Пояснительная записка.
Программа хореографической студии рассчитана на детей 7-8 лет
Срок реализации - 1 год.
Педагогическая целесообразность.
Танец позволяет ребёнку выразить эмоции в пластике, научиться понимать музыку, получать удовольствие. Танец позволяет человеческой личности раскрыться в следующих трех направлениях:
формирование представлений о собственном теле;
самопознание, выделение и раскрытие качеств личности;
установление гармоничных позитивных межличностных отношений
Язык движений помогает познавать такие категории, как пространство (каково мое личное пространство; кого я могу допустить в него; могу ли я его расширить); ритм (в каком ритме я живу; какой ритм движения наиболее комфортен для меня; способен ли я переключаться с одного ритма на другой); вес (легко или тяжело мое тело; насколько велико мое «сцепление» с землей, мое давление на нее; каков вес моего тела в сравнении с другими телами; существует ли связь между весом моего тела и его подвижностью); движение (какова направленность моих движений; не двигаюсь ли я хаотично; равномерно ли мое движение).
Все это способствует установлению прочной связи между физическими и психическими проявлениями человека. В танце становятся явными некоторые черты личности, ее внутренние скрытые и подавленные желания, ее конфликты, барьеры и ограничения. Особенно танцы рекомендованы тем, кто не уверен в себе, подвержен депрессиям и страхам. В танце проявляется индивидуальность ребёнка. При различных психологических состояниях танец будет приобретать, соответственно, разные эмоциональные черты.
Актуальность программы.
Танец даёт возможность ребёнку достичь самовыражения и избавиться от напряжения и неудовлетворенности, стать более открытым. Благодаря танцу, дети начинают лучше понимать друг друга, между ними завязываются совершенно новые отношения. Танец позволяет избавиться от страхов в общении, стать полноценным членом коллектива, объединенного общими целями; делать выбор, принимать решения и осознанно развиваться, делая свою жизнь все более интересной.
Программа обеспечивает формирование базовых умений и навыков в таком виде деятельности, как хореография. Программа предусматривает систематическое и последовательное обучение, однако руководитель студии может вносить изменения в проведение занятий в соответствии с уровнем общего и музыкального развития обучающихся и непредвиденными изменениями в графике творческих событий.
Новизна данной программы в том, что обучающиеся ДДТ знакомятся с азами хореографии фламенко и имеют возможность сравнить стили русского танца со стилями испанского, что нетипично для провинциальной хореографической студии.
Отличительная особенность программы:
данная программа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы общения с ровесниками, уделять внимание своим чувствам, принимать их без отрицания и подавления, а также знакомит обучающихся с культурой народов мира.
Основные принципы - "от простого к сложному", "от медленного к быстрому ", "от эмоций к логике", "от логики к ощущению». Предусмотрен также холистический принцип, т. е. принцип целостности, где триада « мысль - чувство – поведение» рассматривается как единое целое.
Цель программы -
научить детей владеть выразительными средствами танца, способствовать их физическому развитию, совершенствованию общей и эстетической культуры.
Задачи программы.
1. Укрепление здоровья.
2. Совершенствование психомоторных функций
3. Развитие творческих и созидательных способностей. Развитие мотивации к познанию и творчеству.
4. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.
5. Профилактика асоциального поведения.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы. Данная программа рассчитана на детей 7-8 лет.
Программа реализуется на базе МБОУ ДО Бутурлиновский Дом детского творчества.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы реализации программы.
В работе с детьми будут использоваться танцевальные тренинги, игры, мастер-классы, посещения концертных программ, выступления на танцевальных площадках, участие в заочных конкурсах.
Структура занятия:
Разогрев
Телесный тренинг – базовые упражнения и работа со всем телом. Разучивание базовых движений.
Игра с движением – ритмическая игра. Понимание движенческих контрастов: большой - маленький, быстрый – медленный, длинный – короткий и т. д.; Минута расслабления; Свободные упражнения – игра с движениями и импровизация;
Релаксация.
Режим занятий
Обучающиеся занимаются в группе 3 раза в неделю.
Ожидаемые результаты:
- сформировать умение выполнить базовые упражнения, совершенствовать навыки;
- сформировать умение различать танцевальные стили и двигаться, воспроизводя ритм предлагаемой музыки;
- навык работы с образами и владение предметами.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в совместных праздниках;
- участие в концертных программах школы и города
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Введение в новый курс хореографии. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Повторение. Ритмико-гимнастические упражнения под музыку Игровой стретчинг. Упражнения на укрепление мышц спины, брюшного пресса,тазового пояса, бёдер, плечевого пояса, на укрепление позвоночника, на развитие стоп. | 4 | 0,5 | 3,5 |
3 | Повторение. Работа с пространством. Умение держаться на танцполе, на сцене. Занятия в кругу, в линии, в диагонали. Разновидности шагов в русском и испанском танцах. Позиции ног, положения рук. Прыжки. Арабески. Сочетания шагов, прыжков, поворотов( вуэльт) в русском и испанском танцах. | 4 | | 4 |
4. | Знакомство с простейшими видами пальмаса. Сочетание пальмаса и сапатео (дробей) | 14 | 2 | 12 |
5 | Техника сапатео (дробей). Тренинги | 24 | 0 | 24 |
6 | Разучивание поворотов и простых вращений. Тренинги | 10 | 0 | 10 |
7 | Знакомство с характерными движениями испанской румбы. Характер, настроение танца. Разучивание рисунка танца, отработка движений. | 32 | 2 | 30 |
8 | Репетиция танца. Отработка движений под музыку. | 34 | 0 | 34 |
9 | Постановка танца « Rumbitas». Движение под музыку. Тренинги. | 18 | 0 | 18 |
10 | Подготовка к конкурсам. | 11 | 0 | 11 |
11 | Повторение. Упражнения для рук: Различные виды шагов в сочетании с работой рук и корпуса. Бег: на полупальцах,перескоки – притопы – бег -шаги. Прыжки, танцеваль- ные элементы русско го танца. Сопоставле ние с элементами испанского танца. | 12 | 0 | 12 |
12 | Повторение знакомых движений испанского танца. Постановка испанского танца для детей в стиле фламенко фьюжен. | 12 | 1 | 12 |
13 | Тренинги. Коррекционная работа над постановкой | 30 | 1 | 29 |
14 | Повторение изучен- ных практических упражнений, теорети ческих понятий. | 6 | 2 | 4 |
15 | Отчёт. | 2 | 0 | 2 |
Итого : | | 216 ч. | | |
Содержание изучаемого курса
1 раздел программы.
Ритмико-гимнастические упражнения: основные движения под музыку на 2/4 и 4/4: ходьба, бег, прыжки. Начало и окончание движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передача характера музыки, темпа. Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку с предметами и без них. Выполнение различных движений под музыку (ловля, катание, работа с платком).
2 раздел программы.
Упражнения с платком, , шарфом, знакомство с пальмеросом для передачи сильной и слабой долей в знакомых музыкальных произведениях. Повторение предложенного музыкального ритмического рисунка и передача простых песенных ритмов с помощью пристукиваний.
3 раздел программы.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку: свободное естественное движение под четко ритмически организованную доступную музыку.
Определение сильных и слабых долей такта и свободная передача их притопами, хлопками и другими формами движения. Простейшие подражательные движения под музыку.
4 раздел программы.
Базовые движения основных танцевальных направлений. Разучивание и отработка шагов, дорожек, связок, вращений, прыжков. Растяжка. Волны.
1 тема. «Познание своего тела.». Дать понятие об основных средствах музыкального ''языка": звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика. Разучивание движений через несложные музыкальные формы. Формирование чувство ритма, музыкального слуха, памяти, музыкально - эстетического чувства.
Использование разнообразных форм движения с музыкальным сопровождением: ходьбы, бега, прыжков, подскоков, гимнастических и танцевальных упражнений, а также ритмических упражнений с предметами. Чередование нагрузок и отдыха, напряжения и расслабления.
2 тема. «Работа с пространством».
Межпредметные связи : занятия танцами связаны с музыкальным искусством музыки, т. к. мы танцуем под музыку и выражаем характер музыки через танец. Дети знают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, умеют различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с началом музыкальной фразы. Прослеживается связь между танцем и физкультурой: и по строению занятия, и по его насыщенности. Начиная с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждое занятие имеет конкретную цель - натренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. Именно это позволяет детям адаптироваться в окружающем пространстве.
3 тема. «Снятие телесных зажимов.» Создание положительного эмоционального фона на каждом занятии обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара, планированием занятия с учетом достижений каждого ученика. На занятиях важно поощрять малейшие успехи каждого, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливо относиться к учащимся, учитывая индивидуальные особенности развития и их коррекцию для подготовки к общественно-полезной деятельности. К числу недостатков психического развития относится задержка в развитии эмоционально - волевой сферы, недостаточная познавательная активность и сформированность интеллектуальной деятельности, малый объем памяти, бедность речи и др. В сочетании с быстрой утомляемостью это серьезно тормозит обучение детей. Таким образом, возникает необходимость искать пути и средства обучения, позволяющие учащимся полностью усваивать основы наук в соответствии с программой общеобразовательной школы.
Специальные упражнения по снятию телесных зажимов учат детей адаптации к различным жизненным ситуациям и помогают преодолеть нерешительность.
4 тема. «Работа с образами». Включает упражнения по формированию фантазии детей, осмыслению предложенной темы и быстрому ее воспроизведению средствами движения. Разучивание движений, отражающих внутренний мир человека.
5 тема. «Работа с предметами». Предполагает формирование умения координировать движения, использовать предмет в качестве «союзника». Простые способы использования предметов: стульев, платков, трости, веера, кастаньет и т.п.
6 тема. «Работа с партнером и группой». Разучивание движений , формирующих внимание, взаимовыручку, координацию движений. Упражнения по преодолению ложной застенчивости и формированию доверительных отношений в паре, группе.
Методическое обеспечение – работа в парах, группах, экскурсии в народный танцевальный ансамбль, соревнования, баттлы, конкурсы, фестивали, мастер-классы.
Техническое оснащение: ноутбук, колонки, флеш-накопитель, реквизит. Детям необходимо иметь легкую свободную одежду, чешки, мокасины, кроссовки, туфли.
Список литературы
1. Мифы и легенды народов мира, т.2 - М.: Сов. Энциклопедия. 1990
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: "Прогресс", 1993
3. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. - Ярославль, 1994
4. Козлов В. В. Истоки осознания - Мн.: "Полибиг", 1995
5. Roth G. March to Extasy: Teaching of Urban Shaman. - NY, 1987
6.Интернет-ресуры.