Факторы развития быстроты
Тележкин И.Н.
Тележкина Игорь Николаевич – тренер высшей школы тренеров России по баскетболу, кандидат в мастера спорта России по баскетболу.
Аннотация: Актуальность темы заключается в том, что существуют эффективные методики развития быстроты, применяемые в работе со спортсменами высокой квалификации и неадаптированные к спортсменам массовых разрядов и применения в спортивных школах.
Ключевые слова: быстрота, развитие, баскетбол, методика, тренировочный процесс.
Факторы развития быстроты
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
силы мышц;
способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ);
амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
способности к координации движений при скоростной работе;
биологического ритма жизнедеятельности организма;
возраста и пола;
скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
передачи возбуждения в центральную нервную систему;
перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности (функциональной подвижности) нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от: содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ
происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода) и аэробного (кислородного) источника.
Близнецовый метод: сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алов, В. А. Комплексная оценка перспективности детей 7-9 лет для занятий баскетболом на этапе спортивной ориентации [Текст] / В. А. Алов – М.: “Физкультура и Спорт” ,1997. – 264 с.
Бажанов, Б. Г. О возрастных биологических особенностей и физическом воспитании детей школьного возраста [Текст] / Б. Г. Бажанов – М.: “Физкультура и Спорт”, 2000. – 341 с.
Бриль, М. С. Индивидуальные особенности детей с целью отбора в детско-юношеские спортивные школы (на материале баскетбола) [Текст] / М. С. Бриль – М.: “Академия”, 1999. – 178 с.
Водянникова, И. А. О методах и организации отбора в спортивные школы по баскетболу [Текст] / И. А. Водянникова, С. С. Грошенков, Т. А. Зельдович – М.: “Академия”, 1992. – 194 с.