Программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» национальной программы «Демография»
Фонд содействия занятости Педагогический университет «Первое сентября»
Федеральный проект «Содействие занятости»
Программы повышения квалификации для педагогов по направлению:
Методист онлайн-курсов
Итоговая работа План онлайн-курса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку для учащихся
10-11 класса»
Выполнила слушатель 4 потока:
Стребежева Алла Макаровна
2021
Балашиха
План онлайн-курса
Тема, цели и задачи курса
Предметное содержание курса
Примерная программа онлайн-курса
Целевая аудитория
Необходимое оборудование и информационное обеспечение
Тема: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Цели и задачи:
• обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
• подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа и с открытым ответом;
• формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение). Ученики должны иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку; знать
• сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
• содержание заданий ЕГЭ; уметь
• применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
• оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
• применять приёмы сжатия текста;
• понимать и интерпретировать текст;
• создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
• аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный
Предметное содержание курса
Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью курса является акцентуация внимания на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Так как в старших классах общеобразовательного (не гуманитарного) уровня на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому Курс подготовки к ЕГЭ является необходим для успешной сдачи экзамена. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяются на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал.
Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос о дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данный курс учитывает образовательные потребности учащихся.
Целевая аудитория: 15-17 лет
Занятия проводятся в режиме онлайн(Zoom,ЯКласс,Физикон) и офлайн
В качестве инструмента использую СДО Moodle
Примерная Программа онлайн-курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку для учащихся 10-11 класса»
Сроки реализации – 2020-2021 уч. год
Учитель русского языка и литературы-СтребежеваА.М.
Пояснительная записка
Ступень обучения - среднее общее образование, 10-11 класс
Уровень - базовый
Программа рассчитана на 34 часа
Программа подготовки к ЕГЭ курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Общая характеристика
Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку» призвана актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Её главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данная программа позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данной программы является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Так как в старших классах общеобразовательного (не гуманитарного) уровня на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому Программа подготовки к ЕГЭ является необходимой для успешной сдачи экзамена. Программа подготовки к ЕГЭ не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяются на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал.
Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос о дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Цели и задачи:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ: тестам с выбором ответа (уровень А) и с открытым ответом (уровень В);
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С). Ученики должны иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку; знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ; уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Содержание тем учебного курса Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ.
Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям уровней А и В
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуальноавторские слова. Тропы. Фразеологические обороты.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы.
Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Орфография. Орфографические нормы.
Пунктуация. Пунктуационные нормы.
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи.
Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации. Привлечение литературного материала. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Методы и приёмы обучения
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
Продуктивный (например, при работе над темой «Написание сочинения»).
Так как метод обучения - это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя (например, на занятии по словообразованию)
Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).
Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование модулей, тем | кол-во занятий |
| Введение. Цели и задачи изучаемого курса | 1 |
| Подготовка к заданиям (уровень А и В). | 20 |
| Подготовка к сочинению (уровень С). | 8 |
| Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 5 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник. Русский язык для 10-11 классов. Авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. изд. «Русское слово». 2021 г. Типовые варианты и тематические задания ЕГЭ
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2021. Русский язык. Цыбулько И.П.
Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2021. Русский язык. Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Русский язык. 2021
ЕГЭ 2021 Русский язык. Тренировочные задания. Цыбулько И.П. Львова и др
Интернет-ресурсы
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Форма занятий | Вид занятия | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 Модуль. Введение. Цели и задачи изучаемого курса |
1. | Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Мини-лекция практикум | онлайн | Работа с демо вариантом, бланками ответов. | 2 |
2 модуль Подготовка к заданиям (уровень А и В). |
2. | Подготовка к заданиям уровней А и В. Задание 1. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров | Мини-лекция, воркшоп | онлайн | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
3. | Задание 2. Средства связи предложений в тексте | воркшоп | офлайн | Работа сКИМ, бланки | 6 |
4. | Задание 3 Лексическое значение слова | форум | Zoom | Работа сКИМ, бланки | 4 |
5. | Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения) | Мини-лекция, практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
6. | Задание 5,6 Лексические нормы | Мини-лекция, практикум | офлайн | Работа сКИМ, бланки | 6 |
7. | Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова) | Мини-лекция, практикум | офлайн | Работа сКИМ, заполнение бланков | 6 |
8. | Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | Мини-лекция, Практикум | ЯКласс | Работа с КИМ заполнение бланков | 6 |
9. | Задание 9. Правописание корней | Мини-лекция, Практикум | Физикон | Работа сКИМ, бланки | 4 |
10. | Задание 10. Правописание приставок | Мини-лекция, практикум | Физикон | Работа сКИМ, бланки | 4 |
11. | Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | Мини-лекция, Практикум | ЯКласс | Работа сКИМ, заполнение бланков | 6 |
12. | Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | Мини-лекция, практикум | ЯКласс | Работа сКИМ, заполнение бланков | 6 |
13. | Задание 13. Правописание НЕ и НИ | Мини-лекция, Практикум | Физикон | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
14. | Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | Мини-лекция, Практикум | офлайн | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
15. | Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 6 |
16. | Задание 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) | Мини-лекция, Практикум | презентация | Работа сКИМ, заполнение бланков | 6 |
17. | Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
18. | Задание 18. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
19. | Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
20. | Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
21 | Задание 21. Знаки препинания в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации (тире и двоеточие) | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
22. | Задание 22. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
23. | Задание 23 Текст. Стили и типы речи | форум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
24. | Задание 24 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы Группы слов по происхождению и употреблению | форум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
25. | Задание 25 Средства связи предложений в тексте | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
26. | Задание 26 Речь. Языковые средства выразительности | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Работа сКИМ, заполнение бланков | 4 |
3 Модуль. Подготовка к сочинению (уровень С). |
27. | Подготовка к сочинению уровня С. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Элементы сочинения, анализ текстов | 4 |
28. | Виды комментария к проблеме. Выявление и формулировка авторской позиции | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Элементы сочинения, анализ текстов | 2 |
29. | Аргументация. Привлечение литературного материала. | Мини-лекция, Практикум | Zoom | Элементы сочинения, анализ текстов | 2 |
5 Модуль Комплексная подготовка к ЕГЭ. |
30. | Практикум по написанию сочинения. | воркшоп | Zoom | Работа в группах, анализ сочинений. | 2 |
31. | Практикум по написанию сочинения. | воркшоп | Zoom | Создание текста, оценка | 2 |
3-34 | Повторение | | ЯКласс/офлайн | контроль | 1(2) |
Оборудование: Ноутбук
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» – по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2021 http://edu.ru
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
Сайты:
https://rus-ege.sdamgia.ru-сайт Дмитрия Гущина.«Решу ЕГЭ: русский язык». Общеобразовательный портал для подготовки к ЕГЭ.
http://annaruskabinet.blogspot.com – «Виртуальный кабинет русского языка и литературы». Материалы к урокам русского языка и литературы, видеоуроки по русскому языку, виртуальные экскурсии, электронная библиотека, электронные учебники
http://po-ushi.ru/?attempt=1 – «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!». Образовательный блог Крюковой М.А. в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
http://4ege.ru/trening-russkiy/57032-trenirovochnye-varianty-po-russkomu-yazyku.html-«4ЕГЭ» Тренировочные варианты по русскому языку Пробные работы ЕГЭ по русскому языку.
https://rustutors.ru/egeteoriya/- «РУСТЬЮТОРС». Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2021. Все правила, теория и практика к заданиям. Тесты ЕГЭ по русскому языку
https://yandex.ru/ «Я Тесты» ЕГЭ по русскому языку. Тренировочные задания.
https://bingoschool.ru/ -Новые варианты ЕГЭ по русскому языку 2021
https://rosuchebnik.ru- «Изменения в ЕГЭ-2021по русскому языку»
https://vk.com- «РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ 2021»| УМСКУЛ. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку в режиме онлайн
https://2019-god.com -Орфоэпический минимум ЕГЭ в 2019 году
http://sochineniena5.ru – «Сочинение на 5». ЕГЭ по русскому языку в 2021 году
https://nsportal.ru - Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) материалы к урокам, работы учеников, интерактивные тесты
https://easyen.ru – «Современный Учительский портал» Интерактивный тесты "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку».
https://урок.рф -презентации «Как изменится ЕГЭ по русскому языку в 2021 году»
https://ege-study.ru -«ЕГЭ- студия». Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
http://www.spora07.narod.ru/Index.html - Материалы по функциональным стилям языка.
http://vedi.aesc.msu.ru/russian/index.php - «Веди»-русский язык. Пособие предназначено для проверки и совершенствования знаний в правописании (работа с текстом, со словом, поиск правил, звуковые комментарии, результаты работы.
http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/ - Справочно–информационный портал Gramota.ru - русский язык для всех.
http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/titul.htm#ogl - Учебные и методические материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи». Этот сайт полезен учителям для подготовки к урокам, на которых изучаются языковые нормы и стили языка.
http://www.gotovkege.ru - Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь.