИ)
https://oge.sdamgia.ru/?redir=1 – образовательный портал для подготовки к экзаменам
https://ege.yandex.ru/mathematics-gia/ - ОГЭ на Яндексе
http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки