СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика предмети боюнча эксперименталдык турга карата даярдануу үчүн тапшырмалар

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Физика предмети боюнча эксперименталдык турга карата даярдануу үчүн тапшырмалар»

Задачи для подготовки к экспериментальному туру.

Задачи с решениями.


Механика.
Жидкости и газы.
Теплота.
Электродинамика.
Коле бания и волны.
Оптика. 

Задачи для самостоятельной работы.


Задача 1. Гидростатическое взвешивание.
Оборудование: линейка деревянная длиной 40 см, пластилин, кусок мела, мерный стакан с водой, нитки, лезвие бритвы, штатив с держателем.
Задание.
Измерьте

  • плотность пластилина;

  • плотность мела;

  • массу деревянной линейки.

Примечания:

  1. Кусок мела желательно не мочить – может развалиться.

  2. Плотность воды считать равной 1000 кг/м3

   Задача 2. Удельная теплота растворения гипосульфита.
   При растворении гипосульфита в воде температура раствора сильно понижается.
   Измерьте удельную теплоту растворения данного вещества.
Под удельной теплотой растворения понимают количество теплоты, необходимое для растворения единицы массы вещества.
Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг × K), плотность воды 1000 кг/м3.
Оборудование: калориметр; мензурка или мерный стакан; весы с разновесами; термометр; гипосульфит кристаллический; теплая вода.

   Задача 3. Математический маятник и ускорение свободного падения.

Оборудование: штатив с лапкой, секундомер, кусок пластилина, линейка, нить.
Задание: измерить ускорение свободного падения с помощью математического маятника.

   Задача 4. Показатель преломления материала линзы.
Задание: измерьте показатель преломления стекла, из которого изготовлена линза.

Оборудование: двояковыпуклая линза на подставке, источник света (лампочка на подставке с источником тока и соединительными проводами), экран на подставке, штангенциркуль, линейка.

   Задача 5. «Колебания стержня»

Оборудование: штатив с лапкой, секундомер, спица вязальная, ластик, иголка, линейка, пробка пластиковая от пластиковой бутылки.

  • Исследуйте зависимость периода колебаний получившегося физического ма-ятника от длины верхней части спицы. Постройте график полученной зависимости. Проверьте выполнимость формулы (1) в вашем случае.

  • Определите с максимально возможной точностью минимальный период колебаний полученного маятника.

  • Определите значение ускорения свободного падения.

   Задача 6. Определите с максимально возможной точностью сопротивление резистора.
Оборудование: источник тока, резистор с известным сопротивлением, резистор с неизвестным сопротивлением, стаканчик (стеклянный, на 100 мл), термометр, часы (можно использовать свои наручные), миллиметровая бумага, кусок пенопласта.

   Задача 7. Определите коэффициент трения бруска о стол.
Оборудование: брусок, линейка, штатив, нитки, гиря известной массы.

   Задача 8. Определите вес плоской фигуры.
Оборудование: плоская фигура, линейка, гирька.

   Задача 9. Исследуйте зависимость скорости истечения струи, вытекающей из сосуда, от высоты уровня воды в этом сосуде.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, стеклянная бюретка со шкалой и резиновой трубкой; пружинный зажим; винтовой зажим; секундомер; воронка; кювета; стакан с водой; лист миллиметровой бумаги.

   Задача 10. Определите температуру воды, при которой ее плотность максимальна.
Оборудование: стакан с водой, при температуре t = 0 °С; металлическая подставка; термометр; ложечка; часы; маленький стакан.

   Задача 11. Определите силу разрыва Т нити, mg T.
Оборудование: планка, длина которой 50 см; нить или тонкая проволока; линейка; груз известной массы; штатив.

   Задача 12. Определите коэффициент трения металлического цилиндра, масса которого известна, о поверхность стола.
Оборудование: два металлических цилиндра приблизительно одинаковой массы (масса одного из них известна (m = 0,4 — 0,6 кг)); линейка длины 40 — 50 см; динамометр Бакушинского.

   Задача 13. Исследуйте содержимое механического «черного ящика». Определите характеристики твердого тела, заключенного в «ящике».
Оборудование: динамометр, линейка, миллиметровая бумага, «черный ящик» – закрытая банка, частично заполненная водой, в которой находятся твердое тело с прикрепленной к нему жесткой проволокой. Проволока выходит из банки сквозь малое отверстие в крышке.

   Задача 14. Оределите плотность и удельную теплоемкость неизвестного вам металла.
Оборудование: калориметр, пластмассовый стакан, ванночка для проявки фотографий, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, нитки, 2 цилиндра из неизвестного металла, сосуд с горячей (tг = 60° –70°) и холодной (tх = 10° – 15°) водой. Удельная теплоемкость воды cв = 4200 Дж/(кг × K).

   Задача 15. Определите модуль Юнга стальной проволоки.
Оборудование: штатив с двумя лапками для крепления оборудования; два стальных стержня; стальная проволока (диаметром 0,26 мм); линейка; динамометр; пластилин; булавка.
Примечание. Коэффициент жесткости проволоки зависит от модуля Юнга и геометрических размеров проволоки следующим образом k = ES/l, где l – длина проволоки, a S – площадь ее поперечного сечения.

   Задача 16. Определите концентрацию поваренной соли в выданном вам водном растворе.
Оборудование: стеклянная банка объемом 0,5 л; сосуд с водным раствором поваренной соли неизвестной концентрации; источник переменного тока с регулируемым напряжением; амперметр; вольтметр; два электрода; соединительные провода; ключ; набор из 8 навесков поваренной соли; миллиметровая бумага; емкость с пресной водой.

   Задача 17. Определите сопротивления милливольтметра и миллиамперметра для двух диапазонов измерений.
Оборудование: милливольтметр (50/250 мВ), миллиамперметр (5/50 мА), два соединительных провода, медная и цинковая пластины, соленый огурец.

   Задача 18. Определите плотность тела.
Оборудование: тело неправильной формы, металлический стержень, линейка, штатив, сосуд с водой, нить.

   Задача 19. Определите сопротивления резисторов R1, …, R7, амперметра и вольтметра.
Оборудование: батарейка, вольтметр, амперметр, соединительные провода, переключатель, резисторы: R1 R7.

   Задача 20. Определите коэффициент жесткости пружины.
Оборудование: пружина, линейка, лист миллиметровой бумаги, брусок, груз массой 100 г.
Внимание! Не подвешивайте груз на пружине, так как при этом вы превысите предел упругой деформации пружины.

   Задача 21. Определите коэффициент трения скольжения спичечной головки о шероховатую поверхность спичечного коробка.
Оборудование: коробка со спичками, динамометр, груз, лист бумаги, линейка, нить.

   Задача 22. Деталь волоконно-оптического соединителя представляет собой стеклянный цилиндр (показатель преломления n = 1,51), в котором имеется два круглых цилиндрических канала. Торцы детали заклеены. Определите расстояние между каналами.
Оборудование: деталь соединителя, миллиметровая бумага, лупа.

   Задача 23. «Черный сосуд». В «черный сосуд» с водой на нити опущено тело. Найдите плотность тела ρm, его высоту l уровень воды в сосуде с погруженным телом (h) и когда тело находится вне жидкости (ho).
Оборудование. «Черный сосуд», динамометр, миллиметровая бумага, линейка.
   Плотность воды 1000 кг/м3. Глубина сосуда Н = 32 см.

   Задача 24. Трение. Определите коэффициенты трения скольжения деревянной и пластмассовой линеек о поверхность стола.
Оборудование. Штатив с лапкой, отвес, деревянная линейка, пластмассовая линейка, стол.

   Задача 25. Заводная игрушка. Определите энергию, запасенную пружиной заводной игрушки (машинки), при фиксированном «заводе» (числе поворотов ключа).
Оборудование: заводная игрушка известной массы, линейка, штатив с лапкой и муфтой, наклонная плоскость.
Примечание. Заводите игрушку так, чтобы ее пробег не превышал длину стола.

   Задача 26. Определение плотности тел. Определите плотность груза (резиновой пробки) и рычага (деревянной рейки), используя предложенное оборудование.
Оборудование: груз известной массы (пробка маркированная); рычаг (деревянная рейка); цилиндрический стакан (200 - 250 мл); нить (1 м); деревянная линейка, сосуд с водой.

   Задача 27. Изучаем движение шарика.
Приподнимем на некоторую высоту над поверхностью стола шарик. Отпустим его и понаблюдаем за его движением. Если бы соударения были абсолютно упругими (иногда говорят упругими), то шарик всё время подскакивал бы на одну и ту же высоту. В действительности же, высота подскоков постоянно уменьшается. Уменьшается и интервал времени между последовательными подскоками, что явно ощутимо на слух. Спустя некоторое время подскоки прекращаются, и шарик остаётся на столе.
   1 задание – теоретическое.
   1.1. Определите долю теряемой (коэффициент энергетических потерь) энергии после первого, второго, третьего отскока.
   1.2. Получите зависимость времени от количества отскоков.

   2 задание – экспериментальное.
   2.1. Прямым методом, используя линейку, определите коэффициент энергетических потерь после первого, второго, третьего удара.
Можно определить коэффициент энергетических потерь, используя метод, основанный на измерении суммарного времени движения шарика с момента его бросания с высоты H до момента прекращения подскоков. Для этого вам предстоит установить зависимость общего времени движения с коэффициентом энергетических потерь.
   2.2. Определите коэффициент энергетических потерь, используя метод, основанный на измерении суммарного времени движения шарика.
   3. Погрешности.
   3.1. Сравните погрешности измерений коэффициента энергетических потерь в п. 2.1 и 2.2.

   Задача 28. Устойчивая пробирка.

  • Найдите массу выданной вам пробирки и её внешний и внутренний диаметры.

  • Вычислите теоретически, при какой наименьшей высоте hmin и наибольшей высоте hmax налитой в пробирку воды она будет устойчиво плавать в вертикальном положении, и найдите численные значения, используя результаты первого пункта.

  • Определите hmin и hmax экспериментально и сравните с результатами пункта 2.

Оборудование. Пробирка неизвестной массы с наклеенной шкалой, сосуд с водой, стаканчик, лист миллиметровой бумаги, нитка.
Примечание. Отклеивать шкалу от пробирки запрещается!

   Задача 29. Угол между зеркалами. Определите двугранный угол между зеркалами с наибольшей точностью.
Оборудование. Система из двух зеркал, измерительная лента, 3 булавки, лист картона.

   Задача 30. Шаровой сегмент.
Шаровым сегментом называется тело, ограниченное сферической поверхностью и плоскостью. При помощи данного оборудования постройте график зависимости объёма V шарового сегмента единичного радиуса r = 1 от его высоты h.
Примечание. Формула объёма шарового сегмента не предполагается известной. Плотность воды принять равной 1,0 г/см3.
Оборудование. Стакан с водой, теннисный шарик известной массы m с проколом, шприц с иглой, лист миллиметровой бумаги, скотч, ножницы.

   Задача 31. Снег с водой.
Определите массовую долю снега в смеси снега и воды на момент выдачи.
Оборудование. Смесь снега со льдом, термометр, часы.
Примечание. Удельная теплоёмкость воды с = 4200 Дж/(кг × °С), удельная теплота плавления льда λ = 335 кДж/кг.

   Задача 32. Регулируемый «чёрный ящик».
В «черном ящике», имеющем 3 вывода, собрана электрическая цепь, состоящая из нескольких резисторов с постоянным сопротивлением и одного переменного резистора. Сопротивление переменного резистора можно изменять от нуля до некоторого максимального значения Ro с помощью регулировочной ручки, выведенной наружу.
С помощью омметра исследуйте схему «черного ящика» и, предполагая, что число находящихся в нем резисторов минимально,

  • изобразите схему электрической цепи, заключенной в «черном ящике»;

  • вычислите сопротивления постоянных резисторов и величину Ro;

  • оцените точность вычисленных вами значений сопротивлений.

   Задача 33. Измерение электрических сопротивлений.
Определите сопротивления вольтметра, батарейки и резистора. Известно, что реальную батарейку можно представлять как идеальную, последовательно соединенную с некоторым резистором, а реальный вольтметр – как идеальный, параллельно которому включен резистор.
Оборудование. Батарейка, вольтметр, резистор с неизвестным сопротивлением, резистор с известным сопротивлением.

   Задача 34. Взвешивание сверхлёгких грузов.
Определить с помощью предложенного оборудования массу m кусочка фольги.
Оборудование. Банка с водой, кусок пенопласта, набор гвоздей, деревянные зубочистки, линейка с миллиметровыми делениями или миллиметровая бумага, остро отточенный карандаш, фольга, салфетки.

   Задача 35. ВАХ ЧЯ.
Определите вольт амперную характеристику (ВАХ) «чёрного ящика» (ЧЯ). Опишите методику снятия ВАХ и постройте её график. Оцените погрешности.
Оборудование. ЧЯ, ограничивающий резистор известным сопротивлением R, мультиметр в режиме вольтметра, регулируемый источник тока, соединительные провода, миллиметровая бумага.
Внимание. Подключать ЧЯ к источнику тока в обход ограничивающего резистора строго запрещается.

   Задача 36. Мягкая пружина.

  • Экспериментально исследуйте зависимость удлинения мягкой пружины под действием ее собственного веса от числа витков пружины. Дайте теоретическое объяснение найденной зависимости.

  • Определите коэффициент упругости и массу пружины.

  • Исследуйте зависимость периода колебания пружины от ее числа витков.

Оборудование: мягкая пружина, штатив с лапкой, рулетка, часы с секундной стрелкой, шарик из пластилина массой m = 10 г, миллиметровая бумага.

   Задача 37. Плотность проволоки.
Определите плотность проволоки. Ломать проволоку не разрешается.
Оборудование: кусок проволоки, миллиметровая бумага, нить, вода, сосуд.
Примечание. Плотность воды 1000 кг/м3.

   Задача 38. Коэффициент трения.
Определить коэффициент трения скольжения материала шпульки по дереву. Ось шпульки должна быть горизонтальна.
Оборудование: шпулька, нить длиной 0,5 м, деревянная линейка, закрепленная под углом в штативе, миллиметровая бумага.
Примечание. Во время проведения работы запрещается изменять положение линейки.

   Задача 39. Доля механической энергии.
Определите долю механической энергии, теряемой шариком при падении без начальной скорости с высоты 1 м.
Оборудование: теннисный шарик, линейка длиной 1,5 м, лист белой бумаги формата А4, лист копировальной бумаги, стеклянная пластинка, линейка; кирпич.
Примечание: при малых деформациях шарика можно (но не обязательно) считать справедливым закон Гука.

   Задача 40. Сосуд с водой «черный ящик».
«Черный ящик» представляет собой сосуд с водой, в который опущена нить, на которой закреплены два груза на некотором расстоянии друг от друга. Найдите массы грузов и их плотности. Оцените размеры грузов, расстояние между ними и уровень воды в сосуде.
Оборудование: «черный ящик», динамометр, миллиметровая бумага.

   Задача 41. Оптический «черный ящик».
Оптический «черный ящик» состоит из двух линз, одна из которых является собирающей, а другая - рассеивающей. Определите их фокусные расстояния.
Оборудование: трубка с двумя линзами (оптический «черный» ящик), лампочка, источник тока, линейка, экран с листом миллиметровой бумаги, лист миллиметровой бумаги.
Примечание. Допускается использование света удаленного источника. Приближать лампочку вплотную к линзам (то есть ближе, чем позволяют стойки) не разрешается.

Банк задач. Экспериментальные задачи олимпиадника

 Январь 24th, 2011 |   fizportal.ru

Банк задач. Экспериментальные задачи олимпиадника. Механика.


1. Определить скорость вытекания воды из водопроводного крана.
Оборудование: стакан цилиндрической формы, штангенциркуль, секундомер. [решение]

2. Исследовать зависимость скорости падения дробинок в глицерине от их радиуса.
Оборудование; измерительный цилиндр с глицерином, набор свинцовых дробинок различных размеров, линейка, секундомер, микрометр. [решение]

3. Определить массу груза.
Оборудование: динамометр, исследуемый груз, нить, масштабная линейка. [решение]

4. Определить массу шарика.
Оборудование: шарик неизвестной массы, прищепка для белья, спички, линейка, шарик известной массы. [решение]

5. Определить массу шарика.
Оборудование: два стальных шарика (один из них известной массы), пластилин, штатив, транспортир, Две нити равной длины. [решение]

6. Определить массу линейки.
Оборудование: ученическая линейка, пятикопечная монета или линейка и разновес. [решение]

7. Определить массу тела.
Оборудование: металлическая линейка, медная проволока малого диаметра, карандаш, тело неизвестной массы, штатив. [решение]

8. Определить массу водяной капли.
Оборудование: ведро с водой, маленький сосуд с широким горлышком, несколько однокопеечных монет, пипетка, мягкий карандаш. [решение]

9. Имеется 8 совершенно одинаковых по размеру и виду шаров, изготовленных из одного материала. В одном из шаров имеется полость. Найти шар с полостью, пользуясь весами, причем разрешается произвести только два взвешивания. Найти минимальное число взвешиваний, при которых будет определен полый шар, находящийся в группе с произвольным числом шаров.
Оборудование: 8 шаров, весы. [решение]

10. Определить силу, необходимую для того, чтобы опрокинуть брусок через точку O. Сила приложена в точке A параллельно верхнему основанию бруска (рис.).
Оборудование: деревянный брусок известной массы, линейка. [решение]

11. Определить давление, производимое стальной иглой при прокалывании медной пластины.
Оборудование подобрать самим. [решение]

12. Определить прочность нити.
Оборудование: грузы из набора по механике, транспортир, штатив, нить, гирька известной массы. [решение]

13. Определить жесткость резинового шнура.
Оборудование: два штатива с лапками, резиновый шнур, грузы известной массы, линейка. [решение]

14. Определить приближенное значение коэффициента трения песка о стекло.
Оборудование: песочные часы, линейка. [решение]

15. Определить коэффициент трения бруска о горизонтальный стол, если длина и ширина бруска меньше его высоты.
Оборудование: брусок, нить, линейка. [решение]

16. Исследовать зависимость КПД наклонной плоскости от угла ее наклона к горизонту.
Оборудование: трибометр, брусок, линейка ученическая, секундомер. [решение]

17. Стреляя из баллистического пистолета, установленного на столе, попадите, произведя только два выстрела, в картонную коробку, стоящую на полу (на столе).
Оборудование: баллистический пистолет, рулетка, коробка.
Примечание. Вначале разрешается произвести любое число выстрелов. Затем устанавливается коробка и разрешается произвести только два выстрела. [решение]

18. На каком максимальном расстоянии от центра диска электропроигрывателя может удержаться монета при вращении с заданной угловой скоростью?
Оборудование: проигрыватель, медная монета. [решение]

19. Придумать способ определения потенциальной энергии растянутого резинового шнура. [решение]

20. Определить максимальную скорость движения пальца руки.
Оборудование: камешек, линейка. [решение]

Банк задач. Экспериментальные задачи олимпиадника. Жидкости и газы.


21. Определить плотность камня.
Оборудование; камень, динамометр, нить, сосуд с водой. [решение]

22. Определить плотность деревянного бруска.
Оборудование: деревянный брусок, стакан с водой, линейка. [решение]

23. Определить плотность масла.
ОборудованиеU-образная трубка, линейка, воронка, сосуды с водой и маслом. [решение]

24. Определить плотность металла, находящегося в одном из двух кусков пластилина, если известно, что массы пластилина в обоих кусках одинаковы. Извлекать металл из пластилина не разрешается.
Оборудование: весы с разновесом, стакан с водой, штатив. [решение]

25. Определить плотность стеклянной палочки.
Оборудование: сосуд большого диаметра с водой, линейка. [решение]

26. Даны два цилиндрических тела (одинаковые по форме), изготовленные из одинакового вещества, с плотностью, меньшей плотности воды.
Известно, что одно тело однородное, а другое имеет внутреннюю полость со следующими характеристиками:
а) форма полости цилиндрическая; 
б) ось полости параллельна оси тела; 
в) длина полости практически равна длине тела. 
Определить плотность вещества тел, радиус цилиндрической полости, расстояние между осями полости и цилиндрического тела. 
Оборудование: два тела, линейка, деревянный брусок, сосуд с водой. [решение]

27. Определить отношение плотностей жидкости и тела.
Оборудование: линейка, два тела неизвестной массы из одинакового материала, сосуд с жидкостью неизвестной плотности, штатив, нить. [решение]

28. Определить путем взвешивания на несбалансированных весах вес тонкостенного сосуда без содержащегося в нем воздуха.
Оборудование: несбалансированные весы, балансировать которые перед взвешиванием не разрешается, разновес, тонкостенный сосуд, линейка. [решение]

29. Проделать опыт, позволяющий поднять картофелину со дна сосуда, наполненного водой и определить плотность картофелины, не прибегая к ее взвешиванию.
Оборудование подобрать самим. [решение]

Банк задач. Экспериментальные задачи олимпиадника. Теплота.


30. Определить количество теплоты, выделяющееся при скольжении тела по наклонной плоскости без начальной скорости.
Оборудование: наклонная плоскость, тело известной массы, линейка, секундомер. [решение]

31. Определить удельную теплоемкость металла.
Оборудование: металлический брусок, нагреватель, весы, термометр, сосуд для воды, нить, штатив. [решение]

32. При помощи 0,5 л горячей воды нагревают 0,5 л холодной воды. Как необходимо поступить, чтобы окончательная температура всей нагреваемой воды стала больше окончательной температуры нагревающей воды.
Оборудование: три термоса, тонкостенный сосуд, термометр. [решение]

33. Определить удельную теплоту парообразования воды.
Оборудование: сосуд с водой, калориметр, электроплитка, мензурка, секундомер, весы, разновес, термометр. [решение]

34. Определить удельную теплоемкость керосина.
Оборудование: весы без разновеса, песок, калориметр с известной удельной теплоемкостью, термометр, электроплитка, вода, керосин, два стакана. [решение]

35. Определить удельную теплоемкость свинца.
Оборудование: свинец (дробь) массой 0,15 − 0,20 кг, картонный цилиндр, термометр, линейка. [решение]

36. Определить мощность нагревателя.
Оборудование: нагреватель, калориметр, сосуд с водой, мензурка, термометр, секундомер. [решение]

37. Определить плотность воздуха.
Оборудование: насос Камовского, тарелка вакуумная с закрытым ртутным вакуумметром, весы рычажные технические на 500 г, разновес, барометр-анероид, термометр комнатный, стеклянный шар в защитном чехле. [решение]

38. Исследовать тепловые свойства кристаллического тела в интервале от комнатной температуры до 80 °С и определить его основные тепловые характеристики.
Оборудование: часы, термометр, нагревательный элемент, две пробирки с жидкостью известной удельной теплоемкости с, кристаллическое тело.
Примечание 1. Количество жидкости в обеих пробирках одинаково и равно mж. Масса кристаллического тела mк также известна (она невелика).
Примечание 2. Кристаллическое тело в данной жидкости не растворяется. [решение]

39. Определить атмосферное давление.
Оборудование: две стеклянные трубки, резиновая трубка, сосуд с водой, масштабная линейка, пробка. [решение]

40. Определить давление воздуха в шаре после откачивания из него воздуха с помощью насоса.
Оборудование: насос Камовского, шар для взвешивания воздуха, сосуд с водой, измерительный цилиндр, зажим.
Примечание. При откачивании воздуха шар должен находиться в защитном чехле. [решение]

41. Определить объем воздуха, удаляемого насосом Камовского за один цикл, и определить атмосферное давление.
Оборудование: насос Камовского, вакуумная тарелка с колпаком, манометр, линейка, математические таблицы. [решение]

42. Определить массу молекулы эфира.
Оборудование: стеклянный сосуд объемом 10 − 15 л, манометр, резиновые трубки, бюретки. [решение]

43. Определить молярную массу воздуха.
Оборудование: шар для взвешивания воздуха, насос Камовского, весы, разновес, резиновая трубка, зажимы, термометр, манометр. [решение]

44. Опытным путем определить скорость распространения пахучих веществ в воздухе комнаты.
Оборудование подобрать самим. [решение]

45. Определить среднюю квадратичную скорость молекул воздуха.
Оборудование: насос Камовского, весы с разновесом, стеклянная колба, стеклянные трубки с кранами, резиновые шланги, манометр. [решение]

46. Измерить коэффициент поверхностного натяжения воды.
Оборудование: две стеклянные пластинки, ванночка с водой, штангенциркуль. [решение]

47. Определить процентное содержание воды в снеге в начале опыта.
Оборудование: мензурка, калориметр, снег, термометр, сосуд с горячей водой. [решение]

Электродинамика


48. Определить сопротивление резистора.
Оборудование: источник тока, амперметр, резистор сопротивлением 4 Ом, исследуемый резистор, соединительные провода, ключ.

49. Определить знаки полюсов автомобильной аккумуляторной батареи.
Оборудование: переносная лампа А6-21 на 12 В, кусок проволоки, компас.

50. Измерить неизвестное сопротивление гальванометра.
Оборудование: два резистора с известными сопротивлениями r1 и r2, реохордR, гальванометр, источник тока, два ключа, соединительные провода, набор сопротивлений.

51. Три сопротивления соединены «звездой». Определить величины этих сопротивлений, если измерительные приборы нельзя подсоединять к контакту в точке О (рис.).


Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, ключ.

52. Определить удельное сопротивление проволоки, из которой изготовлен реостат.
Оборудование: реостат с известным сопротивлением, линейка, штангенциркуль.

53. Определить диэлектрическую проницаемость керосина.
Оборудование: звуковой генератор (ЗГ), электрический осциллограф, резистор, воздушный конденсатор переменной емкости, стеклянный сосуд, керосин, переключатель, провода.

54. Установить зависимость силы тока, при котором происходит плавление проводника, от его диаметра.
Оборудование: источник тока с регулируемым напряжением, набор медных проволочек разного диаметра, амперметр, микрометр.

55. Определить ЭДС источника, имея два различных вольтметра с небольшими неизвестными внутренними сопротивлениями.
Оборудование: вольтметры, источник тока.

56. Определить ЭДС неизвестного источника тока.
Оборудование: источник тока с неизвестной ЭДС, источник тока с известной ЭДС, два конденсатора одинаковой емкости, микроамперметр.

57. Не размыкая цепи определить действительные напряжения на сопротивлениях.
Оборудование: источник тока, вольтметр (лабораторный) на 6 В, соединенные последовательно сопротивления, ключ, соединительные провода.
Указание. Взять сопротивления, по величине близкие к сопротивлению вольтметра.

58. Построить график зависимости мощности электролампочки от напряжения.
Оборудование: лампочка на 3,5 В, батарея от карманного фонарика, вольтметр, магазин сопротивлений, ключ, соединительные провода.

59. Определить номинальную мощность лампы.
Оборудование: источник переменного, тока ВС-24, лампы на 36 В, вольтметр, конденсатор известной емкости, соединительные провода.

60. Измерить температуру раскаленной спирали электроплитки.
Оборудование: лабораторная электроплитка (на 200 или 300 Вт), электрическая лампа с прямой нитью накала на 4 В («звуковая» лампа из кинопроектора), лабораторные амперметр и вольтметр, омметр, выпрямитель (или батарея аккумуляторов), реостат, соединительные провода, штатив.

61. Определить величину элементарного заряда.
Оборудование: набор по электролизу, источник ЭДС, весы с разновесом, амперметр, секундомер, соединительные провода.

62. Какую цепь необходимо собрать, чтобы напряжение на лампе установить наиболее точно? Во сколько раз точность установки напряжения в случае использования двух реостатов будет больше, чем в том случае, когда используется один реостат? Как нужно включить реостаты, если для питания лампы нужно установить поточнее не напряжение, а ток?
Оборудование: два проволочных реостата R1 и R2 одинаковой длины, причемR2 ≈ 10R1 вольтметр, батарея аккумуляторов, переносная лампа (А6-21 на 12 В).

63. Определить массу иона меди.
Оборудование: набор Горячкина, весы, разновес, амперметр, раствор медного купороса, секундомер, источник постоянного тока.

64. Нарисовать и собрать схему для получения пилообразного напряжения при помощи неоновой лампы и других деталей и приборов, перечисленных ниже. Объяснить, как работает схема. Исследовать характер изменения полученного напряжения.
Оборудование: конденсатор, неоновая лампа, высокоомное сопротивление, источник тока − школьный кенотронный выпрямитель, осциллограф, ключ, соединительные провода.
Примечание. Неоновая лампа (НЛ) загорается, когда напряжение на ней достигает значения U1. При этом сопротивление лампы становится пренебрежимо малым. Когда напряжение падает до значения U2, лампа гаснет, ее сопротивление становится бесконечно большим.

65. Определить емкость конденсатора.
Оборудование: конденсатор, источник переменного тока, вольтметр, соединительные провода, резистор с известным сопротивлением.

66. Определить индуктивность катушки.
Оборудование: разборный школьный трансформатор с обмоткой на 127 В, источник переменного напряжения на 36 В, миллиамперметр и вольтметр переменного тока, омметр, соединительные провода.

67. Определить полюса подковообразного магнита,
Оборудование: подковообразный магнит, не раскрашенный в два цвета, осциллограф.

68. Определить величину индукции магнитного поля между полюсами подковообразных магнитов. Показать, что сила F, действующая на проводник с током в магнитном поле, прямо пропорциональна силе тока в проводнике.
Оборудование: электродинамическая рамка, штатив с принадлежностями, лабораторные весы с разновесом, лабораторный амперметр и реостат, источник постоянного напряжения на 4 − 6 В, два или три подковообразных магнита.

69. Определить экспериментальную зависимость индукции магнитного поля прямолинейного проводника с током от силы тока и расстояния до проводника.
Оборудование: выпрямитель ВС-24, проволочная рамка, амперметр, компас, линейка.

70. Как, применив формулы I = U/R и U = IR, создать счетную машину, которая производила бы в определенных пределах действия деления и умножения?
Оборудование: магазин сопротивлений, школьный амперметр (до 3 А) и вольтметр (до 4 В), выключатель, набор проводов, проволочный реостат.

71. Рассмотреть:
а) замкнутую цепь, состоящую из двух последовательно включенных аккумуляторов, магазина сопротивлений и неизвестного сопротивления  X;
б) последовательное включение сухого элемента и гальванометра с защитным сопротивлением. 
Предложить и объяснить такое подключение ветви «б» к цепи «а», которое позволит найти положение движка реохорда  X для случая отсутствия тока через гальванометр.
Определить по полученной схеме: 
1. Отношение разности потенциалов на зажимах двух последовательно включенных аккумуляторов к электродвижущей силе сухого элемента. (Разность потенциалов на зажимах обоих аккумуляторов считать постоянной.) 
2. Неизвестное сопротивление  X.
3. Такое условие для сопротивления  R, чтобы задача имела решение.
Оборудование: два железо-никелевых аккумулятора, сухой элемент, реохорд (однородный провод неизвестного сопротивления X, натянутый вдоль миллиметровой шкалы, снабженной скользящим контактом), магазин сопротивлений (включено сопротивление величиной R), гальванометр (нулевое деление находится посередине шкалы) и защитное сопротивление.

72. В каждом из пяти закрытых непрозрачных ящиков вмонтирована одна из деталей или электрических цепей, приведенных на рисунке.


Выводы присоединены к наружным клеммам. При помощи измерений определить, что находится в каждом ящике. 
Оборудование: источник постоянного тока, источник переменного тока, авометр.

73. В непрозрачных и наглухо закрытых ящиках находятся по три резистора сопротивлением 11 и 2 Ом. Требуется определить возможные схемы их соединения, если из ящика выведены лишь три клеммы (рис.).


Оборудование: источник тока, амперметр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!