СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение рассуждение о создании объективной картины ВОВ в современных условиях

Просмотр содержимого документа
«Эссе "История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны"»

История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны

Первая задача истории - воздержаться от лжи,

вторая - не утаивать правды,

третья - не давать никакого повода заподозрить себя

в пристрастии или в предвзятой враждебности.

Цицерон

Сизикова Ю.А., учитель истории

2020 год – памятная дата для общества, дата празднования 75-летнего юбилея в Великой Отечественной войне. Прошло 75 лет с Великой победы советского народа над нацизмом, целая жизнь, и факты этого события начинают обрастать «теориями и заблуждениями», особенно со стороны западных СМИ. В новом тысячелетии, в наступившем постиндустриальном обществе, главная ценность – информация, кто владеет информацией, тот владеет миром, поэтому необходимо создать у юных граждан полную и объективную картину. Поэтому главная задача современного российского общества - сохранение исторической памяти и преемственности поколений. Одним из слагаемых для успешного результата в решении этой задачи, труд учителя истории, который решает задачу формирования национального самосознания, чувства гражданской идентичности,  патриотизма и социальной ответственности  у новых поколений. В этой связи трудно переоценить значение изучения Великой Отечественной войны в школе.

   Великая Отечественная война, ее история и результаты, выступают  важнейшим  социокультурным компонентом в процессе исторического познания, являясь яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа против нацизма  за свободное развитие нашего Отечества, за «мирное небо» над нашей головой, способствуют формированию   развитой личности, правильной системы ценностей патриотизма и активной позиции  граждан, любящих и уважающих свое Отечество.  Чем дальше уходим мы от войны, тем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится память о них, поэтому в современном быстро развивающемся обществе необходимо сохранить память потомков о подвигах предков.

На сегодняшний день учащиеся имеют общие представления  о Великой Отечественной войне, но эти знания нельзя назвать исчерпывающими. Современная молодежь  не задумывается о том страшном времени. Цена за великую Победу  воспринимается все менее масштабно и трагично, меняются приоритеты и ценности, в современном мире большую ценность имеют гаджеты и технические новинки, чем гражданский подвиг ветеранов. Поэтому важна  правильная оценка Великой Отечественной войны учителем истории. Но на пути к решению поставленной задачи, возникает ряд проблем: информационная (огромное количество появившихся в сети фактов «новой истории войны»), воспитательная, и, конечно же, место, отведенное этой теме в учебном плане.

В процессе работы над данной проблемой, хотелось бы отметить, что самой актуальной проблемой является информационная проблема. На современном этапе общественного развития, в условиях обилия информации, учащимся очень сложно произвести отбор исторически верной информации, если раньше в числе основных источников знаний о войне у всех поколений фигурировали семейные воспоминания и встречи с ветеранами, то в ближайшем будущем по объективным обстоятельствам этот канал будет сведен к минимуму. Таким образом, мы вступили в принципиально новый этап сохранения и воспроизводства памяти о Великой Отечественной войне. Главное, чтобы мы, неся детям правду о войне, не забывали о смысле этой войны, о ее цене и результате. Такая работа должна строиться на достоверной научной информации. О Великой Отечественной войне снимают всё больше фильмов и документальных передач, издают книги, публикуют статьи.  И всё же остаётся немало мифов и спорных фактов, по которым продолжаются дискуссии и историков и общества. Появилось большое количество ложной информации, политически окрашенной. Также появилось огромное количество «новых историков», которые путем вскрытия белых пятен в истории войны, умаления подвигов героев и постановки на пьедестал новых, пытаются не только переписать историю Великой Отечественной войны, но и сформировать новую систему представлений о войне, навязав её новому поколению россиян.

  Но все же  основным источником знаний для учащихся, бесспорно, является учебник, но его содержание может быть дополнено многими ранее неизвестными фактами и событиями. В сегодняшнем информационном обществе огромное количество ранее не известной нам информации, только надо уметь ею пользоваться, находить, систематизировать и анализировать, используя возможности сети, исторические документы, хранящиеся в архивах.  Особенно актуально это в последнее время, когда предпринимаются попытки переписать, исказить историю Великой Отечественной войны. Попытки пересмотра событий и итогов Второй мировой войны проводятся на самом высоком уровне и приобретают все более активный и наступательный характер, умаляя вклад советского народа в победу над нацизмом. 

Вторая по значимости проблема, это количество часов отведенных в учебном плане на изучение Великой Отечественной войны. На изучении истории отводиться 2 часа в неделю, а этого времени катастрофически не хватает. Работая над данной проблемой, хотелось бы поделиться опытом, что необходимо расширять школьный курс истории элективными и факультативными курсами. Из моего опыта ведения кружка Историческое краеведение «Забайкалье в XX веке», я расширяла изучение истории в рамках изучения истории родного края, подвигах героев А.Г. Булгаков, С.М. Номоконов, Г. Стрелков, Жигмит Жигдуров, Н.П. Губин, Г.Д. Онискевич, В.Н. Подгорбунский, Базар Ринчино, В.Н. Нечаев и др. Также отдельное мероприятие было посвящено изучению участников войны из семей ребят Круглый стол «Изучение вклада моей семьи в победу в Великой Отечественной войне «Орден в моем доме» или «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют», ребята очень серьезно отнеслись к этой теме, потому что, в каждой семье есть истории связанные с войной.

Ну и конечно же воспитательная проблема - перед нами педагогами стоит основная задача воспитать личность. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, как личности новой гуманистической эпохи, личности, адекватной мотивам творческого самовыражения, способной преодолеть узость специализированного профессионального развития. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. В образовательном процессе личность адаптируется, входя в национальную и мировую культуру, осваивая ее, творя новые ценности культуры. Реализация этой цели требует разрешения целого ряда задач, среди которых – последовательное воспитание у школьников активной позиции не только хранителя, но и созидателя отечественной и мировой культуры, знающего и любящего свой край, свою Родину, болеющего душой за их процветание, закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Цели и задачи, поставленные в данных документах в школе в рамках учебной деятельности выполнить очень не просто. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Одной из ступеней на пути к формированию личности стоит изучение истории Великой Отечественной войны.

Как же сформировать  у учащихся объективную картину Великой Отечественной войны? Необходимо учитывать некоторые аспекты:

дать возможность познакомиться с основными вехами Великой Отечественной войны, полнее усвоить значение победы для  страны и каждого гражданина РФ, закрепить интерес к собственной истории, к её героическим страницам;  

составить целостное представление о войне, истоках победы, роли народа и личности в истории, уделить особое внимание тылу, значении вклада нашей страны в ход и исход Второй мировой войны в целом;

проблемно излагать и изучать  материал (выделение ключевых вопросов, проблемный характер их рассмотрения), создавать  познавательные проблемные ситуации;

развивать умение самостоятельно работать с разнообразными историческими источниками, анализировать информацию по разным проблемам Великой Отечественной войны;

активизировать знания учащихся, полученных при изучении истории, литературы, географии, музыки, проведение интегрированных уроков;

демонстрировать результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся своим сверстникам, родителям, ветеранам Великой Отечественной войны;

использовать различные типы уроков: урок дискуссия, урок круглый стол, урок конференция, урок-презентация. Именно такие уроки и занятия с гражданско-патриотической направленностью формируют у учащихся чувство гордости за принадлежность к великому народу и воспитывают чувство патриотизма.

  Воспитывающий потенциал уроков истории напрямую зависит от содержания. Наше общество ожидает, что учителя вложат в школьников не только знания, но и чувства, прежде всего патриотизма. Здесь наша задача формировать у детей культуру «прочтения» наследия войны, потребности обращаться к урокам прошлого, к  примерам выполнения священного долга по защите Родины, образцам героизма и самоотверженности; социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее России, желания стать достойными наследниками и продолжателями ратного и трудового подвига фронтового поколения.

 Важнейшими  результатами такого подхода являются осознание своей идентичности как гражданина  страны; осмысление социально-нравственного опыта военного поколения; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; целостное представление  учеников об истории Великой Отечественной войны, расширении опыта оценочной деятельности школьников на основе осмысления исторического масштаба событий и результатов Великой Отечественной войны; готовности учащихся применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, исторической памяти; формирование патриотической социально-ответственной личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!