СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира посредством работы над художественными произведениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира посредством работы над художественными произведениями»

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира посредством работы над художественными произведениями


На сегодняшний день основной задачей учителя является формирование всех сторон личности детей, в частности уделяется внимание развитию эстетических потребностей, ценностей, формированию эстетических чувств у ребят на разных учебных предметах, в том числе на уроках окружающего мира.

В широком значении под эстетическим воспитанием понимается процесс целенаправленного создания в человеке его эстетического отношения к действительности. В курсе окружающего мира эстетическое воспитание предполагает собой систему деятельности педагога и учеников, которая содействует развитию интеллекта, заинтересованности к предмету «Окружающий мир», воспитанию у школьников видения красоты, уникальности, неповторимости природы на каждом уроке по окружающему миру [1].

С самого раннего возраста, дети способны ощущать красоту природы, т.к. она общедоступна: они видят красочные цветы, неординарную расцветку насекомых, животных, птиц, необыкновенные формы облаков либо камней. По этой причине предмет «Окружающий мир» может помочь совершенствовать эстетические чувства ребят.

Достигается эстетическое воспитание через разные учебные средства. В нашей работе представлены образцы того, как можно применять художественные произведения, при изучении предмета «Окружающий мир», в целях эстетического воспитания младших школьников.

Рассматривая тему «Природные зоны», можно воспроизвести фрагмент из рассказа Н.И. Сладкова «Разговоры животных». К примеру, когда изучается тундра, целесообразно будет использовать такой отрывок: «Весь год тундра тусклая, однообразная: зимой белая, весной и осенью серая, седая. И только летом тундра преображается: покачиваются цветы – синие, жёлтые, белые; перелетают птицы – белые, чёрные, пёстрые. И голубеет небо над позеленевшей равниной. Дали ясные, чистые. Ветер цветами пахнет. Над цветами басом гудят шмели, а над головой воют тучи комаров…» [3].

В зависимости от типа и цели урока к этому фрагменту можно порекомендовать разнообразные упражнения. Например, если это этап урока по изучению нового материала, то можно предложить следующие задания:

  • прочтите отрывок, выделите особенности этой природной зоны;

  • при помощи чего писатель демонстрирует хрупкую красоту тундры?

  • попытайтесь изобразить данную природную зону;

  • фразы и выражения какого плана Н.И. Сладкова помогли вам более точно это сделать?

  • найдите данную природную зону на карте;

  • объясните связь особенностей природной зоны тундры с ее географическим положением.

При исследовании темы «Времена года» на этапе урока по закреплению изученного можно использовать стихотворение К.К. Романова «Времена года» [2], убрав наименования сезонов:

«О, радость утра ясного …!

Ты ласточек навеяна крылами.

Вы, незабудки, споря с небесами,

Так празднично убрались бирюзой.

О, … день! Сияя над землей,

Ты теплыми даришь ее лучами

И мака знойными во ржи цветами

И жаворонка песней заливной.

О, золотистость … печальной!

Скорбь увяданья, грусти красота

И журавлей отлет зарей прощальной.

О, … ночи жуть и нагота!

Зловещий ворон в белизне хрустальной

И лунный свет, и глушь, и немота».

После прочтения стихотворения школьникам предлагаются следующие задания:

• наименования каких сезонов года пропущены в стихотворении?

• заполните пробелы;

• какие фразы писателя помогли вам понять, о каком времени года идет разговор?

• получилось ли автору выделить основные признаки каждого сезона?

• попробуйте передать красоту времен года, применяя одно-три слова.

Итак, можно сказать о том, что курс «Окружающий мир» обладает значительным эстетическим потенциалом. Главная цель педагога состоит в разработке средств обучения, содействующих эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста. Мы полагаем, что одним из подобных средств является прочтение художественных произведений о природе на занятиях окружающего мира, т.к. художественный образ может помочь сформировать верное и красочное понимание красоты природы, формирует фантазию, а также эстетические чувства учащихся.


Список литературы:

1. Зверев И. Д. Эстетическое и экологическое образование школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 140с.

2. Романов К.К. Времена года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://libverse.ru/romanov/vremena-goda.html

3. Сладков Н.И. Разговоры животных. М.: Стрекоза, 2012. – 157 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!