СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Энергия и информация как предметы труда

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Энергия и информация как предметы труда»

Энергия и информация как предметы труда

6 класс


Учитель: Панфилова Ольга Владимировна

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные: сознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

Предметные: сформировать у обучающихся навыки и умения

Оборудование: Оборудование урока: презентация, компьютер, мультимедиапроектор, доска


Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Представление об энергии и информации как о предмете труда

  2. Представление о различных видах энергии

  3. Характеристики, которыми обладает информация


Энергия – способность вещи или предмета совершить работу.

Информация – это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На предыдущих уроках вы узнали, что для того чтобы произвести любой продукта труда материального или нематериального потребительского блага необходимо соединить предмет труда – материал, средства труда – инструменты и труд человека.

Чаще всего результат этой работы мы можем потрогать или увидеть.

Но есть такие предметы труда, о существовании которых вы все знаете, но их трудно ощутить.

Например, энергия. Люди используют различные виды энергии для всего, от собственных движений до отправки космонавтов в космос.

Когда говорят об энергии какого - то тела, то это значит, что за счёт этой энергии данное тело может совершить полезную работу.

Только благодаря энергии на нашей планете существует жизнь. Энергия бывает разная. Тепло, свет, звук, микроволны, электричество – все это разные виды энергии. Для всех происходящих в природе процессов требуется энергия.

Существует два типа энергии:

  • Потенциальная (способность совершить);

  • Кинетическая (собственно работа).

При любом процессе один вид энергии преобразуется в другой. Продукты питания – картофель, хлеб и т.д. – это хранилища энергии.

Почти всю используемую на Земле энергию мы получаем от Солнца. Солнце передаёт Земле столько энергии, сколько произвели бы 100 миллионов мощных электростанций.

Источники энергии делятся на две группы:

Возобновляемые и невозобновляемые.

Возобновляемые источники энергии – это источники на основе постоянно существующих или периодически возникающих в окружающей среде потоков энергии. Возобновляемая энергия присутствует в окружающей среде в виде энергии, не являющейся следствием целенаправленной деятельности человека.

Есть пять основных возобновляемых источников энергии:

  • Солнечная;

  • Геотермальное тепло внутри Земли;

  • Энергия ветра;

  • Биомасса из растений;

  • Гидроэнергетика из проточной воды.

Невозобновляемые источники энергии – это природные запасы веществ и материалов, которые могут быть использованы человеком для производства энергии.

Энергия невозобновляемых источников, в отличие от возобновляемых, находится в природе в связанном состоянии и высвобождается в результате целенаправленных действий человека.

Большая часть ресурсов, потребляемых в настоящее время из невозобновляемых источников это:

Нефтепродукты

Природный газ

Уголь

Ядерная энергия

Энергия проявляется в различных формах:

  • Тепловая;

  • Энергия света;

  • Кинетическая (движение);

  • Электрическая;

  • Химическая;

  • Ядерная энергия;

  • Гравитационная.

Как предмет труда энергию можно производить, накапливать, передавать, преобразовывая в работу.

Тепловую энергию можно ощутить, прикоснувшись к тёплому предмету, можно потрогать древесину, металл, ткань, но нельзя потрогать информацию.

Как можно потрогать те сведения, которые вы получили на уроке технологии?

Информацию нельзя пилить, резать, нагревать, но её можно представить в виде знаков, символов и образов. С их помощью можно обрабатывать и передавать информацию.

Когда мы говорим об информации как о предмете труда, нужно понимать, что обработке подвергаются именно смысловые цепочки знаков, символов и образов.

Информация informatio – в переводе с латинского – разъяснение, изложение, осведомлённость

В повседневной жизни, в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют.

Существует множество технологических процессов, в которых предметом труда является информация. В таких случаях труд носит умственный характер.

Исходная информация, представляющая собой предмет труда, подвергается обработке или преобразованию с помощью различных видов информационных технологий. Информация собирается, подвергается контролю, преобразуется, подвергается сортировке, подбору, математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму – таблицы, графики, схемы, передаётся пользователю в требуемой форме.

Предприятиям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:

  • В процессе производства информации не создаётся материальных продуктов;

  • Информация может фиксироваться на определённом материальном носителе, являясь в то же время не материальном продуктом;

  • Имеется возможность как однократного, так и многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации;

  • Потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.) могут изменяться во времени;

  • В процессе потребления информация не уничтожается, все её потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования.

В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы.

Информацию следует считать особым видом ресурса – запасом неких знаний о материальных предметах, об их энергетических, структурных и других характеристиках предмета.

Современное общество испытывает потребность в моментальном получении информации. Компьютерные, коммуникационные технологии предоставляют человеку такую возможность. Для бесперебойной, слаженной работы всех систем процесса постоянно требуются специалисты.

Специалистов, так или иначе связанных с информационными технологиями, великое множество: Системные администраторы, IT – разработчики, программисты, веб-дизайнеры, контент – менеджеры.

Практически в каждой компании представлено несколько должностей, относящихся к данной области.

Вот некоторые из них:

Web – программист – специалист в области информационных технологий, занимающийся разработкой интернет-сайтов, а также программного обеспечения для их эффективного управления.

ERP – консультант – специалист по внедрению и наладке систем, которые позволяют автоматизировать бизнес-процессы на предприятии.

Шифровальщик, или криптограф, специализируется на зашифровке и расшифровке важной информации.

Технический писатель – специалист по составлению текстов и документации, предназначенной для использования или ремонта бытовой и иной техники, решения технических задач и управления программным обеспечением.

Системный администратор обеспечивает непрерывную работу локальных сетей, компьютерной техники и программного обеспечения. Поддерживает работу центрального сервера и отвечает за безопасность хранения данных.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите зелёным возобновляемые источники энергии, синим цветом – невозобновляемые источники энергии.

Варианты ответа:

Биомасса растений

Нефть

Природный газ

Геотермальное тепло

Солнечная

Ядерная энергия

Энергия ветра

Природный газ

Энергия воды

Уголь

Правильный вариант ответа:

Возобновляемые источники энергии:

Биомасса растений

Геотермальное тепло

Солнечная

Энергия ветра

Энергия воды

Невозобновляемые источники энергии:

Нефть

Природный газ

Ядерная энергия

Природный газ

Уголь

Задание 2. Выделите цветом правильные ответы.

Информация должна обладать следующими характеристиками:

Варианты ответа:

Полнотой – исчерпывающе характеризовать отражаемый объект или процесс.

Актуальностью – соответствовать нуждам потребителя в данный момент времени.

Важностью – быть только значимой для потребителя.

Достоверностью – не иметь скрытых ошибок.

Научностью – предоставлять научные или обучающие знания.

Правильный вариант ответа:

Полнотой – исчерпывающе характеризовать отражаемый объект или процесс.

Актуальностью – соответствовать нуждам потребителя в данный момент времени.

Достоверностью – не иметь скрытых ошибок.

Пояснение: Важность и научность не являются характеристиками информации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!