СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе по одному из рассказов Захара Прилепина(после уроков по творчеству Захара Прилепина))

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя при рождении: Евгений Николаевич Прилепин Род деятельности: русский писатель, филолог, журналист Направление: реализм Дебют: 2003

Евгений Николаевич Прилепин родился в семье учителя и медсестры. Трудовую деятельность начал в 16 лет. Закончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и Школу публичной политики. Работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах.

Первые произведения были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы». Произведения Прилепина печатались в разных газетах в том числе и в «Литературной газете», «Лимонке», «На краю», «Генеральная линия», а также в журналах «Север», «Дружба народов», «Роман-газета», «Новый мир». В настоящее время активно сотрудничает с журналом «Русская жизнь». Был главным редактором газеты нацболов Нижнего Новгорода «Народный наблюдатель». Участвовал в семинаре молодых писателей Москва — Переделкино (февраль 2004 года) и в IV, V, VI Форумах молодых писателей России в Москве.

Национал-большевик, сторонник коалиции «Другой России», принимал участие в организации нижегородского Марша Несогласных 24 марта 2007.

В настоящее время работает главным редактором «Агентства политических новостей — Нижний Новгород», генеральным директором «Новой газеты в Нижнем Новгороде».

Женат. Четверо детей.

Лауреат премий:

2007: всекитайская литературная премия "Лучший зарубежный роман года" - роман "Санькя"

2007: премия "Ясная Поляна" "За выдающееся произведение современной литературы" (роман "Санькя")

2007: премия "России верные сыны" (за роман "Грех")

2008: премия "Солдат Империи" - за прозу и публицистику

2008: премия "Национальный бестселлер" (роман "Грех")

2010 Национальная премия "Лучшие книги и издательства–2010" в разделе "Биографии" - за книгу "Леонид Леонов: Игра его была огромна"

2011: премия "Супернацбест" (100 000 долларов за лучшую прозу десятилетия)

2011: писатель года по версии журнала GQ

2012: "Бронзовая Улитка" (2012) в номинации "Крупная форма" за лучший фантастический роман года - "Чёрная обезьяна".

2012: премия BookMix.ru в номинации "Выбор экспертов" (роман "Чёрная обезьяна")

2014: премия "Книга года" за роман "Обитель" (Ежегодный национальный конкурс)

2014: "Книжная премии Рунета-2014" в номинации "Лучшая художественная книга" (роман "Обитель")

2014: премия "Большая книга" (роман "Обитель")

2014: «Премия имени Александра Ивановича Герцена» (за книгу «К нам едет Пересвет»)

2015: «Премия имени Вадима Валерьяновича Кожинова» (за "Заметки из Новороссии", общественную и литературную активность)

 

Просмотр содержимого документа
«Эссе по одному из рассказов Захара Прилепина(после уроков по творчеству Захара Прилепина))»





Эссе по рассказу З.Прилепина

«Какой случится день недели»

Впервые я познакомилась с творчеством Захара Прилепина, прочитав его рассказ «Какой случится день недели». С тех пор я с удовольствием читаю его книги, каждая из которых уникальна и наполнена глубоким смыслом. Прилепина называют новым в роде современных писателей, большинство из которых до сих пор не могут «оставить в покое» тему революций, переворотов, которые сотрясали страну в недавнем двадцатом столетии, и изображали главного героя как человека лет сорока, пережившего всё это и постоянно сравнивающего «как было и как стало». Несомненно, это важно, нужно. Но не ново. Творчество же Прилепина – это не «развлекательные романчики», которыми в наше время «кишит» современная литература, а серьезные произведения, в которых сплетаются тема любви, революции, поднимаются важные проблемы жизни и смерти, становления личности. Его герои – это люди с совершенно новым мировоззрением. Публицист и писатель Дмитрий Быков сказал о нём так: «Не совсем понятно, что делать с Прилепиным, по какому разряду его числить. У нас такой литературы почти не было… Еще десяток таких романов, чтобы уж самых ленивых и безграмотных проняло, - и России не понадобится никакая революция».

Неообычным является и язык, которым написан рассказ. Автор не задается целью приукрасить жизнь, «сгладить ее острые углы» - он изображает всё таким, какое оно есть на самом деле и делает это просто и понятно, без сложных синтаксических конструкций и долгих «философствований». Критик Данилкин даже сказал, что основной стилистический принцип Прилепина – это «борьба с гладкописью», «насилование языка». И действительно, в тексте можно найти много нелитературных слов и даже мата, но это отнюдь не выглядит дешево и пошло. Безусловно, мастерство Прилепина как писателя проявляется еще и в его умении руководить ходом времени, то ускоряя его, то почти останавливая. Все напряженные сцены – это быстро сменяющиеся кадры, яркие краски, от которых сжимаются мышцы. А лирические сцены настолько нежные, что кажется, что буквы со страниц улыбаются вместе с тобой. Его рассказы – это откровения. Словно личный дневник. Всё честно, без приукрашивания. Конечно, это «подкупает» читателя.

«Какой случится день недели» - это первый рассказ в сборнике «Грех». На самом деле вопрос о жанре произведения остается открытым и вызывает большой интерес как у критиков, так и у читателей. И хотя сам Прилепин называет «Грех» сборником, издатели опубликовали его с подзаголовком «Роман в рассказах». Критики так же рассматривают книгу с позиции целостного, законченного произведения. Весь роман повествует о жизненном пути главного героя, о становлении его личности. И, конечно, немалый интерес вызывает начало этого взросления – рассказ «Какой случится день недели».

Главный герой – молодой человек Захар. Именно от его имени ведется

Повествование. Меня он заинтриговал с первых строк своего рассказа, увлек за собой и сумел сохранить интригу до самого конца этой «маленькой повести». Герой и его возлюбленная – обычные влюбленные. Они радуются жизни, получают удовольствие просто от того, что каждый новый день из-за их горизонта всходит солнце. «Все вокруг стало замечательным… Мы наслаждались. Ничего не могло коснуться настолько, чтобы вызвать какую-либо иную реакцию, кроме хорошего и легкого смеха». Захар счастлив с любимой. Именно поэтому в начале своего повествования он говорит, что они оба были бессердечны. «Счастье – невесомо, и носители его – невесомы. А сердце – тяжелое». Ни сердце, ни разум героя не были обременены трудным анализом, а чувства – муками от несовершенства мира, как это часто бывает во взрослой жизни, полной забот и проблем. Мне кажется, эти влюбленные были «легкомысленны». Их мысли были именно легкими. Как говорится, ветер в голове. Их мироощущение было особенным – почти как у детей. Любовь ко всему на свете разливалась яркой радугой из глубин души героя и ложилась теплыми лучами на все вокруг. С такой же нежностью и обожанием он относился и к дворовым щенкам, которые неожиданно появились на улице однажды утром. «Я свистнул, они бросились ко мне… И закружили рядом, неистово ласкаясь, но и обнюхивая мои руки». С тех пор четыре забавных щенка стали спутниками в счастье двух молодых людей. Однако именно с этими прелестными питомцами связан эпизод, когда Захар проявляет себя с другой стороны. Злость и ненависть к «тетке», которая «умилялась», наблюдая за тем, как ее собака терзала маленькую Гренлан, сразу завладела героем и воспламенила всё его тело. Казалось, что еще немного, и он действительно забьет эту старуху кирпичом, который подвернулся ему под руку.

Автор поразительно ярко рисует сцены всего происходящего. Сразу же возникает ощущение, что все это происходит с тобой. Вот совсем рядом на траве резвятся щенята, ты гладишь их, смеешься; потом вместе с героем сидишь во дворе, ожидая Марысеньку; а вот ты бежишь за главным героем и видишь эту страшную сцену издевательства над любимым питомцем. Ты набрасываешься на огромную собаку, пытаешься спасти маленькую принцессу от страшных клыков, бьешь противника, кричишь, но понимаешь, что совершенно бессилен. Ты словно привидение из мультика – видишь всех, но никто не замечает тебя и не может коснуться. Тогда остается лишь следить за всем происходящим, нервно теребя в руках край своей рубашки. А в это время Захар действительно готов убить хозяйку боксера. «Ты что делаешь, сука?». «Сейчас я тебе башку снесу».

Еще более глубокие мотивы в рассказе появляются, когда умирает старый актер Валиес, к которому герои по очереди ходили брать интервью, чтобы хоть как-то заработать на жизнь и на развлечения. Этот момент стал кульминацией во взрослении персонажей, их переходе к более серьезному осознанию жизни. Конечно, Захар относится к этому герою с сочувствием. Он называет Валиеса старым человеком с опадающим сердцем. «Время его уходило, почти ушло – где-то, когда-то, в какой-то далекий день он не сумел зацепиться, ухватиться за что-то цепкими юными пальцами». Еще большим сопереживанием этому человеку заставило меня проникнуться то, с каким трепетом говорит о нем Марысенька: «Он рассказывает о том, что ему не дают ставить спектакль. Что его обижают. Ему не с кем общаться». И вот этот человек умирает. Он не был ни родственником, ни другом этим людям. Просто знаковый. Но его потеря, конечно, оставила в их душах неизгладимый след, заставила их сердца «потяжелеть». Это было начало их взрослого ощущения мира. Столкновением с неизбежной правдой жизни. Эта правда – смерть. Явление, с которым нельзя бороться, которое нельзя изменить. Даже разговаривать герои стали по-другому, по-взрослому. «Я люблю тебя», - сказал я. «Я люблю тебя», - сказала она.

Таким образом, Прилепин показывает нам эволюцию личности человека на примере рассказов из сборника «Грех». И с самого первого мы понимаем, что главный конфликт романа – столкновение жизни и смерти. Автор намекает на это, передавая последний диалог персонажей в рассказе «Какой случится день недели»:

«- Какой сегодня день недели? – спросил я

- Сегодня понедельник, - сказала она. Хотя была суббота.

- А завтра?

- Воскресенья не будет…

- А что будет?..

- Счастья будет все больше. Всё больше и больше».

С одной стороны, девушка говорит, что они по-прежнему молоды и счастливы. А с другой – что больше не будет воскресенья- той легкости, беззаботных дней и почти детской радости. Лишь прочитав последнюю фразу, полностью осознаешь смысл называния, понимаешь, что отныне в их жизни будет не только воскресенье, но и боль, и горе. Смерть всегда ходит за счастьем по пятам. Жизнь – это не только воскресенье. Разве не этому учит нас она?




1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!