МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 42»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол от __________2020г №________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________М.В.Рыбина
__________2020г
УТВЕРЖДЕНО
Директор _____О.И.Сладкевич
Приказ от __________2020г
№_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса
«Занимательная грамматика»
в 4 – Б классе
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
Хархордина А. А.
Горловка - 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» составлена на основании программы факультативного курса «Занимательная грамматика» (авторы Яценко О.А., Буханцева М.В., Алекперова Г.К. Сабинина Г.К.), рекомендованного Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 863 от 25.08.2016г.).
Данная программа разработана в целях повышения орфографической грамотности учащихся.
Цель курса – заложить основы формирования коммуникативной компетентности учащихся с учетом их интересов и возможностей, что обеспечивается планомерным обучением всем видам речевой деятельности; расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку; показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Задачи курса:
Обучающие:
• развитие положительной мотивации к изучению русского языка;
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке, овладение нормами (орфоэпическими, лексическими, грамматическими) и правилами речевого этикета.
Воспитывающие:
• воспитание языковой личности, которая заботиться о качестве своей речи и умело пользуется ею;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание положительного и бережного отношения к книге как объекту культуры.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут - в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Содержание курса
№ | Тема раздела | Кол-во час. | Примечание |
1 | В мире слов | 7 | |
2 | Состав слова | 9 | |
3 | Части речи | 19 | 19-3=16 ч. |
| Всего | 35 | 32 |
При сокращении часов на изучение учебного предмета из-за праздничных дней по теме «Части речи» планируемые результаты освоения программы будут достигнуты за счет интенсификации образовательного процесса.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Дата | Тема урока | Примечания |
По плану | По факту |
| Тема1. В мире слов (7 ч.) |
1. | | 01.09 | | Нормы литературного произношения. | |
2. | | 15.09 | | Многозначные слова. | |
3. | | 22.09 | | «Крылатые слова». | |
4. | | 29.09 | | Фразеологические обороты. | |
5 | | 06.10 | | Фразеологические обороты | |
6 | | 13.10 | | Поэтическая тетрадь. Стихи классиков (наблюдение за афоризмами и крылатыми выражениями в произведениях) | |
7 | | 20. 10 | | Поле чудес (игра) | |
| Тема 2. Состав слова (9 часов) |
8 | 1 | 03.11 | | Слова – родственники | |
9 | 2 | 10.11 | | Занимательное словообразование | |
10 | 3 | 17.11 | | Занимательное словообразование | |
11 | 4 | 24.11 | | Тайны фонемы (правописание гласных и согласных в корне слова). | |
12 | 5 | 01.12 | | Тайны фонемы (правописание гласных и согласных в корне слова). | |
13 | 6 | 08.12 | | Правописание суффиксов | |
14 | 7 | 15.12 | | Правописание суффиксов | |
15 | 8 | 22.12 | | Словарный диктант. | |
16 | 9 | 12.01 | | КВН «Занимательная грамматика». | |
| Тема 3. Части речи (16 часов) |
17 | 1 | 19.01 | | Имя существительное | |
18 | 2 | 26.01 | | Изменение существительных по падежам. | |
19 | 3 | 02.02 | | Изменение существительных по падежам. | |
20 | 4 | 09.02 | | Несклоняемые существительные | |
21 | 5 | 16.02 | | Три склонения существительных | |
22 | 6 | 02.03 | | Три склонения существительных | |
23 | 7 | 09.03 | | Правописание падежных окончаний. | |
24 | 8 | 16.03 | | Правописание падежных окончаний. | |
25 | 9 | 30.03 | | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | |
26 | 10 | 06.04 | | Имя прилагательное | |
27 | 11 | 13.04 | | Проект «Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке « А. С. Пушкина | |
28 | 12 | 20.04 | | Глагол | |
29 | 13 | 27.04 | | Правописание глаголов | |
30 | 14 | 04.05 | | Спряжение глаголов | |
31 | 15 | 18.05 | | Спряжение глаголов. Проект «Пословицы и поговорки». | |
32 | 16 | 25.05 | | Наречие. «Что? Где? Когда?» | |
Учащиеся должны знать:
- основные нормы русского языка;
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- основные орфографические и пунктуационные правила.
Учащиеся должны уметь:
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию
речи;
- подбирать антонимы, синонимы, находить фразеологические обороты;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим
словарями,
- определять изученные части речи;
- правильно записывать слова на изученные орфограммы.
III. Литература и интернет ресурсы
1. Александрович, Н. Ф. Занимательная грамматика / Н. Ф. Александрович. — Минск: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения БССР, 1963. — 233 с.
2. Антипова, М. Б. Русский язык: учебное пособие по развитию речи. (Мультимедийный ресурс) / М. Б. Антипова // Початковая школа. — 2008. — № 2. — Приложение 2.
3. Афонина Г. Уроки развития речи: Пособие для учителей.1-4 классы. - М.: Рольф,2001. Афонина Г. Уроки развития речи: Пособие для учителей.1-4 классы. - М.: Рольф,2001.
4. Волина, В. В. Игры в рифмы / В. В. Волина. — Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 1997. — 224 с.: ил.
5. Волина, В. В. Весёлая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / авт.-сост. В. В. Волина. — М.: Дрофа, 2001. — 80 с.: ил.
6. Игнатьева Т.В. Самостоятельные работы по русскому языку (2 класс) Москва «Экзамен», 2009г.
7. Львова, С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: пособие для учителя / С. И. Львова. — 2-е изд. — М.: Русское слово – РС, 2001. — 126 с.
8. Львова, С. И. «Словарь антонимов русского языка» / С. И. Львова. — 2-е изд. — М.: 2001 г
9. Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. Просвещение, 1991
10. Рек Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное: пособие для учителя/ Т.Г. Рек. М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11. Рек Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! пособие для учителя/ Т.Г. Рек. М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
12. Рек Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! пособие для учителя/ Т.Г. Рек. М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
13. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка: Книга для учителя/ В.А. Сидоренков — М.: Просвещение. 1996.
14. Тамбова Д.М. Уроки по развитию речи учащихся в период обучения
грамоте: Пособие для учителя (Под ред. А.Ф.Бойцовой) Л.: Просвещение, 1983.
5