СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс "Мой мир и я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Мой мир и я"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»



РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол от __________2020 г №________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________М. В. Рыбина


__________2020 г

УТВЕРЖДЕНО

Директор _____О. И. Сладкевич


Приказ от __________2020 г

№_______








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса «Мой мир и Я»

в 4 – Б классе

на 2020 – 2021 учебный год








Составитель рабочей программы:

Хархордина А. А.













Горловка

2020 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Мой мир и Я» составлена на основании программы факультативного курса "Мой мир, и я" (автор Луценко Н.Г. рекомендованного Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 863 от 25.08.2016 г.).

Факультативный курс «Мой мир и Я», опираясь на новые Государственные образовательные стандарты начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП, предлагается для учащихся 4 класса. Программа рассчитана на обучения – по 35 ч в год. Продолжительность занятий – 1 ч в неделю.


Цель курса состоит в формировании и развитии морально-этических черт характера.


Задания курса:

 Изучение понятий «хорошо» и «плохо», «справедливо» и «несправедливо»;

 Воспитание любви к семье, к своим близким, к родному дому, к Родине, к традициям родного края;

 Формирование необходимости говорить правду, быть честным, дружно жить в коллективе, сообща учиться, работать, играть, быть хорошим товарищем и чувствовать дух коллектива;

 Воспитание доброжелательного отношения к людям (старших и ровесников);

 Формировать желание приносить посильную помощь окружающим, быть трудолюбивым;
 Воспитывать желание беречь природу, защищать животных;

 Формировать понятие ответственности за свои поступки и ответственного отношения к собственным словам и обещаниям, умения воздерживать себя от эгоистичных поступков, преодолевать невоспитанность;

 Воспитание негативного отношения к нарушениям правил для учащихся.


Программа курса нацелена на двухсторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, воспитательную работу учителя, с другой стороны – субъект этой работы – детей, которые принимают активное участие в деятельности под целенаправленным влиянием
учителя.

Успех реализации программы зависит от использования принципов психолого-педагогических теорий и определённой системы практических занятий.

В первую очередь это глубокие знания учителями начальных классов индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста, их психологическое и физическое состояние, умение педагога
заинтересовать детей своим курсом.

Изучение курса должно подкрепляться конкретным материалом, соответствующим личности ребёнка. Поэтому важным путём осуществления этой программы является стремление понять каждого ученика с помощью анкетирования родителей, ведения диагностического дневника для классного руководителя, составление социально-педагогических карт. Для этого необходимо постоянно отслеживать цепочку связи: ребёнок – родители – школа.


Методы и формы обучения:

1. Беседы по поводу конкретного факта из жизни класса, во время которых анализируются поступки детей;

2. Чтение рассказов и басен;

3. Просмотр видеороликов и фильмов, которые раскрывают смысл той или иной моральной нормы;

4. Обсуждение вопросов, которые дети ставят учителю;

5. Обсуждение конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в коллективе детей;

6. Игры, которые физически развивают и закаляют детей, воспитывают смекалку, быстроту и координацию движений, а также формируют дружеские отношения.

Например:

 Сюжетные игры: «Город вежливых», «Книжкина лечебница» и др. Дети получают возможность пробовать себя в правильных поступках, которые становятся привычкой.

 Сюжетно-ролевые игры, содержание которых строится на использовании детской художественной литературе, сказках;

 Познавательно-интеллектуальные игры-викторины, воображаемые путешествия;

 Игры с трудовым содержанием: «Кукольное ателье», «Весёлая мастерская», «Фабрика- Умелочка».

7. Занятия по интересам, занятия клубного типа;

8. Проведение тематических праздников и развлечений;

9. Прогулки и экскурсии с организованным наблюдением.


Программа « Я и мой мир» требует от учителя постоянного обновления его духовных сил, мудрости, терпения и великой любви к детям, к своему делу. Он должен следить за развитием своих учеников, понимать внутренний мир ребёнка: его мысли и переживания, мотивы поступков.

Разделы и темы курса в каждом классе – это продолжение и углублённое изучение начатого в предыдущем классе согласно возрастным особенностям детей.



Содержание программы

п/п

Название раздела

Количество часов

По плану

По факту

1

ВОСПРИЯТИЕ МИРА

4

4

2

ТАЙНА МОЕГО «Я»

4

4

3

КАК МЫ ВИДИМ ДРУГ ДРУГА

5

5

4

ЭТОТ ТАИНСТВЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ МИР

4

4

5

ФЕЙЕРВЕРК ХАРАКТЕРОВ

2

2

6

УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ

3

3

7

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

4

4

8

МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА

9

9


Всего:

35

35



II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программа факультативного курса
«Мой мир и Я»

4 класс

п/п

урока в теме

Дата проведения

Наименование разделов, тем урока

Примечание

По плану

По факту

РАЗДЕЛ 1. ВОСПРИЯТИЕ МИРА. (4 ч)

1

1

04.09


Почему одни люди умнее других? Самый умный

человек на Земле.


2

2

11.09


Язык чувств. Учимся видеть хорошее.


3

3

18.09


Страна храбрых.


4

4

25.09


Развиваем воображение.


РАЗДЕЛ 2. ТАЙНА МОЕГО «Я» (4 ч)

5

1

02.10


Интервью с самим собой.


6

2

09.10


Я в будущем.


7

3

16.10


Заветное желание.


8

4

23.10


Мир внутри меня.


РАЗДЕЛ 3. КАК МЫ ВИДИМ ДРУГ ДРУГА. (5 ч)

9

1

06.11


Сокровища сердца.


10

2

13.11


Дерево гармонии.


11

3

20.11


Настоящая щедрость.


12

4

27.11


Упорство и талант.


13

5

04.12


Как стать честным.


РАЗДЕЛ 4. ЭТОТ ТАИНСТВЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ МИР. (4 ч)

14

1

11.12


Человек будущего. Совершенный человек.


15

2

18.12


Гимн профессиям.


16

3

25.12


Уважение и соблюдение домашних традиций.


17

4

15.01


Традиции родного края.


РАЗДЕЛ 5. ФЕЙЕРВЕРК ХАРАКТЕРОВ. (2 ч)

18

1

22.01


Красота души.


19

2

29.01


Моё поведение в сложных ситуациях.


РАЗДЕЛ 6. УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ. (3 ч)

20

1

05.02


Скромный человек.


21

2

12.02


Интересно о полезном…


22

3

19.02


Борьба с вредными привычками и поступками.


РАЗДЕЛ 7. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. (4 ч)

23

1

26.02


«Я вам пишу…» Письмо другу. Этика письма.


24

2

05.03


Мир справедливости.


25

3

12.03


Радость и улыбка.


26

4

19.03


Чуткое отношение.


РАЗДЕЛ 8. МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА. (9 ч)

27

1

02.04


Планета любви.


28

2

09.04


На что похожа нежность.


29

3

16.04


Взаимопонимание.


30

4

23.04


Манеры хорошего тона в разных ситуациях.


31

5

30.04


Сказки о самом главном.


32

6

07.05


Симпатии друг к другу.


33

7

14.05


Что влияет на нашу судьбу.


34

8

21.05


Стремление к совершенству.


35

9

28.05


Вспомним самое интересное.


Планируемые результаты духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Любовь к Родине, своему народу, своему краю;

Служение Отечеству;

Правовое государство;

Гражданское общество;

Закон и правопорядок; Поликультурный мир;

Свобода личная и национальная;

Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


- учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества;

-сформировано отношение к Родине, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям;

-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской полиции;

-учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

-учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.


Нравственный выбор;

Жизнь и смысл жизни;

Справедливость;

Милосердие;

Честь;

Достоинство;

Уважение к родителям; Уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;

Забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода

совести и вероисповедания,

толерантность, представление о вере, духовной культуре и

светской этике.


-учащиеся имеют представления о национальных ценностях;

-сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и

дама;

-сформировано представление о истории страны, религиях Родины;

-у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому;

-учащиеся имеют представления об отрицательном влиянии СМИ;

-сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.


- у обучающихся сформировано ценностное

отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям;

-учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов;

-умеют проявлять дисциплинированность,

последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

-у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.


-у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью

близких и окружающих людей;

-учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и

нравственности в сохранении здоровья человека;

-имеют опыт первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

-у учащихся развит интерес к природе;

-сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным.


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.


-учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;

-сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда;

-имеют интерес к занятиям художественным творчеством.





СЛОВАРЬ нравственных понятий и терминов

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для
которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и
привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя:
внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем,
готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность,
такт.

Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих
обязанностей, вера в человека.

Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если
этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости
и доблести.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее
пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости.
Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям,
выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и
запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении
сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в
развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ,
в хулиганских действиях.

Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.

Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.

Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей
противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой
разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В
понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления,
пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают
социальную практику и действия других людей.

Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда
нужно.

Корысть – выгода, материальная польза.

Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий
вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.

Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.

Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости
между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и
склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь,
разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми,
положительное отношение человека к объекту познания и практической
деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)

Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя
форма поведения и обращения с другими людьми.

Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному
человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.

Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на
несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.

Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.

Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.

Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек
должен выполнять.

Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность
и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия,
отвечать за них перед собой и другими.

Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и
которые отражают его отношение к людям и к себе.

Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил,
воли, разума.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека,
сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное
положение дел.

Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы,
работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.

Режим – распорядок дел, действий.

Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его
жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.

Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки
зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том,
что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или
особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной
дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно
существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа,
относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким
недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные
интересы, и одновременно критически относится к своим собственным
заслугам и недостаткам.

Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения,
потребность поступать в соответствии с требованиями общества.

Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к
интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей.
Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования
разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер
давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.

Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное
расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления –
трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.

Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к
человеку, способность считаться с его интересами.

Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности
человека.

Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к
людям
, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность,
искренность.

Честность – моральное качество, включающее правдивость,
принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.

Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и
состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение
сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на
основе ощущений и впечатлений.

Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека
к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей;
внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам,
мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в
своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству
собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми.
Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием,
благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения.
Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность,
недоверие к людям.

Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях,
закономерностях и развитии.

Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.


Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое
плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности.

Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность
положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал;
добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком
случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как
добродетель, как моральное качество личности.

Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного,
каждодневного терпеливого труда души, добро творчества. Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.

Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе,
воплощающие внешнюю культуру поведения.
В. Г. Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения,
держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а
только улучшит». Т. о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение
простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры.
Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное,
корректное отношение человека к окружающим, они утверждают
человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы
общение доставляло людям радость.
Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу
подлинной культуры человеческих отношений.

Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений,
особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни
доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы.
«Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное
духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность,
доверие, верность, взаимная требовательность.

Законы дружбы:
 Не обзывай и не унижай своего друга.
 Помогай другу в беде.
 Умей с другом разделить радость.
 Не смейся над недостатками друга.
 Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
 Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
 Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
 Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
 Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
 Не предавай друга.



Литература

1. Базисный учебный план общеобразовательных организаций Донецкой
Народной Республики.

2. Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном
коллективе. Ярославль, 1991.

3. Государственный образовательный стандарт начального общего
образования

4. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления
деятельности. /М., “Вербум”., 2001.

5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. М., “Вербум”., 2001.

6. Изучение личности школьника учителем. Под. ред. 3. И. Васильевой" и
др.М., 1991. .

7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

8. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 1991.

9. Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,1991.

10. Педагогическая диагностика в школе. Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987. 11. Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.

12. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.


Интернет – ресурсы

1. http://mondnr.ru/

2. http://donippo.blogspot.com//

3. http://nachalo2015.ucoz.com/

4. http://metodtorez.at.ua/

5. http://gos-std.blogspot.com/

6. http://infourok.ru/

7. http://www.novyedeti.ru/

8. http://www.uchmet.ru/

9. http://cdoippo.blogspot.com/p/blog-page_7.html

10. http://www.uchitel-izd.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!