СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я - учитель"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на конкурс "Учитель Года 2019"

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я - учитель"»

Учитель математики

МБОУ «СОШ № 4» г. Ангарска

Быданцева Ольга Николаевна


Эссе на тему «Я учитель»


Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н. Толстой


Стремительно меняется время. Я сама окончила школу 13 лет назад. В то время, когда компьютеры, интернет только-только начали появляться в наших домах. В настоящее время компьютеризация прочно вошла в нашу жизнь. Повышение уровня образования тесно связано с умением использовать дары цивилизации. Но это, без сомнения, важное умение пользоваться компьютером, средствами связи, быстро находить необходимую информацию в сети Интернет зачастую вредит образовательному процессу – ученики перестают самостоятельно мыслить!

В 2015 году, выйдя из декрета, я начала преподавать в 7г классе алгебру и геометрию. Точные науки классу давались с большим трудом. Ученики ответственные, старательные, но тяжело усваивали материал. Из всего класса только 3 человека могли самостоятельно решить предложенные задания и то на слабую четверку. Каждую контрольную работу разбирали и переписывали по 2-3 раза.

Каждый раз, анализируя свою работу, я вела диалог сама с собой:

– Может, это я не могу донести до учащихся необходимый материал?! Может, методы, формы и средства не те?!

– Но ведь стараешься выкладываться на все 100%! Используешь мультимедийные технологии для большей наглядности, примеры из жизни – и не помогает…

– Почему тогда в других классах, в которых веду математику, мои методы работают?! И успеваемость в пятых, шестых классах – 100%, и качество – почти 50%. А в 7г?!

Только потом я осознала, что особая проблема в данном классе связана именно с тем, что ребята чувствуют себя в сети Интернет как рыбы в воде! Как класс, который на уроке не может справиться ни с одной самостоятельной работой, выполняет домашние задания на «отлично», без единой помарки?! И оформление многих заданий отличается от принятого оформления на уроке.

Возникли подозрения, что в ходу использование готовых домашних заданий из сети Интернет. Да и сами ученики не думали скрывать этого: «Мы же всё равно сами не справимся…»; «А зачем, если есть уже готовое?!»; «Зачем мне напрягаться, тратить своё время?» – вот, что я услышала в ответ.

Зачем? Как зачем?! Почему нет мотивации к учению? Откуда такая низкая самооценка? Ведь мои ученики считают, что домашние задания нужны только для того, чтобы отчитаться перед нами, учителями. Весь первый год я старалась убедить учащихся, что домашние задания нужны не нам, а им. Что домашняя работа – это возможность им самим оценить свои силы перед самостоятельной работой на уроке, проверить уровень усвоения знаний по определенной теме, провести самоанализ.

И всё это из урока в урок я продолжала объяснять учащимся. За списанную с решебника домашнюю работу перестала выставлять отметки, а писала комментарии в тетрадях, для каждого ученика индивидуально: «5» автору решебника, а тебе за работу что поставить?»; «Спасибо автору решебника, хотелось бы в следующий раз увидеть твою работу!»; «Не увидела твоего участия в решении, очень жаль…»; «Ну, ведь с таким лёгким заданием ты мог бы и сам справиться, зачем тебе решебник?» и тому подобное. Всё это продолжалось целое полугодие.

Разумеется, можно было просто давать им каждый раз домашнее задание не из учебника, составить индивидуальные карточки, но современные технологии позволяют решить любой пример, просто наведя обьектив камеры телефона. Ах, как трудно подросткам просто взять и закрыть интернет и просто попробовать решать, решать самостоятельно! И я подумала: «Пусть! Пусть на первом этапе, они будут подглядывать в решебник, но будут стараться решать задачи самостоятельно, не выучивать и переписывать, а вдумчиво, осознанно, а главное – самостоятельно! справляться с непростыми математическими головоломками.


И вот середина третьей четверти. В очередной раз, готовясь писать в каждой тетради разочарованные комментарии, я увидела долгожданный результат своей работы. Моей радости не было предела! В 6 тетрадях 6 домашних работ из 24 выполнены самостоятельно! Пускай ни одной пятерки, пускай множество ошибок, «красным красно», но каждая работа индивидуальна, каждый пример решен от начала и до конца, виден ход рассуждений каждого. Работы, разумеется, не остались без похвальных отзывов «Молодец, что постаралась САМА!»; «Пусть 3, зато САМ решал! Молодец! Хвалю!»; «Умница, наконец-то увидела ТВОИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ труды» и т.п. А затем всё в геометрической прогрессии – с каждым разом всё больше работ, выполненных без поддержки чужих умов.


Этот опыт я и сейчас с удовольствием практикую. Мне не жаль того времени, которое я трачу на написание индивидуальных отзывов для учащихся, потому что они приносят прекрасные плоды.

Я могу с гордостью назвать этот результат своим маленьким, но очень важным профессиональным успехом и не только своим, в первую очередь, успехом моих учеников. Мне удалось донести до ребят мысль Л.Н. Толстого: если они не научатся ничего производить сами, не осознают значимости самостоятельной работы, когда есть великий соблазн воспользоваться подготовленным кем-то решением (не только в учёбе, но и в жизни!), подражание и копирование станут сутью их бытия.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!