ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
11 класс
«Основы делового и личного письма»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа и современный мир выдвигают на первый план подготовку учащихся к реальной жизни, требуют интегрированного развития всех учебных навыков в решении реальных жизненных задач. Письменная речь не может развиваться в изоляции, работа над ней требует интегрированного развития всех языковых навыков. Интегрируя все языковые навыки, учащиеся решают реальные лингвистические задачи, которые ставит перед ними жизнь. Государственный образовательный стандарт в число целей обучения иностранному языку включает формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом обучения, познания и творчества.
В концепции модернизации Российского образования ставится задача создания системы специальной подготовки в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию и социализацию учащихся. В современном обществе актуальным становится компетентностный подход. К ключевым компетенциям относятся коммуникативная, информационная, готовность к самообразованию и развитию, принятию решений и способность к взаимодействию. Одной из ведущих признана коммуникативная компетенция, необходимая для успешной реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности.
Ориентация на будущую профессиональную деятельность, связанную с деловой сферой, дает возможность рекомендовать данный курс будущим предпринимателям, руководителям компаний и фирм, менеджерам, банковским и офисным работникам, секретарям. Этот курс построен на обучении, прежде всего, письменным формам общения и таким образом реализует потребность в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения.
Данный курс представляется как курс практико-ориентированной деятельности. Он относится к числу межпредметных элективных курсов в профильной подготовке и ставит своей целью:
- сформировать практические умения и навыки, необходимые для успешного взаимодействия в будущей профессиональной деятельности;
- сформировать межкультурную компетенцию, что позволит обеспечить эффективную коммуникацию и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия;
- расширить образовательное пространство для приобретения опыта деятельности в информационной коммуникации практического применения английского языка.
С помощью данного курса учащиеся научатся совершенствовать свои навыки в написании официальных и неофициальных писем, сообщений, инструкций, рекламных объявлений, статей и докладов, обзоров и т.д.
Курс предполагает большое количество тренировочных упражнений, направленных на отработку формата экзаменационных заданий. Кроме того, упражнения направлены на анализ типов письменных работ, а также на включение материала личного характера, то есть создание условно-самостоятельных работ.
Цель курса:
- обеспечить усвоение основ делового письма, необходимых каждому гражданину современного общества;
- сформировать практические умения и навыки, необходимые для успешных взаимоотношений в будущей профессиональной деятельности;
- совершенствовать иноязычные компетенции в единстве всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной.
Задачи курса:
- создать банк информации деловой лексики и различных форм делового письма;
- познакомить с особенностями оформления деловых писем на английском языке и научить оформлять деловое письмо различного содержания и тематики в соответствии с письменным этикетом англоговорящих стран;
- научить читать и переводить различные деловые документы;
- научить пользоваться электронной почтой и отправлять электронное сообщение.
Данная программа предназначена для учащихся 11 классов (базовый уровень образования по английскому языку) и рассчитана на 34 часа (один раз в неделю).
Программа не дублирует содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.
Содержание курса представлено следующими общими темами:
- Цели и задачи курса «Основы делового письма».
- Личное письмо.
- Деловое письмо.
- Учебное письмо.
Процесс обучения данному курсу предполагает использование различных приемов и форм организации речевой деятельности:
- аудирование и обсуждение прослушанного;
- чтение и обсуждение прочитанного;
- комментирование понятий;
- перевод образцов различных форм письменной речи;
- выполнение практических письменных заданий;
- работу с электронной почтой.
Данный курс построен на принципах:
- деловой направленности изучаемого материала;
- международных стандартов делового и личного общения;
- практической целесообразности.
Программой предусмотрена возможность установления степени достижения промежуточных и итоговых результатов через систему контроля в форме репродуктивных заданий и практических работ и презентаций.
Оценивание происходит в соответствии со следующими критериями:
- соответствие продукта принципам и правилам составления данного вида делового письма, ведения делового общения;
- оформление документации по правилам письменного этикета;
- подбор лексических и грамматических единиц, речевых клише.
Требования к уровню усвоения курса.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- специфические особенности содержания и оформления делового письма: анкет, личных профилей, деловых писем и сообщений, инструкций, напоминаний и указаний, объявлений и рекламных статей, планов и расписаний, докладов и обзоров, социальных контактов и электронных сообщений;
- основные принципы этикета ведения делового общения ;
должны уметь составлять, оформлять и написать:
- визитную карточку;
- анкетные данные ;
- адресную книгу;
- списки;
- инструкции и указания;
-сообщения и объявления;
-письма и открытки;
-план и расписание;
- рекламное объявление;
- обзор и опрос;
- доклад и презентацию;
-электронные сообщения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Те м а 1. Цели и задачи курса.
Об актуальности обучения письму.
Формальный стиль.
Неформальный стиль.
Различия стилей.
Те м а 2. Визитная карточка. Profile. Identity Card.
Правила и порядок составления визитной карточки
Т е м а 3. Анкетные данные. Personal Peculars. Application Forms. Forms.
Заполнение анкет.
Т е м а 4. Адресная книга. Address Book.Адреса на конвертах.
Правила оформления адресной книги. Варианты написания адреса.
Т е м а 5. Напоминания. Notices.
Практика написания.
Те м а 6. Составление списков. Writing Lists.
Виды и формы списков.
Те м а 7. Directions. Инструкции. Указания.
Использование формального и неформального стилей в написании инструкций и указаний.
Те м а 8. Instructions. Инструкции по пользованию и эксплуатации.
Работа над переводом инструкций. Практика составления инструкций.
Т е м а 9. Recipes. Menues. Рецепты . Меню.
Практика составления рецептов и меню.
Т е м а 10. Labelling. Составление ярлыков.
Т е м а 11. Messages and Memos. Сообщения и памятные записки.
Практика написания сообщений и памятных записок.
Т е м а 12. Diaries. Личные дневники.
Виды и формы ведения личных дневников.
Т е м а 13. Social Letters. Личные письма.
Общие правила.
Варианты обращения.
Начальные фразы письма.
Варианты подписи.
Практика написания личных писем.
Т е м а 14. Postcards. Открытки.
Общие правила.
Правила оформления. Тематика открыток.
Т е м а 15. Outlines and Schedules. Планы и расписания.
Практика составления плана и расписания.
Т е м а 16. Announcements. Объявления.
Практика написания объявлений.
Т е м а 17. Servey. Обзоры. Опрос общественного мнения.
Типы опросов. Составление вопросов.
Т е м а 18. Advertisements. Реклама.
Виды рекламы. Составление рекламы.
Т е м а 19. Study Writing. Учебное письмо.
Note Writing. Ведение записей.
Outlining.Составление плана.
Summarising.Краткое изложение основных мыслей, фактов, содержания.
Writing Reports. Написание доклада. Презентация доклада.
Т е м а 20.
E-mails. Письма и краткие сообщения, отправляемые по электронной почте.
Personal E-mails. Formal E-mails.
Написание электронного письма:
- Тема сообщения. Важность. Жаргон.
- Обращение.
- Содержание.
- Подпись.
- URL, ftррежимы.
- Приложенный файл.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)
№ | Тема | Кол- во часов | Форма организации деятельности учителя и vченика | Формы контроля |
1 |
Цели и задачи курса. Об актуальности обучения письму. Формальный стиль. Неформальный стиль. Различия стилей.
| 1 | Лекция с элементами беседы. Комментирование понятий. |
Беседа. Обсуждение. Анкетирование |
2 | Визитная карточка. Правила и порядок составления визитной карточки | 1 | Лекция с элементами обсуждения, введение лексических единиц. Работа с образцами визитных карточек. Изучение структуры и оформления визитной карточки. Изучение знаков специальных почтовых отправлений | Практическая работа: оформление визитной карточки |
3 | Анкетные данные. Заполнение анкет. | 1 | Лекция с элементами обсуждения. Введение новых слов Работа с разными видами анкет. | Практическая работа: заполнение анкет. |
4 | Адресная книга. Адреса на конвертах. Правила оформления адресной книги. Варианты написания адреса.
| 1 | Лекция с элементами обсуждения. Знакомство с различными вариантами написания адреса. | Практическая работа: составление адресной книги. |
5 | Напоминания. Формальный и неформальный стиль напоминаний. | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа с образцами. Перевод. | Практическая работа: составление напоминаний разных форм и стилей. |
6 | Составление списков. Правила. Виды списков. | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа с образцами списков. | Практическая работа: составление списков. |
7 | Инструкции. Указания. Использование формального и неформального стилей в написании инструкций и указаний. | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа с образцами инструкций и указаний. Чтение, перевод и составление личных и официальных указаний. | Написание личных и официальных инструкций и указаний. |
8 | Инструкции по пользованию и эксплуатации. | 2 |
Лекция с элементами беседы. Чтение и перевод инструкций. Введение наиболее употребительных слов и фраз для написания инструкций. писем. Составление инструкций.
| Практическая работа: перевод инструкции по пользованию и эксплуатации. |
9 | Рецепты. Меню. | 1 | Работа с рецептами. Чтение и перевод. Введение наиболее употребительных глаголов и фраз. Формы меню. | Практическая работа: составление меню. |
10 | Составление ярлыков. Виды и формы ярлыков. | 1 | Работа с шаблонами ярлыков. | Составление текста ярлыков. |
11 | Сообщения и памятные записки. Формальный и неформальный стиль. | 2 | Лекция с элементами беседы. Чтение и перевод образцов. Практика составления и написания сообщений и памятных записок. | Практическая работа: написание сообщений и памятных записок. |
12 | Личные дневники. Виды и формы ведения личных дневников. | 1 | Лекция с элементами беседы. Чтение образцов личных дневников. | Практическая работа: описание событий дня в личном дневнике. |
13 | Личные письма. Общие правила. Варианты обращения. Начальные фразы письма. Варианты подписи. Практика написания личных писем. | 2 | Лекция с элементами беседы. Работа с образцами личных писем. Чтение, перевод и составление личных писем разных видов. Оформление личных писем. | Практическая работа: написание писем различных видов. |
14 | Открытки. Общие правила. Правила оформления. Тематика открыток. | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа с образцами открыток. | Практическая работа: написание открыток. |
15 | Планы и расписания. | 2 | Лекция с элементами беседы. Практика составления плана и расписания. | Практическая работа: составление плана и расписания. |
16 | Объявления. | 2 | Лекция. Виды объявлений. Работа с образцами. Практика написания объявлений. | Практическая работа: составление объявления. |
17 | Обзоры. Опрос общественного мнения. Типы опросов. | 2 | Лекция с элементами обсуждения. Работа с образцами опросов. Знакомство с правилами составления и проведения опросов общественного мнения. | Практическая работа: составление вопросов для опроса. |
18 | Реклама. Виды рекламы. «Золотые» правила рекламы. | 2 | Лекция с элементами обсуждения. Роль рекламы в современном мире. Работа с образцами рекламы. | Презентация рекламы. |
19 | Учебное письмо. Ведение записей. Составление плана. Краткое изложение основных мыслей, фактов, содержания. Написание доклада. Презентация доклада. | 5 | Лекция. Работа над докладом и презентацией. Составление плана презентации. | Практическая работа: подготовка доклада или презентации. |
20 | Письма и краткие сообщения, отправляемые по электронной почте. Личные Сообщения. Официальные сообщения. | 3 | Лекция с элементами беседы. Работа над созданием электронного почтового ящика. Изучение основных правил для написания электронного письма. Изучение структуры' электронного письма. Приложенный файл. Тема сообщения. Важность. Жаргон | Практическая работа: Создание электронноro почтовоro ящика. Написание электронноro письма и ero отправление по заданному адресу |
21 | Заключительное занятие. | 1 | Анкетирование. | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
Агабекян, И. П. Деловой английский. - Ростов нlД., 2004.
Андрюшкин, А. П. Деловой английский бизнес-курс. - Ростов н/д.: Феникс, 2004.
Богацкий, И. С., Дюканова, Н. М. Бизнес-курс английского языка. - М.: ЗАО «Славянский дом книги»; Киев, 000 «ИП Логос», 2003.
Болтнева О.Ю. Английский язык: Развитие навыков повседневной и академической письменной речи. – М.: Дрофа, 2004.
Догаева Т.О. Вводный курс делового письма. 10-11 класс:учеб.пособие. М.: Дрофа, 2006
Лукина А.С. Английский язык. 10-11 классы: элективный курс «Деловой английский». – Волгоград: Учитель, 2008
Приложение к журналу «Учебный год» (серия «Элективные курсы»: вып. 5). - Ленинск, Волгоградской обл. - 2005. - № 16. 7. Virginia Evans, Jenпy Doo/ey. MISSION-2. Express Publishing.
Интернет-ресурсы по изучению английского языка: курс «Деловой английский».
Литература для учащихся:
1. Догаева Т.О. Вводный курс делового письма. 10-11 класс:учеб.пособие. М.: Дрофа, 2006.
2. Лукина А.С. Английский язык. 10-11 классы: элективный курс «Деловой английский». – Волгоград: Учитель, 2008 .
3. Болтнева О.Ю. Английский язык: Развитие навыков повседневной и академической
письменной речи. – М.: Дрофа, 2004.