Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №13 им. В.А. Джанибекова Щелковского муниципального района Московской области
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«ЕСТЬ ЧТОБЫ ЖИТЬ или ЖИТЬ ЧТОБЫ ЕСТЬ»
Выполнил: Павлик Павел
Руководитель: Егорова О.А.
Щёлково - 4
ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНО ПИТАТЬСЯ ?
Циолковский Э. К.
«… идеи Циолковского о человеке, способном питаться исключительно солнечной энергией пока далеки от воплощения, хотя в этом несомненно что-то есть, а потому людям приходится поддерживать функционирование своего организма старыми, допотопными средствами.»
Сохранение, восстановление и приумножение жизненной энергии и личной силы является одной из самых важных задач для каждого человека.
Цель исследовательской работы:
Показать, что энергия является движущей силой жизнедеятельности человеческого организма.
Для рассмотрения данной темы, я поставил перед собой следующие задачи:
- изучить процесс протекания тепловых явлений окружающего мира.
- рассчитать суточные энергозатраты подростка.
- рассчитать процент восполнения потерянной энергии через один из источников жизненной силы – пищу
Объект исследования : здоровое питание.
Предмет исследован ия: калорийность питания школьников.
Методы исследовани я: изучение литературы, опрос, анкетирование,
математические и статистические методы.
Строение энергосистемы
Энергия в организме человека вырабатывается каждой клеткой нашего тела, особыми станциями называемыми – митохондрии.
Митохо́ндрия (от греч. μίτος — нить и χόνδρος — зёрнышко, крупинка)
двумембранная сферическая или эллипсоидная органелла диаметром обычно около 1 микрометра.
Сродни работе тепло или гидроэлектростанции, наши энергетические системы имеют много общего в своем строении.
Расход энергии человеком
Жизнедеятельность
организма
Энергия
2500 ккал в сутки
Распад органических веществ
Биосинтез
Мышечная
Поддержание
Окружающая
работа
температуры
среда
веществ
Норма потребления калорий
Точно рассчитать потребление калорий – задача очень трудная даже для диетолога. При расчете необходимой калорийности суточного рациона учитываются следующие факторы: Нормальный вес тела; Возраст; Характер выполняемой работы/
Возраст
килокалорий в сутки
6 лет
Белков в сутки - г
до 2000
7 – 10 лет
до 2300
Жиров в сутки – г
до 75
11-13 лет (мальчики)
2400-2700
до 49
до 87
11-13 лет (девочки)
Углеводов в сутки –г
до 52
2300-2500
14-17 лет (мальчики)
до 102
до 280
14-17 лет (девочки)
до 322
до 94
2800-3000
до 61
до 56
2400-2600
до 378
до 113
до 98
до 68
до 350
до 58
до 420
до 384
Я решил высчитать норму потребления калорий для себя за один день и сравнить полученный результат с табличными значениями для школьников 14 - 17 лет.
Таблица калорийности для школьников
Энергетическая ценность моего питания
Познакомившись с калорийностью продуктов, я решил подсчитать ценность моего суточного рациона.
Школьный день
Прием пищи
Завтрак
Продукты
Чай с сахаром и лимоном
ккал
64
Бутерброд с колбасой (молочная)
Горячее питание в школе
Чай с сахаром
260
Каша рисовая
60
Хлеб белый (1кусочек)
Обед
152
127
кисель
105
Борщ (квашеная капуста)
Макароны
156
153
Гуляш (говядина)
Перекус
Хлеб белый
175
Ужин
127
Шоколад (молочный)
547
Компот сухофрукты
Картофельное пюре
84
Котлета
95,5
128
Яблоко
Перед сном
97
Сок виноградный
105,6
Блинчики с маслом
Итого
235
2664
Среднестатистический суточный мониторинг энергетической ценности моего питания школьный день (ккал)
Из таблицы видно, что мое энергопоступление с пищей равно 2664 килокалории. Исходя из моего возраста, ежедневно я должен получать, как минимум 2800 ккал, значит 136 ккал не хватает. Выяснив это, мне захотелось узнать, сколько же калорий я трачу.
Школьный день
Из таблицы видно, что мое энергопоступление с пищей равно 2970,1 килокалорию. Исходя из моего возраста, ежедневно я должен получать, как максимум 3000 кКал, значит 29,9 кКал не хватает
Прием пищи
Продукты
Завтрак
нет
Горячее питание в школе (завтрак)
кКал
0
нет
Обед
Чай с сахаром
0
64
Рассольник
166,4
Хлеб белый
59,5
Биточки говяжьи
281,4
макароны
Перекус
608,4
Сдобная булочка
Творожные сырки 2
339
272
Яблоки
Ужин
Чай с сахаром
96,6
плов
87,2
371,85
винегрет
Перед сном
234
Молоко
Шоколад молочный
Итого
121
246,15
2970,1
Среднестатистический суточный мониторинг энергетической ценности моего питания школьный день (ккал)
Суточный мониторинг энергетической ценности моего питания (ккал)
Продукты
Калорийность продуктов
Белки
Завтрак (дома)
0
Завтрак (школа)
Жиры
0
Чай с сахаром 200 г
0
Хлеб белый 25 г 1кусочек
0
0,2
0
7,7
0
0
0,4
Углеводы
Рассольник 400 г
0,05
0
1,9
Биточки говяжьи 100г
0,9
0
0,1
0,8
Макароны 180 г
0
3,6
20
0
Ккал в 100 г
0,2
1,6
20
11
Сдобная булочка 100 г
Ккал в указ.
продукты
0
10,6
0
7,9
19,8
массе продукта
19,5
0
Творожные сырки
21,2
6,4
0
49,2
43,6
0
1,3
7,1
19,5
Яблоки 2 шт 210 г
12,3
7,9
2 штуки 80 г
5,9
5,68
9,4
Чай с сахаром 200 г
0,4
235
2,34
87,2
7
23,6
59,5
Плов 180 г
23
9,4
0,2
0,84
69,7
7
41,6
0,4
0
Винегрет 180 г
8,55
18,4
55,5
281,4
125,46
166,4
0
1,7
Молоко 200 г
15,39
0,05
281,4
27,5
55,5
338
8,57
0,1
3,06
3
608,4
11,3
339
Шоколад молочный
22,24
15,4
6
10,3
23,71
10,6
340
339
Итого
6,9
18,5
3,3
272
21,2
3,45
23,57
46
6,6
43,6
35,7
109,12
8,2
96,6
42,4
17,85
4,9
14,76
206,25
87,2
164,89
9,8
371,25
130,1
52,4
60,5
234
26,2
121
547
407,81
246,15
2970,1
Таблица калорийности для школьников
Возраст
килокалорий в сутки
14-17 лет (мальчики)
2800-3000
14-17 лет (Я)
Белков в
сутки - г
Жиров в
2970,1
до 113
сутки – г
Углеводов в сутки –г
до 68
до 109,12
до 164,68
до 420
до 407,81
Сравнив полученные числовые значения с табличными, очень хорошо видно, что с моим питанием все почти хорошо, за исключением потребления жиров в два раза больше. Хорошо это или плохо?
Меня заинтересовало, а сколько же я трачу калорий в день? И я провел в ычисление расхода энергии за выходной день.
Время
Виды деятельности
11:00
Время, мин
Подъем
11:00-11:15
11:15-11:30
Расход энергии, ккал/1 кг веса
Уборка постели и комнаты
11:30-11:45
Личная гигиена (одевание, умывание, чистка зубов
Расход энергии, ккал
15
0,0329
15
11:45 – 14:00
Завтрак
14.00 – 14:30
Дом. задание
15
15*0,0329*60= 29,61
0,029
0,0236
15*0,029*60= 26,1
150
14:30-14:50
Обед
14:50-16:00
Мытьё посуды
30
15/*0,0236*60= 21,24
0,0261
0,0236
16:00-19:00
150*0,0261*60= 234,9
20
Помощь по дому
30*0,0236*60= 42,48
Прогулка
поход за продуктами,
0,0333
18:00-19:00
20*0,0333*60= 40,056
70
180
раздевание одежды и обуви,
одевание одежды и обуви,
19:00-19:30
Отдых чтение книг (лежа)
перекус на улице
5
5
0,06
0,06
Ужин
19:30-21:00
60
70*0,06*60= 252
180*0,06*60= 64
0,0281
15
0,0281
Просмотр телевизора
0,0183
30
21:00-23:00
5*0,0281*60= 8,43
0,051
5*0,0281*60= 8,43
23:00 – 23:30
90
Работа за компьютером
60*0,0183*60= 65,88
0,0236
15*0,051*60= 45,9
3
23:30-7:00
Подготовка ко сну(раздевние, умывание, чистка зубов
30*0.0236*60= 42,48
120
перекус
0,024
30
90*3= 270
Сон
0,051
120*0,024*60=172,8
0,029
450
Итого:
15*0,051*60= 45,9
30*0,029*60= 52,2
0,0155
450*0,0155*60= 418,5
1840
Среднестатистический суточный мониторинг расхода энергии – выходной день (ккал)
1840 Ккал– расход энергии за день. Разница между приходом и расходом энергии за день:4968Ккал - 1840Ккал= 3128 Ккал - все-таки являются лишними. Считается, что 9 ккал энергии дают прибавку веса на 1 г.
3128: 9= 347,5 грамм. Таким образом, исходя из моего режима дня, я за выходной день прибавил 347,5 грамм. Ай, да мамины пирожки!
Время
7:00
Виды деятельности
Время, мин
7:00-7:05
Подъем
Расход энергии, кКал/1 кг веса
Уборка постели
7:05-7:20
Расход энергии, кКал/
5
7:20-7:35
Личная гигиена(одевание, умывание, чистка зубов
7:35-7:55
Завтрак
0,0329
15
7:55-15:10
5*0,0329*60= 9,87
15
Дорога в школу
0,029
20
15*0,029*60= 26,1
0,0236
одевание одежды и обуви,
Занятия в школе
5
0,06
15/*0,0236*60= 21,24
7 уроков
раздевание одежды и обуви,
13.10 – 13:25
20*0,06*60= 72
315
Перемены
0,0281
5
одевание одежды и обуви,
15:10-15:30
Обед
5
0,0264
5*0,0281*60= 8,43
90
0,0281
15:30-16:00
315*0,0264*60= 498,96
15
Дорога из школы
0,0281
0,04
5*0,0281*60= 8,43
16:00-18:00
20
Помощь по дому
0,0236
5*0,0281*60= 8,43
Личная гигиена(раздевание умывание,
90*0,04*60= 216
18:00-18:30
15/*0,0236*60= 21,24
0,06
Секция
30
120
18:30-19:00
5
20*0,06*60= 72
Прогулка
0,0333
одевание раздевание одежды и обуви,
30
19:00-21:00
Личная гигиена(раздевание умывание,
0,029
0,16
5
30*0,0333*60= 59,94
21:00-23:00
0,06
1200
5*0,029*60= 8,38
30
Дом.задание
0,0281
Ужин
23:00 – 23:30
120
30*0,06*60= 52,2
0,029
Работа на компьютере
5*0,0281*60= 8,43
120
5*0,029*60= 8,38
23:30-7:00
0,0155
Подготовка ко сну Личная гигиена(раздевание умывание, чистка зубов
120*0,0155*60= 112
30
Сон
0,0236
0,024
120*0,024*60=172,8
Итого:
0,029
25*0,0236*60=35,4
450
30*0,029*60= 52,2
15*0,051*60= 45,9
0,0155
450*0,0155*60= 418,5
3157,98
Школьный день
- 1) вариант 3157,98 Ккал– расход энергии за день. Разница между приходом и расходом энергии за день: 2970,1Ккал – 3157,98Ккал= - 187,88Ккал - все-таки не хватает. Считается, что 9 ккал энергии дают уменьшение веса на 1 г.
187,88 : 9= 20,88 грамм. Таким образом, исходя из моего режима дня, я за день похудел на 20,88 грамм. Незначительно, но факт.
- 2) вариант 2664 ккал – расход энергии за день. Разница между приходом и расходом энергии за день: 2664ккал – 3157,98 ккал=
- - 493ккал – это недостающие ккал. 493 :9= 54,89 (г). Сегодня я опять похудел.
проспал
Среднестатистический суточный мониторинг потребления и расхода ккал
Приложение 7 к СанПиН 2.4.5.2409-08
Распределение в процентном отношении потребления энергии по приемам пищи детьми 7 - 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях
Прием пищи
Доля суточной потребности в энергии, %
Завтрак
20 - 25
Обед
30 - 35
Полдник
10
Ужин
25 - 30
Диаграмма моего распределения полученных
Диаграмма правильного распределения полученных мною ккал в сутки
ккал в сутки
Общепринятая формула
Самый простой способ определить наличие избыточного веса – рассчитать индекс массы тела
Сейчас официально используется формула ИМТ, разработанная ещё в середине XIX века Адольфом Кетле — социологом и статистиком из Бельгии. Она учитывает только два параметра — рост и вес, что не делает её идеальной для выявления лишних или недостающих до нормы килограммов. И тем не менее, на протяжении многих десятилетий в медицине применяют именно её.
Выглядит формула расчёта Кетле следующим образом:
I = m / h 2
Согласно ей, чтобы высчитать индекс массы тела, нужно свой вес в килограммах (m) разделить на свой рост в метрах, возведённый в квадрат (h 2 ).
Пример:
m (вес) = 60 кг;
h (рост) = 1,75 м;
возводим метры в квадрат: 1,75 х 1,75 = 3,06
I = 60 / 3,06 = 19,6.
Заключение
Избавиться от лишних килограммов хочет едва ли не половина населения земного шара, даже те, у кого их нет. Но как не только сбросить лишнее, но и сохранить достигнутый результат, осознают немногие. Как правило, после утомительных физических нагрузок и изнуряющей диеты, сброшенные килограммы возвращаются из-за несоблюдения баланса между «расходом» калорий и их «доходом».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!