СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика на уроке и в повседневной жизни

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мероприятие проводилось в рамках недели физики для обучающихся 5-6 классов

Просмотр содержимого документа
«Физика на уроке и в повседневной жизни»

«Физика на уроке и в повседневной жизни»



Внеклассное занятие с учащимися 5-6 классов проводят учащиеся 8 и 9 классов.



Цель мероприятия: популяризировать занятия по физике среди учащихся младшего звена, дать элементарные знания по основам физики, повысить уровень активности в процессе изучения физики у учащихся старшего звена, выработать чувство ответственности за исполняемую работу у учащихся.



Ведущий 1:

В одном стихотворении А. Мицкевича есть строки:

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

Ведущий 2: Скажите честно, представляете ли вы себя на месте пещерного человека, у которого под рукой были только дубина и камень? Думаю, что нет…

Ведущий 1: Сегодня, чтобы, скажем, поесть, вы возьмёте кастрюлю или сковородку, нальёте воды из-под крана или воды из бутылки, зажжёте газовую плиту или воткнёте штепсель в розетку, затем откроете

холодильник ...

Ведущий 2:

Это лишь начало наших действий, а со сколькими изобретениями человеческого разума вы уже успели, не задумываясь, столкнуться?

Ведущий 1:

Вспомним-ка ещё. Вам холодно - включаете обогреватель. Холодно – включаете кондиционер. Темно – зажигаете электрический свет. Яркое солнце – надеваете тёмные очки …

Ведущий 1:

Что же это такое? Неужели мы с вами так беспомощны, что ни на шаг не можем ступить без какого-нибудь механического или электрического помощника?

Ведущий 1:

С давних пор людьми двигала великая сила – любознательность. И не обладай они ею, многое из того, что окружает вас, создано не было бы.

Ведущий 1:

И сегодня на нашем уроке мы вам покажем некоторые явления, которые вы, начав изучать физику, сможете самостоятельно изучать.

Ведущий 1:

На физике, друзья мои,

Не будет скучно нам.

Ведь физику и лирику

Мы делим пополам!

Ведущий 1:

Первый вопрос, который мы сегодня с вами обсудим, это движение. Почему, разогнавшись на санках с ледяной горки, мы можем долго мчаться по прямой? Почему, раскрутив педали велосипеда, мы можем катиться опять-таки довольно долго и, если не вертеть рулём, прямо? Почему, резко остановившись, мы можем вылететь из седла? Ответ на эти вопросы заключается в физическом понятии – инерция.

Опыт № 1.

На столе легкоподвижная тележка. Если толкнуть её, она будет двигаться горизонтально. Поставим на неё кубик, и резко ещё раз толкнём тележку. Кубик упадёт на землю, а тележка продолжит движение по поверхности.

Опыт № 2. На край стола кладём полоску писчей бумаги, а на неё ставим несколько кубиков. Если потянуть за бумагу медленно, то столбик из кубиков будет двигаться вместе с бумагой, но если её дёрнуть резко, то она останется в руках, а предметы не шелохнуться!

Ведущий 1:

Секрет этих опытов в том, что всякое тело стремится состояние покоя. Вот это свойство тел и называется инерцией.

Ехал странный пассажир,

Вёз в кошёлке рыбий жир.

Чуть трамвай притормозит –

Пассажир вперёд скользит

Чуть трамвай прибавит ход -

Пассажир назад ползёт.

Все, кто ехал с пассажиром,

Вышли, смазанные жиром.

Ведущий 1:

А сейчас мы оставим мир движений и перейдём в мир стихий – воды и воздуха. Это очень интересные состояния, которые задают человеку множество вопросов. Почему плавают рыбы? Отчего не падают на землю птицы? Как построить корабль, чтобы он не перевернулся?

Ведущий 1:

Вы, наверное, уже знаете, что есть тела, которые тонут в воде, а есть такие, которые плавают на поверхности. Но оказывается, что одно и тоже тело может и тонуть и плавать!

Опыт № 3.

Нальём в две ёмкости воды пресной и солёной. В пресной воде сырое яйцо утонет, а в солёной будет плавать. Смешивая эти жидкости, можно добиться, чтобы яйцо находилось посередине.

Ведущий 1:

Всё это зависит от плотности жидкости. Чем она больше, тем сильнее выталкивающая сила. Теперь понятно, почему в морской воде плавать легче, чем пресной.

Опыт № 4 .

Возьмём кусок пластилина, и опусти его в воду. Он утонет. А теперь сделаем из него маленький кораблик и пустим на воду. Он плавает!

Ведущий 1:

Вы поняли, в чём тут дело? Конечно же, это воздух. На этом принципе основано строительство лодок и океанских лайнеров.



Ведущий 1:

Наверняка у каждого в доме есть свечи и подсвечники, но чаще всего подсвечники изготовлены так, что свеча легко гаснет на ветру, а догорающая без присмотра свеча может вызвать пожар. Я хочу предложить вам безопасный подсвечник.

Опыт № 5.

Воткнём в стеариновую свечку гвоздик и опустим в стакан с водой. Свеча будет плавать, выступая из воды самым краешком. Зажжём её. Такая свеча не потухнет и пожара не наделает.

Ведущий 1:

А теперь я предлагаю полюбоваться фонтаном, ведь его очень легко сделать в наших условиях.

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится.

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом, поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!

Но даль незримо-роковая,

твой луч упорный преломляя,

свергает с неба с высоты.

Вот так поэтично описал фонтан Фёдор Тютчев.

Опыт № 6.

Банку с крышкой заполним водой, в крышку воткнём полиэтиленовую трубку. Перевернём банку – получится фонтан.

Ведущий 1:

Мы немного познакомились с тем, как ведёт себя вода, что она может. Теперь очередь за воздухом. Если воду мы хотя бы видим, то воздух – «невидимка».

Опыт № 7.

Возьмём большую стеклянную посудину и заполним её подкрашенной водой. Перевернём стакан и начнём опускать его в воду открытым краем. Замечаем, что вода не наполняет стакан. Что же мешает воде? Оказывается тот самый воздух-«невидимка».

Опыт № 8.

Бумажная змейка, вращающаяся над зажжённой лампочкой. Это, оказывается, тёплый воздух поднимается вверх и заставляет вращаться змейку.

Опыт № 9.

Возьмём бутылку с широким горлышком. Очистим заранее сваренное яйцо. Зажжём кусочек бумаги и опустим его в бутылку. Немного погодя, на горлышко положим яйцо. Через некоторое время оно втянется в бутылку. Это снова наш воздух – «невидимка» туда его втащил.

Ведущий 1:

Следующей нашей остановкой будет мир тепла. Но тепло и холод очень близко связаны между собой. Давайте посмотрим.

Опыт № 10.

Наполним кастрюлю снегом и поставим её на пластиковую подставку. Начнём снег перемешивать. Мы заметим, что в тепле снег тает. Приподнимем кастрюлю, она легко отрывается от подставки. Теперь добавим в снег поваренную соль. Снова всё перемешаем и поднимем кастрюлю. Подставка поднимется вместе с ней! Кастрюля примёрзла, представляете? В тепле лёд образовался. Соль заставила снег быстрее таять и брать больше себе тепла. Поэтому так сильно охладился поднос.

Ведущий 1:

А какую одежду мы предпочитаем носить в жаркие летние дни? Конечно светлую и лёгкую. Попробуем разобраться, почему?

Опыт № 11.

Возьмём гранёный стакан, у которого каждая вторая грань закрашена чёрной краской с внешней стороны. На одинаковой высоте к каждой грани прикрепляем по гвоздику или кнопке с помощью пластилина. Затем ставим в стакан свечу и зажигаем её. Через некоторое время мы заметим, что гвоздики, прикреплённые к чёрной грани стакана, отлетают быстрее, чем прикреплённые к белой. Значит, тёмное лучше притягивает тепло, чем светлое.

Ведущий 1:

Вы прекрасно знаете, что бумага горит, но я вам докажу обратное.

Опыт № 12.

Плотно обернём стальной цилиндр полоской бумаги и внесём его в пламя горелки. Бумага не загорается. Всё тепло забирает на себя цилиндр.

Опыт № 13.

Сделаем из бумаги коробочку, сделаем металлическую ручку, нальём в неё воды и будем подогревать в пламени свечи. Скоро уж и вода закипит, а бумага всё ещё целёхонька! Вода кипит при температуре 100 градусов, а бумага горит при более высокой температуре. Кипящая вода отнимает у неё лишнее тепло.

Ведущий 1:

Не пора ли нам переходить в следующий мир – мир электричества.

И в шуме наклонного ливня,

Сомкнувшего землю и высь,

Извилина вспыхнула длинно,

как будто гигантская мысль.

О чем это стихотворение? О молнии. А молния – это электрический разряд, который вспыхивает ослепительными зигзагами в грозовых тучах. А ещё электричество живёт в проводах, греет нам чай, сияет в лампочке. Это человек сумел его приручить и заставил работать.

Но есть ещё электричество тихое, незаметное, которое живёт повсюду. Даже здесь и сейчас.

Опыт № 14.

Пластмассовую ручку или расчёску потрём о волосы и она начнёт притягивать маленькие листочки бумаги.

Опыт № 15.

Воздушный шарик натираем о шерстяной свитер и прилепляем к стене. Он висит, пока электричество не стечет по стене.

Опыт № 16.

Положим на стол несколько соломинок для коктейля. Потрём ручку о свитер и поднесём к соломинкам. Они будут отталкиваться от ручки.

Ведущий 1:

А ещё мы хотим вам показать огни святого Эльма. Такое название у явления потому, что такого рода огни появлялись на шпиле церкви святого Эльма в одном из городов Франции.

Опыт № 17.

Хорошенько натрём сухой тряпкой лист оргстекла и приблизим к нему полураскрытые ножницы остриями вперёд. До листа будет ещё далеко, а на острие ножниц уже появятся дрожащие пучки нитей, светящиеся лиловым пламенем. Если вместо ножниц поднести к оргстеклу спичку, огонь будет плясать на её головке, но спичка не вспыхнет.

Ведущий 1:

Сегодня мы немного поговорили о физике, побывали в мире движения, мире двух стихий воды и воздуха, мире тепла, мире электричества. Это не все миры, на которые подразделяется физика.

Конечно, может быть, что-то для вас осталось непонятным, что-то, наоборот, стало ясным. Но, согласитесь, что всё сегодня показанное и рассказанное было интересно и поучительно.



Совершенно непонятно, почему вода течёт, сверху вниз, а не наоборот

Совершенно непонятно, почему трава растёт, сверху вниз, а не наоборот

Совершенно непонятно, что такое свет и тень.

В общем, есть над чем подумать, если думать вам не лень.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!