СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественнонаучная грамотность. Задания с сайта ФИПИ. Воздушное питание.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Естественнонаучная грамотность. Задания с сайта ФИПИ.  Воздушное питание.

Просмотр содержимого документа
«Естественнонаучная грамотность. Задания с сайта ФИПИ. Воздушное питание.»

Начало формы

«Воздушное питание» растений

Растениям кроме воды и минеральных солей требуются углерод, азот и многие другие химические элементы, необходимые для построения органических веществ, являющихся основой любого растительного организма.

Началом изучения процессов образования органических веществ у растений стали опыты Д. Пристли (1733–1804).

1. Учёный поместил свечу под герметический стеклянный колпак, и через непродолжительное время свеча погасла. В тот момент объяснить прекращение горения свечи ученый не смог. 

 

Предположите, почему Д. Пристли не смог объяснить причину, по которой свеча погасла.


Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)

Возможный ответ

Ответ: ученый не знал о кислороде в составе воздуха

Ответ верный

1 балл

Ответ неверный или отсутствует

0 баллов


 

Начало формы

2. Исследователь продолжил свои эксперименты. Он поместил мышь под тот стеклянный колпак, в котором только что потухла свеча. Через непродолжительное время животное погибло. 

Какое предположение мог бы сделать Пристли на основании опыта с мышью?

 

  

 1) 

Мышь погибла от страха.

  

 2) 

Мышь погибла от перегревания, так как стекло задерживает тепло.

  

 3) 

Мышь погибла от испорченного горением свечи воздуха.

  

 4) 

Мышь погибла от отсутствия пищи под стеклянным колпаком.


Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)

Возможный ответ

Ответ: 3

Ответ верный

1 балл

Ответ неверный или отсутствует

0 баллов


 

Начало формы

3. Следующим шагом в исследовании был поиск условий для выживания мыши под колпаком, под которым во время предыдущего эксперимента погасла свеча. Для этого Д. Пристли освещал колпак, помещал под него различные предметы и вещества.

Что в условии опыта Пристли менял, а что оставлял неизменным?

 

Условия опыта

Постоянные

Переменные

Курительный табак

 

 

Опилки

 

 

Свеча

 

 

Почва

 

 

Стеклянный колпак

 

 

 

Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)

Возможный ответ

Условия опыта

Постоянные

Переменные

Курительный табак

 

v

Опилки

 

v

Свеча

v

 

Почва

 

v

Стеклянный колпак

v

 


Верно указано «постоянные» или «переменные» для
5 условий опыта

2 балла

Верно указано «постоянные» или «переменные» для 3–4 условий опыта

1 балл

Верно указано «постоянные» или «переменные» для 0–2 условий опыта или ответ отсутствует

0 баллов

 


 

Начало формы

4. Д. Пристли исследовал причину смерти мыши под колпаком. Он взял два стеклянных колпака. Под один он поместил только мышь, а под другой – мышь и растение. Без растения мышь быстро погибла в течение нескольких часов, а мышь под колпаком с растением прожила несколько дней.

 

 

Какой вывод мог сделать Пристли из результата своего эксперимента?

Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)

Возможный ответ

Ответ: веточка растения продлила жизнь мыши.

Упоминание в ответе роли кислорода не принимать

Ответ верный

1 балл

Ответ неверный или отсутствует

0 баллов


 

Начало формы

5. Следующим этапом исследования воздуха была серия экспериментов, где ученые помещали колпаки с мышами и растениями то на яркий солнечный свет, то в темноту. Одни эксперименты проходили только ночью, другие – только днем. В результате было замечено, что в одних случаях мыши жили дольше, а в других меньше.

Каким, по вашему мнению, был результат этих экспериментов? Выберите наиболее подходящее утверждение.

  

 1) 

Продолжительность жизни мыши под колпаком не зависит от времени суток, в которое проводился эксперимент.

  

 2) 

Продолжительность жизни мыши под колпаком зависит от того, какое растение там находилось.

  

 3) 

Продолжительность жизни мыши под колпаком оказывалась больше, если всё время эксперимента проходило в темноте.

  

 4) 

Продолжительность жизни мыши под колпаком оказывалась больше, если всё время эксперимента проходило на свету.




Возможный ответ





Ответ: 4





Ответ верный

1 балл





Ответ неверный или отсутствует

0 баллов



Конец формы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!