СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы развития быстроты

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факторы развития быстроты»

Факторы развития быстроты

Тележкин И.Н.


Тележкина Игорь Николаевич – тренер высшей школы тренеров России по баскетболу, кандидат в мастера спорта России по баскетболу.

Аннотация: Актуальность темы заключается в том, что существуют эффективные методики развития быстроты, применяемые в работе со спортсменами высокой квалификации и неадаптированные к спортсменам массовых разрядов и применения в спортивных школах.

Ключевые слова: быстрота, развитие, баскетбол, методика, тренировочный процесс.


Факторы развития быстроты

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

  1. состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

  2. морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

  3. силы мышц;

  4. способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

  5. энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ);

  6. амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

  7. способности к координации движений при скоростной работе;

  8. биологического ритма жизнедеятельности организма;

  9. возраста и пола;

  10. скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

  1. возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

  2. передачи возбуждения в центральную нервную систему;

  3. перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

  4. проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

  5. возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности (функциональной подвижности) нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от: содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ


происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода) и аэробного (кислородного) источника.

Близнецовый метод: сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).




























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алов, В. А. Комплексная оценка перспективности детей 7-9 лет для занятий баскетболом на этапе спортивной ориентации [Текст] / В. А. Алов – М.: “Физкультура и Спорт” ,1997. – 264 с.

  2. Бажанов, Б. Г. О возрастных биологических особенностей и физическом воспитании детей школьного возраста [Текст] / Б. Г. Бажанов – М.: “Физкультура и Спорт”, 2000. – 341 с.

  3. Бриль, М. С. Индивидуальные особенности детей с целью отбора в детско-юношеские спортивные школы (на материале баскетбола) [Текст] / М. С. Бриль – М.: “Академия”, 1999. – 178 с.

  4. Водянникова, И. А. О методах и организации отбора в спортивные школы по баскетболу [Текст] / И. А. Водянникова, С. С. Грошенков, Т. А. Зельдович – М.: “Академия”, 1992. – 194 с.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!