СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс " Проба пера"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Проба пера»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Проба пера»

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс " Проба пера"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 С.БАКАЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Согласовано

зам. директора по ВР

________________

Попова О.И.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от «30» августа 2022г.

Утверждаю директор школы

____________

Скарякин С.М.

Приказ № 206 от «31 » августа 2022г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Проба пера»

5-6 класс

Курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.

Руководитель курса: Викторова Светлана Геннадьевна







с. Бакалы -2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • Рабочей программы воспитания (утверждена Приказом директора школы № 102 от 5.04.2021г..)

  • СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;

  • основной образовательной программы НОО, ООО, СОО



Направленность программы: художественная. Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную жизненную позицию. Умению компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и грамотно ее высказывать необходимо учиться уже в школе. Благодатным материалом для выполнения этих задач являются журналистские тексты. Программа кружка предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как публицистика. Цели и задачи данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся посредством приобщения к проектной и творческой деятельности, создания среды для получения дополнительных знаний в определенных областях науки и искусства, формирования активной социальной позиции и высокой культуры.

Актуальность программы заключается в том, что занятия направлены на расширение кругозора, возбуждение интереса ребенка к окружающей жизни, развитие личностных качеств. Программа не только способствует решению общих задач изучения русского языка, но и формирует навык работы с периодическими изданиями, ориентирует учащихся на выбор профессии, предусматривает знакомство с профессией журналиста.

Отличительными особенностями программы является:

- занятия в объединении интегрируются с изучением таких предметов, как литература, русский язык, история, с проектной деятельностью (предметная область); выступление перед публикой (социально-педагогическая область); использование ИКТ (создание мультимедийных презентаций).

- сотрудничество со школьной, сельской и районной библиотеками, сельским домом культуры, общение со сверстниками, родителями и местным социумом.

Программа модифицированная, адаптирована к условиям образовательного процесса в малокомплектной школе с учетом набора учащихся от 11 до 15 лет. Дети в возрасте 11-12 лет активны, восприимчивы, обладают высокими резервами развития. Формы работы с ними – коллективно-игровые, беседы. В возрасте 13-14 лет подростки начинают рассуждать, мыслить логически, занимаются самоанализом – применяются формы работы: коллективно-творческие дела, беседы, проекты. С 15 лет дети внимательны, работоспособны, могут распределять свою деятельность по времени. Со старшими детьми работа организуется через исследовательскую, проектную деятельность.

Адресат программы: возраст 11-15 лет.

Формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуальные. Виды занятий: лекции, беседы, участие в школьных, районных, российских мероприятиях и конкурсах, выполнение самостоятельной, проектной работы, заполнение портфолио, встречи с журналистами, публикации в районной газете.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часов.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Цель: организовать в школьном коллективе центр литературно-публицистической деятельности

Задачи: углубление знаний по стилистике, а также знаний основных публицистических жанров и особенностей текстов публицистического стиля;

- ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков создания публицистических текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся;

- развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

- формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии

Для достижения поставленных задач необходимо соблюдение следующих принципов:

- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала

- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, совместный поиск решения проблемы с педагогом и самостоятельно;

- активность и сознательность, самостоятельность учащихся, умение самоанализа и самооценки;

- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: предоставление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Учебно-тематический план



п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Форма организации занятий

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика


Профессия - журналист

4

4




1.

Значение журналистики в современной жизни. СМИ – это целый мир. Проблемы современной журналистики.

1

1


Лекция


2.

Психология журналистского труда и творчества. Журналист и аудитория.

1

1


Лекция


3.

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.

1

1


Лекция


4.

Интернет – издания.

1

1


Лекция, презентация



Публицистический текст и его особенности

8

4

4



5.

Характеристика публицистического стиля и его особенностей.

1

1


Лекция, беседа


6.

Лексические особенности публицистического стиля речи.

1


1

Работа с текстами


7-8.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи.

2

1

1

Лекция, работа с текстами


9-10.

Выразительные средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).

2

1

1

Лекция, работа с текстами


11-12.

Речевой этикет. Речь СМИ. Защита проектов.

2

1

1

Лекция, защита проектов

Защита проекта


Журналистский текст: теория и практика создания

16

4

12



13.

Жанры публицистики (общая характеристика).

1

1


Лекция


14.

Тема, замысел и идея журналистского произведения.

1


1

Работа с текстами


15.

Сбор информации. Накопление и обработка материала. Работа над композицией и языком.

1


1

Работа с текстами


16.

Реализация в публицистике стилистических норм языка.

1


1

Беседа, работа с текстами


17-18.

Жанры публицистики. Лабораторная работа «Узнай жанр работы!»

2

1

1

Лекция, лабораторная работа


19.

Заметка в газету.

1


1

Заметка


20.

Статья в газету.

1


1

Работа с текстами


21.

Очерк. Путевой очерк.

1


1

Работа с текстами


22-23

Портретный очерк.

2

1

1

Портретный очерк


24.

Корреспонденция.

1


1

Работа с текстами


25.

Комментарий.

1


1

Работа с текстами


26-27.

Эссе. Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном».

2

1

1

Беседа, анализ писем


28.

Рецензия.

1


1

Рецензия



Язык СМИ


3

1

2



29.

Язык СМИ.

1

1


Беседа


30-31.

Заголовок в современном газетном и журнальном текстах.

2


2

Практикум



Оттачиваем мастерство (практическая часть)


3


3



32-34.

Практическая работа. Комплексный анализ журналистского текста. Подведение итогов.

3


3

Комплексный анализ журналистского текста, встреча с журналистами районной газеты

Анализ текста


Итого

34

13

21



Содержание программы «Проба пера»

Программа имеет блочно-модульную структуру. Содержание модулей основано на линейном принципе структурирования.

Основным элементом каждого занятия является работа по обогащению активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона, работа по орфоэпии, орфографии, пунктуации).

Блок 1. Профессия – журналист

Значение журналистики в современной жизни. СМИ – это целый мир. Проблемы современной журналистики. Психология журналистского труда и творчества. Журналист и аудитория. Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее. Интернет – издания.

Блок 2. Публицистический текст и его особенности

Работа с текстом публицистического стиля. Характеристика публицистического стиля и его особенностей. Лексические особенности публицистического стиля речи. Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Выразительные средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи). Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ.

Блок 3. Журналистский текст: теория и практика создания

Жанры публицистики (общая характеристика). Композиция журналистских произведений. Тема, замысел и идея журналистского произведения. Сбор информации. Где? Как? Когда? Накопление и обработка материала. Работа над композицией и языком. Реализация в публицистике стилистических норм языка. Жанры публицистики. Лабораторная работа «Узнай жанр работы!» Заметка в газету. Статья в газету Очерк. Путевой очерк. Портретный очерк. Корреспонденция. Комментарий. Отчет. Эссе. Д.С.Лихачев и его публицистика. Рецензия. Актуальные проблемы.

Блок 4. Язык СМИ

Язык СМИ. Заголовок в современном газетном и журнальном текстах.

Блок 5. Оттачиваем мастерство (практическая часть)

Практическая часть. Тексты для комплексного анализа.

Планируемые результаты

Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель работы, выбирать тему проекта;

- искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

Познавательные УУД:

- формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;-

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе отрицания;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать работу в группе

- умение слушать, выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- основные жанры журналистских текстов и их особенности

Учащиеся должны уметь:

- определять жанр публицистического произведения;

- оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;

уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связн;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

- выполнять творческие работы разных жанров.

Учащиеся должны научиться:

- составлять мультимедийные презентации;

- навыкам проектной деятельности;

- выступать перед аудиторией;

- понимать важную роль СМИ в современном мире и ориентироваться в огромной массе периодических изданий;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Календарный учебный график

Месяц

Число

Форма

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

сентябрь

6.09.

Лекция

1

Значение журналистики в современной жизни. СМИ – это целый мир. Проблемы современной журналистики.


2


13.09.

Лекция

1

Психология журналистского труда и творчества. Журналист и аудитория.


3


20.09.

Лекция

1

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.


4


27.09.

Лекция, презентация

1

Интернет – издания.


5

октябрь

4.10.

Лекция, беседа

1

Характеристика публицистического стиля и его особенностей.


6


11.10.

Работа с текстами

1

Лексические особенности публицистического стиля речи.


7


18.10.

Лекция

1

Синтаксические особенности публицистического стиля речи.


8


25.10.

Работа с текстами

1

Синтаксические особенности публицистического стиля речи.


9

ноябрь

8.11.

Лекция,

1

Выразительные средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).


10


15.11.

Работа с текстами

1

Выразительные средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).


11


22.11.

Лекция,

1

Речевой этикет. Речь СМИ.


12


29.11.

Защита проектов

1

Речевой этикет. Речь СМИ. Защита проектов.

Защита проекта

13

декабрь

6.12.

Лекция

1

Жанры публицистики (общая характеристика).


14


13.12.

Работа с текстами

1

Тема, замысел и идея журналистского произведения.


15


20.12.

Работа с текстами

1

Сбор информации. Накопление и обработка материала. Работа над композицией и языком.


16


27.12.

Беседа, работа с текстами

1

Реализация в публицистике стилистических норм языка.


17

январь

10.01.

Лекция

1

Жанры публицистики.


18


17.01.

Лабораторная работа

1

Жанры публицистики. Лабораторная работа «Узнай жанр работы!»


19


24.01.

Заметка

1

Заметка в газету.


20


31.01.

Работа с текстами

1

Статья в газету.


21

февраль

7.02.

Работа с текстами

1

Очерк. Путевой очерк.


22


14.02.

Портретный очерк

1

Портретный очерк.


23


21.02.

Портретный очерк

1

Портретный очерк


24


28.02.

Работа с текстами

1

Корреспонденция.


25

март

7.03.

Работа с текстами

1

Комментарий.


26


14.03.

Беседа, анализ писем

1

Эссе. Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном».


27


21.03.

Беседа, анализ писем

1

Эссе. Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном».


28

апрель

4.04.

Рецензия

1

Рецензия.


29


11.04.

Беседа

1

Язык СМИ.


30


18.04.

Практикум

1

Заголовок в современном газетном и журнальном текстах.


31


25.04.

Практикум

1

Заголовок в современном газетном и журнальном текстах.


32

май

16.05.

Комплексный анализ журналистского текста

1

Практическая работа. Комплексный анализ журналистского текста. Подведение итогов.


33


23.05.

Комплексный анализ журналистского текста

1

Практическая работа. Комплексный анализ журналистского текста.

Анализ текста

34


30.05.

Встреча с журналистами

1

Подведение итогов.




Условия реализации программы

Занятия кружка «Проба пера» проходят в школе в кабинете русского языка. Кабинет оснащен мебелью, приспособлениями для работы с ТСО, есть литература: справочная; научно-популярная; учебники; научно-методические пособия; находятся раздаточные материалы для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной работы.

Кабинет русского языка отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

Практические занятия предполагают подготовку и участие в различных мероприятиях и конкурсах, выпуск школьной газеты, встречи с журналистами и местным социумом.

Формы аттестации/контроля: защита проектов, анализ текста

Контрольно-измерительные материалы

  1. Защита проекта

Разработать проект газеты «Школьные вести». Оформить информационную карту проекта.

Информационная карта проекта

Название проекта


Вид проекта


Авторы проекта


Номер телефона


e-mail


Наименование учреждения


Адрес учреждения


Руководитель


Количество участников


Обоснование актуальности проекта


Цели и задачи проекта


Сроки выполнения проекта


  1. Анализ текста

Проанализировать журналистский текст из районной «Увинской газеты» по плану:

  1. Заголовок текста

  2. Лексические особенности текста

  3. Синтаксические особенности текста

  4. Выразительные средства языка (средства эмоциональной выразительности) текста

  5. Реализация в тексте стилистических норм языка

  6. Жанр



Методическое обеспечение программы

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, лекции, встречи с местными жителями, журналистами, интервьюирование, работа с литературой, с источниками интернет-сайтов.

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий.



Список литературы, используемый педагогом

  1. Бессарабова Н.Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм //

Журналистика и культура речи, 2002, №4.

  1. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону, 1999.

  2. Калинин А.В. Культура русского слова. М.,1984.

Список литературы, рекомендуемый для учащихся

  1. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Выразительные средства языка газетной публицистики // Журналистика и культура русской речи, 2004, №1.

  2. Славкин В.В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи, 2002, №1.

  3. Солганик Г.Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи, 2004, №1.

  4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.

  5. Русский язык. Теория. 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова., Москва «Дрофа», 2012г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!