Приложение к основной
общеобразовательной программе
основного общего образования
МАОУ «СОШ №32» городского
округа г. Стерлитамак РБ
введенной приказом от _______2020
№____
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
направление «Социальное»
«Финансовая грамотность»
6 (гд) класс
на 2020-2021
(учебный год)
Составитель: Ильясов Айбулат Азаматович
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной рабочей программы по учебному курсу «Финансовая грамотность» для 5-7 классов общеобразовательной школы/ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова – М.: ВАКО, 2018 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность».
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Предметные результаты:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные:
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» с указанием
форм организации и основных видов деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ.
Деньги: что это такое. Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы.
Исследуем доходы семьи. Учебные мини – проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи.
Учимся считать семейные расходы. Исследуем семейные доходы. Учебные мини – проекты «Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Ролевая игра «Семейный бюджет». Учебные мини – проекты «Семейный бюджет». Энергоэффективные технологии в бюджете семьи. Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. Доходы и расходы семьи.
МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ.
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование». Исследуем, что застраховано в семьи и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Вклады. Страхование вкладов. Учебные мини – проекты «Страхование». Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Считаем налоги семьи. Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Оформляем социальное пособие. Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Социальные пособия. Функции государства. Человек и государство: как они взаимодействуют.
МОДУЛЬ 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС.
Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Банковские услуги для семьи. Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Открываем фирму. Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Валютный коридор. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Зачем быть человеку финансово грамотным. Основы финансовой грамотности. Финансовая грамотность как составляющая часть населения в современном обществе.
Формы организации деятельности.
Занятия учебной группы проводятся:
1 занятие в неделю по 35 минут.
- практико – ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
-фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини – группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся.
- решение познавательных задач;
- оформление газет;
- участие в олимпиаде;
- знакомство с научно – популярной литературной по теме;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, группах, творческие работы.
- задачи с элементарными денежными расчётами;
- кейсы по экономике семьи;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
- построение графиков и диаграмм;
- мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
Тематическое планирование с указанием количество часов,
отводимых для освоение каждой темы.
№ урока | Модуль/Тема | Количество часов |
Введение | 4ч |
1. | Почему важно развивать свою финансовую грамотность. | 1 |
2. | От чего зависит благосостояние семьи. | 1 |
3. | Учимся оценивать финансовое поведение людей. | 1 |
4. | Учимся оценивать своё финансовое поведение. | 1 |
Модуль 1. Доходы и расходы семьи. | 16ч |
5. | Деньги: что это такое. | 1 |
6. | Из чего складываются доходы семьи. | 1 |
7. | Учимся считать семейные доходы. | 1 |
8. | Исследуем доходы семьи. | 1 |
9. | Учебные мини – проекты «Доходы семьи». | 1 |
10. | Как появляются расходы семьи. | 1 |
11. | Учимся считать семейные расходы. | 1 |
12. | Исследуем семейные доходы. | 1 |
13. | Учебные мини – проекты «Расходы семьи». | 1 |
14. | Как сформировать семейный бюджет. | 1 |
15. | Планирование семейного бюджета. | 1 |
16. | Ролевая игра «Семейный бюджет». | 1 |
17. | Учебные мини – проекты «Семейный бюджет». | 1 |
18. | Энергоэффективные технологии в бюджете семьи. | 1 |
19. | Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. | 1 |
20. | Доходы и расходы семьи. | 1 |
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 11ч |
21. | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. | 1 |
22. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | 1 |
23. | Что такое страхование и для чего оно необходимо. | 1 |
24. | Что и как можно страховать. | 1 |
25. | Ролевая игра «Страхование». | 1 |
26. | Исследуем, что застраховано в семьи и сколько это стоит. | 1 |
27. | Как определить надежность страховых компаний. | 1 |
28. | Как работает страховая компания. | 1 |
29. | Вклады. Страхование вкладов. | 1 |
30. | Учебные мини – проекты «Страхование». | 1 |
31. | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. | 1 |
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 16ч |
32. | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | 1 |
33. | Что такое налоги и почему их надо платить. | 1 |
34. | Какие бывают налоги. | 1 |
35. | Учимся считать налоги. | 1 |
36. | Считаем налоги семьи. | 1 |
37. | Сравниваем налоги граждан разных стран. | 1 |
38. | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. | 1 |
39. | Как работает налоговая служба. | 1 |
40. | Учебные мини-проекты «Налоги». | 1 |
41. | Что такое социальные пособия и какие они бывают. | 1 |
42. | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. | 1 |
43. | Оформляем социальное пособие. | 1 |
44. | Исследуем, какие социальные пособия получают люди. | 1 |
45. | Социальные пособия. | 1 |
46. | Функции государства. | 1 |
47. | Человек и государство: как они взаимодействуют. | 1 |
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 18ч |
48. | Для чего нужны банки. | 1 |
49. | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. | 1 |
50. | Какие бывают вклады. | 1 |
51. | Что такое кредиты и надо ли их брать. | 1 |
52. | Изучаем сайт Центрального банка РФ. | 1 |
53. | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. | 1 |
54. | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. | 1 |
55. | Как работает банк. | 1 |
56. | Банковские услуги для семьи. | 1 |
57. | Что мы знаем о бизнесе. | 1 |
58. | Как открыть фирму. | 1 |
59. | Для чего нужны бизнес-инкубаторы. | 1 |
60. | Открываем фирму. | 1 |
61. | Что такое валюта и для чего она нужна. | 1 |
62. | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. | 1 |
63. | Валютный коридор. | 1 |
64. | Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. | 1 |
65. | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. | 1 |
Заключение | 3ч |
66. | Зачем быть человеку финансово грамотным. | 1 |
67. | Основы финансовой грамотности. | 1 |
68. | Финансовая грамотность как составляющая часть населения в современном обществе. | 1 |
Тематическое планирование
№ занятий | Тема модулей | Количество часов |
1 – 4 | Введение. | 4 |
5 – 20 | Модуль 1. Доходы и расходы семьи. | 16 |
21 – 31 | Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек от этого защититься. | 11 |
32 – 47 | Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 16 |
48 – 65 | Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. | 18 |
66 – 68 | Заключение. | 3 |
| Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
направление «Социальное»
«Финансовая грамотность»
6 классы
2022 – 2023 учебный год
Составитель: Ильясов Айбулат Азаматович,
учитель истории и обществознания
2022
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема внеурочного занятия | Дата проведения | Корректировка даты | Примечания |
Введение (4ч). |
1. | Почему важно развивать свою финансовую грамотность. | | | |
2. | От чего зависит благосостояние семьи. | | | |
3. | Учимся оценивать финансовое поведение людей. | | | |
4. | Учимся оценивать своё финансовое поведение. | | | |
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (16ч). |
5. | Деньги: что это такое. | | | |
6. | Из чего складываются доходы семьи. | | | |
7. | Учимся считать семейные доходы. | | | |
8. | Исследуем доходы семьи. | | | |
9. | Учебные мини – проекты «Доходы семьи». | | | |
10. | Как появляются расходы семьи. | | | |
11. | Учимся считать семейные расходы. | | | |
12. | Исследуем семейные доходы. | | | |
13. | Учебные мини – проекты «Расходы семьи». | | | |
14. | Как сформировать семейный бюджет. | | | |
15. | Планирование семейного бюджета. | | | |
16. | Ролевая игра «Семейный бюджет». | | | |
17. | Учебные мини – проекты «Семейный бюджет». | | | |
18. | Энергоэффективные технологии в бюджете семьи. | | | |
19. | Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. | | | |
20. | Доходы и расходы семьи. | | |
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (11ч). |
21. | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. | | | |
22. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | | | |
23. | Что такое страхование и для чего оно необходимо. | | | |
24. | Что и как можно страховать. | | | |
25. | Ролевая игра «Страхование». | | | |
26. | Исследуем, что застраховано в семьи и сколько это стоит. | | | |
27. | Как определить надежность страховых компаний. | | | |
28. | Как работает страховая компания. | | | |
29. | Вклады. Страхование вкладов. | | | |
30. | Учебные мини – проекты «Страхование». | | | |
31. | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. | | | |
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют(16ч). |
32. | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | | | |
33. | Что такое налоги и почему их надо платить. | | | |
34. | Какие бывают налоги. | | | |
35. | Учимся считать налоги. | | | |
36. | Считаем налоги семьи. | | | |
37. | Сравниваем налоги граждан разных стран. | | | |
38. | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. | | | |
39. | Как работает налоговая служба. | | | |
40. | Учебные мини-проекты «Налоги». | | | |
41. | Что такое социальные пособия и какие они бывают. | | | |
42. | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. | | | |
43. | Оформляем социальное пособие. | | | |
44. | Исследуем, какие социальные пособия получают люди. | | | |
45. | Социальные пособия. | | | |
46. | Функции государства. | | | |
47. | Человек и государство: как они взаимодействуют. | | | |
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17ч). |
48. | Для чего нужны банки. | | | |
49. | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. | | | |
50. | Какие бывают вклады. | | | |
51. | Что такое кредиты и надо ли их брать. | | | |
522. | Изучаем сайт Центрального банка РФ. | | | |
53. | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. | | | |
54. | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. | | | |
55. | Как работает банк. | | | |
56. | Банковские услуги для семьи. | | | |
57. | Что мы знаем о бизнесе. | | | |
58. | Как открыть фирму. | | | |
59. | Для чего нужны бизнес-инкубаторы. | | | |
60. | Открываем фирму. | | | |
61. | Что такое валюта и для чего она нужна. | | | |
62. | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. | | | |
63. | Валютный коридор. | | | |
64. | Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. | | | |
65. | Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | | | |
Заключение (3ч). |
66. | Зачем быть человеку финансово грамотным. | | | |
67. | Основы финансовой грамотности. | | | |
68. | Финансовая грамотность как составляющая часть населения в современном обществе. | | | |