СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив по математике как ведущая форма обучения в оптимизации учебного процесса.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по математике как ведущая форма обучения в оптимизации учебного процесса.»

Факультатив по математике как ведущая форма обучения в оптимизации учебного процесса.


В современной ситуации стремительно развивающегося общества школьник должен представлять собой индивида, обладающего готовностью и способностью самостоятельно приобретать новые знания и осваивать новые способы деятельности, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

Ориентирами обучения являются не простое усвоение учеником определенного объема знаний, умений и навыков, овладение деятельностью самостоятельного научно-исследовательского поиска на основе формирования и развития различных видов мышления, в том числе наглядно-образного.

Математические дисциплины имеют ряд дидактических возможностей, которые могут быть использованы для формирования наглядно-образного мышления, с одной стороны, а с другой – успешное освоение этих дисциплин невозможно без опоры на наглядно-образное мышление.

Факультативный занятия представляют собой особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации внеурочной учебной деятельности школьников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными способностями и профессиональными намерениями.

Метод проектов можно широко использовать на факультативных занятиях со школьниками. Именно он позволяет научить применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни.

Для мировой истории образования метод проектов не является новшеством. В 20-х годах прошлого века этот метод был разработан в США. Еще одно название этого метода - "Метод проблем". Его возникновение связано с гуманистическими и социально-философскими идеями Дж. Дьюи в соавторстве с В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании[22]. Важно показать ученикам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.

Цели проектной деятельности таковы: воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления. Основные требования к использованию методов проектов: постановка проблемы (задачи), требующей интегрированного знания учащегося; практическая значимость предполагаемых результатов, использование исследовательских методов. Эти требования должны появляться на всех стадиях осуществления проектов[20].

Выбор тематики проектов может быть различным. Проекты должны быть актуальными. Метод проектов можно использовать, как на уроках так во внеурочной деятельности учащегося. Во внеурочное время учащиеся выполняют долгосрочные проекты по темам, требующим долгой и детальной проработки.

Например, учащимся можно предложить темы: «Метод полиомино в олимпиадных задачах» учащиеся будет рассматривать задания, которые давались на районном и областном турах, «Многогранники» в проекте ученик может рассмотреть основной теоретический материал и в программе «кью бейсик» выполнять разработку по преобразованию многогранников.  Другие темы: «Алгебра логики в информатике», «Матричная алгебра в экономике» − на материале (цифрах) бизнес инкубатора города, «Графы и их применение», и.д. На факультативных занятиях можно предложить данный метод, начиная с 7 класса[20].

Много времени уделяется исследованию графиков функции. Графики исследуются от простых (заданных целыми выражениями), до более сложных (заданные дробно-рациональным способом).

На проектный урок можно вынести задачу о задание самой функции, по заданным асимптотам и построенному графику. Учащиеся, выполняя данную работу должны проанализировать изучаемый материал, сами задать график функции, построить с помощью компьютерных программ, что бы на уроке презентовать материал своим одноклассникам. Тем в курсе алгебры и начала анализа можно найти не мало, и все эти задания будут служить для хорошей подготовки учащегося к дальнейшим выпускным экзаменам. Безусловно, данный вид деятельности нужно применять разумно и оптимально, внедрение метода проекта в учебный процесс, не вытеснят другие методы и формы обучения учащихся.

Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует[16]:

- Углублению знаний учащихся;

- Развитию их дарования, логического мышления;

- Расширение кругозора; Её воспитательное значение: Она не только освещает какой – либо узкий вопрос, но и заинтересовывает учащихся предметом, вовлекает их в серьезную самостоятельную работу. Кружки и факультативы провожу по следующим направлениям:

- Подготовка к олимпиадам Основные этапы:

1. Подготовительный;

2. Отборочный;

3. Основной.

- Недельные домашние задания

Недельные домашние задания 8 класса:

Задача 1: Сравнить 80 в степени 13 и 10 в степени 28.

Задача 2: В коробке лежат 2006 белых и 2007 красных шаров (шары перемешаны). Какое наименьшее число шаров нужно вынуть из коробки, не глядя, чтобы среди них обязательно нашелся 341 шар одного цвета?

Задача 3: Найти пятизначное число вида abccd, удовлетворяющее условиям ; ; .

Задача 4: В треугольнике , −медиана, угол градусов, угол градусов. Найти и

Творческие задания.


Рисунок 1 − Иллюстрированная задача

У мухи 6 лапок, а у паука − 8. Два паука и две мухи вместе имеют столько же, сколько у 10 птичек и ... кошек

1. Листок или плакат с иллюстрацией, посвященный 1-ой или нескольким задачам.

2.Проиллюстрированная задача, придуманная самим учеником. 3.Математическая сказка.

4.Стихи, посвященные геометрическим фигурам, числам, теоремам и т.д.

5. Наглядная иллюстрация к задачам из учебника.

Проведение внеклассных мероприятий. Устный журнал «Хвала математике». Поле математических чудес (игра). Путешествие в страну математических чудес (математические казусы, фокусы). Клуб веселых математиков Игра «Что? Где? Когда?». Математическое казино. Кто хочет стать математиком? (игра)

Научно-исследовательская работа:

a) Создание проектов (Мультфильм «Страна натуральных чисел», «Многогранники»).

Исследовательская работа – это то, чем будут заниматься многие талантливые школьники после того как станут взрослыми. Поэтому детей, имеющих склонность к исследовательской работе, надо находить, и эту склонность надо в них развивать.

В этом смысле организация исследовательской работы школьников не менее важно, чем организация математических олимпиад.

b) Создание презентаций «Я иду на урок».

c) Написание рефератов с элементами исследования

итог всему сказанному:

- работа по привитию интереса к изучению математики должна быть регулярной;

- задания могут быть индивидуальными и коллективными, состав групп должен меняться от задания к заданию с целью сплочения коллектива и выработки умения распределять обязанности внутри группы;

- выполненные задания обязательно должны использоваться на уроках, занятиях кружков, факультативов;

-задания должны оцениваться отметкой, грамотой, призом и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!