СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы кинопедагогики как средство образовательной интеграции на примере занятия в школьном киноклубе (фильм владимира грамматикова «мио, мой мио»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ЭЛЕМЕНТЫ КИНОПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЬНОМ КИНОКЛУБЕ (ФИЛЬМ ВЛАДИМИРА ГРАММАТИКОВА «МИО, МОЙ МИО»)

Дорофеева Наталья Владиславовна

Магистрант

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

 

Аннотация: в статье рассматриваются понятия «медиаобразование», «кинопедагогика». Автор осмысливает воспитательные и образовательные возможности работы школьного киноклуба в аспекте интегрированного медиаобразования. Представлен практический опыт автора на примере комплексной работы по фильму Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио».

Ключевые слова: медиаобразование, кинопедагогика, воспитание, справедливость, доброта, герой, Астрид Линдгрен.

 

Просмотр содержимого документа
«Элементы кинопедагогики как средство образовательной интеграции на примере занятия в школьном киноклубе (фильм владимира грамматикова «мио, мой мио»)»

УДК 372.882

ЭЛЕМЕНТЫ КИНОПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЬНОМ КИНОКЛУБЕ (ФИЛЬМ ВЛАДИМИРА ГРАММАТИКОВА «МИО, МОЙ МИО»)

Дорофеева Наталья Владиславовна

Магистрант

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: Дорофеева Ольга Алексеевна

старший преподаватель

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Аннотация: в статье рассматриваются понятия «медиаобразование», «кинопедагогика». Автор осмысливает воспитательные и образовательные возможности работы школьного киноклуба в аспекте интегрированного медиаобразования. Представлен практический опыт автора на примере комплексной работы по фильму Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио».

Ключевые слова: медиаобразование, кинопедагогика, воспитание, справедливость, доброта, герой, Астрид Линдгрен.


ELEMENTS OF FILM PEDAGOGY AS A MEANS OF EDUCATIONAL INTEGRATION ON THE EXAMPLE OF A CLASS IN A SCHOOL CINEMA CLUB (VLADIMIR GRAMMATIKOV'S FILM "MIO, MIO MIO")

Dorofeeva Natalia Vladislavovna

Master student Armavir State Pedagogical University

Academic Supervisor: Dorofeeva Olga Alekseevna

Senior Lecturer Armavir State Pedagogical University

Annotation: The article deals with the concepts of "media education", "film education". The author comprehends the educational and educational possibilities of the school film club in the aspect of integrated media education. The practical experience of the author is presented on the example of complex work on the film by Vladimir Grammatikov "Mio, my Mio".

Key words: media education, film education, education, justice, kindness, hero, Astrid Lindgren.

Одним из предметных результатов изучения предметной области «Филология» в части освоения литературы во ФГОС основного общего образования зафиксировано «овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» [1, с. 9]. VUCA-мир, в котором живут современные школьники, предполагает, что информацию ребята получают из всех возможных каналов. Таким образом, они воспринимают реальность как метатекст, и поэтому восприятию текста художественной литературы очень помогает знакомство с его экранизацией. К счастью, киноиндустрия советского периода, да и современное российское кино часто и охотно брали и берут за основу произведения русской и зарубежной литературы. В сущности, просмотр и обсуждение в школьном киноклубе экранизаций – это один из эффективных инструментов медиаобразования современных школьников.

Зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук Е.А. Бондаренко отмечает, что «для педагогов медиаобразование – это в первую очередь использование СМИ как материала для анализа на уроках и освоение предметного содержания через создание собственных сообщений-медиатекстов. На первый план выходит развивающая и формирующая функции медиаобразования, оно есть одновременно и средство для постижения предмета, и средство для формирования информационной культуры ученика – критического мышления, умений работать с информацией. Технологии медиаобразования, с одной стороны, являются прикладными, с другой стороны – помогают объединить изучение предметов и отдельных учебных курсов в единый процесс образования, поскольку основная задача медиаобразования – формирование общих информационных умений, культуры работы с информацией, этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций» [2].

Такой подход позволяет воспринимать ученика и учителя как равноправных получателей информации, которые совместно постигают действительность и интерпретируют ее. В условиях преподавания литературы уместно говорить об интегрированном медиобразовании, то есть о формировании критического мышления на основе наглядного использования медиатекстов в преподавании отдельных предметов с целью интеграции медиаобразования и данного предмета.

Вернемся к работе киноклуба. «Концепция кинопедагогики рассматривает кино как инструмент воспитания и образования, методический материал для реализации образовательной деятельности, а грамотное педагогическое применение кино – как универсальный способ познания социальных, культурных, научных явлений детьми дошкольного, школьного возраста, молодежью» [3]. Просмотр кинофильма и различные формы работы впоследствии – это эффективные средства развития критического мышления, устной речи, навыков командной коммуникации. «Работа педагога в связи с фильмом проводится главным образом в устных, письменных и игровых формах. К устным относятся: вступительное слово преподавателя перед просмотром, обобщение увиденного после просмотра; чтение во время занятий отрывков из опубликованного в кинолитературе (по поводу данного фильма или о проблеме, с ним связанной); дискуссия после просмотра; просмотры-сравнения на материале фильмов-экранизаций. Письменные формы: рецензии на фильм (в том числе сравнительные – на экранизацию); сочинение по фильму; отзывы; рецензирование, реферирование литературы о кино; переложение на язык фильма отрывка из литературного произведения (опыт написания сценария); создание школьных уголков кино. К игровым формам относятся: рисунки, коллажи на темы просмотренного фильма; составление сюжета из разрозненного набора кадров; киновикторины, киновечера и киноутренники; кинотурниры между классами и школами; выставки и т. д.» [4].

В качестве примера представим конспект урока по фильму Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио».

Ничего не может быть хуже, чем иметь каменное сердце

Астрид Линдрен

ЦЕЛЬ: воспитание у обучающихся чувства справедливости и сострадания средствами киноискусства.

ЗАДАЧИ:

- обучающая

  1. познакомить обучающихся с творчеством Астрид Линдгрен, выдающейся детской писательницы;

- развивающая

  1. расширять кругозор обучающихся средствами киноискусства;

  2. формировать зрительскую и читательскую культуру обучающихся;

- воспитательная

  1. формировать эстетический вкус обучающихся;

  2. воспитывать чувства сострадания, справедливости.

  1. МОТИВАЦИЯ

УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята, каждый день нам приходится сталкиваться с равнодушием, агрессией и даже жестокостью. Эта проблема не нова, ещё в древних сагах и былинах говорилось: «Человек с каменным сердцем». Как вы считаете, что значит иметь «каменное сердце»? В каких произведениях вы встречали героев с «каменных сердцем»? Встречали ли вы таких людей в повседневной жизни? Существует ли способ избавиться от каменного сердца?

Дома вы посмотрели фильм «Мио, мой Мио». Есть ли там герои с каменными сердцами?

Заранее подготовленные ученики отвечают на вопросы.

УЧЕНИКИ: Мы знаем много произведений, где встречаются такие персонажи. Например, мальчик-Звезда из одноименной сказки Оскара Уайльда. В повседневной жизни мы также видим их. Но это намного ужаснее, ведь нам приходится общаться с ними. А такие люди могут причинить боль, даже не заметив этого. Заставить каменное сердце «ожить» способна только любовь. В фильме «Мио, мой Мио» мы видим подобных персонажей. К ним можно отнести хулиганов, избивших главного героя, его приемных родителей и злого рыцаря – Като.

УЧИТЕЛЬ: С большим удовольствием приглашаю вас в гости к знаменитой сказочнице Астрид Линдрен. Её перу принадлежит произведение, на основе которого был создан фильм «Мио, мой Мио». За свою долгую жизнь она написала множество книг для детей. Главной целью писательницы была борьба с «каменными» сердцами.

  1. СЛОВО ОБ АВТОРЕ

УЧИТЕЛЬ: Ребята, знакомы ли вы с творчеством этой писательницы? Расскажите, что вам известно о ней?

УЧЕНИК 1: Астрид Линдгрен – шведская детская писательница. Слава пришла к ней после публикации книги «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Она родилась в 1907 году, близ шведского городка. Её детство прошло в окружении любящей семьи и деревенской природы. Семья жила очень дружно. У Астрид были брат и младшая сестра.

УЧИТЕЛЬ: Знаете ли вы, как Астрид Линдгрен стала писательницей? С чего начался её творческий путь?

УЧЕНИК 2: По словам писательницы, первое её произведение было «Пеппи Длинный чулок» (1945 год), оно появилось, благодаря дочери Карин, которая заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном разные истории. Однажды девочка попросила рассказать историю про Пеппи Длинный чулок – это имя она выдумала. С 1944 по 1950 годы Астрид Линдгрен сочинила трилогию об этой героине и множество других произведений. Так, в 1945 году ей предложили должность редактора детской литературы в издательстве. Она приняла это предложение и проработала очень долго.

УЧИТЕЛЬ: В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей – «Мио, мой Мио!» В этой эмоциональной, драматичной книге соединены приёмы героического сказания и волшебной сказки, а рассказывается в ней история нелюбимого ребенка, оставленного на попечение приёмных родителей. Астрид Линдгрен не раз прибегала к сказке и сказочной повести, затрагивая судьбы одиноких и брошеных детей. Нести детям утешение, помогать преодолевать трудные ситуации – эта задача в первую очередь двигала творчество писательницы.

Узнаем подробнее о создании фильма.

  1. «МОИ, МОЙ МИО» - история создания произведения.

УЧЕНИК 3: Через 2 года произведение было удостоено престижной премии – Немецкого приза юношеской литературы. «Мио, мой Мио» – первое произведение писательницы, созданное в жанре эпического фэнтези. Первая экранизация повести состоялась в 1987 году. Когда шведские продюсеры в 1985 году обратились в СССР с предложением, чтобы экранизацию книги снимал именно советский режиссёр, им на выбор предложили троих. Выбор пал на Владимира Грамматикова. Его кандидатуру одобрила и Астрид Линдгрен, с которой он встретился ещё до начала съёмок. Грамматиков два с половиной часа рассказывал ей фрагменты из своей жизни, после чего Линдгрен сказала: «Будет хороший фильм» [5].

УЧИТЕЛЬ: Поговорим об истории создания фильма «Мио, мой Мио».

УЧЕНИК 4: Режиссеру нужно было выбрать двух героев, которые будут сниматься. В финальный конкурс прошло 18 ребят, где победителями и вышли Ник Пиккард и Кристиан Бэйл. Сейчас это знаменитые голливудские актеры.

Во время съёмок фильма «Мио, мой Мио» взорвалась Чернобыльская АЭС. Всю съёмочную группу пришлось эвакуировать. Пережитые несчастья крепко связали актеров. Съёмки заканчивались уже в большой дружной семье [6].


  1. КРОССВОРД

УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята, вы посмотрели фильм по произведению, узнали его историю. Теперь выполним небольшое задание. Разгадаем кроссворд по фильму.

На решения кроссворда отводится 7 минут, затем на слайде появляются ответы.

  1. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

УЧИТЕЛЬ: Наша группа «актеров» подготовила для вас необычное задание. Сейчас им предстоит прочитать фрагмент произведения и изобразить эмоции героев, а вы должны их оценить.

(Заранее подготовленные ученики демонстрируют эмоции героев произведения)

Отрывок из произведения:

«В длинных переходах и обширных залах царила тишина. Там никого не было. Ни одного черного стражника. Они все исчезли, все до единого. Опустевшие залы освещало солнце. Его лучи, проникавшие сквозь зарешеченные окна, бросали свет на густую паутину, висевшую под высокими сводами, и было видно, какой этот замок старый и какой унылый. В этой неприветливой тишине меня вдруг пронзила мысль: «А вдруг Юм-Юм тоже исчез?». И я помчался бегом все дальше, дальше и дальше. И вот, когда я уже был недалеко от башни, я услышал, как Юм-Юм играет на дудочке. Я обрадовался, и мне стало спокойно.

Я распахнул двери нашей бывшей тюрьмы. Он увидел меня, глаза его радостно вспыхнули, он вскочил с пола.

- Мио! – закричал он. – Я так тревожился. Я просто не мог не играть всё это время, иначе бы я не выдержал.

- Успокойся, - сказал я. – Теперь все тревоги позади.

Мы никак не могли наглядеться друг на друга, и мы смеялись от радости» [7].

VI. ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА.

УЧИТЕЛЬ: Давайте погрузимся в волшебный мир кино. (Гаснет свет, показан фрагмент из фильма «Разговор в темнице» и «Битва с Като»)

VII. АНАЛИЗ И КОММЕНТИРОВАНИЕ

УЧИТЕЛЬ: Вы увидели выступление своих одноклассников и игру профессиональных актеров. Как вы считаете, справились наши ребята? Чьё исполнение понравилось вам больше?

Ответы обучающихся.

VIII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

УЧИТЕЛЬ: Немного отдохнем! Подберите синонимы к понятию «Каменное сердце», но вслух не говорите. Сравним их с теми, что я записала. Если мнение совпало, хлопаем в ладоши над головой. Если нет – разводим руками.

IX. РЕФЛЕКСИЯ

УЧИТЕЛЬ: Составьте синквейн о главном герое, и чему он учит нас. Запишите его на листочке. Ваши листочки я положу в волшебный колодец. Он их перемешает, и мы прочитаем несколько.

Ответ:

Мио

Любящий, смелый

Учит нас настоящей дружбе

Герой!

X. РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

УЧИТЕЛЬ: Теперь представим, что вы кинокритики. Проверим работу в группах. Нужно было нарисовать эпизод из фильма, который больше всего вам запомнился. Остальные должны угадать, что это за отрывок.

(Учащиеся, заранее поделенные на небольшие группы, демонстрируют рисунки.

Идет обсуждение).

УЧИТЕЛЬ: У меня тоже есть любимые эпизоды, которые запали в душу. Представим, что я – режиссер. Вы показали иллюстрации, а я подготовила видео. Посмотрим, совпадают ли наши эмоции.

(Демонстрация отрывков из фильма и обсуждение).

XI. ИТОГИ УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Ребята, в завершении нашего урока расскажите, какие эмоции вызвал этот фильм? Кто из героев понравился вам и почему? А главное, чему нас учит история о Мио? Нужны ли современным детям такие фильмы? Подумайте и ответьте.

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ:

«Мио, мой Мио» – мой любимый фильм. В ней повествуется о настоящей дружбе, о защите слабых, о чести – всё это должен знать любой настоящий мальчишка. К сожалению, современные мультфильмы и книги не несут ничего, кроме примитивных персонажей, которые завлекает внимание детей, но абсолютно ничего не дает их душам. А вот эта сказка А. Линдгрен научит мальчика быть мужественным, отважным и стойким. Советую посмотреть этот фильм всем ребятам.

УЧИТЕЛЬ: Урок окончен, давайте поблагодарим выступающих за интересный рассказ. Вы молодцы! Я надеюсь, что фильм «Мио, мой Мио» навсегда останется в вашем сердце!

Итак, кино является прекрасным источником вдохновения, средством воспитания. Кроме того, в рамках киноуроков возможна интеграция литературы и изобразительного искусства, истории, географии и других наук. в ходе работы над анализом экранизации ребята изучают текст первоисточника, биографию автора и историю создания произведения, учатся сравнивать увиденное и прочитанное, овладевая мыслительными операциями.

Список литературы

  1. ФГОС основного общего образования. / Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.07.2021).

  2. Бондаренко, Е. А. Технологии медиаобразования. // Вопросы интернет образования. URL: http://vio.uchim.info/Vio_119/cd_site/articles/art_2_7.htm (дата обращения: 12.07.2021).

  3. Кинопедагогика. / Официальный сайт Фонда развития творчества «Жизнь и Дело». URL: http://xn--80aaiacfuflh0amej.xn--p1ai/ (дата обращения: 12.07.2021).

  4. Кинопедагогика: начало и продолжение. / Официальный сайт онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс». URL: https://zeroplus.tv/cinepedagogy (дата обращения: 12.07.2021).

  5. Кори, К. Мио, мой Мио. История создания фильма. // Живой журнал. – 09 мая 2017. URL: https://karhu53.livejournal.com/25534151.html (дата обращения: 12.07.2021).

  6. Матюхина, А. Владимир Грамматиков: «Важно вернуть любовь к кино». // Ельцин Центр. – 21 декабря 2016 г. URL: https://yeltsin.ru/news/mio-moy-mio-pokazali-v-elcin-centre/ (дата обращения: 12.07.2021).

  7. Линдгрен, А. Мио, мой мио. URL: http://lib.ru/LINDGREN/miomio.txt (дата обращения: 12.07.2021).

  8. Мио, мой мио. URL: https://www.youtube.com/watch?v=EfTmE0A-Mz8 (дата обращения: 12.07.2021).

©Н.В. Дорофеева, 2021


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!