СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Филологический хоккей

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для 9-11 классов по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Филологический хоккей»









Филологический хоккей






9-11 классы




























Цель игры – не только выявить сильную команду учащихся, достойных называться юными филологами, но и вспомнить сведения из грамматики, литературоведения, узнать что-то новое


Хоккей проводят в зимнее время года, в разгар хоккейного сезона. О проведении соревнования сообщается заранее. Количество «хоккеистов» от каждой команды по 6 человек (1 вратарь, 2 защитника и 3 нападающих). В процессе подготовки к матчу игроки придумывают название своих команд, эмблемы и флаги. У каждого игрока на груди свой номер. Перед матчем необходимо украсить зал, сделать табло, таблички для судейской коллегии, скамейки штрафников, вратарей, защитников. Судейская коллегия состоит из главного судьи, хоккейного эксперта (учителя), судьи чистого времени, судьи штрафного времени, судей.

Игра начинается после свистка судьи. Перед началом матча капитаны разыгрывают очерёдность задавания вопросов (вопросы команды придумывают заранее). После свистка судьи включается чистое время, и один из нападающих команды “Точка” задаёт вопрос команде «Двоеточие», а нападающий «Двоеточия» задаёт вопрос “Точке”. Команды обдумывают ответы на вопросы, команда, подготовившая ответ первой, поднимает руки, и после свистка судьи имеет право тут же быть выслушанной. Затем отвечает вторая команда. На вопросы противника отвечают защитники, в случае, если защитники не могут ответить, им могут помочь нападающие. Если и нападающие не в состоянии ответить на вопрос правильно, то помочь может только вратарь. Гол будет забит, если нападающий, бросивший шайбу (задавший вопрос), сам сможет правильно на него ответить. Если этого не произошло, то гол не зачитывается, а нападающий удаляется с поля на 2 минуты. Игрок, который некорректно ведёт себя на поле — спорит с судьёй и игроками удаляется от 2 до 5 минут. Нападающий задал некорректный вопрос — З минуты. Игра проходит в три периода с перерывами. Каждый период длится 15 минут. Продолжительность перерывов 5 минут. В перерывах можно устраивать музыкальные паузы.

С целью сохранения спортивного темпа матча необходимо быстро реагировать на ответы учащихся, сопровождая объяснение результатов кратким анализом ответов. Для этого вопросы должны быть известны судьям заранее.

Вопросы должны отвечать определённым требованиям:

• должны быть краткими, сформулированы предельно ясно.

• должны быть качественными.

Итог игры.

Выигрывает команда, забросившая большее количество шайб. Происходит награждение победившей команды, а также выявляют лучшего нападающего, защитника, вратаря





Вопросы придумывают учащиеся, но я раздала готовые без ответов. Нападающие выбирали любой порядок вопросов.















1 период. НЕСТРАШНЫЙ  ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Поиграем с ребятами в  весёлый ЕГЭ, ведь всем вам в будущем предстоит серьёзное испытание настоящим тестированием. Убедитесь, что такое  нестрашное занимательное тестирование будет для них страшно полезным.

 

1. Какой словарь действительно существует?

А. Словарь трудностей русского языка.     В. Словарь ошибок русского языка.

Б. Словарь несуразностей русского языка.     Г. Словарь проблем русского языка.


2. С какой буквы в русском языке начинается больше всего слов?

А. К.                                                                  В. О.

Б. П.                                                                  Г. Р.

 

3. Как в комедии Л. Гайдая называется одна из новелл о приключениях Шурика?

А. «Операция «Ы».                                      В. «Задание «Ч».

Б. «Программа «Э».                                        Г. «Шифровка «Ё».

 

4. Какие бывают слова?

А. Родственные.                                            В. Дружеские.

Б. Приятельские.                                             Г. Душевные


5. Как называется морфологическая часть слова без окончания?

А. Основа.                                                       В. Основание.

Б. Корень.                                                           Г. Целая часть.

 

6. В какую часть слова советует зрить пословица?

А. В корень                                                     В. В приставку

Б. В суффикс                                                     Г. В окончание

(«Зри в корень!»)


7. В каком из этих слов нет корня «вар»?

А. Сварщик.                                                     В. Сталевар.

Б. Архивариус.                                               Г. Повариха.

(Архивариус ничего не варит и не сваривает, он является работником архива.)

 

8. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома?

А. Род.                                                              В. Число.

Б. Падеж.                                                          Г. Время.


9. Какое из этих «одушевлённых» слов может отвечать на вопрос «Что?»?

А. Пингвин;                                                     В. Курица;

Б. Павлин;                                                        Г. Утка.

(Если под "уткой" понимается газетный слух.)

 

10. Какой «частью речи» великий русский поэт Пушкин предлагает жечь сердца людей?

А. Существительным.                                     В. Прилагательным.

Б. Глаголом.                                                   Г. Наречием.

(Стихотворение «Пророк».)

 

11. От какого русского глагола происходит существительное  «петух»?

А. Петушиться.                                                 В. Петь.

Б. Пить.                                                             Г. Петлять.


12. Какой из этих глаголов на уроке химии может быть именем существительным?

А. Сразит.                                                          В. Победит.

Б. Осилит.                                                          Г. Опередит

(Победит - это металлокерамический твёрдый сплав.)


13. От названия какой игры в русском языке образован глагол со значением «отослать, отправить к другим, в другие инстанции»?

А. Футбол.                                                       В. Хоккей.

Б. Баскетбол.                                                    Г. Волейбол.

(Отфутболить жалобу, отфутболить просителя.)

 

14. Какое слово здесь написано с ошибкой?

А. Деревянный.                                               В. Оловянный.

Б. Полотнянный.                                           Г. Стеклянный.

(Правильно писать «полотняный».)


15. Какое написание правильное?

А. Винигрет.                                                    В. Венигрет.

Б. Винегрет.                                                    Г. Венегрет.


16. Выберите правильное написание математического термина:

А. Асиметрия.                                                  В. Ассиметрия.

Б. Асимметрия.                                              Г. Ассимметрия.


17. Назовите фамилию учителя русского языка из гоголевского «Ревизора».

А. Тире.                                                            В. Двоеточие.

Б. Многоточие.                                                Г. Дефис.


18. Из каких предложений состоит текст Конституции РФ?

А. Из вопросительных.                                  В. Из побудительных.

Б. Из повествовательных.                          Г. Из рационализаторских


19. От какого слова произошло русское слово «корабль»?

А. Корма.                                                         В. Кора.

Б. Корона.                                                        Г. Коралл.


20. Что из перечисленного означает текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу?

А. Синдром.                                                      В. Палиндром.

Б. Полигон.                                                        Г. Плацдарм.



2 период "МЫ - ПОЛИГЛОТЫ"

 

Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались. Так что без ложной скромности можем смело назвать себя полиглотами. Эта оригинальная викторина - тому доказательство.




Все вы знаете, как будет по-французски слово «гриб». Этим словом мы называем самые "магазинные" грибы. Так как же?

(Шампиньон.)

 Скажите по-французски «круг», если для нас это  этап какого-либо соревнования или этап в выборах.

(Тур.)

 Скажите по-французски «туз», если для нас это первоклассный лётчик или большой мастер своего дела.

(Ас.)

Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна?

(Немо.)

 Скажите по-французски «место уединения», если для нас это знаменитый художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге.

(Эрмитаж.)

Вы приехали в Италию, но не знаете языка страны. Какой овощ вы можете купить, вспомнив известную итальянскую сказку? Произнесите его название на русском и итальянском языке.

(Лук - чипполо. «Приключения Чиполлино» Джанни Родари.)


Скажите по-английски «разведчик», если для нас это слово сейчас обозначает члена детской или юношеской организации, воспитывающей подростков путём познания природы, ремесла и игр.

(Скаут.)

Скажите по-турецки «рыба», если для нас это, безусловно рыба, но деликатесная и уже копчёная, без головы и костей.

 (Балык.)

Скажите по-польски «мир», если у нас это - состояние тишины, отдыха, бездеятельности и отсутствие беспокойства.

(Покой.)

Скажите по латыни «свет», если для нас это лучший номер в гостинице.

(Люкс.)


Скажите по-эвенкийски «обувь», если это очень тёплая меховая обувь.

(Унты.)


Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах.

(Метрополитен.)

Скажите по-французски «пена», если для нас это  название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы. (Мусс.)

Скажите по-французски «истопник», «кочегар», если для нас это водитель автомобильного транспорта.

(Шофёр. За 100 лет до появления автомобилей с двигателями внутреннего сгорания во Франции строили самодвижущиеся экипажи с паровым двигателем. Управлял экипажем человек, который должен был поддерживать температуру в паровом котле, - истопник.)

Скажите по-французски «украшение», если это украшение полагается к мясу или рыбе. (Гарнир.)

Скажите по-французски «тряпка», если для нас это тонкая шёлковая ткань для красивых платьев.

(Шифон.)

Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов.

(Маэстро.)

Скажите по-английски «знаю как», если для нас это эффективная технологическая идея, изобретение.

(Ноу-хау.)

 Скажите по-немецки «лоб», если для нас это обращённая к противнику сторона боевого расположения войск.

(Фронт.)

Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде.

 (Чай.)

Скажите на латыни «в другом месте», если это общеизвестный юридический термин.

(Алиби.)

Скажите по-саамски «задняя нога тюленя», если для нас это спортивное снаряжение пловцов.

(Ласта.)

Литературный

  1. Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)


  1. Из какого произведения эта фраза: “ Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( “Ревизор” Н.В. Гоголя)

  2. Откуда отрывок и кто его автор: “Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. (“Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)

  3. Продолжите стихотворение

Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)

(“Зимнее утро” А.С. Пушкин)

  1. Какая поэма написана прозой? (“Мертвые души” Н.В. Гоголя)

  2. Как называется построение литературного произведения, соотношение его частей? (Композиция)

  3. Автор комедии “Недоросль”? (Фонвизин)

  4. Этот герой классического произведения. Он имеет одну административную, одну командную должность и два физических недостатка. Кто он? (Мойдодыр)


  1. Кто из писателей и к какому произведению сделал эпиграф: «Береги честь смолоду»?

(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

10. Из какого произведения взяты эти строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

(«К Чаадаеву»)








  1. Кто написал первую “Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)


  1. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

  2. Откуда отрывок и кто его автор: “Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. (“Ревизор” Н.В. Гоголь)

  3. Продолжите стихотворение

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)

(“Не позволяй…” Н. Заболоцкий)

  1. Какая фамилия оказалась “лошадиной” в рассказе А.П.Чехова? (Овсов)

  2. Как в литературоведении называется преувеличение? (Гипербола)

  3. В каком рассказе А.П.Чехова герой отвинчивал гайки из железнодорожного полотна, чтобы делать из них

грузила? (Злоумышленник)

  1. Предмет, чьим местонахождением заинтересовался Пушкин, когда буря мглою небо крыла. (Кружка)

  2. Поэтический размер, который Онегин, как ни бился, не мог отличить от хорея (Ямб)


  1. Сторона света, которая была вредна для А.С.Пушкина. (Север)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!