СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха Ивана Грозного

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эпоха Ивана Грозного»

Тема: «Россия в конце 40-х-80-х годов XVI века. Эпоха правления Ивана IV Грозного».

Возрастная категория учащихся: ученики старшей школы (7 класс). Работа рассчитана на три урока и включает следующие подтемы: 1) Приход к власти Ивана IV. Первый период правления (конец 40-х- начало 50-х годов XVI века). 2) Опричнина Ивана Грозного (1565-1572 гг.). Второй период правления. 3) Внешняя политика Ивана Грозного. 4) Царь и народ. Личность Ивана IV.

Основополагающий вопрос: Какой след в российской истории оставил Иван Грозный?

Проблемные вопросы учебной темы: 1) В чём состояли цели и задачи реформ Ивана IV? Были ли они необходимостью? 2) Почему произошли изменения в государственном управлении России во второй четверти XVI века? 3) Как изменилось международное положение России за годы правления Ивана IV? 4) Иван IV: его место и роль в российской истории.

Дидактические цели: 1) Формирование увидеть проблему и наметить пути её решения. 2) Формирование чувства патриотизма: уважения и признательности к наследию прошлого. 3) Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Методические задачи: 1) Формировать умение отбирать и систематизировать материал, его реферирование. 2) Проверить умения учащихся использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования. 3) Развивать умения публичного представления результатов исследования, краткого изложения своих мыслей устно и письменно. 4) Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении истории России.





Алгоритм работы:

1 этап. Вводный урок.

  • Учитель сообщает изучаемую тему, определяет цели, задачи и форму работы.

  • Учащиеся с учителем формулируют основополагающие и проблемные вопросы изучаемой темы.

  • Учащиеся формулируют гипотезы, как возможные варианты решения проблемы. (В ходе исследования эти гипотезы подвергаются проверке).

  • Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов (учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек, определяющие для себя «цепочки вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентаций, заданий, рефератов и др. Одна из групп назначается как экспертная, для составления и оценивания дидактических заданий и дополнительных вопросов).

  • Обсуждение плана работы учащихся: индивидуально или в группах (учащиеся продумывают пути проведения своих исследований: о сборе информации, знакомстве с документами, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования).

  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся): 1) Реформы Ивана IV в первый период правления. 2) Опричнина Ивана Грозного (1565-1572 гг.). Второй период правления. 3) Внешняя политика Ивана Грозного. Казанская победа. Ливонская война. 4) Иван IV Грозный: оправдать действия Ивана Грозного нельзя. А объяснить можно?»

  • Выдвижение гипотез решения проблем: 1) Реформы Ивана IV – закономерность и необходимость». 2) «Опричнина – «символ людской мясорубки»». 3) «Внутренняя политика во многом определяет политику внешнюю». 4) Иван Грозный – реформатор России или сумасшедший тиран».

  • Определение критериев оценки работы: 1) Выделение главного; 2) Достоверность использования источников; 3) Полнота информации; 4) Общее впечатление от оформления.

2 этап. Урок – самостоятельная работа учащихся в группах.

Учащиеся исследуют(по результатам найденной информации в Интернете, в других справочных источниках, учебной литературе) вопросы, поставленные на вводном уроке к теме, отбирают материал.

Учитель направляет деятельность учащихся в методически нужное русло, консультирует, даёт рекомендации для составления проектов, оказывает помощь.



Источники информации:

1)Учебник История России (в 2 частях), 7 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

2) Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. История для завтрашнего дня. Пособие для учителей, М., ЦГО, 2003.

3) Старобинская Г. И. История России с древнейших времён до конца XIX века. Поурочные методические рекомендации. 10 класс. 2-я часть. М: Русское слово, 2004.

4) Смолякова Н.В. История Руси и России IX – XIX вв. М., Издат - Школа,1998.

5) Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011.

6) Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М., Вече, 1998.









Вопросы и задания группам.

группы, состав

Тема исследования

Алгоритм работы

1

Первый период правления Ивана IV. Реформы.

Поиск и обработка информации о положении в стране в период малолетства Ивана IV и существования Избранной Рады, о роли реформ в истории. Предполагаемые выводы. Подготовка заданий по заданной теме. Оформление отчёта в виде презентации.

2

Второй период правления Ивана IV. Опричнина.

Поиск и обработка информации об опричнине и о произошедших в этот период изменениях в экономической, политической, социальной и моральной сферах. Предполагаемые выводы. Подготовка заданий по заданной теме. Оформление отчёта в виде презентации.

3

Внешняя политика Ивана Грозного.

Поиск и обработка информации о внешней политике Ивана IV, её направлениях, о различиях колониальной политики России и западноевропейских стран, о целях, месте и роли Ливонской войны в истории России. Предполагаемые выводы. Подготовка заданий по заданной теме. Оформление отчёта в виде презентации.

4

Иван Грозный – реформатор России или сумасшедший тиран».

Поиск и обработка информации о личности Ивана IV, его роли в русской истории, знакомство с оценками деятельности и личности царя историками, современниками и очевидцами. Предполагаемые выводы. Подготовка заданий по заданной теме. Оформление отчёта в виде презентации.



Тема: Итоговый урок «Эпоха правления Ивана IV Грозного»

Цели: 1) Показать закономерность и необходимость проведения реформ в России во всех сферах жизни общества. 2) Раскрыть историческое значение реформ Ивана IV Грозного в русской истории. 3) Дать характеристику личности Ивана IV Грозного. 4) Показать умения учащихся отбирать и систематизировать материал, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования.

Ожидаемые результаты. В ходе занятия учащиеся смогут: 1) Освоить приёмы групповой работы при выделении важнейших событий правления Ивана Грозного и продолжить формирование умения выделять главное. 2) Высказать свою т.з. и принять участие в обсуждении поставленной задачи. 3) Закрепить знания по теме «Эпоха правления Ивана IV Грозного». 4) Продемонстрировать умение пользоваться различными источниками информации. 5) Показать умение работать на ПК в различных программах.

В результате занятия учащиеся смогут: 1) Определить важнейшие события правления Ивана IV. 2) Аргументировать выбранные события в ходе самостоятельной работы. 3) Проверить свои знания по изучаемой теме.

Краткое описание идеи занятия. Данный урок - третий в изучаемой теме. В ходе урока предполагается обобщить знание учащимися содержание реформ Ивана Грозного, цели и задачи внутренней и внешней политики России конца 40-х-80-х годов XVI века. Этот урок один из самых значимых в курсе отечественной истории в 10 классе, и даёт возможность для широкого использования интерактивных методов обучения. Также предполагается работа с тестовыми заданиями, составленными самими учащимися.

3 этап. Защита проектов. Каждой группе на защиту проектов даётся не более 5-7 минут. Далее- ответы на вопросы учащихся и присутствующих. Присутствуют: участники проектов, экспертная группа из учителей историков. Заранее разработаны для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.



ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Вводное слово учителя, постановка целей урока.

Пока жива будет Россия, не умолкнут споры об Иване Грозном, начатые ещё его современниками. Нет однозначной оценки личности царя, также как и его преобразований, в чём вы убедились на предыдущих уроках. Тем не менее, именно при Иване Грозном было проведено множество реформ, случилось множество значимых событий для России – задача же на уроке определить важнейшие и объяснить, почему именно эти события сыграли решающую роль в дальнейшем развитии России.

2. Мультимедийные презентации учащихся.

1) Личность Ивана Грозного. 2) Первый период правления. 3) Второй период правления. Опричнина. 4) Внешняя политика Ивана Грозного.

3. Выводы: учитель – учащиеся - эксперты.

Конечно же, личность Ивана IV далека от идеала. Но дело не только в положительных или отрицательных чертах его натуры. Дело в результатах его деятельности.

Каковы результаты его деятельности?

  1. Политика Ивана Грозного усилила центральную власть, расширив её полномочия. 2) Значительно увеличилась территория России (Казанское ханство – 1552 г., Астраханское ханство – 1556 г., Ногайская Орда, Чувашия, Башкирия, Сибирское ханство – 1581 г., Дикое поле). 3) Дворянство укрепило своё положение. 4) Независимые от царя бояре потеряли вотчины и лишились налогового иммунитета. 5) НО! Опричнина и Ливонская война подорвали экономику страны. 6) Ситуация с наследованием престола тоже была крайне сложной. 7) Подавление личности государством.

Иван IV был уверен, что «глас Божий» - не голос народа, а голос царя, которому от Бога дано верное понимание всех людских дел. Поэтому любой царский замысел хорош и любые средства его воплощения допустимы. Мысль об ошибках недопустима, но если ошибка случалась, царь обвинял исполнителей.

Такая политика неизбежно вела к многочисленным ошибкам, так что 20-летнее правление Ивана IV разорило страну и привело к печально знаменитому в истории смутному времени.

4. Закрепление темы (тестовая работа на компьютерах, составленная учащимися. Варианты тестов выбирают произвольно, кроме составленного своей группой).

5. Подведение итогов урока. Оценивание.

6. Рефлексия. Общее впечатление от урока.

1) Обмен мнениями.

2) Что понравилось? Что не понравилось?

3) Ваши предложения, замечания. Что необходимо изменить при подготовке следующих проектов.















Тест «Московское царство в XVI веке»

  1. Елена Глинская осуществила реформу: 1) денежную; 2) военную; 3) административную; 4) финансовую.

  2. В XVI веке в состав русского государства вошли: 1) Казанское ханство; 2) Балтийские земли; 3) Западная Сибирь; 4) Астраханское ханство.

  3. Иван Грозный характеризовался как: 1) видный военный полководец; 2) сильная личность; 3) умный и образованный человек; 4) неуравновешенный государственный деятель.

  4. Служилые люди, составляющие постоянное войско – это: 1) дружинники; 2) наёмники; 3) стрельцы; 4) казаки.

  5. Официально титул царя был принят: 1) Василием III; 2) Иваном III; 3) Иваном IV; 4) Василием II.

  6. Судебник 1550 года утверждал: 1) «Урочные лета»; 2) Юрьев день; 3) «Заповедные лета»; 4) пожилое.

  7. Иван Грозный правил: 1) 1533-1584 гг.; 2) 1547-1584 гг.; 3) 1565-1572 гг.; 4) 1558-1583 гг.

  8. Хронологические рамки Ливонской войны: 1) 1533-1584 гг.; 2) 1547-1584 гг.; 3) 1565-1572 гг.; 4) 1558-1583 гг.

  9. В середине XVI- XVII вв. в России сложилась: 1) абсолютная монархия; 2) сословно-представительная монархия; 3) конституционная монархия; 4) республика.

  10. Представительный орган при Иване Грозном назывался: 1) Боярская Дума; 2) Земский Собор; 3) Избранная Рада; 4) Стоглав.











КЛЮЧИ

задания

Ответы

1

1

2

1

3

3

4

4

5

3

6

3

7

2

8

4

9

2

10

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!