«Физика на уроке и в повседневной жизни»
Внеклассное занятие с учащимися 5-6 классов проводят учащиеся 8 и 9 классов.
Цель мероприятия: популяризировать занятия по физике среди учащихся младшего звена, дать элементарные знания по основам физики, повысить уровень активности в процессе изучения физики у учащихся старшего звена, выработать чувство ответственности за исполняемую работу у учащихся.
Ведущий 1:
В одном стихотворении А. Мицкевича есть строки:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
Ведущий 2: Скажите честно, представляете ли вы себя на месте пещерного человека, у которого под рукой были только дубина и камень? Думаю, что нет…
Ведущий 1: Сегодня, чтобы, скажем, поесть, вы возьмёте кастрюлю или сковородку, нальёте воды из-под крана или воды из бутылки, зажжёте газовую плиту или воткнёте штепсель в розетку, затем откроете
холодильник ...
Ведущий 2:
Это лишь начало наших действий, а со сколькими изобретениями человеческого разума вы уже успели, не задумываясь, столкнуться?
Ведущий 1:
Вспомним-ка ещё. Вам холодно - включаете обогреватель. Холодно – включаете кондиционер. Темно – зажигаете электрический свет. Яркое солнце – надеваете тёмные очки …
Ведущий 1:
Что же это такое? Неужели мы с вами так беспомощны, что ни на шаг не можем ступить без какого-нибудь механического или электрического помощника?
Ведущий 1:
С давних пор людьми двигала великая сила – любознательность. И не обладай они ею, многое из того, что окружает вас, создано не было бы.
Ведущий 1:
И сегодня на нашем уроке мы вам покажем некоторые явления, которые вы, начав изучать физику, сможете самостоятельно изучать.
Ведущий 1:
На физике, друзья мои,
Не будет скучно нам.
Ведь физику и лирику
Мы делим пополам!
Ведущий 1:
Первый вопрос, который мы сегодня с вами обсудим, это движение. Почему, разогнавшись на санках с ледяной горки, мы можем долго мчаться по прямой? Почему, раскрутив педали велосипеда, мы можем катиться опять-таки довольно долго и, если не вертеть рулём, прямо? Почему, резко остановившись, мы можем вылететь из седла? Ответ на эти вопросы заключается в физическом понятии – инерция.
Опыт № 1.
На столе легкоподвижная тележка. Если толкнуть её, она будет двигаться горизонтально. Поставим на неё кубик, и резко ещё раз толкнём тележку. Кубик упадёт на землю, а тележка продолжит движение по поверхности.
Опыт № 2. На край стола кладём полоску писчей бумаги, а на неё ставим несколько кубиков. Если потянуть за бумагу медленно, то столбик из кубиков будет двигаться вместе с бумагой, но если её дёрнуть резко, то она останется в руках, а предметы не шелохнуться!
Ведущий 1:
Секрет этих опытов в том, что всякое тело стремится состояние покоя. Вот это свойство тел и называется инерцией.
Ехал странный пассажир,
Вёз в кошёлке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит –
Пассажир вперёд скользит
Чуть трамвай прибавит ход -
Пассажир назад ползёт.
Все, кто ехал с пассажиром,
Вышли, смазанные жиром.
Ведущий 1:
А сейчас мы оставим мир движений и перейдём в мир стихий – воды и воздуха. Это очень интересные состояния, которые задают человеку множество вопросов. Почему плавают рыбы? Отчего не падают на землю птицы? Как построить корабль, чтобы он не перевернулся?
Ведущий 1:
Вы, наверное, уже знаете, что есть тела, которые тонут в воде, а есть такие, которые плавают на поверхности. Но оказывается, что одно и тоже тело может и тонуть и плавать!
Опыт № 3.
Нальём в две ёмкости воды пресной и солёной. В пресной воде сырое яйцо утонет, а в солёной будет плавать. Смешивая эти жидкости, можно добиться, чтобы яйцо находилось посередине.
Ведущий 1:
Всё это зависит от плотности жидкости. Чем она больше, тем сильнее выталкивающая сила. Теперь понятно, почему в морской воде плавать легче, чем пресной.
Опыт № 4 .
Возьмём кусок пластилина, и опусти его в воду. Он утонет. А теперь сделаем из него маленький кораблик и пустим на воду. Он плавает!
Ведущий 1:
Вы поняли, в чём тут дело? Конечно же, это воздух. На этом принципе основано строительство лодок и океанских лайнеров.
Ведущий 1:
Наверняка у каждого в доме есть свечи и подсвечники, но чаще всего подсвечники изготовлены так, что свеча легко гаснет на ветру, а догорающая без присмотра свеча может вызвать пожар. Я хочу предложить вам безопасный подсвечник.
Опыт № 5.
Воткнём в стеариновую свечку гвоздик и опустим в стакан с водой. Свеча будет плавать, выступая из воды самым краешком. Зажжём её. Такая свеча не потухнет и пожара не наделает.
Ведущий 1:
А теперь я предлагаю полюбоваться фонтаном, ведь его очень легко сделать в наших условиях.
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится.
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!
Но даль незримо-роковая,
твой луч упорный преломляя,
свергает с неба с высоты.
Вот так поэтично описал фонтан Фёдор Тютчев.
Опыт № 6.
Банку с крышкой заполним водой, в крышку воткнём полиэтиленовую трубку. Перевернём банку – получится фонтан.
Ведущий 1:
Мы немного познакомились с тем, как ведёт себя вода, что она может. Теперь очередь за воздухом. Если воду мы хотя бы видим, то воздух – «невидимка».
Опыт № 7.
Возьмём большую стеклянную посудину и заполним её подкрашенной водой. Перевернём стакан и начнём опускать его в воду открытым краем. Замечаем, что вода не наполняет стакан. Что же мешает воде? Оказывается тот самый воздух-«невидимка».
Опыт № 8.
Бумажная змейка, вращающаяся над зажжённой лампочкой. Это, оказывается, тёплый воздух поднимается вверх и заставляет вращаться змейку.
Опыт № 9.
Возьмём бутылку с широким горлышком. Очистим заранее сваренное яйцо. Зажжём кусочек бумаги и опустим его в бутылку. Немного погодя, на горлышко положим яйцо. Через некоторое время оно втянется в бутылку. Это снова наш воздух – «невидимка» туда его втащил.
Ведущий 1:
Следующей нашей остановкой будет мир тепла. Но тепло и холод очень близко связаны между собой. Давайте посмотрим.
Опыт № 10.
Наполним кастрюлю снегом и поставим её на пластиковую подставку. Начнём снег перемешивать. Мы заметим, что в тепле снег тает. Приподнимем кастрюлю, она легко отрывается от подставки. Теперь добавим в снег поваренную соль. Снова всё перемешаем и поднимем кастрюлю. Подставка поднимется вместе с ней! Кастрюля примёрзла, представляете? В тепле лёд образовался. Соль заставила снег быстрее таять и брать больше себе тепла. Поэтому так сильно охладился поднос.
Ведущий 1:
А какую одежду мы предпочитаем носить в жаркие летние дни? Конечно светлую и лёгкую. Попробуем разобраться, почему?
Опыт № 11.
Возьмём гранёный стакан, у которого каждая вторая грань закрашена чёрной краской с внешней стороны. На одинаковой высоте к каждой грани прикрепляем по гвоздику или кнопке с помощью пластилина. Затем ставим в стакан свечу и зажигаем её. Через некоторое время мы заметим, что гвоздики, прикреплённые к чёрной грани стакана, отлетают быстрее, чем прикреплённые к белой. Значит, тёмное лучше притягивает тепло, чем светлое.
Ведущий 1:
Вы прекрасно знаете, что бумага горит, но я вам докажу обратное.
Опыт № 12.
Плотно обернём стальной цилиндр полоской бумаги и внесём его в пламя горелки. Бумага не загорается. Всё тепло забирает на себя цилиндр.
Опыт № 13.
Сделаем из бумаги коробочку, сделаем металлическую ручку, нальём в неё воды и будем подогревать в пламени свечи. Скоро уж и вода закипит, а бумага всё ещё целёхонька! Вода кипит при температуре 100 градусов, а бумага горит при более высокой температуре. Кипящая вода отнимает у неё лишнее тепло.
Ведущий 1:
Не пора ли нам переходить в следующий мир – мир электричества.
И в шуме наклонного ливня,
Сомкнувшего землю и высь,
Извилина вспыхнула длинно,
как будто гигантская мысль.
О чем это стихотворение? О молнии. А молния – это электрический разряд, который вспыхивает ослепительными зигзагами в грозовых тучах. А ещё электричество живёт в проводах, греет нам чай, сияет в лампочке. Это человек сумел его приручить и заставил работать.
Но есть ещё электричество тихое, незаметное, которое живёт повсюду. Даже здесь и сейчас.
Опыт № 14.
Пластмассовую ручку или расчёску потрём о волосы и она начнёт притягивать маленькие листочки бумаги.
Опыт № 15.
Воздушный шарик натираем о шерстяной свитер и прилепляем к стене. Он висит, пока электричество не стечет по стене.
Опыт № 16.
Положим на стол несколько соломинок для коктейля. Потрём ручку о свитер и поднесём к соломинкам. Они будут отталкиваться от ручки.
Ведущий 1:
А ещё мы хотим вам показать огни святого Эльма. Такое название у явления потому, что такого рода огни появлялись на шпиле церкви святого Эльма в одном из городов Франции.
Опыт № 17.
Хорошенько натрём сухой тряпкой лист оргстекла и приблизим к нему полураскрытые ножницы остриями вперёд. До листа будет ещё далеко, а на острие ножниц уже появятся дрожащие пучки нитей, светящиеся лиловым пламенем. Если вместо ножниц поднести к оргстеклу спичку, огонь будет плясать на её головке, но спичка не вспыхнет.
Ведущий 1:
Сегодня мы немного поговорили о физике, побывали в мире движения, мире двух стихий воды и воздуха, мире тепла, мире электричества. Это не все миры, на которые подразделяется физика.
Конечно, может быть, что-то для вас осталось непонятным, что-то, наоборот, стало ясным. Но, согласитесь, что всё сегодня показанное и рассказанное было интересно и поучительно.
Совершенно непонятно, почему вода течёт, сверху вниз, а не наоборот
Совершенно непонятно, почему трава растёт, сверху вниз, а не наоборот
Совершенно непонятно, что такое свет и тень.
В общем, есть над чем подумать, если думать вам не лень.