СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность для обучающихся 6х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность — это навыки по управлению доходами и расходами, а также грамотному распределению финансового капитала. Финансовая грамотность развивает способности человека принимать эффективнее решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность для обучающихся 6х классов»

Приложение к основной

общеобразовательной программе

основного общего образования

МАОУ «СОШ №32» городского

округа г. Стерлитамак РБ

введенной приказом от _______2020

№____












Рабочая программа

по внеурочной деятельности

направление «Социальное»

«Финансовая грамотность»

6 (гд) класс

на 2020-2021

(учебный год)











Составитель: Ильясов Айбулат Азаматович





















2020

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной рабочей программы по учебному курсу «Финансовая грамотность» для 5-7 классов общеобразовательной школы/ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова – М.: ВАКО, 2018 г.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность».

Личностные результаты:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Предметные результаты:

- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные:

- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» с указанием

форм организации и основных видов деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.

МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ.

Деньги: что это такое. Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы.

Исследуем доходы семьи. Учебные мини – проекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи.

Учимся считать семейные расходы. Исследуем семейные доходы. Учебные мини – проекты «Расходы семьи». Как сформировать семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Ролевая игра «Семейный бюджет». Учебные мини – проекты «Семейный бюджет». Энергоэффективные технологии в бюджете семьи. Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. Доходы и расходы семьи.

МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ.

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование». Исследуем, что застраховано в семьи и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Вклады. Страхование вкладов. Учебные мини – проекты «Страхование». Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Считаем налоги семьи. Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Оформляем социальное пособие. Исследуем, какие социальные пособия получают люди. Социальные пособия. Функции государства. Человек и государство: как они взаимодействуют.

МОДУЛЬ 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС.

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Банковские услуги для семьи. Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Открываем фирму. Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Валютный коридор. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Зачем быть человеку финансово грамотным. Основы финансовой грамотности. Финансовая грамотность как составляющая часть населения в современном обществе.

Формы организации деятельности.

Занятия учебной группы проводятся:

1 занятие в неделю по 35 минут.

- практико – ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

-фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини – группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся.

- решение познавательных задач;

- оформление газет;

- участие в олимпиаде;

- знакомство с научно – популярной литературной по теме;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, группах, творческие работы.

- задачи с элементарными денежными расчётами;

- кейсы по экономике семьи;

- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;

- построение графиков и диаграмм;

- мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

Тематическое планирование с указанием количество часов,

отводимых для освоение каждой темы.

№ урока

Модуль/Тема

Количество часов

Введение

1.

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1

2.

От чего зависит благосостояние семьи.

1

3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1

4.

Учимся оценивать своё финансовое поведение.

1

Модуль 1. Доходы и расходы семьи.

16ч

5.

Деньги: что это такое.

1

6.

Из чего складываются доходы семьи.

1

7.

Учимся считать семейные доходы.

1

8.

Исследуем доходы семьи.

1

9.

Учебные мини – проекты «Доходы семьи».

1

10.

Как появляются расходы семьи.

1

11.

Учимся считать семейные расходы.

1

12.

Исследуем семейные доходы.

1

13.

Учебные мини – проекты «Расходы семьи».

1

14.

Как сформировать семейный бюджет.

1

15.

Планирование семейного бюджета.

1

16.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1

17.

Учебные мини – проекты «Семейный бюджет».

1

18.

Энергоэффективные технологии в бюджете семьи.

1

19.

Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.

1

20.

Доходы и расходы семьи.

1

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и

как человек может от этого защититься

11ч

21.

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

1

22.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

23.

Что такое страхование и для чего оно необходимо.

1

24.

Что и как можно страховать.

1

25.

Ролевая игра «Страхование».

1

26.

Исследуем, что застраховано в семьи и сколько это стоит.

1

27.

Как определить надежность страховых компаний.

1

28.

Как работает страховая компания.

1

29.

Вклады. Страхование вкладов.

1

30.

Учебные мини – проекты «Страхование».

1

31.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

1

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

16ч

32.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

1

33.

Что такое налоги и почему их надо платить.

1

34.

Какие бывают налоги.

1

35.

Учимся считать налоги.

1

36.

Считаем налоги семьи.

1

37.

Сравниваем налоги граждан разных стран.

1

38.

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

1

39.

Как работает налоговая служба.

1

40.

Учебные мини-проекты «Налоги».

1

41.

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

1

42.

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

1

43.

Оформляем социальное пособие.

1

44.

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

1

45.

Социальные пособия.

1

46.

Функции государства.

1

47.

Человек и государство: как они взаимодействуют.

1

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

18ч

48.

Для чего нужны банки.

1

49.

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

1

50.

Какие бывают вклады.

1

51.

Что такое кредиты и надо ли их брать.

1

52.

Изучаем сайт Центрального банка РФ.

1

53.

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

1

54.

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

1

55.

Как работает банк.

1

56.

Банковские услуги для семьи.

1

57.

Что мы знаем о бизнесе.

1

58.

Как открыть фирму.

1

59.

Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

1

60.

Открываем фирму.

1

61.

Что такое валюта и для чего она нужна.

1

62.

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

1

63.

Валютный коридор.

1

64.

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.

1

65.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

1

Заключение

66.

Зачем быть человеку финансово грамотным.

1

67.

Основы финансовой грамотности.

1

68.

Финансовая грамотность как составляющая часть населения в современном обществе.

1



Тематическое планирование

№ занятий

Тема модулей

Количество часов

1 – 4

Введение.

4

5 – 20

Модуль 1. Доходы и расходы семьи.

16

21 – 31

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек от этого защититься.

11

32 – 47

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

16

48 – 65

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.

18

66 – 68

Заключение.

3


Итого

68
























































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

направление «Социальное»

«Финансовая грамотность»

6 классы

2022 – 2023 учебный год













Составитель: Ильясов Айбулат Азаматович,

учитель истории и обществознания






















2022

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема внеурочного занятия

Дата проведения

Корректировка даты

Примечания

Введение (4ч).

1.

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.




2.

От чего зависит благосостояние семьи.




3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей.




4.

Учимся оценивать своё финансовое поведение.




Модуль 1. Доходы и расходы семьи (16ч).

5.

Деньги: что это такое.




6.

Из чего складываются доходы семьи.




7.

Учимся считать семейные доходы.




8.

Исследуем доходы семьи.




9.

Учебные мини – проекты «Доходы семьи».




10.

Как появляются расходы семьи.




11.

Учимся считать семейные расходы.




12.

Исследуем семейные доходы.




13.

Учебные мини – проекты «Расходы семьи».




14.

Как сформировать семейный бюджет.




15.

Планирование семейного бюджета.




16.

Ролевая игра «Семейный бюджет».




17.

Учебные мини – проекты «Семейный бюджет».




18.

Энергоэффективные технологии в бюджете семьи.




19.

Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.




20.

Доходы и расходы семьи.



Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (11ч).

21.

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.




22.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.




23.

Что такое страхование и для чего оно необходимо.




24.

Что и как можно страховать.




25.

Ролевая игра «Страхование».




26.

Исследуем, что застраховано в семьи и сколько это стоит.




27.

Как определить надежность страховых компаний.




28.

Как работает страховая компания.




29.

Вклады. Страхование вкладов.




30.

Учебные мини – проекты «Страхование».




31.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.




Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют(16ч).

32.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.




33.

Что такое налоги и почему их надо платить.




34.

Какие бывают налоги.




35.

Учимся считать налоги.




36.

Считаем налоги семьи.




37.

Сравниваем налоги граждан разных стран.




38.

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.




39.

Как работает налоговая служба.




40.

Учебные мини-проекты «Налоги».




41.

Что такое социальные пособия и какие они бывают.




42.

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.




43.

Оформляем социальное пособие.




44.

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.




45.

Социальные пособия.




46.

Функции государства.




47.

Человек и государство: как они взаимодействуют.




Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17ч).

48.

Для чего нужны банки.




49.

Почему хранить сбережения

в банке выгоднее, чем дома.




50.

Какие бывают вклады.




51.

Что такое кредиты и надо ли их брать.




522.

Изучаем сайт Центрального

банка РФ.




53.

Исследуем, какими банковскими

услугами пользуется семья.




54.

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.




55.

Как работает банк.




56.

Банковские услуги для семьи.




57.

Что мы знаем о бизнесе.




58.

Как открыть фирму.




59.

Для чего нужны бизнес-инкубаторы.




60.

Открываем фирму.




61.

Что такое валюта и для чего она нужна.




62.

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.




63.

Валютный коридор.




64.

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.




65.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье




Заключение (3ч).

66.

Зачем быть человеку финансово грамотным.




67.

Основы финансовой грамотности.




68.

Финансовая грамотность как составляющая часть населения в современном обществе.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!